Любовь, неоднозначный подтекст и величие "Леона"

Любовь, неоднозначный подтекст и величие "Леона"

Леон — фильм французского режиссера Люка Бессонна, сценарий которого был написан всего лишь за 30 дней. Бессон — крайне неординарная личность в мире киноискусства. Благодаря Люку появились такие легендарные кинокартины, как «Никита», «Подземка», «Пятый элемент», а также первая часть серии «Такси». Но в то же время в фильмографии француза затесались довольно сомнительные проекты по типу многострадальной «Жанны Дарк», серия фильмов про «Артура и минипутов» и скучнейший «Валериан и город тысячи планет». Кто-то считает Бессона настоящим спасителем художественного кино. Чуть ли не посланником из другой вселенной со своим необычным авторским виденьем и идеями, которые будут обсуждаться через века. А кто-то переоцененным бездарем, который на протяжении всей своей карьеры мнил из себя настоящего гения, попутно тратя миллионы долларов на реализацию безвкусных проектов. Но, как говорится, сколько людей, столько и мнений.

Однако мало кто будет спорить, что криминальная драма «Леон» стала настоящей классикой своего жанра. Забегая наперед могу сказать, что к фильму и его подтекстам можно относится по разному, но отрицать огромнейший вклад не просто в развитие жанра, а в развитие всего киноискусства глупо. Подводя итог всего вышеперечисленного, а также повторный просмотр картины уже в осознанном возрасте, вдохновило меня на написание подробного эссе о великом и ужасном «Леоне».

Сюжет и герои

Леон — профессиональный наемный убийца, способный выполнить любой заказ. Убить влиятельного мафиозного босса — не проблема. Расправится за несколько минут с огромным отрядом вооруженной охраны — также не проблема. Леон — настоящая машина для убийств. Однако киллер работает не сам. Пожилой, но не менее опытный мафиози Тони дает Леону «работу», попутно заменяя ему отца и наставника. Из-за трагических событий 30-ти летний давности Леон вынужден был покинуть родную Италию, отправившись в объятия каменных джунглей Нью-Йорка. Поселившись в Маленькой Италии, районе мегаполиса, он и знакомится с будущим «работодателем». Однако давайте не будем забегать наперед и вернемся в 1994 год.

Одинокий киллер все также продолжает жить в итальянском районе города, в небольшой квартирке вместе со своим «другом» — цветком Аглаонемой. Возвращаясь домой с очередного дела, он увидел сидящую на лестничной клетке девочку по имени Матильда. Матильда — средний ребенок в семье, в довольно таки маргинальной семье. Помимо нее в квартире по соседству с Леоном живет ее маленький братик, стервозная сводная сестра, бандит отец и распутная мачеха. Отец Матильды решает сотрудничать с коррумпированными полицейскими, а именно с главой департамента по борьбе с наркотиками Норманом Стэнсфилдом. Потеряв часть отданной ему партии кокаина, отец Матильды вместе со всеми членами его семьи, за исключением самой девочки, были расстреляны в собственном дома. Маленькая девчушка, возвращаясь с продуктового магазина, увидела лежащие в дверном проеме квартиры тела родственников. Недолго думая, перепуганная и заплаканная Матильда подошла к двери своего загадочного соседа в надежде, что тот откроет дверь. После нескольких минут сомнений Леон впускает Матильду в квартиру и начинается основной сюжет.

Покончив с завязкой, я буду останавливаться лишь на определенных событиях и попытаюсь больше сконцентрировать внимание на самих персонажах и их окружении. Ведь, как мне кажется, Леон — это фильм не про сюжет, а про взаимоотношения совершенно разных и непохожих друг на друга людей. Сказав, что сюжет в картине является лишь фикцией и он нужен лишь для того, чтобы чуть более подробно раскрыть персонажа, будет преступлением. Ведь сюжет Леона имеет полноценную, качественно построенную трехактную структуру со своей «завязкой», «конфронтацией» и «развязкой». А сама история вышла очень глубокой и в какой-то степени поэтичной.

Символизм, неоднозначный подтекст и любовь

Как я и упомянул выше, Матильда и Леон разные на столько, на сколько это только возможно. Но это лишь на первый взгляд. Леон -спокойный, хладнокровный, расчетливый, но в тоже время неприспособленный к социальной и бытовой жизни мужчина средних лет. В то же Матильда -вспыльчивая, непривыкшая думать о дальнейших последствиях девушка. Можно сказать, что Матильда — самый обычный подросток. Но это не совсем так. Матильда -подросток, который с детства жил в семье без необходимой для ребенка заботы, в семье, где не порицается как физическое, так и ментальное насилие. Исходя из этого можно сделать вывод, что Матильда сформировала себя такой, какая она есть, самостоятельно. Она не стесняется ругаться матом, она ни капли не сомневается в принятых ею решениях. Она с самого детства привыкла ухаживать за собой и за маленьким братиком сама. Матильда — это самостоятельная женщина с повадками самого обычного подростка. Ее броский стиль одежды, манера поведения выдает в ней ту самую маленькую неуверенную девочку, которая пытается получить хоть чье-то внимание и любовь.

Недостаток и потеря любви — это, в принципе, одна из главных тем всей картины. Мы видим, как Леон любит свой драгоценный цветок. Даже не зная о дальнейшем сюжетном твисте, о котором подробнее поговорим чутка позже, зритель понимает, что Леон — это глубоко травмированный человек. Если же смотреть на Матильду, то мы можем наблюдать, как она пытается подарить брату любовь и заботу, которой у нее не было. Но в то же время Матильда не может справится со всем одна, потому что сама все еще является ребенком. В одной из сцен мы видим, как отцу девочки звонит директор ее школы, говоря, что та прогуливает уроки, на что Матильда отвечает: «Матильда умерла». Из-за недостатка любви со стороны близких людей, девушка, в столь юном возрасте, потеряла смысл жизни. Единственным светлым лучиком был ее маленький братец, который буквально через время был зверски убит.

Как бы это очевидно не звучало, но сцена, когда Леон открывает Матильде дверь, является переломной для обоих персонажей. Как мне кажется, открывающаяся дверь и последующий свет солнца, который омывает лицо девушки — это своеобразный символизм. Попытка показать, что за все прожитые годы день, когда была убита вся ее семья, стал как самым тёмным, так и самым светлым в ее жизни. Если не брать в учет все предшествующие события, то Леон — тот самый лучик света, который подарил ей надежду на столь желанную заботу и любовь. Леон — это первый человек в жизни Матильды, который поставил ее интересы превыше своих.

По ходу сюжета мы чуть подробнее узнаем историю самого киллера. Будучи 19-ти летним юношей, Леон был безумно влюблен в одну девушку из знатной семьи. Но ее отец был в гневе, что его дочь не то чтобы встречается с самым обычным парнишкой, а в принципе находится с ним. И однажды, будучи в порыве ярости, итальянец убил свою дочь. Спустя время Леон впервые убил, отомстив за возлюбленную. После чего отправился в Нью-Йорк, где работал его отец.

При просмотре картины может показаться, что Леон является умственно отсталый, но это не совсем так. По сценарию Леон был здоровым человеком, без каких либо отклонений. Но Жану Рено, который его и сыграл, показалось, что будет более правильно добавить герою некой чудаковатости, и попытаться наделить киллера чертами людей с умственными проблемами, чтобы у зрителя не возникло вопросов и опасений о довольно близком контакте между взрослым мужчиной и маленькой девочкой. Но как бы Рено не пытался, определенные ассоциации все равно посещают головы зрителей. Если анализировать жизнь Леона, то те особенности, которыми Жан Рено решил наделить своего героя, вполне себе сочетаются с самим персонажем. Из-за серьезной психологической травмы в юном возрасте у киллера действительно могли начаться психологические проблемы, из-за которых герой не может забыть об утрате, проживая один и тот же день уже три десятка лет, что подтверждает фраза Леона «А я уже достаточно стар, и теперь мне надо повзрослеть». Главный герой прекрасно понимает, что ему далеко за 30, но из-за определенных событий в его жизни и из-за рода его деятельности он как был 19-летним юношей, так в душе таковым и остался. Подтверждением этого является молоко, которое Леон пьет практически в каждой сцене. В кинематографе есть специальный термин, так называемый «эффект молока». Молоко — это символ добра и детской невинности. Но о какой невинности может идти речь, если Леон «выкосил» чуть ли не половину Нью-Йорка. Но в этом и кроется особенность Леона. В душе он все еще наивный, местами глуповатый, неприспособленный к взрослой жизни ребенок.

Возвращаясь к отношениям Матильды и Леона, мы можем видеть, как они эволюционируют с каждой новой сценой. Постепенно Леон учит девочку мастерству убивать, а она в свое время пытается научить киллера грамоте и познакомит его с миром искусства, рассказывая и показывая Мэрилин Монро, Клинта Иствуда, Фрэнка Синатру и многих других великих деятелей искусства 20-го века. Герои настолько сближаются, что со временем отношения Матильды и Леона похожи на отношения отца и дочки. Но действительно ли это так?

В какой-то из моментов Матильда признается Леону в любви, из-за чего тот проливает на себя молоко. И многим, включая меня, этот момент показался излишним. Ранее упомянутая разница в возрасте, из-за которой Жан Рено наделил своего персонажа личностными особенностями, очень сильно напрягала всех, кроме Люка Бессонна. У режиссера была задумка, которую никто не понял, либо всячески пытался не понимать. Многие говорили, что речь идет о вышеупомянутых отношениях между отцом и дочерью, но это не так, ведь на протяжении третей четверти картины Матильда только и делает, что говорит о сексе и пристает к Леону. В ответ на что Леон всячески пытается ее игнорировать ее и делает вид, что ничего не понимает. Это прекрасно демонстрируется в сценах, когда Леон вместе с Матильдой сидит в ресторане либо лежит в доме на кровати.

Но почему Матильда влюблена в Леона? Как я упоминал ранее, Леон — это первый человек в жизни Матильды, который позаботился о ней. Открывавшаяся перед девочкой дверь -это одна из самых главных и значимых сцен в фильме. Это та сцена, которая начинает всю историю взаимоотношений Матильды и Леона. Матильда родилась в крайне неблагополучной семье. Отец девочки на протяжении всей её жизни занимался криминалом, вовсе не обращая внимания на родную дочь. Ей нужна была любовь, поддержка и забота, так же, как и любому человеку ее возраста. Но вместо этого непутевый отец занимался черными делами, оставляя дочку на воспитание самой себе. Леон является авторитетом в ее глазах. Фигура, которая сможет не только защитить, но и поддержать маленькую девочку. Психологи считают, что многие женщины инстинктивно ищут себе мужчин старше, потому что недополучили отцовской любви, внимания и заботы. «Если девочка выросла без отца или он почти не принимал участия в ее жизни, вполне закономерно, что, став взрослой, она будет компенсировать недостаток отцовской любви в отношениях с противоположным полом» — говорит психолог Элен Турони.

Проклятие Матильды

В финале картины после ожесточенной перестрелки, в ходе которой погибает киллер, нам показывают Матильду, отправляющуюся к Тони, как в свое время это сделал сам Леон. После чего мы видим, как Матильда отправляется в школу, из которой ее хотели выгнать, чтобы начать жизнь заново. Но она решает почтить память Леона. В самой последней сцене Матильда садит любимый цветок киллера на заднем дворе школы, чтобы тот пустил корни. Но здесь мы вновь встречаемся с тем самым символизмом. Леон — это цветок. В середине картины можно было наблюдать разговор между Матильдой и Леоном. Во время разговора Леон сказал, что он, как цветок, не пускает корни, на что Матильда ответила, что его можно посадить. Спустя время Матильда это и делает. Но многие неправильно поняли сцену. Матильда неосознанно убивает цветок, точно так же, как и самого Леона. Особенна эта сцена тем, что цветы этой разновидности не могут выжить в обычном парке без должного ухода. Цветок не сможет пустить корни, после чего умрет. Пересадив цветок в землю, Матильда обрекла его на гибель, так же, как и обрекла Леона, постучав ему в дверь.

Великий «Леон»

Леон — один из лучших фильмов в истории кинематографа. Фильм, заслужено входящий в топ 250-ти лучших фильмов по версии IMDB. Картина, оказавшая колоссальное влияние на такой поджанр, как криминальная драма, подарив любителям киноискусства один из лучших дуэтов в истории. Леон — фильм, открывший двери в Голливуд главным героям картины и записавший Люка Бессонна в ряды лучших постановщиков и сценаристов того времени. Как я и сказал в самом начале, к фильму «Леон» можно относиться по разному, но отрицать его величие и вклад в развитие киноискусства просто неуважительно к самому киноискусству. Леон — один из лучших фильмов, которые мне удалось посмотреть и к которому я когда-то обязательно вернусь. Картина, дарящая неподдельные эмоции даже спустя 28 лет после своего выхода на большие экраны.

Если вам понравилось мое эссе, то можете заглянуть в мой Телеграм — канал. Время от времени пишу различные интересности об искусстве, в частности о кино. Поэтому, если заинтересовал, буду рад вас там видеть.

#эссе #лонгрид #леон #матильда #кино #люкбессон #разборы #фильмы.

 

Источник

Читайте также