Если вы скучали по классическим слэшерам — вам понравится.
Слухи о перезапуске знаменитой франшизы ходили годами. Говорили то о фильме, то о сериале. Упоминали участие самого Клайва Баркера — автора рассказа, с которого началась эта история, и режиссёра первого фильма.
Но в итоге всё оказалось значительно проще. Баркер от сотрудничества отказался. Новая часть вышла стразу на стриминговом сервисе Hulu. Снял её не слишком известный, но толковый режиссёр ужастиков Дэвид Брукнер, а над сценарием поработал знаменитый Дэвид С. Гойер.
Но важнее другое. Как только новый фильм, который по традиции нынешних перезапусков назвали просто «Восставший из ада», начали рекламировать, в сети появились неизбежные критические комментарии. Ну, те самые: «Опять испортят франшизу».
Отчасти это связано с тем, что Пинхэда — главного злодея — здесь сыграла трансгендерная актриса Джейми Клейтон. Отчасти — с тем, что зрителям уже поднадоели бесконечные продолжения и перезапуски хорроров восьмидесятых.
Честно говоря, я над такими возмущениями слегка посмеивался. Всё дело в том, что я — поклонник и, не побоюсь этого слова, даже знаток «Восставшего из ада». И при таких разговорах старался каждый раз напомнить, что на сегодняшний день в этой франшизе вышли не один и даже не четыре фильма… а десять!
Всем, кто говорит, что будет плохо или что режиссёр что-то там испортит, нужно в обязательном порядке посмотреть девятую часть — самую ужасную. Даже десятая была лучше. Потому что хуже не бывает.
Эти резиновые гвозди в голове Пинхэда, эти съёмки на любительскую камеру, этот нелепый грим! Даже на танцующего вприсядку полтора часа Пинхэда было бы смотреть интересней.
Для справки: у девятого фильма 2,7 балла на IMDb, 3,0 — на «КиноПоиске», ровно ноль положительных отзывов от критиков и 6% — от зрителей на Rotten Tomatoes. А ещё бюджет в 300 тысяч долларов. У десятого, который вышел в 2018 году, оценки чуть-чуть получше (4,3 на IMDb) и бюджет больше на 50 тысяч.
Это просто для понимания, в каком состоянии находился «Восставший из ада» в последние годы. Без слёз и не вспомнишь.
Hulu, снимая новую часть, вложил в картину примерно в 50 раз больше (ладно, это немного — всего 14 миллионов, но просто сравните).
Ах, да: если взять комиксы по «Восставшему из ада», то там в роли Пинхэда уже давно побывала женщина — сама Кёрсти Коттон, героиня первых фильмов. Так что разнообразие образов — тоже канон.
Поэтому к новой картине я подходил скорее с позитивными ожиданиями. И они оправдались, но лишь отчасти. Брукнер снял вполне достойный перезапуск первого фильма с оригинальным сценарием, который не копирует классику.
На сей раз сюжет рассказывает о Райли (Одесса Адлон) — девушке, которая борется с наркозависимостью. Бойфренд предлагает ей ограбить некий заброшенный склад.
Там парочка, конечно же, обнаруживает шкатулку Лемаршана (головоломку, открывающую портал в мир зла). После этого Райли начинает видеть жутких чудовищ, и тут же пропадает её брат.
Всё это связано с головоломкой, а также с предыдущим её владельцем — загадочным коллекционером-оккультистом, которого показывают во вступительной сцене.
В общем, сюжет фильма следует всем стандартам слэшеров. Проблемная главная героиня теряет близких людей и пытается выяснить, как же спастись от проклятия.
Сенобиты (если кто не знает — так во франшизе называют тех уродливых чудовищ, которые пытают людей) первый час появляются лишь мельком, зато в финале зрителю позволяют «полюбоваться» на них. Жестокость выкручена на максимум: тут вам и разрывание человека цепями, и крупные планы, когда горло протыкают спицей, и жуткий механизм, вмонтированный в тело.
Причём грим и эффекты выполнены вполне толково: конечно, сами образы сенобитов уже устарели, но если бы их сильно изменили, потерялась бы узнаваемость. Джейми Клейтон не пытается копировать Дага Брэдли, сыгравшего в большинстве предыдущих фильмов, но выглядит очень достойно.
Вообще, вряд ли у Пинхэда есть какая-то гендерная идентичность, так что такой выбор авторов не вызывает вопросов. Зато мрачные рассуждения злодея о боли поставлены в духе лучших частей франшизы.
Да и в целом съёмки, хоть и не блещут изяществом и оригинальностью, просто приятны: много работы на открытой местности, крутые декорации дорогого особняка (простите, у меня всё ещё флэшбеки от последних фильмов, где всё ставили в двух комнатах).
Но, увы, всё не так радужно. Если точнее, всё слишком банально. Примечательные продолжения и перезапуски франшиз, вроде «Хэллоуина» или «Кэндимена», хоть как-то переосмысляют классику.
А новый «Восставший из ада» — максимально стандартный слэшер, будто родом из восьмидесятых. В нём абсолютно предсказуемый сюжет и нет ни одного элемента, за который мозг мог бы зацепиться. Даже самый первый фильм был намного оригинальней.
Кроме того, мне трудно судить, но ощущение, что для новых зрителей информации о сенобитах, конкретно Пинхэде и вообще этом мире как-то маловато. Всё подают на словах, почти мимоходом.
Единственное, здесь классно рассказывают о разных трансформациях шкатулки — подробнее, чем в любой другой части. А в остальном монстры остаются слишком стандартными и безликими.
Конечно, каждый фильм лучше оценивать отдельно. Но в данном случае мне трудно избавиться от сравнений с предыдущими частями. И могу с уверенностью сказать, что новый «Восставший из ада» — лучшее, что выходило в рамках франшизы за последние 20 лет. После пятой части, которую поставил в 2000 году Скотт Дерриксон, смотреть новые фильмы было с каждым разом всё труднее и более стыдно.
Поэтому перезапуску легко соревноваться с той нелепостью, что наснимали позже. Но, увы, сам новый фильм так и не ушёл от простейшей структуры банального слэшера, который интересней всего смотреть ностальгирующим поклонникам жанра.
Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»