Казалось бы, какие ещё сюрпризы может преподнести перезапуск игры 16-летней давности?
29 мая разработчики WoW Classic применили хотфикс, изменивший и существенно расширивший количество точек появления Чёрного лотоса. Изменение, сильно упростившее охоту за дорогим реагентом, было ответом сообществу, неделями негодовавшему из-за сложившейся ситуации.
На нескольких крупных серверах (в частности, на американском Whitemane) Чёрный лотос честным путём было просто не достать, а цены на него были завышены настолько, что рядовой игрок разорился бы после покупки даже пары штук редкого цветка.
Для чего нужен Чёрный лотос
Изначально Чёрный лотос был одной из самых редких трав в классическом World of Warcraft. Редким он был из-за таймеров респауна и мест сбора — повторно после сбора цветок появлялся в среднем через час, найти его можно было лишь в четырёх высокоуровневых локациях, а в пределах каждой зоны могло быть только по одному такому цветку.
Это ограничение, перекочевавшее в Classic из оригинального WoW, делало Чёрный лотос очень ценной травой — она была обязательным реагентом для мощных настоек в Classic. В частности, Лотос был нужен для Настоя великой силы — лучшего рейдового расходника для всех кастеров на протяжении всей «Классики».
И в искусственных технических ограничениях вроде бы не было ничего плохого, ведь эта трава на то и редкая, чтобы можно было её дорого продать или сделать из неё не менее дорогие материалы. Но разработчики и игроки не учли, что 16 лет технологий и коллективного рыночного разума могут породить настоящую мафию даже в игре, дизайн которой подобных ходов не предусматривал.
That’s how mafia works
Как минимум одна вещь, которую разработчики не предусмотрели — мультибокс. Фактически мультибокс в World of Warcraft не запрещён, хоть и не поощряется рядовыми игроками — покуда человек не использует ботов, он волен играть хоть с одного аккаунта, хоть с десяти, никаких ограничений нет.
В большинстве своём Classic, в отличие от современного WoW, не очень хорошо заточен под мультибокс. Фармерские правила актуала в «Классике» не работают, и дополнительным аккаунтам здесь находится мало применения. Однако в какой-то момент группа игроков заметила, что даже мёртвый персонаж 1 уровня в форме призрака способен видеть ноды трав. И что этих персонажей 1 уровня можно оставлять в несколько окон возле всех известных точек появления Чёрного лотоса в качестве «живых камер».
Так появилась Мафия Чёрного лотоса.
Система работала следующим образом: на все точки потенциального респауна травы ставились первоуровневые призраки-«камеры», которые следили за появлением. Если Лотос появлялся — хозяин системы заходил в игру другим персонажем, тоже стоявшим на нужной точке, но живым и с соответствующим навыком травничества. Он собирал траву и снова выходил, оставляя «камеру». Схема продолжала работать.
При такой системе внутренний рынок на сервере оказался полностью в руках небольшой группы людей. Рядовой игрок при таких раскладах не успевал даже увидеть цветок — его автоматизированно собирали раньше, чем кто-то мог что-либо предпринять.
Естественно, игроков это не устраивало. Но так как по факту мультибокс в игре не запрещался — с этим нельзя было ничего сделать.
Проблема довольно быстро набрала обороты — другие «группировки» и мультибоксеры подключились к схеме и на других серверах. Цены на Лотос начали взлетать — например, на сервере Whitemane, больше остальных пострадавшем от действий мафии, цены на Лотос перевалили за отметку в 300 золотых.
Чтобы понимать, насколько это много, достаточно привести простое сравнение: эпическое средство передвижения, одно из самых дорогих удовольствий в игре и очень высокая планка для среднестатистического игрока, стоит 900 золотых даже с учётом репутационной скидки в 10%.
Таким образом, всего лишь три Лотоса стоили как эпический маунт. В подобных реалиях приходилось либо разоряться, либо оставаться без лучших рейдовых расходников.
Порой доходило до абсурда — например, на сервере Shazzrah предлагали Лотос по 40 польских злотых (700 рублей или 10 долларов) за штуку.
Естественно, игроки были в ярости. Молчание и бездействие разработчиков привели к тому, что форумы и сабреддит r/classicwow оказались заполнены негативными постами от игроков, требовавших хоть какого-нибудь ответа.
Blizzard вынуждена была вмешаться.
#SomeChanges
28 мая разработчики анонсировали изменения в работе Чёрного лотоса. Согласно им, точек появления должно было стать гораздо больше, а время респауна данной травы должно было существенно сократиться. Помимо прочего, разработчики анонсировали грядущие изменения в работе «призраков» — теперь траву в форме призрака могли видеть только высокоуровневые игроки с достаточно развитым навыком травничества.
Цены на лотос начали стремительно падать. Игроки ликовали. Это была победа здравого смысла.
Нашлись и те, кого подобные расклады не устроили. Так, на форуме появилось полное гнева письмо от одного из фармеров, лишившихся своего заработка после изменений.
Всё это в очередной раз поставило вопрос правильности изменений, вносимых в игру. С одной стороны, одной из главных идей «Классики» была концепция «No Changes» — сделать так, чтобы игра оставалась в своём первозданном виде без изменений, со всеми её неровностями и шероховатостями.
С другой, этот концепт не учитывает 16 лет прогресса — как с технической стороны, так и в плане сообщества. 16 лет назад мультибокс был очень ограничен технически (слабые компьютеры и медленный интернет), а сегодня его может себе позволить практически каждый.
На релизе оригинального World of Warcraft база знаний была скудна, люди просто играли ради игры, и каждый рейд казался сложным — сегодня же рейды закрываются за полчаса, все гонятся за логами, все знают свои оптимальные расходники и бис-листы. 16 лет назад большинство игроков зарабатывало как умело, а сегодня в ходу аукционные аддоны с подробной информацией о ценах, мультибокс, бусты в подземельях за золото, RMT-рейды и коммерческие гильдии.
В конце концов, 16 лет назад, на старте оригинальной игры, проблемы ботов, очень актуальной сейчас, не существовало как концепции. И сегодня «классическому» опыту приходится как-то выживать рядом с бесконечной гонкой за цифрами, цинизмом и коммерцией, просочившимися из актуального WoW.