Лучшее советское кино о Второй мировой войне

Приветствую. Данный топ фильмов не содержит спойлеров, является субъективным, а порядок изложения в нём случайный.

Лучшее советское кино о Второй мировой войне

Первый фильм, о котором пойдёт речь – это картина Михаила Калатозова «Летят журавли». Выпущенный в 1957 году по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», фильм рассказывает об отношениях главных героев через призму войны. Кино начинается с начала войны и заканчивается её окончанием.

Данная картина примечательна, прежде всего, потрясающей и новаторской работой оператора Сергея Урусевского, которого не хвалил только ленивый. Его приёмы отлично раскрывают переживания персонажей, задают динамику необходимым сценам и подчёркивают тот масштаб, который удалось создать в этом грандиозном полотне Калатозову. По настоящему фундаментальная работа не только для отечественного кинематографа, но и мирового.

Вторая лента, о которой я хочу сегодня рассказать – это тот случай, когда пошло говорят: «Тяжёлое кино о войне». Речь пойдёт о фильме Элема Климова «Иди и смотри», 1985 года выхода. События происходят в 1943 году на территории советской Беларуси.

У Климова была изначальная идея снять самое душераздирающее кино об ужасах войны, что у него с успехом и получилось. Зритель, вместе с персонажами фильма будет пропускать через свою картину мира каждую минуту увиденного, а таких минут у него будет предостаточно. И я не поверю, что после этого психологического путешествия останутся люди, которые не скажут банальность типа: война – это плохо.

Пожалуй, в сегодняшнем перечне, это самая важная картина, которую, я уверен, не показывают 9 мая. Она в самой жестокой форме даёт возможность узреть последствия диктатур, вождизма и заявлений об исключительности и богоизбранности какой либо нации. Также этот фильм является напоминанием, почему сакральный День победы, является на самом деле днём памяти. Посмотрите ещё раз на дату выхода фильма – режиссёр заметил не словом, а делом, те тенденции, которые многие не видят до сих пор.

Мы добрались до третьего фильма. Это работа жены Элема Климова – Ларисы Шепитько под названием Восхождение, которая вышла в 1976 году. Вскоре, фильм получил высшую награду Берлинского кинофестиваля – Золотого медведя.

Шепитько вдохновлялась повестью Василя Быкова – «Сотников». По сюжету это история о двух партизанах, но особенной её делают именно философский и библейский подтекст. На зрителя навалятся мощнейшие диалоги, глубокий анализ личности в военных условиях и тяжелейший факт принятия своей участи на пределе человеческих переживаний. На мой взгляд, это самый интеллектуальный фильм на военную тематику, который может поспорить, разве что с «Тонкой красной линией» Терренса Малика. Фильм-притча, запечатлённый талантливым Владимиром Чухновым обязателен к множественному просмотру. Тем более, совсем недавно состоялся отреставрированный релиз у Criterion Collection.

Замыкает мой список первый полнометражный фильм Андрея Тарковского – «Иваново детство», вышедший на экраны в 1962 году. Кино также удостоилось главной награды европейского кинофестиваля, на этот раз Венецианского.

Вся история сосредоточена на военных переживаниях ребёнка. Уже в этой картине, Андрей Тарковский использует прославивший его и свойственный ему в будущих работах киноязык. Именно с помощью сновидений мы погружаемся в сознание Ивана, в котором есть место и детским грёзам и ужасам войны. Существует довольно немного фильмов, исследовавших детскую психологию в условиях войны, «Иваново детство» – один из таких образцов.

Картина снята известным Вадимом Юсовым, человеком запечатлевшим такие фильмы как: «Андрей Рублёв», «Солярис», «Я шагаю по Москве», «Они сражались за родину» и другие. Именно с его рук, мы можем восхищаться теми мощнейшими образами, которые хотел передать Тарковский, а несколько кадров из этого фильма настолько гениальны, что и вовсе являются одними из моих любимых во всём кинематографе.

Есть и другие замечательные фильмы, но мне кажется, именно эти четыре полотна часто остаются в тени, хотя их роль, как для искусства в целом, так и для обычного зрителя невозможно переоценить.

Соберитесь всей семьёй, вспомните в этот день всех погибших и подумайте над тем, какие ужасы сулит любая диктатура.

Видео-версия:

 

Источник

Читайте также