Мертвецы из Венгрии, джинн из Ирана, а также фантастический хоррор от сына Кроненберга.
Ужасы продолжают с успехом штурмовать большие и малые экраны. Причём это касается как новомодных «возвышенных хорроров» студии А24, так и просто «пугалок» от условного Джеймса Вана.
Разумеется, на один топовый и популярный фильм приходится с десяток одноразовых, а то и вовсе слабых. Но и среди малоизвестных релизов можно найти очень интересные работы.
Собрали некоторые фильмы ужасов, которые прошли «ниже радаров».
Реинкарнация: пришествие дьявола (Anything for Jackson)
Первое, что может отпугнуть зрителя от этого фильма — локализация заголовка. Картина никак не связана с «Реинкарнацией» Ари Астера, в оригинале она «Всё ради Джексона». Не секрет, что прокатчики копируют популярные заголовки, когда хотят обманом привлечь внимание к слабому релизу. Второе, что напрягает — режиссёр Джастин Дж. Дик, ранее снимавший романтическое и семейное кино.
И тем удивительнее, что на самом деле «Пришествие дьявола» — неплохой и очень ироничный камерный хоррор, подшучивающий над клише жанра.
В центре сюжета пожилая семейная пара (Шейла Маккарти и Джулиан Ричингс), которая когда-то потеряла внука. Они очень скучают по Джексону, поэтому однажды просто похищают беременную девушку, чтобы провести над ней обряд и вселить в плод душу того самого внука. Кстати, эти милые старички — сатанисты.
Уже по завязке понятно, что фильм держится на разрушении канонов. Тут даже трудно разобрать: считать героев добрыми или злыми. Маккарти и Ричингс (если кто забыл, последний играл Смерть в «Сверхъестественном») выдают великолепную химию и показывают своих персонажей заботливыми и обаятельными. Они даже жертву обещают отпустить с миром, когда всё закончится.
Вот только обряд идёт наперекосяк, и их дом осаждают всевозможные призраки. Тогда «Реинкарнация» превращается в типичный камерный хоррор о противостоянии жильцов и злых духов. И тогда стариков становится совсем уж жалко. Ну, если забыть, что они — преступники и сатанисты.
Единственное, что может смутить — смазанный финал. Как будто режиссёр так и не понял, как же будет честно поступить в этой неоднозначной ситуации. Но общую атмосферу не портит даже это.
Астрал. Онлайн (Host)
Сразу комплектом ещё один фильм, который пострадал от российской локализации. Со всевозможными «Астралами» в нашем прокате вышла странная история: изначально так переводили франшизу Джеймса Вана Insidious (то есть «Коварный» или «Подстерегающий»).
Однако в 2018 году появился «Астрал: Новое измерение». И здесь как раз не было подделки, ведь он в оригинале просто Astral. Ирония в том, что наиболее «правильно» переведённый фильм — самый слабый из всех с аналогичным заголовком.
Но вернёмся к «Астралу: Онлайн», который в оригинале просто «Хозяин». От него тоже заранее самые негативные ожидания. Картина длится всего час, да ещё и снята в формате screen-life, от которого все устали если не после работ Тимура Бекмамбетова, то уж точно во времена пандемии.
Но странным образом именно Host — одно из самых интересных воплощений ужасов периода самоизоляции, когда буквально вся жизнь переместилась в интернет.
Несколько подруг собираются в Zoom, чтобы провести спиритический сеанс и даже приглашают настоящего медиума. Никто из героинь всерьёз не верит в эту идею, поэтому все дурачатся и разыгрывают друг друга. Однако именно их легкомысленность приводит к печальным последствиям.
Иронично, что режиссёр полностью копирует традиционную завязку какого-нибудь «Заклятия» Вана и прочих мастеров ужасов. Только в современном мире все рассаживаются не вокруг стола со спиритической доской, а у своих компьютеров. Но это не просто забавная деталь, а важный сюжетный элемент. Все далеко друг от друга: даже видя, что с подругами что-то происходит, героини не могут помочь им. То есть они находятся в равном положении со зрителями.
А ещё интереснее, что в небольшой жанровой работе очень правдиво раскрыли множество проблем самоизоляции: кто-то устал постоянно находиться рядом с конфликтным человеком, кто-то ворчит на пожилого родственника за нежелание следовать правилам, а кто-то просто слишком много пьёт.
Небольшой хронометраж «Астрала» — тоже художественный приём. Во-первых, он делает картину компактной и очень динамичной. А во-вторых, действие завязано на ограничениях бесплатного сеанса в Zoom. И к финалу таймер пугает больше, чем монстры на экране.
Пост Мортем (Post Mortem)
Весной 2022 года российский прокат практически опустел: ушли все крупные голливудские студии, поставлявшие дорогие блокбастеры. Среди немногочисленных западных релизов лишь изредка мелькали удачные авторские работы. Среди них совершенно неожиданно порадовал венгерский фильм «Пост Мортем».
Действие начинается во времена Первой Мировой войны. Солдат Томас получает ранение, и его чуть не хоронят в братской могиле, пока сам герой видит образ незнакомой девочки. В последний момент героя спасают. После войны он занимается «пост мортем» — фотографией, когда умерших людей снимают как живых (это действительно практиковали в начале века).
Однажды Томаса приглашают работать в венгерскую деревню, на которую после войны свалилась эпидемия испанки. Он соглашается, но не ради денег. Просто среди пришедших та самая девочка.
Визуально картина напоминает российское и восточноевропейское кино девяностых. Нужно быть готовым, что визуальные эффекты скорее позабавят, чем напугают. Но даже с ощутимо небольшим бюджетом напряжение в «Пост Мортем» покруче, чем в некоторых дорогих хоррорах про призраков.
Фильм по большей части очень бледный, иногда в памяти он может казаться чуть ли не чёрно-белым. И в первую очередь цепляет атмосфера вымирающей деревни. Это даже не говоря, что эпидемия, идущая в паре с войной, — очень уж злободневная тема, разве что вместо масок здесь носят мешки на голове.
Содержание скрыто
Показать
К финалу фильм выдаст невероятно красивую и даже философскую сцену с путешествием в загробный мир. Возможно, самую запоминающуюся за почти два часа хронометража.
В тени (Under the Shadow)
Родившийся в Иране режиссёр Бабак Анвари (позже он снимет не слишком удачные «Раны» для Netflix) живёт в Великобритании. Однако свой дебют поставил на персидском языке и посвятил сюжет событиям, произошедшим в восьмидесятых в Тегеране.
Начало картины выглядит скорее как социальная драма. После исламской революции в Иране началась война с соседним Ираком, поэтому жители Тегерана живут в постоянном ожидании бомбёжек. Шиден, когда-то отчисленная из медицинского вуза за политическую активность, остаётся одна с дочерью в пустеющем доме.
Мужа-врача мобилизовали, соседи разъезжаются в безопасные места. После того как в дом попадает неразорвавшаяся ракета, дочь Шиден начинает утверждать, что её куклу забрал злой джинн. Мать не верит в эту историю, но постепенно убеждается, что в квартире действительно кто-то есть.
Нетрудно догадаться, что в этом фильме мистика лишь отражает реальные переживания: психологические травмы после революции и страх войны. Часть этой истории Анвари взял из собственной биографии.
Поэтому все детали выглядят так правдоподобно: кажется, что любое событие в отдельности не такое страшное, и люди ко всему привыкают. Убегая от бомбёжки, герои не забывают надеть пальто, жена может пожурить мужа за отклеившуюся от окна малярную ленту. Но ужасы накапливаются, и выплёскиваются уже в виде мистики, показывая, что женщины и дети в этой истории буквально брошены на произвол судьбы.
В этом плане самая сильная сцена — когда героиня после очередной бомбёжки и нападения джинна в страхе сбегает из дома с дочерью на руках. Но её арестовывает полиция, ведь Шиден забыла надеть хиджаб. В отделении ей объясняют, что больше всего женщина должна бояться выставлять себя напоказ.
Фильм вышел в 2016 году, и его даже отправляли на «Оскар» от Великобритании. Однако в 2022-м смотреть его ещё страшнее. Ведь драматическую историю дополняют простыми, но отлично работающими скримерами. Оказывается, достаточно набросить на статиста одеяло, чтобы заставить зрителя кричать.
Тихая ночь (Silent Night)
В декабре 2021 года я составлял подборку самых мрачных и депрессивных рождественских фильмов. Увы, «Тихая ночь» (не путать с классикой «Тихая ночь, смертельная ночь») вышла уже после этой статьи, иначе бы она точно попала в список.
Строго говоря, это не хоррор, но всё же тема и финал позволяют включить эту необычную работу в подборку. Хотя тут есть одна важная тонкость: чем меньше знаешь об этом фильме, тем интересней его смотреть.
Завязка напоминает самые типичные комедии и драмы: под Рождество в большом доме многодетной семьи собирается компания старых друзей. Сначала все радуются друг другу, а потом всплывают былые обиды и неожиданные обманы. Кажется, что гости и хозяева перессорятся, потом быстро помирятся и к утру снова будут счастливы. Но есть одна тонкость…
Содержание скрыто
Показать
Никто из героев не доживёт до утра. И они это знают.
Чтобы поддержать обман, на главные роли в фильме пригласили звёзд, которые у многих ассоциируются с мелодрамами и ромкомами: Киру Найтли и Мэттью Гуда. Плюс основное действие подано через восприятие ребёнка, который и сам до конца не разобрался в происходящем. Главного героя играет звезда «Кролика Джоджо» Роман Гриффин Дэвис (фильм сняла его мама Камилль Гриффин, а в кадре появляются ещё и братья Романа).
Поэтому первую треть (если не половину) картины приходится гадать: что же происходит в мире, и почему все собравшиеся так напряжены. Зато потом «Тихая ночь» превратится в один из самых депрессивных и пугающих фильмов.
Авторы предлагают разобраться: как подготовиться к тому, к чему подготовиться нельзя. И как смириться с самым страшным. Или же смиряться не нужно вовсе, а лучше бороться до конца.
Оленьи рога (Antlers)
В противовес предыдущим фильмам, эта картина сразу привлекает внимание: достаточно заглянуть в список авторов.
Срежиссировал «Оленьи рога» Скотт Купер, создатель «Недругов» и «Чёрной мессы». В продюсерах Гильермо Дель Торо и Дэвид С. Гойер. А за основу взяли рассказ Ника Антоски — создателя «Нулевого канала».
Уже исходя из этих имён можно заранее составить общую картину: Антоска и Дель Торо — мастера ужасов, зато Купер любит рассказывать более реалистичные истории о жизни провинции.
После нападения чудовища мужчина постепенно превращается в помесь человека и оленя. Он перестаёт себя контролировать, поэтому запирается на чердаке. А его 12-летний сын Лукас должен как-то ухаживать за отцом.
Спустя несколько недель учительница, замечая, что мальчик странно себя ведёт, решает разобраться в ситуации. Однако и у женщины есть свои травмы детства, которые влияют на её поведение.
В «Оленьих рогах» ужасы, а в отдельные моменты даже боди-хоррор — лишь оболочка для социальной истории. С одной стороны, Купер явно рассказывает о семейных травмах. С этим связано и прошлое героини, когда-то сбежавшей от жестокого отца, и жизнь Лукаса. Самое страшное, что мальчик воспринимает происходящее почти как норму, он ведь помогает родному человеку. Как и все дети в абьюзивных семьях.
Но если присмотреться, фильм охватывает и более общие проблемы. Например, эпидемию наркомании. Это можно услышать в фоновых разговорах или по радио. Но параллель с основным действием тоже прослеживается: никто не удивляется, что детей переводят на домашнее обучение, чтобы они могли продавать запрещённые вещества.
Возможно, «Оленьи рога» выглядят слишком прямолинейно в плане морали. Но всё же сочетание социальности и хоррора не оставляет равнодушным.
Цензор (Censor)
Британка Прано Бэйли-Бонд в своём полнометражном дебюте предлагает сразу два взгляда на традиционные хорроры: с точки зрения человека, который смотрит бесконечное количество плохих ужастиков, и от лица того, кто сам живёт в подобном сюжете. Причём это одна и та же героиня.
Энид работает цензором в Британии 1980-х. Она отсматривает хорроры и решает, какие моменты нужно вырезать или отредактировать, и пускать ли вообще фильм в прокат. Кажется, что героиня уже давно не воспринимает даже самые мерзкие и кровавые сцены. Но однажды Энид попадается фильм, в котором она видит свою давно исчезнувшую сестру. Она решает любыми силами найти режиссёра картины.
Пожалуй, самая любопытная часть сюжета — взгляд на ужасы с точки зрения цензуры. Что удивительно, мнение автора здесь неоднозначно.
Конечно, она явно иронизирует над попытками свалить вину за жестокость реального мира на художественные произведения. Как будто в том, что мужчина убил свою семью, виноват не экономический кризис и безработица, а цензор, не запретивший кино. К финалу сатирическую составляющую буквально выкрутят на максимум.
Но с другой стороны, сама Энид, смотря очередной фильм, удивляется: что не так с режиссёрами? Почему они хотят бесконечно показывать насилие и расчленёнку?
Всё это вписано в личную историю человека, который так и не справился с травмой детства. Героиня давно выросла, но всё ещё уверена, что когда-нибудь найдёт свою сестру, и поэтому буквально всю жизнь раз за разом переживает потерю. Что, конечно, сводит её с ума.
Агнец (Dýrið)
Ещё один фильм, который плохо укладывается в понятие хоррор. Но от него очень страшно.
Картину, получившую приз за оригинальность в категории «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, поставил исландец Вальдимар Йоханнссон, а одну из главных ролей сыграла знаменитая Нуми Рапас.
Это история пары фермеров из тихого уголка Исландии. Их жизнь — череда будничных дел. Пара хлопочет по хозяйству, возделывает поля, ухаживает за домашним скотом. Дни наполнены тоской из-за трагедии в прошлом. Но однажды всё меняется, ведь у пары появляется… дальше лучше увидеть всё самостоятельно.
«Агнец» — апофеоз слоубёрнеров. Действие здесь развивается очень медленно, а большую часть деталей так и не объяснят. Личная драма в этом фильме сталкивается с религиозными отсылками. Но именно неспешность и загадка создают чувство постоянной тревоги.
Фоном постоянно идут размышления о самом понятии нормальности: для внешнего наблюдателя (например, родственника, неожиданно приехавшего в гости), их жизнь кажется чем-то жутким. Но герои счастливы, поэтому сознательно не замечают странности происходящего. Однако за свои поступки всем придётся расплатиться.
Если описание выше кажется слишком запутанным, то лишь потому, что отражает атмосферу самого фильма. Здесь многое придётся додумывать зрителю.
В чужой шкуре (Possessor)
Поклонники ужасов знают главного мастера боди-хоррора — Дэвида Кроненберга. Но не всем известно, что его сын Брэндон пошёл по стопам отца. Причём здесь можно сразу отбросить шутки про детей талантов: Кроненберг-младший достойно подхватывает узнаваемый стиль, не уходя при этом в копирование.
В 2020 году вышел его второй фильм Possessor, который на русский несколько неуклюже перевели как «В чужой шкуре» (что даёт возможность спутать его с «Побудь в моей шкуре», хотя картины совершенно разные).
Тася Вос работает киллером в мире будущего. При помощи специального устройства её сознание перемещают в тело человека, который может легко подобраться к цели. После выполнения задания Тася должна застрелиться — убить своего носителя, чтобы вернуться в собственное тело. И именно с этим у неё возникают проблемы.
Героиня получает очередную цель. Она попадает в тело молодого мужчины и должна убить его подругу и, главное, её отца, чтобы заказчик остался единственным наследником состояния. Вот только на этот раз Тася не полностью захватывает сознание своего носителя.
«В чужой шкуре» выглядит как смесь драматического хоррора с фантастической антиутопией в стиле «Чёрного зеркала». Основной сюжет лишь прикрывает историю о самоидентичности: каждый раз, попадая в тело какого-то человека, главная героиня впитывает часть его личности. При этом она будто немного теряет себя.
А если вглядеться в мир, который показывает Кроненберг, можно увидеть довольно мрачное будущее. Например, целая фирма подглядывает за людьми через вебкамеры лишь чтобы понять их предпочтения в декоре квартиры.
Но может возникнуть вопрос, почему же «В чужой шкуре» — ужасы? Фильм действительно ближе к фантастическим триллерам. Но Кроненберг отлично создаёт параноидальную атмосферу недоверия, приправляя это отсылками к боди-хоррорам отца. После просмотра у особо впечатлительных зрителей даже возникнет мысль: а точно ли можно доверять близким?
Вопль (Gokseong)
Список хороших хорроров просто не может обойтись без корейского кино. Режиссёры из этой страны отлично умеют пугать нестандартными сюжетами и жуткими монстрами.
«Вопль» от режиссёра и сценариста На Хон-джина (обязательно посмотрите его триллер «Преследователь») рассказывает о полицейском из небольшого поселения. Преступления в этой местности — редкость, а уж тяжёлые и подавно. Потому серия убийств приводит в панику не только простых людей, но и служителей закона.
Тем более, что люди сами нападают на своих близких: под воздействием неизвестной силы они покрываются язвами, сходят с ума и впадают в агрессию. Поначалу все думают, что дело просто в местных грибах. Но потом начинают подозревать поселившегося по соседству японца.
Главный герой пытается игнорировать проблему. Но потом заболевает его дочь, и он уже готов пойти на самые жестокие меры, чтобы найти лекарство.
Сюжет миксует типичный зомби-хоррор, триллер о напуганных людях, которые боятся друг друга, и даже религиозные и оккультные мотивы. В сумме получается взрывная смесь по-корейски.
Но больше всего «Вопль» пугает своей будничностью. Здесь мало объяснений, и даже одержимые люди где-то на грани страшного и смешного. Но неотвратимость происходящего буквально уничтожает и героев, и впечатлительных зрителей: всем приходится просто следить за тем, как мир рушится, и никто не может повлиять на этот кошмар.
Псих-расчленитель (Psycho Goreman)
Чтобы отвлечься от излишней мрачности, можно посмотреть пародийный ужастик, автор которого явно вдохновлялся фильмами в стиле «Джиперс Криперс».
Режиссёр Стивен Костански — фанат старых хорроров. Он даже пытался в 2018 году перезапустить «Лепрекона», но вышло совсем плохо. Ещё автор успел поработать над ностальгическим «З/Л/О 94» и сериальным ремейком «Дня мертвецов».
А между делом Костански выпустил «Психа-расчленителя», который во многом высмеивает все его любимые ужастики.
Юные брат и сестра Люк и Мими играют у дома. Проигравший мальчик уже копает себе могилу, чтобы его похоронили заживо, но находит непонятный артефакт. С помощью этого предмета можно управлять злобным пришельцем по имени Псих-расчленитель, который прилетел захватывать Землю. Но Мими решает использовать монстра для своих целей.
Происходящее на экране выглядит полнейшим абсурдом. Причём градус безумия возрастает буквально с каждой сценой — дождитесь момента, когда гигантский мозг будет играть на синтезаторе. Хотя в этот бред Костански умудряется вписать множество отсылок к классике поп-культуры.
Так что «Псих-расчленитель» наверняка понравится любителям трэш-юмора. А заодно и заставит задуматься, что многие классические ужастики выглядели примерно так же.
Лес призраков: Сатор (Sator)
Напоследок, возможно, самый спорный и сложный для восприятия фильм. С равной вероятностью он затянет в атмосферу полного безумия или же покажется невнятной любительской поделкой.
Это на сто процентов авторская работа Джордана Грэма. В течение семи лет он придумывал и снимал картину, выступив режиссёром, оператором, продюсером и даже монтажёром. Мало того, он собственными руками построил дом, в котором разворачивается часть действия. А сама идея зародилась из слов его бабушки, которая тоже сыграла в фильме.
Бабушка Нани рассказывала главному герою Адаму, что уже много поколений за их семьей приходит некий жуткий Сатор. После смерти матери герой селится отшельником и большую часть времени что-то ищет в лесу. Изредка Адам встречается с братом и сестрой, больше контактирующими с внешним миром. Однако всем им придётся признать, что фамильные призраки всё же существуют.
«Сатор» — статичный фильм, в котором почти ничего не происходит. Камера часто подолгу замирает на одном месте, тёмное помещение освещает единственная лампа. Походы героя в лес перемежаются с архивными записями, в которых очень непросто найти хоть какой-то смысл. Даже вместо саундтрека какой-то шум.
Но на самом деле просто не нужно пытаться понять сюжет как таковой. «Сатор» — скорее набор переживаний, чем описание каких-то событий. Если поймать эмоциональное состояние героев и поверить в эту историю, картина превратится в очень необычный трип. Если же нет… значит, не удалось, увы.
Стоит оговориться, что большинство фильмов из списка — низкобюджетные авторские работы. Но тем, кто уже устал от однообразного мейнстрима и ищет чего-то нового и необычного наверняка понравится хотя бы часть картин из подборки. А если у вас есть любимые свежие хорроры, которые многие не заметили, напишите о них в комментариях.