Kaze no Tani no Nausicaa («Навсикая из Долины ветров», 1984)
Только ради этого шедевра Хаяо Миядзаки мы и разделили аниме о постапокалипсисе на сериалы и фильмы. Именно благодаря «Навсикае» смогла зародиться студия Ghibli, которая будет радовать всех фанатов удивительных приключений еще долгие годы. И есть что-то ироничное в том, что триумфальный ход Миядзаки начался с истории о конце света.
По сюжету аниме-фильма цивилизация была уничтожена в ходе «семи дней огня». Большая часть земли теперь занята огромным Лесом, грибы в котором разбрасывают токсичные споры. В Лесу поселились гигантские насекомые под названием Ому. Человечество выживает в отдельных поселениях, но так ничего и не извлекло из катастрофы, потому что продолжает конфликтовать за остатки полезных ресурсов. Однако жители Долины ветров находятся в стороне от войн, поклоняясь ветру, защищающему их от спор, и существуя мирно. Княжна Навсикая пытается поддерживать подобный уклад, но обстоятельства складываются иначе, когда она узнает о существовании Титана — биооружия, способного повторить «семь дней огня».
До «Навсикаи» Миядзаки успел поставить только «Люпена III: Замок Калиостро», но именно во второй работе, получив полную творческую свободу, гений режиссера раскрылся в полной мере. Он сумел высказаться об экологической ситуации в мире, огромной человеческой жадности, пороках, которые не исчезают даже перед лицом неминуемой гибели, и еще про множество других важных остросоциальных тем. При этом сделал это настолько виртуозно и ненавязчиво, что случайный зритель может этого и не заметить, однако все равно получит огромную дозу удовольствия от просмотра.
В этом большая ценность работ Миядзаки. В «Навсикае» можно просто любоваться подвигами главной героини, в которых драма и пафос смешались приблизительно в равных дозах. Но если начать копать глубже, то в аниме обнаруживается влияние «Прихода ночи» Азимова, «Дюны» Герберта, «Одиссеи» Гомера и многого другого. Причем нельзя сказать, что без этих скрытых смыслов полнометражка становится хуже. Она равнозначно шедевральна для всех категорий зрителей.
А какая в ней анимация! Таланты студии Topcraft постарались на славу, чтобы каждый кадр аниме сам по себе был маленьким чудом. Сцены с Титаном искренне ужасают, пейзажи Леса — чаруют и настораживают одновременно, да и в целом местные локации на фоне с почти ничтожными людьми внушают трепет. В плане качества анимации и графики «Навсикая» с легкостью может уделать большую часть современных аниме, а это говорит о многом.
Да и в кинотеатрах как раз начали показывать отреставрированную версию, ставшую еще краше. Потому если у вас есть возможность — обязательно сходить на «Навсикаю из Долины ветров». Это аниме-фильм, который обязан посмотреть каждый.
Akira («Акира», 1988)
Мы на «Канобу» очень любим «Акиру». Манга от Кацухиро Отомо попала в наш список лучших комиксов и манги всех времен, а заодно и в список лучшей киберпанк-манги. Аниме-фильм я назвал даже лучше первоисточника, ведь автор оригинала сумел передать все свои мысли в высококонцентрированной форме. Конечно, этот тезис можно долго оспаривать, но менее привлекательным от этого противостояние Тэцуо и Канэды точно не стало.
Да и постапокалипсис в «Акире» изображен любопытно. Мир еще до начала сюжета пострадал от Третьей мировой, а город Токио был практически уничтожен странным взрывом. Однако к 2019 году его сумели отстроить, пускай он теперь и напоминает киберпанк в худших проявлениях — кругом грязь, нищета и руины, пускай высоких технологий предостаточно. Но на этом злоключения столицы Японии не заканчиваются, ведь действия Тэцуо и мальчика Акиры приведет к еще более разрушительным последствиям.
Выполнено все на запредельном для конца 80-х уровне. Именно аниме «Акира» задало стандарты японской анимации на долгие годы вперед:
Переданы масштабы катастрофы очень качественно. В свое время «Акира» стал самым дорогим аниме с бюджетом в 10 миллионов долларов. Здесь нет промежуточных кадров, которые значительно уступают по качеству всему остальному. Каждое действие, план или скопление персонажей прорисованы с огромной тщательностью, а еще аниме сделало стандартом для анимации Японии частоту в 24 кадра секунду, а не 8-12, как было до этого.
Именно «Акира» в техническом плане сформировал аниме, которые мы смотрим и сегодня. Среди анимации не так часто можно встретить нечто столь высококачественное во всех смыслах. Потому это не просто фрагмент истории, а живая классика, которая с удовольствием смотрится и по сей день.
В «Акире» авторы создали микс из крайне непохожих и достаточно редких жанров и направлений искусства (киберпанк, постапокалипсис, боди-хоррор, психология и философия), однако в первую очередь фильм остается невероятно блистательным и насыщенным экшеном. Именно с него началась масштабная экспансия аниме на Запад, однако полнометражка представляет не только историческую ценность. Она хороша и сама по себе, потому вполне заслуживает своего культового статуса.
Rebuild of Evangelion («Новая киноверсия Евангелиона», 2007-2012)
Конечно, это несколько дешевый трюк — включить в эту подборку «Ребилды», учитывая, что и в сериалах присутствует «Евангелион». Впрочем, у нас есть и достойное оправдание. Если эпизодическое аниме подходит под жанр постапокалипсиса еще с натяжной и условностями, то серия полнометражек — уже полноценный его представитель. Почему? Ну, не будем спойлерить и уходить в домыслы, просто поверьте на слово.
Сюжет повествует о закомплексованном мальчике Синдзи Икари, который во время нападения опасного существа Ангела наконец-то воссоединяется со своим отцом. Но оказывается, что последний вызвал своего сына лишь для того, чтобы тот стал пилотом робота «Евангелиона». Подросток поначалу отказывается, но вид израненной Рэй, которая тоже пилотирует «Евангелион», заставляет его изменить свое решение. Так Синдзи становится частью организации NERV и главной надеждой человечества на спасение.
Сразу стоит отметить, что в плане экшена полнометражки превосходят любой эпизод аниме-первоисточника. Каждая битва — это феерия красок с грамотным сочетанием рисованной и компьютерной анимации. Такое желательно смотреть на большом экране и с качественной аудиосистемой, ведь тогда эмоции точно будут зашкаливать.
Но и в мирные моменты аниме-фильмы не сбавляют обороты, ведь режиссер Хидэаки Анно через них продолжает рассказывать о нелегком бремени человека и самых разных психических заболеваниях, от которых страдают почти все персонажи. В этом аниме нет никакого счастья, а редкие моменты покоя нужны исключительно для того, чтобы усилить влияние последующих трагедий.
Сюжет «Ребилдов» все еще не завершен. Выход последней полнометражки Evangelion: 3.0+1.0 запланирован на 2020 год, фанаты ломают голову о ее сюжете, а короткометражка until You come to me лишь сильнее всех запутала. Но вполне вероятно, что уже через год самая важная японская аниме-франшиза наконец-то подойдет к концу.
P. S. Почему мы вспомнили именно эти полнометражки, а не «Конец Евангелиона»? Потому что в случае с последним нам показывают не постапокалипсис, а самый настоящий апокалипсис.
Kaze no Na wa Amnesia («Ветер амнезии», 1990)
«Ветер амнезии» — это роман Хидэюки Кикути 1983 года с иллюстрациями от самого Еситаки Амано, известного работой над серией Final Fantasy. Но в 1990-м Madhouse адаптировала его в полнометражное аниме. Кстати, над сценарием работал выдающийся режиссер и один из сооснователей студии Есиаки Кавадзири, который впоследствии подарит нам замечательные Cyber City Oedo 808, Ninja Scroll и Vampire Hunter D: Bloodlust (о последнем мы поговорим чуть ниже).
По миру полнометражки однажды прошелся загадочный ветер, который стер у всех людей воспоминания. Из-за этого цивилизация была уничтожена, ведь человечество разучилось говорить и пользоваться всеми научно-техническими достижениями. Так случилось и с парнем Ватару, однако судьба сталкивает его с Джонни. Правительство США ставило на нем эксперименты по увеличению пределов памяти, потому он сохранил воспоминания. Именно он вновь научил всему Ватару, чтобы впоследствии тот отправился в путешествие по Америке.
Несмотря на необычную завязку, «Ветер амнезии» — это идеальный классический постапокалипсис. Вместе с Ватару мы наблюдаем пейзажи разрушенной Америки, в которой немногочисленные выжившие повадками напоминают скорее пещерных людей. Упадок и моральное разложение человека демонстрируются без прикрас. К примеру, одно из «племен» регулярно приносит девушек в жертву строительной машине, а суперкомпьютер в одном из городов промыл мозги жителям, чтобы те повторяли определенные последовательности действий снова и снова.
Но все равно при просмотре невозможно отделаться от ощущения романтики конца света. Виды в аниме и правда завораживают, после них тоже хочется собрать вещи и пуститься в дорогу. Так что если вы любите жанр «дорожных приключений», то «Ветер амнезии» вас точно не оставит равнодушным.
Увы, общие положительные впечатления несколько смазываются странной концовкой, кажущейся откровенно лишней. Авторы вдруг вводят абсолютно неуместную концепцию, которая будто создана лишь ради неожиданного поворота, а не внятного повествования. Возможно, подобное можно списать на общие течения в аниме-индустрии начала 90-х.
Но даже так «Ветер амнезии» — все еще хороший аниме-фильм. Он наименее депрессивный из этой подборки, как раз наоборот — вселяет слабую уверенность, что и при полном крахе с человечеством все будет в порядке. Как минимум с какой-то его частью.
Vampire Hunter D («Ди — охотник на вампиров», 1985), Vampire Hunter D: Bloodlust («Ди — охотник на вампиров: Жажда крови», 2000)
До «Сумерок» и «Цикла историй» вампиры представляли собой страшных, но величественных готических существ. Им противопоставлялись не менее суровые и мрачные охотники, а многовековая борьба между ними разворачивалась среди огромных замков и обветшалых деревень. Обе полнометражки про охотника на вампиров Ди отлично соответствуют такой концепции, но не обошлось без научно-фантастических вкраплений.
В «Ди: Охотнике на вампиров» 1985-го нас только знакомят с миром, почти уничтоженным Последней Войной. Действие разворачивается в 12090 году, власть захватили вампиры, а люди вынуждены жить в постоянном страхе, пускай у них предостаточно высокотехнологичного оружия. Поэтому появились и охотники на вампиров, за солидную награду готовые помочь избавиться от нечисти.
К ним, как нетрудно догадаться, относится и Ди, с одним лишь нюансом — он и сам наполовину вампир. Его услугами решает воспользоваться девушка Дорис. Ее укусил могущественный вампир Магнус Ли, и если она не убьет его, то станет его очередной «игрушкой».
Сиквел оперирует более тонкими материями. В «Ди: Жажда крови» эпоха вампиров понемногу подходит к концу, однако Ди продолжает заниматься истреблением нечисти. Его нанимают, чтобы найти наследницу знатного рода Шарлотту Элборн, которую якобы похитил вампир Майер Линк. Но Ди особого доверия не вызывает, потому для аналогичной цели также была нанята банда охотников «Братья Маркус».
Первый аниме-фильм — это японский хоррор, причем в лучшем виде. Даже несколько неровная анимация создает эффект давления на зрителя. На контрасте выделяются разве что яркие образы девушек, но в общем вас ожидает кровавый готический триллер, море саспенса и необычный сеттинг, в котором будущее сочетается со Средневековьем.
«Жажду крови» поставил тот самый Кавадзири (Lensman, «Манускрипт ниндзя», «Горец: В поисках мести»), и это заметно по брутальному экшену, который не прекращается практически ни на минуту. Темных цветов в палитре аниме стало еще больше, а поднимаемые темы шагнули в сторону «серой морали». После всех битв в финале полнометражке внутри остается чувство легкой меланхолии и тоски.
История Ди — это отличный пример банального стереотипа «сейчас так не делают». Но ведь и правда, никто не попытался превзойти дилогию аниме-фильмов. Потому они до сих пор дарят уникальный опыт.
Бонус. Hadashi no Gen («Босоногий Гэн», 1983)
Честно говоря, по формальным признакам «Босоногий Гэн» не попадает в категорию историй о постапокалипсисе. Все-таки конец света в этом аниме не произошел. Но вот сами события заставляют ужаснуться сильнее, чем многие хорроры. Ведь они рассказывают о жизни в Хиросиме после сброса на нее атомной бомбы.
Кадры с людьми, с которых постепенно облазят кожа и мышцы, забыть невозможно. Поток человеческих трагедий и смертей способен растрогать даже самого бесчувственного зрителя. И тем больнее наблюдать, как маленький мальчик Гэн пытается не терять оптимизм и видеть хорошее в образовавшемся хаосе.
А тем временем люди медленно сходят с ума, забывают о морали и добродетелях — в общем, предаются всем штампам, которые так любят использовать авторы в своих работах про постапокалипсис. Только это не художественный вымысел, а во многом достоверное описание детства мангаки Кэйдзи Накадзавы. Из-за чего знакомые сюжетные ходы влияют на тебя совершенно иначе.
«Босоногий Гэн» — одно из важнейших японских произведений и главное высказывание в поп-культуре против использования атомных бомб. А заодно оно напоминает, что конец света существует не только на страницах книг или в кинопленке. Он настолько близко, что, возможно, уже неотвратим.
Источник