«Лука» — концентрированное детство и самый оптимистичный мультфильм Pixar

Анимационное бадди-муви о тяге к познанию мира от 49-летнего режиссера-дебютанта

«Лука» — концентрированное детство и самый оптимистичный мультфильм Pixar

Все мультфильмы Pixar, так или иначе, обращаются к детству, но только в некоторых оно определяет характер сюжета. Как правило, нам не просто говорят, как прекрасна пора, когда трава была зеленее, родители моложе, а доллар по 25, вместо этого мультфильмы студии показывают детство с неожиданного ракурса или сталкиваю его со взрослыми проблемами, за счет чего и создаются глубокие смыслы.

Так в «Истории игрушек» мы смотрим на детство со стороны тех, для кого оно никогда не заканчивается. Это мы вместе с Энди прощаемся с детством, оставляя игрушки маленькой едва знакомой девочке, а для Вуди, Базза и компании – это мир бесконечного детства и далее. В «Корпорации монстров» мир ребенка показан через его неотъемлемую часть – страхи и сомнения. «Головоломкой» мы погружаемся в пучину подростковых эмоций. В «Тайне Коко» и «Вперед» сталкиваемся с утратой и пытаемся осознать ее с позиции ребенка (а не взрослого, как в «Вверх», который, кстати, стирает границу между ребенком и стариком). «Лука» застает нас на пике детства, в идеальных для него условиях.

Действие мультфильма происходит в городке Портороссо, который создан для детских каникул: солнце, море, новая дружба, велосипеды, бесконечная еда, футбол босиком, брызги фонтана. Это открытый неизведанный мир полный надежд и мечтаний, мир вечного лета (неслучайно мультфильм заканчивается с началом учебного года). Его единственный недостаток – городская идеология, которая построена на ненависти к морским монстрам.

Завязка «Луки» так же наивна, как и одноименный главный герой. Мальчик из морских монстров обнаруживает у себя интерес к человеческим артефактам (вроде будильника или игральной карты) и стремится ко всему, что за пределами его привычной среды обитания (моря). Его родители в страхе за безопасность сына не одобряют эти тягу к новому. Но Лука все равно оказывается на суше, где знакомится с таким же монстром-подростком – Альберто (морские монстры здесь, как обычно у Pixar, естественно обаятельные).

Лука жаждет нового: а что там на поверхности? а как пользоваться вилкой? а почему рыбы светятся в ночном небе? а можно ли смотреть на солнце? и как вообще ходить на двух ногах? Поэтому, как только он выходит на сушу и становится человеком, то тут же начинает реализовывать завет серии книг «Я познаю мир». Особенно ярко это проявляется, когда в их с Альберто компании оказывается девочка-аутсайдер Джулия. Они опытным путем изучают все вокруг: от силы притяжения до механики и астрономии, от дружбы до предательства.

«Лука» декларирует, что движущая сила детства – познание. Лучше всего это проявляется при смене инструмента для достижения цели главного героя. Главное, что движет Лукой – исследование нового. Поэтому изначально он мечтает о мопеде Vespa, который даст возможность оказаться где угодно и каждый день проживать в новых местах, сделает его свободным. Но затем главный герой обнаруживает новый и уже нематериальный способ, который более эффективен для ежедневных открытий – знание, наука, к которой у Луки всегда была склонность.

Сюжет «Луки» не столь драматичен, как несколько недель в жизни главных героев. И хотя система конфликтов в мультфильме не так проста – побег из дома, где тебя не понимают (родительская опека), в открытый мир, где тебя не принимают (ненависть к морским монстрам и необходимость маскировки), разрешаются они часто слишком стереотипно. Поэтому мультфильм остается максимально детским до момента кризиса в повествовании, когда герои сталкиваются с моральным выбором. В этот момент в «Луке» возникают взрослые мотивы, за которые и ценят произведения Pixar.

Однако состояние кризиса в сюжете длится пару минут и проблема дружбы и предательства разрешается так, будто ее и не было, возвращая зрителя к непринятию непохожего со стороны жителей Портороссо и мотиву родительской сковывающей заботы, цель которой — безопасность ребенка, а не его развитие.

Один из сценаристов «Луки» – Майк Джонс был соавтором текста для предыдущего мультфильма Pixar – «Души». Другой сценарист – Джесси Эндрюс впервые участвует в проектах мультипликационной студии. Он – автор романа «Я, Эрл и умирающая девочка» и сценарист одноименного фильма с Томасом Манном и Оливией Кук. Это трагикомедия про дружбу трех подростков – двух парней, которые чуть позже знакомятся с девушкой. Схожая система персонажей выстроена и в «Луке».

Режиссер «Луки» — 49-летний Энрико Касароса – итальянский мультипликатор (отсюда место действия – Итальянская Ривьера, язык и культура «Луки»), который работал над раскадровками в «Рататуй», «Вверх», «Тайне Коко» и был задействован в разной роли на других проектах Pixar. «Лука» — его режиссерский дебют в полнометражной мультипликации. До этого он снял короткометражку «Луна» (2011), как и «Лука», она тоже про выбор собственного пути. «Луна» получила номинацию на «Оскар», но посмотреть 6-минутный мультфильм стоит, конечно, не поэтому, а хотя бы ради визуальной шутки, объясняющей разницу между отцом и дедом.

Если не брать франшизы вроде «Истории игрушек», «Тачек» или «Суперсемейки», то за последние пять лет все оригинальные проекты Pixar касались смерти. «Тайна Коко» (2017) показывала загробную жизнь, «Вперед» (2020) возвращал умерших, «Душа» (2020) искала смысл жизни после ее окончания. Единственный мультфильм студии, вышедший в 2021 году, «Лука» далек от подобных мотивов. В нем нет ни одного персонажа, кто разочаровался в жизни, нет даже ни одного пессимиста. В «Луке» жизнь только начинается.

Телеграм-канал автора — больше о фильмах и сериалах

#лука #мультфильмы #обзор #мнение #pixar #пиксар

 

Источник

Читайте также