Лучше поздно, чем никогда
Первая Mafia, сделанная чешской студией Illusion Softworks в 2002 году, уже давно стала классикой. Америка 30-х — фетровые шляпы, время Великой Депрессии и осознание того, что заработать теперь можно иначе. Эта история о том, как на это клюнул обычный таксист, а еще о том, что мафия никогда ничего не забывает и не прощает.
Ремейки создают не только для прожжённых фанатов оригинала, но и с желанием привлечь новую аудиторию. Definitive Edition блестяще с этим справляется. Некоторые архаизмы ушли в прошлое, будь то мертвый мир за окном автомобиля или зубодробительная сложность «той самой» гонки. Сейчас успешные издатели, желающие заработать, напротив, стремятся сделать открытый мир как можно более живым и правдоподобным. И ровно так же, больше они не встраивают в сюжетные игры сложнейшие, с максимально неудобным управлением миссии. В каком-то роде дух оригинала утрачен, но проблема ли это? У каждого свой ответ.
Ремейк 2020 года, созданный с нуля Hangar 13, вряд ли мог быть лучше. Mafia III, будем честны, худшая игра серии. Руководство студии винит в случившемся жадного издателя, но факт остается фактом — гринд, растягивание сюжета по времени и множество багов испортили проект. Игру, в сущности, неплохую, довольно современную и понятную большинству геймеров. Свои лучшие качества Hangar 13 перенес и в ремейк. А так как базу оригинальной Mafia, с восхитительным сюжетом и набором интересных заданий в разнообразных локациях они решили не менять, на выходе мы получили крайне качественный продукт игростроя. В первую очередь, порекомендую его тем, кто не успел ознакомиться с оригиналом. У вас не будет завышенных ожиданий, не накроет с головой ностальгия и не захочется жаловаться на извечную тему, якобы раньше было лучше.
Разберем ремейк по кусочкам. Визуально игра «богаче» Mafia III, одинаково хорошо выглядит ночью и днем, при солнечном освещении и в дождь. Уверен, старые фанаты, увидев это пиршество, испытали вау-эффект. Если удивлены подобной реакцией, признайтесь — оригинал вы пропустили. Можете рискнуть и запустить его, той графике уже 19 лет! Множеству классических игр 90-х и 2000-х для признания современными игроками будто не хватает графического улучшения, хотя бы HD-текстур и динамического освещения. Делай — не хочу, столько классики, которая пылится в наших steam и gog-библиотеках. Однако лицензии, права и вся эта юридическая муть обычно не оставляет культовым проектам шанса на ремейк. Поэтому возрождение Mafia необходимо ценить и надеяться на прецедент — благо продажи перезапусков игр в серии Resident Evil стали катализатором для многих издателей.
Что изменилось в геймплее? Игру осовременили: среди базовых механик появились укрытия, стелс, и полноценный рукопашный бой с уклонениями. Нетрудно понять, откуда растут рога — приблизительно так же игралась последняя номерная часть. И Томми Анджело повадками и «физухой» стал походить на ветерана Вьетнама Линкольна Клея. Новый Томми дерется как профессионал, еще и стреляет по головам куда успешнее старого. Это нарушает целостность героя, спустя время забываешь о его мирном прошлом. По сути, мы играем за наемного убийцу, вот только Анджело не проходил войну, в отличие от других героев серии — Скалетты и Клея.
Ну а стелс прикрутили дабы разнообразить рутину из поездок и перестрелок, смотрится он вполне уместно. Уж побольше аркадных нововведений вроде специальных маркеров, помогающих скрыться от погони. Зачем их вставили решительно неясно, погони даже на классическом уровне сложности не представляют особого вызова, а полиция так вообще слишком быстро теряет игрока из виду.
Режиссура ремейка — отдельный повод для разговора. Некоторые постановочные сцены в перестрелках и погонях прямо-таки завораживают дух. Это сильная сторона игра, ее отметил даже создатель оригинала, Даниэль Вавра. Обычно этому геймдизайнеру не нравится ничего, что создавали в серии после его ухода, так что это нешуточный комплимент. Постановка кадра, медленные и быстрые наезды камеры, освещение каждой отдельной сцены — разработчикам было что продемонстрировать еще и благодаря куда большему числу постановочных роликов. Спасибо сценарной команде, которая перелопатила оригинал: взяв главное — и добавив немалое число диалогов и сцен. Герои ремейка иначе раскрываются, мы больше узнаем об их желаниях и страхах, лучше понимаем мотивацию. Характеры так и вообще прописаны другие. Здешнего Томми больше не назвать «тюфяком», Поли стал куда дурачливее, а Сэм — жестче, мы больше видим его «темную» сторону. Многим это не понравится, с другой стороны, студия имела право на свое видение истории и этих персонажей. Когда каждая поездка сопровождается интересными диалогами и взаимодействием героев, игре это только в плюс, а напарники Томми выглядят вполне себе живыми людьми со своими проблемами, тревогами и радостями.
Немаловажной частью оригинала была музыка и, к сожалению, здесь не удалось выдержать такой уровень. Саундтрек просто неплохой, он выполняет свою функцию, делая игру атмосфернее. Но песни не врезаются в память, их не хочется отыскать и включать в повседневной жизни, как это было с треками Джанго Рейнхардта.
Главной проблемой ремейка считаю подход геймдизайнеров к сюжетным локациям. Illusion Softworks когда-то блестяще справились с этой задачей. Томми приезжал в условный порт — и у него полная свобода действий, иди куда хочу, решай задачу как хочу. В ремейке же мы этого лишены, строгий коридор и никакого пространства для экспериментов, просто иди вперед и стреляй. Грустно, что разработчики удосужились воссоздать прикольные механики реалистичной перезарядки и выписки штрафа полицией, но убили в корне дух «открытых» локаций оригинала.
При этом, они оставили структуру «миссия за миссией», не давая игрокам побегать в опенворлде и чем-нибудь себя занять. Для этого есть режим «прогулки», вот только наполнить его забыли и вручную созданных заданий там максимум на 3–4 часа. Разработчики оригинала себе такого не позволили, и четкое разделение режимов в их игре было куда понятнее. Выскажу непопулярное мнение, Hangar 13 стоило разбавить сюжетные задания различными активностями. Это бы привнесло больше баланса, и приблизило игру к столь любимой массами GTA V, что увеличило бы продажи.