От тысячелетней истории мутантов до последнего комикса Алана Мура.
Подводя итоги года, было бы неправильно забывать о комиксах — тем более, что их в 2019-м вышло много. Выбрали самые интересные. Важный момент: в список попали работы, которые вышли либо в этом году, либо начали выходить в самом конце прошлого. Также все комиксы из подборки доступны уже сейчас — хотя бы на английском.
Работы, не попавшие в подборку — вроде Horrifikland: Une terrifiante aventure de Mickey Mouse, Les Indes fourbes или Sobek от Джеймса Стоко — либо не переведены, либо недоступны для легальной покупки.
House of X и Powers of X
Хоть House of X и Powers of X считаются двумя разными сериями, но по сути они рассказывают одну историю про Людей Икс, дополняя друг друга. В конце каждого номера даже печатается, в каком порядке следует читать комиксы, чередуя две серии.
Сюжет комикса начинается с основания островного государства Кракоа, которое должно объединить мутантов всей планеты в единую нацию. Для признания суверенитета новой страны мутанты обещают лидерам остальных государств сверхвысокие технологии вроде универсального антибиотика. Но люди не верят в исключительно добрые намерения мутантов, а потому готовят план, как бы устранить эту потенциальную угрозу для человечества.
В House of X и Powers of X параллельно идут четыре сюжетные линии в разных эпохах: в момент зарождения идеи об отдельном государстве мутантов, а также через десять, сто и тысячу лет после его создания. Всё это превращается в историю совершенно эпического размаха, в которой порой захватывает дух от масштабов описанных событий. Здесь есть место и масштабным сражениям, и политическим интригам, и социальной стороне рождения такой уникальной нации, и рассуждениям о будущем человечества.
Джонатан Хикман, автор комикса, в свойственной ему манере, дополняет историю при помощи графиков, схем и врезок с исторической справкой, добавляя такими подробностями ещё большую глубину этой тысячелетней истории борьбы людей с мутантами.
Meet the Skrulls
Под видом обычной американской семьи на Земле живёт чета скруллов и шпионит на благо своей инопланетной родины. Отец семейства работает на Тони Старка, параллельно собирая информацию о передовых разработках землян. Его жена занимается политикой, шпионя за правительством. И они вместе пытаются вырастить своих детей как скруллов, хотя те ходят в обычную школу и всю жизнь живут в окружении человеческой культуры.
Meet the Skrulls можно назвать комиксным аналогом сериала «Американцы», ведь в нём большое внимание уделяется не самому шпионажу, а сложностям семейной жизни представителей другой культуры в США. И с этой задачей Meet the Skrulls справляется просто блестяще.
Assassin Nation
На бывшего лучшего наёмного убийцу по кличке Чеховское Ружьё совершили несколько покушений подряд. И для своей защиты он не придумал ничего лучше, как позвать своего друга, тоже когда-то бывавшего лучшим киллером на свете, и собрать в одном помещении двадцать лучших убийц, чтобы нанять их для своей защиты. Что может пойти не так?
Assassin Nation — лучшая комиксная чёрная комедия в этом году. Диалоги остроумны, а персонажи — один ярче другого: чего хотя бы стоит милый качок по имени Fuck Tarkington, обожающий собак и предпочитающий убивать людей голыми руками. Что дальше будет по сюжету — невозможно предугадать, каждые несколько страниц случается внезапный сюжетный поворот, а к концу каждого номера умирает половина персонажей. Динамика происходящего просто бешеная — и не успевает замедлиться до самого финала серии.
Marvel Comics #1000 и #1001
В этом году издательству Marvel исполнилось восемьдесят лет. И поэтому из тысячного номера серии Marvel Comics, с которой всё и началось, сделали комикс-антологию.
Концепция антологии проста: каждой команде авторов выделили по одному году истории Marvel, из которого комиксисты выбирали одно знаменательное событие для этого издательства и рисовали на эту тему коротенький комикс ровно на одной странице.
Собралась очень разнородная команда комиксистов: от легендарных Нила Геймана и Алекса Росса до мало кому известных современных авторов независимых комиксов. У каждого из них свой стиль, отчего не знаешь, что будет дальше: то ли милая простенькая юмористическая зарисовка про первую пародийную серию комиксов Marvel, то ли вдруг появится Блейд, уничтожающий вампиров всевозможными очень красочными способами.
Плюс ко всему, это неплохой экскурс в историю Marvel.
В этом мероприятии захотело поучаствовать так много авторов, что затем и тысяча первый номер Marvel Comics превратился в комикс-антологию. В ней ограничений по темам уже не было, но всё же сохранялось требование, чтобы каждая команда работала только над одной страницей комикса.
Sabrina The Teenage Witch
Сабрина Спеллмен живёт у своих двух тётушек и ходит в самую заурядную американскую школу, где сталкивается с проблемами обычных подростков. Да, и ещё при этом её тётушки — ведьмы, как и сама Сабрина, её кот постоянно с ней разговаривает, она использует в быту заклинания, и порой ей приходится сражаться с магическими чудовищами.
Сабрина — самый обаятельный комиксный персонаж 2019-го, а комикс про неё — одна из самых лёгких и весёлых историй этого года, с шутками про школу и подростковые проблемы. Можно сказать, что это улучшенная версия сериала про Сабрину из 90-х.
Criminal (2019)
Эд Брубекер и Шон Филипс вернулись к своей знаменитой антологии Criminal, с которой получили огромное количество престижных комиксных наград.
Каждый том комикса посвящён новой криминальной истории. В этот раз сюжет крутится вокруг смерти Тига Лоулесса, одного из самых ярких персонажей предыдущих историй антологии. Его гибель омрачается ещё и тем, что он втянул в криминальный бизнес и своего сына, который ещё получит из-за этого массу проблем.
Также, как и остальные тома Criminal, этот комикс насыщен неожиданными поворотами и большим вниманием к всевозможным деталям. Главных героев со всех сторон окружает криминальный мир, ведь преступность — явление комплексное.
Little Bird
В антиутопичном мире будущего технократичные США увязли в религиозном фанатизме, из-за чего власть в стране захватил религиозный лидер, правящий из Нового Ватикана. Американцы вторглись в Канаду и поработили её жителей, отчего некоторые канадцы начали партизанскую борьбу против захватчиков. Но не особо успешно — многих повстанцев убили или взяли в плен. В заточение угодила и мать юной главной героини.
Сюжет — далеко не самая сильная часть комикса, куда интересней его визуальная сторона, с тысячами тонкий линий, детализирующих каждую неровность. Ещё лучше стиль комикса раскрывается благодаря необычному миру Little Bird, где киборги соседствуют со странными мутантами, а повстанцы борются с Новым Ватиканом, используя сверхспособности вроде мгновенной регенерации или воскрешения.
Кроме того, в комиксе царит тотальная брутальность. Персонажам приходится часто сражаться — и они расправляются с врагами самыми кровавыми способами. Если человека разрубают на части, то во все сторону разлетаются не только брызги крови, но и внутренние органы.
В сети Little Bird часто сравнивают с комиксами Heavy Metal, где действительно было много интересно отрисованных жёстких историй, придуманных будто в бреду. Так что если вы хотите увидеть современный аналог истории о покрытом с головы до ног свастиками Зигамене-рокере, путешествующем по безумным параллельным измерениям, то на Little Bird стоит обратить самое пристальное внимание.
Middlewest
Как-то раз на Среднем Западе отец мальчика-подростка, тиранивший его всю жизнь, рассвирепел настолько сильно, что превратился в гигантский смерч, который ударил героя молнией и оставил на нём странную отметину в виде сердечка. Не желая больше жить рядом с таким чудовищем, парень сбежал из дому, отправившись в путешествие со своим верным другом — говорящим лисом.
Всё действие Middlewest разворачивается в захолустьях Среднего Запада США — вернее, в неком его аналоге, ведь мир комикса пронизан магическим реализмом. Главные герои встречают разумных роботов и троллей, разговаривают с животными, окружающие люди порой могут порой творить магию. И никто при этом не удивляется самому факту существования таких вещей и явлений.
Middlewest отлично передаёт атмосферу дорожного приключения мальчика и лисёнка по окраине странной версии Америки. Но со временем история приобретает большую глубину за счёт тем взросления и взаимоотношения отцов и детей — чему, кстати, только способствует царящая тут магия.
Вообще, происходящее в комиксе можно скорее называть тёмным детским фэнтези, как, например, «Сказку странствий» или «Бесконечную историю». Тут нет откровенно жестоких моментов, но частенько встречаются действительно мрачные истории, а сюжет со временем всё подробней рассказывает про домашнее насилия.
Также нельзя не отметить великолепный стиль комикса. Каждая страница проработана с огромным старанием: грубоватые рисунки Middlewest одновременно похожи и на «Стального гиганта», и на Mouse Guard.
They Called Us Enemy
Это история о детстве Джорджа Такэя, которого вы могли знать по роли Хикару Сулу из оригинального «Стартрека». В 40-х он был одним из ста двадцати тысяч японцев, которых в США во Вторую мировую насильно согнали в лагеря для интернированных. Считалось, что они неблагонадёжны и могут работать против Америки на разведку Японии.
Хоть условия в этих лагерях были далеко не такими ужасными, как, например, в трудовых лагерях в СССР, всё же тысячи людей годами были вынуждены жить в казарменных условиях за колючей проволокой. Хотя практически никто из них даже не задумывался о том, чтобы работать на Японию, в которой многие из них даже никогда и не были. Всё это подводит к рассуждениям о свободе и взаимоотношениях граждан и государства.
William Gibson’s Alien 3
Порой сценарии фильмов и сериалов, которые не удаётся экранизировать, воплощаются в формате комиксов — как, например, William Gibson’s Alien 3, который показывает первоначальную версию сценария к третьему «Чужому» от классика киберпанка.
Вариант Гибсона отклонили из-за его масштабности. И действительно, тут полно сражений с ксеноморфами, а вместо маленькой тюрьмы-монастыря — сразу несколько русских и американских космических станций, часть из которых взрывают по ходу сюжета.
Рипли практически не участвует в истории. Ньют жива. Капрал Хикс — один из центральных персонажей.
В ходе экспериментов над яйцом чужих, проросшем во внутренностях андроида Бишопа, учёным удалось вывести разновидность ксеноморфа, ещё лучше приспособленную к людским организмам. Теперь после атаки лицехвата, ДНК человека постепенно меняется, а сам он превращается в чужого. Через считанные часы человек сдирает с себя кожу и плоть, выпуская наружу взрослого ксеноморфа.
Silver Surfer: Black
Хоть эта история про путешествие Серебряного Сёрфера полна рефлексии по поводу службы Галактусу, а также затрагивает философские темы, но всё же Silver Surfer: Black стоит читать прежде всего из-за его стиля. Это однозначно самый сюрреалистичный комикс про супергероев в этом году.
У Silver Surfer: Black предельно кислотный стиль, в котором ни у одной вещи нет постоянной формы, а всё происходящее порой сворачивается в нечто, похожее на смесь рисунков Стива Дитко и картин Сальвадора Дали. Уникальная работа.
The Plot
После ужасной таинственной смерти брата и его невесты Чейз Блейн усыновил их детей и поселился с ними в семейном особняке на мысе Августины посреди жутких топей. И в этом доме их начали преследовать не только семейные проблемы, но и некие паранормальные сущности.
Завязка истории довольно стандартна — гораздо интересней то, как авторы её развивают. Комикс полон гнетущей давящей атмосферой и порой до сюрреализма насыщен бледно-зелёными и синими тонами. Сверхъестественные ужасы лишь дополняют депрессию и нервозность персонажей, жизнь которых и без того искалечена жизненными потрясениями и каждодневным отчаяньем.
В общем, если вы искали комиксный аналог «Призраков дома на холме» от Netflix, это как раз то, что нужно.
Daredevil
Мэттью Мёрдоку, чьё альтер эго — Сорвиголова, пришлось сделать большой перерыв в своей борьбе с преступностью — он долго не мог восстановиться от травм, полученных после того, как его сбил грузовик. Герой растерял форму, и теперь часто совершает ошибки во время уличных разборок с бандитами. Из-за этого Сорвиголова как-то раз насмерть забил человека.
Убийство идёт против всех убеждений Мёрдока, ведь он ревностный католик. Все знакомые советуют ему прекратить надевать маску и перестать сражаться с преступниками. Мёрдок уже и сам сомневается в себе, отчего всё чаще поступает иррационально и отчаянно, ещё сильнее погружаясь в пучины безысходности.
Сорвиголове чертовски везёт на хорошие серии комиксов: от Миллера, Бэндиса, Уэда — и Чип Здарский сумел показать свою интерпретацию Дьявола Адской кухни не менее самобытно и интересно.
Outer Darkness
Будущее. Человечество успешно осваивало галактику, пока не наткнулось на ужасающую «внешнюю тьму». Души мертвецов со всей вселенной отправляются в это место, где превращаются в разных духов, призраков, демонов и монстров, озлобленных и одиноких.
Главный герой, капитан Джошуа Ригг, вынужден со своей командой путешествовать на корабле Харон сквозь самые жуткие области внешней тьмы. На этом судне и вокруг него постоянно творится какая-то чертовщина, члены экипажа регулярно должны бороться с привидениями и практиковать экзорцизм, чтобы изгонять космических полтергейстов.
Несмотря на свой очень яркий довольно мультяшный стиль, этот комикс полон буквально космического ужаса. Команда корабля постоянно ждёт, что вскоре их могут, например, зверски расчленить на части садовыми ножницами одержимые демонами сослуживцы, отчего капитан часто теряет контроль на ситуацией, а на Хароне постепенно зреет бунт.
The League of Extraordinary Gentlemen Volume 4: The Tempest
2009 год. Вильгельмина Мюррей из «Дракулы», Орландо из одноимённого романа и мисс Найт из британского сериала «Мстители» начинают путешествие к базе знаменитого террориста капитана Немо III. В Лондоне вновь пытается собраться «Семь звёзд», команда супергероев из 60-х. В далёком будущем двое человек из стеклянного антиутопичного города под названием «Мы» отправляются в прошлое, чтобы предупредить всех о надвигающейся угрозе. Пост руководителя MI5 занял престарелый злобный и извращённый Джеймс Бонд.
В мире «Лиге выдающихся джентльменов» вместо разных реальных исторических личностей и параллельно с ними живут вообще все возможные персонажи из человеческой культуры: хоть герои старого шпионского сериала, хоть рекламные маскоты, хоть главные злодеи какого-нибудь древнего мифа.
Удовольствие доставляет уже сам поиск отсылок к мировой культуре, причём так просто можно разгадать далеко не все. К примеру, вся команда «Семи звёзд» — персонажи из реальных британских комиксов 30-х и 40-х годов прошлого века, которых вообще мало кто помнит даже в самой Англии.
Также интересно смотреть на то, как Алан Мур играется с образами из других произведений: так Майкрофт Холмс, руководивший MI5, взял псевдоним «М», который подхватил Мориарти — а затем через некоторое время в 40-х пост занял некий Большой Брат, организовавший из MI5 Министерство Правды.
Это последний комикс Алана Мура, после которого автор обещал вообще уйти из индустрии комиксов и заняться обычной литературой. Так что тут сильнее всего заметны мысли Мура по поводу современной культуры, от которой старый анархист, мягко говоря, не в восторге.
В этом томе Алан Мур особенно много высказывается по поводу комиксной супергероики, что заметно хотя бы по экскурсии по дому престарелых супергероев. Мур уважает старую супергероику и её авторов, но при этом презирает то, во что потом превращаются герои под влиянием пропаганды и жадных корпораций.
Расскажите в комментариях, какие комиксы вы прочитали в этом году. Что из этого вам не понравилось, а что вы хотите посоветовать другим?