«Лёд 2» — неожиданный сиквел с обманчивой рекламной кампанией

«Лёд 2» — неожиданный сиквел с обманчивой рекламной кампанией

Одно из самых слабых мест российского кино с точки зрения бизнеса — неумение создавать франшизы. Мы настолько любим снимать законченные исторические полотна и фильмы в жанре «что-то там с Машковым», что наши премьеры с двойкой в названии можно сосчитать по пальцам. А сиквелов с настоящей сюжетной мотивацией и того меньше — одни «капустники» вроде «Ёлок» и «Полицейского с Рублёвки».

Само по себе существование «Льда 2» — уже событие как минимум редкое. Первая часть была традиционным «фильмом настроения» — сахарной историей любви, которую смотрят вечером 14 февраля в обнимку с ведёрком шоколадного мороженого. Что они там могли придумать для второй части? Ссору главных героев с последующим примирением?

Как ни странно, нет. Сиквел построен вокруг довольно радикальной идеи. «Лёд 2» придерживается духа первой части только десять минут, а потом даёт зрителю звонкую пощёчину, резко меняя настроение, да и отчасти — жанровую принадлежность.

Почти вся рекламная кампания фильма, в которой нам показывают главных героев, лежащих рядом, улыбающихся и вместе двигающимися в будущее — это ложь.

«Лёд 2» в общем смысле — кино о любви, но совсем не такое, как первая часть. Сиквел гораздо ближе по духу к какой-нибудь «Брачной истории», чем к оригиналу.

Если вы смотрели трейлеры (не те жизнерадостные, что показывают по «России-1», а более честные — кинотеатральные), то вы наверняка догадываетесь, что во второй части из сюжета убирают ключевого персонажа — Надю, а хоккеист Саша Горин в исполнении Александра Петрова вдруг временно становится отцом-одиночкой. И этот сюжетный поворот меняет всё.

Как ни странно, именно благодаря более мрачному тону «Лёд 2» выигрывает у первой части. Главные герои обретают объём, и из истории почти исчезают строго положительные персонажи. В отличие от «Льда», здесь нет славного парня Петрова и эгоистичного злодея, с которым он сражается за руку красотки. В новом конфликте правых и виноватых найти труднее, а искренняя любовь Горина отравляет жизнь всем, включая его собственную дочь.

При этом нельзя сказать, что второй фильм потерял статус «истории для хорошего настроения». Шуток здесь очень много, а в одной из сцен, когда герои признаются друг другу в любви через «Звёздные войны», даже не знаешь, от чего глаза на мокром месте — от смеха или от печали.

Трудно поверить в то, что сценарий «Льда 2» написал режиссёр «Горько!» Жора Крыжовников — настолько он аккуратно вводит в сюжет таинственную незнакомку Риту, чиновницу с сердцем Аню и нервного хоккейного тренера в исполнении Сергея Лавыгина.

Если в первой части был один явный любовный треугольник, то во второй можно насчитать сразу два, и оба — довольно необычные. С помощью первого сценаристы рассказывают тяжёлую историю отца-одиночки, а с помощью второго, кажется, очень аккуратно готовятся к неизбежной третьей части.

Впрочем, фильм бы не состоялся, если бы не отличные выступления Марии Ароновой (у неё тут куда более весомая партия), Петрова и девятилетней Виталии Корниенко — редкий пример ребёнка, который реалистично играет в российском кино.

С Ароновой всё понятно, а вот Петров, которого теперь принято ненавидеть, вытаскивает на себе даже самые сложные сцены. Вы можете думать о нём что угодно, но он был рождён для того, чтобы играть добрых дураков, с которыми происходят ужасные вещи (смотрите тот же «Текст»).

Во второй части «Льда» герой Петрова сильно раздражает, но именно поэтому сюжет и работает. Его персонаж и должен быть таким.

Что особенно важно, «Лёд 2» — не просто сиквел с неожиданной завязкой, но и попросту довольно непривычный для России фильм. Традиционные семейные ценности тут проходят испытания, а к концу герои приходят к горькому выводу о том, что любящий родитель и хороший родитель — это далеко не одно и то же.

Тексты про этот фильм в сети в основном положительные, потому что сырой магии «Льда 2» трудно не поддаться: за персонажей переживаешь, какими бы глупыми иногда они ни были. Однако у второй части есть и явные недостатки.

Главный минус тут — это музыкальные номера. В отличие от режиссёра первой части, Жоре Крыжовникову музыкальные вставки совсем не интересны, да и в новой концепции они выглядят уже лишними. Лучше всего работают только эффектная нарезка под «Нас не догонят» группы «Тату» и монументальная «Лететь», которая уже стала визитной карточкой «Льда». А вот остальные песни можно было бы и выкинуть или превратить в обычные сцены.

Зрителям, которые идут в кино за суровым реализмом, тоже беспокоиться не стоит: в фильме он всё-таки, скорее, магический. История построена не в каком-то прагматичном мире и не в нашей серой России, а в сказочном прибрежном городке, да и вертится исключительно вокруг эмоционального состояния главных героев.

С точки зрения маркетинга «Лёд 2» — наверное, самый смелый эксперимент в российском кино за долгое время. Фильм продвигают как романтическую мелодраму и выпускают 14 февраля только для того, чтобы на первых же минутах втянуть зрителей в совершенно другую историю — ту, которую меньше всего ожидаешь, смотря на постеры.

За последние годы мы привыкли к франшизам с нулевыми ставками, где одна и та же история повторяется раз за разом — как в каком-нибудь «Джуманджи», и из-за этого приключения главных героев со временем блекнут и теряют всякую ценность.

Так вот ко «Льду 2» такие претензии предъявить невозможно: вместо того, чтобы попросту повторить сюжет оригинала с небольшими изменениями и срубить лёгких денег, авторы решили сделать вместе с героями шаг вперёд и посмотреть, что получится. Получилось на удивление свежо и эмоционально — как будто это не быстрый сиквел, вышедший всего через два года после первой части.

 

Источник

Читайте также