Книги 2010-х, на которые стоит обратить внимание.
В последнее десятилетие фантастика и фэнтези обогатились множеством примечательных новинок, как от опытных, так и от молодых авторов. Англоязычный ресурс Bookbub составил свой список лучших фантастических и фэнтезийных произведений, которые вышли с 2010 по 2020 годы. Мы собрали те из них, что увидели свет на русском языке, и перевели отзывы на них от Bookbub.
Джеймс Кори — «Пробуждение Левиафана»
Джеймс Кори — псевдоним авторского дуэта Даниэля Абрахама и Тая Фрэнка. Вместе они создали один из ярчайших научно-фантастических циклов последних лет под названием «Пространство», который лег в основу одноименного телесериала.
Книга, давшая начало циклу, представила многогранную и глубоко продуманную вселенную, которая очаровывает правдоподобными научно-фантастическими идеями. Земля страдает от перенаселения и идет к военному столкновению с Марсом и жителями Пояса астероидов, которые начинают бороться за свои права. Тай Франк и Даниэль Абрахам создали одну из самых ярких космических опер десятилетия.
Лю Цысинь — «Задача трех тел»
Лю Цысинь стал для западных читателей «первооткрывателем» китайской фантастики, которая в последние годы с завидной регулярностью попадает на англоязычный и европейский рынок. «Задача трех тел» — оригинальный взгляд на тему первого контакта, вобравший в себя элементы фантастики золотого века и экзотику Востока.
2010-е годы не просто принесли новые культурные влияния в фантастику и фэнтези — это было десятилетие, в котором начался расцвет переводной фантастики. «Задача трех тел» Лю Цысиня читается как классический научно-фантастический роман — в духе Артура Кларка или Фредрика Пола — но написанный в уникальном китайском стиле. Перевод Кена Лю идеален, и эта история о насильственных контактах с инопланетянами, виртуальных мирах и политических перестановках читалась американской аудиторией на одном дыхании.
Энди Вейер — «Марсианин»
Роман Энди Вейера в очередной раз показал, как смекалка, целеустремленность и юмор помогают человеку выжить в самых немыслимых условиях. А еще это такая научная фантастика, которая будет понятна даже далекому от естественных наук читателю, ведь любые научные вопросы автор подает в очень легкой манере. На славу удался фильм, снятый по книге. Космическая «робинзонада» высшего класса.
«Марсианин» — идеальный образец научной фантастики ближнего прицела, которая либо вполне возможна, либо почти возможна с точки зрения современной наукой и техники. История Вейера началась как вирусная самиздатная история и стала прорывом благодаря саркастическому, умному и отчаянному характеру астронавта Марка Уотни, который застрял на Марсе после катастрофического шторма, заставляющего его команду улететь. «Марсианин» стал одним из самых популярных научно-фантастических романов, которые большинство читало (или, по крайней мере, смотрело киноверсию).
Эмили Сент-Джон Мандел — «Станция Одиннадцать»
Роман стал лауреатом премии Артура Кларка. Автор представил оригинальный и психологически сильный взгляд на апокалипсис, вызванный особым вирусом гриппа. В центре сюжета оказалась театральная группа, которая спустя двадцать лет после катастрофы старается сохранить остатки прежней культуры.
Лирическая история Мандел рассказывает о чуме, которая уничтожает большую часть населения Земли. Книга охватывает события «до и после» с глубиной, которую вы не часто увидите в любом романе. Спустя годы после катастрофы странствующая группа актеров пытается сохранить свет искусства в темном мире и сталкивается с культом, связанным с одним из участников труппы — и прошлым. Эта книга стала одной из многих за последнее десятилетие, доказавших, что научная фантастика может стимулировать популярную культуру, а не просто существовать как жанр внутри нее.
Джефф Вандермеер — «Аннигиляция»
Джефф Вандермеер входит течение «новых странных» писателей, которые работают вне устоявшихся канонов и клише. «Аннигиляция» по праву может считаться одной из самых причудливых, по-настоящему странных, но очаровательных фантасмагорических историй, написанных за последние годы.
Вандермеер остается недооцененной фигурой научно-фантастического жанра, несмотря на большие продажи и громкую киноадаптацию. Его серия «Зона Икс» сочетает в себе умную науку с напряженной фантазией, а конечный результат — интересная научная фантастика с феминистским уклоном. В этом романе команда экспертов, состоящая исключительно из женщин, отправляется исследовать область Икс, разрастающийся кусок территорий американского побережья, на котором обнаружены мутировавшие инопланетные формы жизни, убивающие тех, кто в него входит.
Пирс Браун — «Алое восстание»
Динамичный и боевой подростковый роман, права на экранизацию которого купили сразу после выхода романа. Действие «Алого восстание» разворачивается в далеком будущем на Марсе, который был колонизирован и где теперь люди построили антиутопическое общество.
Браун взял традиционные элементы космической оперы и расширил каждый аспект жанра, формируя кровавый, жестокий эпос посвященной звездной империи. Она вдохновлена Древнего Рима и использует генетические манипуляции для создания цветных каст человечества. Поскольку одна Красная — горнодобывающая и трудовая каста — возглавляет революцию «низких цветов», общество дестабилизируется и трансформируется, но Браун слишком умен, чтобы делать историю черно-белой. «Алое восстание» — это серия, которая фокусируется на серых зонах, сочетая невероятную футуристическую технологию с хрупкой человеческой слабостью, что удивляет и развлекает.
Н.К. Джемисин — «Пятое время года»
Роман произвел на Западе настоящий фурор — о нем спорили, его обсуждали, а цикл, начавшийся с «Пятого времени года», выиграл все крупнейшие жанровые премии: «Хьюго», «Небьюлу» и «Локус».
Джемисин заявила о себе в фантастической литературе в 2010-х годах — она не только первая темнокожая женщина, получившая премию «Хьюго» за лучший роман, но и первая писательница, получившая ее три года подряд. Трилогия «Расколотая Земля» смешала научно-фантастические и фэнтезийные элементы, предлагает неоднозначные точки зрения на событие, потрясающее построение мира и напряженную историю, посвященную трем орогенам, которые обладают способностью контролировать землетрясения и другие природные силы в мире, что их боится и презирает.
Бекки Чамберс — «Долгий путь к маленькой сердитой планете»
Легкая приключенческая космоопера вобрала в себе лучшие черты «Светлячка» и «Звездного пути». В центре сюжета — экипаж звездолета, состоящий из множества пестрых созданий.
Очень показательно в разговоре о литературе 2010-х будет писательница, которая перешла от успешной кампании на Kickstarter к традиционному изданию книг. В этой юмористической космической опере Розмари присоединяется к экипажу «Странника», чтобы избежать личных проблем, но быстро обнаруживает, что у остальной команды есть свои «скелеты в шкафу», которые порой превосходят ее собственные. Поскольку они выполняют миссию на неизведанной планете, взаимоотношения членов команды и их личности формируют эту прогрессивную и изобретательную историю, уже ставшую классикой.
Марлон Джеймс — «Черный леопард, рыжий волк»
Выходец из Ямайки написал причудливую и мрачную фэнтезийную историю, основанную на мифах и легендах древней Африки. В прошлом Джеймс уже выиграл «Букеровскую премию», а незадолго до выхода «Черного леопарда, рыжего волка», вошел в список 100 самых влиятельных людей по версии Time.
В течение 2010-х эпическое фэнтези резко отошло от привычных канонов, поскольку авторы начали использовать различные источники мифов и легенд для создания своих миров. Джеймс принес серьезные литературные приемы в свое дебютное фэнтези, вдохновленную Африкой, и рассказывал историю Следопыта, охотника со сверхъестественными способностями, который ищет пропавшего ребенка. Иногда ему помогает в поисках Леопард-оборотень.
Энн Леки — «Слуги правосудия»
В «Слугах правосудия» есть две сюжетные линии. В одной повествование ведется от лица интеллекта боевого корабля (в далеком прошлом). В другой главной героиней выступает Брэк — одинокая женщина, обладающая хрупким человеческим телом. Когда-то она была космическим десантным кораблем под названием «Справедливость Торена», пока корабль не погиб из-за предательства. На далекой заснеженной планете она спасает человека, которого знала тысячу лет назад.
Дебютный роман Леки выиграл награды «Хьюго» и «Небьюлу» за лучший роман и всколыхнул жанр своей сложной историей о людях-солдатах, управляемых ИИ, в Империи Радч. Радчааи не заботятся о половой принадлежности и используют женские местоимения для всех, независимо от пола, что позволяет Леки играть со штампами научной фантастики, создавая загадочную тайну с участием единственного выжившего в катастрофе военного корабля.
Ннеди Окорафор — «Бинти»
Повесть стала лауреатом многих фантастических премий, в том числе «Небьюлы» и «Хьюго». Стриминговый сервис Hulu разрабатывает по мотивам книги сериал. В центре сюжета оказывается девушка по имени Бинти, которая сбегает с родной планеты, чтобы поступить в лучший университет в Галактике, но корабль терпит крушение.
Серия Окорафор «Бинти» легко объединяет африканские культурные и мифологические элементы (основанные на народе Химба из Намибии), межгалактическую космооперу и тему контакта с инопланетянами с напряженной, эмоционально мощной истории, которая получила награды «Хьюго» и «Небьюла». Бинти — ключ: она смелая и умная героиня, которая оказывается в удивительной ситуации, когда по пути в университет ее космический корабль попадает в плен. Героиня постоянно удивляет читателя своей находчивостью, что делает чтение приятным и трогательным.
Виктория Шваб — «Темный оттенок магии»
«Темный оттенок магии» — подростковое фэнтези «для взрослых». Главным героем выступает Келл, маг с редчайшей способностью путешествовать между альтернативными реальностями. Он также подрабатывает контрабандистом, за хорошую плату помогая другим людям увидеть то, что им обычно недоступно.
Трудно поверить, что первый роман Шваб, «Ближняя ведьма», чуть не погубил ее писательскую карьеру. Она громко вернулась несколько лет спустя со «Злом» и «Темным оттенком магии», развернувшимся во вселенной, где четыре альтернативных Лондона (красный, белый, серый и черный) представляют разные уровни магии — и опасности. Шваб заняла свою собственную нишу в современной фантастике, написав стремительные приключенческие истории, наполненные персонажами, которые отказываются от безопасности, отдавая предпочтение приключениям.
Шеннон Чакраборти — «Латунный город»
Один из ярчайших фэнтези-дебютов последних лет, использующий редкий для жанра ближневосточный сеттинг. Будучи специалистом по культуре и мифам Ближнего Востока, Чакраборти придумала очень многогранный волшебный мир, где есть джинны, магия огня, ковры-самолеты и другие элементы арабских мифов. А также — присущие Востоку хитроумные и безжалостные интриги.
Дебют Чакраборти — яркий образец того, как за последнее десятилетие авторы начали обращаться к непривычным для жанра культурам. Ее книга основана на ближневосточной мифологии. В Каире XVIII века девушка по имени Нари привлекает внимание могучего джинна, который уносит ее в Латунный город, где магические законы и бурная политика смертельны. Поскольку война угрожает сокрушить этот волшебное место, Нари вынуждена ориентироваться в жестоком обществе и его правилах, используя только свое хитроумие, которого у нее, к счастью, в избытке.
Виктор Лаваль — «Подменыш»
«Подменыш» вышел на английском в 2017 году и выиграл награды «Локус», «Британскую премию фэнтези» и «Всемирную премию фэнтези». Роман написан на стыке триллера, хоррора и мрачного магического реализма в духе «Американских богов» Геймана.
Лаваль стал одним из лучших новых писателей этого десятилетия, и «Подменыш» служит примером его способности объединять жанры в нечто уникальное. Продавец редких книг Аполлон и его жена Эмма рассматривают рождение своего сына как чудо — и Аполлон поражен, когда он натыкается на первое издание книги «Убить пересмешника», с автографом Харпер Ли для Трумен Капоте. Книга быстро приобретает черты хоррора, а затем уходит в фэнтези, когда Аполлон исследует альтернативный Нью-Йорк, ища ответы в книге, которая во всех смыслах похожа на сон наяву.
Эрнест Клайн — «Первому игроку приготовиться»
Дебютный роман Клайна воспевает гик-культуру 70-х и 80-х и рассказывает историю подростка, который отправился в «Оазис» — виртуальную реальность с полным погружением — на поиск пасхалок, оставленных создателем. По книге был снят фильм Стивеном Спилбергом.
Опираясь на десятилетия научно-фантастической и фэнтезийной поп-культуры, включая романы, видеоигры, фильмы и комиксы, дебют Клайна представляет собой водоворот отсылок, который сводится к чему-то похожему на искреннюю радость. История рассказывает о попытках разгадать серию загадок, оставленных гениальным создателем «Оазиса», виртуального мира, который стал основой стабильности экономики на антиутопической Земле. Победитель получит власть над всей системой, но настоящая суть истории в ностальгии и глубочайшем почтении автора к великолепию фантастического жанра.
Кэтрин Арден — «Медведь и Соловей»
Оригинальный взгляд на славянское фэнтези от зарубежной писательницы.
Дебютный роман Арден соединяет русский фольклор с фэнтези XXI века, создавая историю, составляющие которой: чудо, феминизм и приключения. Василиса предпочитает резвиться с духами, которые прячутся в лесу у поместья ее отца, а не уделять время высокородным женихам, которыми тот выбрал для нее. Но хотя ее деревня нуждается в покровительстве этих духов, новый священник и новая теща подрывают веру крестьян. Василиса спасает свой дом в книге, которая читается как взрослая сказка.
Материал подготовлен редакцией издательства интеллектуальной фантастики fanzon.