Авторское мнение
Оглавление:
- Дом (2011)
- Сибирь. Монамур (2011)
- Время первых (2017)
- Война (2002)
- 12 (2007)
- Ученик (2016)
- Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов (2017)
- Неадекватные люди (2010)
- Аритмия (2017)
- Турецкий гамбит (2006)
- Довлатов (2018)
- Сёстры (2001)
- Салют-7 (2017)
- Остров (2006)
- Елена (2011)
- Майор (2013)
Ни для кого ни секрет, что сочетание слов «российское кино», чаще вызывает зевоту, чем воодушевление. И честно говоря, «пинают» его в основном за дело. Но это не значит, что отечественный кинорынок являет собой совсем уж заброшенным полем. Помимо сорняков, иногда проглядываются и цветы. Далее пойдет речь о российских произведениях, которые действительно не стыдно рекомендовать, но с оговоркой: 1 режиссер – 1 фильм.
Примечание: Любой список — это лишь повод поговорить об интересных фильмах, лишний раз упомянуть те ленты, которые заслуживают внимания. Подобные списки всегда носят условно характер и в принципе не могут быть объективными. В список включены только те произведения, которым по мнению автора стоит уделить свое время и с которыми он ознакомлен лично.
Где-то посреди величественных донских степей затерялось скромное поселение. В одном из его домов живет семейство Шамановых, чей род – один из самых старинных и уважаемых среди местных жителей. Шамановы готовятся отмечать важный семейный праздник – столетний юбилей старейшины рода (Богдан Ступка). Этот почтенный старец, принимавший участие еще в 1 мировой войне, ныне – живой символ исторической гордости и чести Шамановых, почитаемый и одновременно внушающий страх.
И вот почтить старика как раз накануне праздника приезжает Виктор (Сергей Гармаш), его старший сын. Вот только в последний раз родственники видели Виктора 25 лет назад, когда он променял донские равнины на братков в московской ОПГ. Потому никто не удивляется, что Виктора сопровождают несколько приспешников, а всего день спустя в поселке объявляются люди в черных костюмах, прямо-таки мечтающие с ним пообщаться. Постепенно становится ясно, что из Москвы Виктор бежал, опасаясь кровавой расправы, постигшей уже нескольких его подельников.
Фильм за авторством Олега Погодина, способен приятно удивить. Подсознательно, от него ожидаешь типичной российской криминальной драмы, но духовно, кино оказывается ближе к западным образцам. Да и весь криминал, скорее фон для человеческих отношений, что неудивительно, ведь по признанию режиссера, сильное влияние на него оказали вестерны Сэма Пекинпы и Джона Форда. Хотя наибольшую ассоциацию вызывает скорее российская классика, что-нибудь вроде Чеховского «вишневого сада», но завернутого в совершенно неожиданную оболочку. Конечно, такое сравнение, очень большой реверанс в сторону «дома», но тем не менее это достойное кино.
Сибирь. В тайге, в брошенной деревне, старик с внуком ждут отца мальчика, который вряд ли вернется. Муж с женой растят трех дочерей, и это единственное что их еще связывает. Прошедший две кавказские войны капитан, пытается найти свое место в мирной жизни. Судьбы этих героев переплетаются неожиданно и драматично. Им нужно снова и снова делать свой выбор, открывая в себе забытую человечность и сострадание. Милосердие выше справедливости.
Многие поклонники русской хтони фильм проморгали, а зря. У Вячеслава Роса получилась поразительно мощное, пробирающее кино. Тот случай, когда хочется хвалить и не делать скидку на «отечественность». Как написал один из западных комментаторов: «После просмотра я чувствую некоторую вину за то, что мне нравилось смотреть Мстителей». «Сибирь. Монамур» – это пример того, как российское кино оказывается еще на что-то способно, и честно говоря, способно оно на не столь уж малое.
Действие фильма происходит в 60-х годах 20 века, во время холодной войны и космической гонки между СССР и США. Советы планируют покорить неизведанное. Военные летчики Павел Беляев и Алексей Леонов готовы выйти в открытый космос. Но на пути их ждет множество преград и опасностей.
Несмотря на масштаб фильма и очень скромный, по голливудским меркам, бюджет, «время первых» держится очень достойно. Покрывающая большую часть хронометража игра Миронова и Хабенского – убедительна (все ж таки цвет русской кино-школы), а сценарий…сценарий нормальный. Всегда можно лучше, всегда есть к чему придраться, но не хочется. Правда. Если бы в России хотя бы пару раз в год выходили фильмы по качеству и проработке подобные тому, что снял Дмитрий Киселев, то это стало бы настоящим прорывом.
Во время кровопролитной войны в Чечне, супружеская пара англичан и двое российских солдат взяты в заложники. Вскоре, командир отряда чеченских боевиков отпускает троих пленников: двух русских солдат — потому что они не контрактники, а призывники, и англичанина Джона Бойла — потому что он должен собрать два миллиона фунтов стерлингов и привезти деньги в качестве выкупа за свою невесту Маргарет. Маргарет остается у чеченцев. Так же, как и капитан российской армии Медведев…
Баланов для русского кинематографа настоящее явление. «Война», во многом нетипичный для него фильм, но именно здесь наиболее полно раскрывается гений режиссера. Да, культовыми стали иные работы автора, а эта, как и сама чеченская войну оказалась забыта. Однако, время странная штука, быть может следующие поколения переоценят наследие Балабанова, и в истории он окажется уже не тем, кто снял дилогию «брат». А то что его имя не будет забыто, в этом уже нет никаких сомнений.
История о 12-ти присяжных, обсуждающих, виновен ли 18-летний юноша, обвиняемый в убийстве своего отчима. Все улики свидетельствуют против него, и одиннадцать из двенадцати человек, собравшихся в школьном спортзале, готовы осудить юношу. Но один из присяжных уверен, что все не так однозначно, как кажется на первый взгляд, и предлагает коллегам более вдумчиво рассмотреть дело.
Работу Михалкова легче ругать, чем хвалить. Никита Сергеевич, конечно, не занимался плагиатом, когда брал сюжетную канву знаменитого фильма Сидни Люмета и пристраивал ее на русскую почву. Это больше походит на два разных сочинения по одной теме. Да и темы то оказываются не совсем одинаковыми. Нет смысла отрицать излишнюю театрализованость, неровную актерскую игру, инертный сценарий и много, много чего ещё. Но Михалков не был бы самим собой, если бы из всего этого месива не умудрился соорудить что-то стоящее. На выходе получилась этакая гротескная, колоритная притча с несколькими очень сильными монологами. Вот и академики так посчитали, включив фильм в шорт-лист.
Вениамин — старшеклассник, недавно ставший ревностным христианином, цитирующий отрывки из Библии от всего сердца, казалось бы, по любому поводу. Он убежден, что мир был погряз во зле, и начинает бросать вызов морали и убеждениям окружающих его взрослых.
Ни мать, ни православный священник, ни директор не могут дисциплинировать все более неистового евангелиста. Его следующие шаги, попытки творить чудеса и поражать грешников.
К Серебренникову у меня всегда было сложное отношения и даже какая-то иррациональная нелюбовь. Тем не менее, «Ученик» превзошел все ожидания. Уверен, в будущем ему суждено стать русской классикой, хотя зритель его пока не распробовал. Несмотря на актуальное времени высказывание, «ученик» куда глубже, и со временем будет способен развернуться неожиданной стороной, обнажая новые смыслы.
Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов (2017)
Виктор проводит свободное время в барах с дамами сомнительной репутации, откуда его забирает жена, которую он не любит, мать ребенка, которого они никогда не планировали. Самого Виктора бросил собственный отец, затем его мать покончила с собой, и он остался расти в детском доме. Годы спустя его заблудший отец возвращается, теперь уже преступник–инвалид, и Виктор обнаруживает, что скоро появится своевременное наследство — квартира его отца. Документы для обеспечения переезда отца в дом престарелых подписаны в мгновение ока. Тем не менее, единственный, кто может забрать его, находится за много миль отсюда, и, более того, инвалид приходит в себя во время путешествия, и именно тогда начинаются настоящие проблемы.
Еще один фильм, который притворяется не тем, чем является. Активно используя «пацанскую» и криминальную эстетику, Александр Хант умело ее стилизует, обильно сдабривая рэп-саундтреком отечественного производства. Звучит как что-то отвратительное, но результат выходит противоположный. Конечно, без простого, но отличного драматического сценария не обошлось. Да и где еще вы видели русское роуд-муви? 2017-й вообще сошел с ума и подарил столько хороших фильмов, сколько, кажется, и не вышло в России за следующие пять лет.
Адекватность относительна. Виталик, главный герой фильма, кажется вполне нормальным. С респектабельной офисной работой, уютным домиком и личным лечащим врачом, Виталик выглядит настолько адекватным, насколько вообще может быть человек. Но подождите пока он выпьет и вгонит себя в депрессию, а после этого влюбится в несовершеннолетнюю девушку, живущую по соседству. Ну и кто адекватен теперь?
Эта полюбившаяся публике романтическая комедия, может и не идеальна, но долю своего очарования имеет. Едкий и саркастический юмор, отсутствие слащавости и «ванили». Актеры не сколько хороши, сколько все на своих местах. Сюжет для жанра тоже неплох, хотя и хотелось бы вычеркнуть некоторые диалоги. Дебют у Каримова получился достойным, жаль, что ничего более стоящего после, он так пока и не снял.
Олег – молодой одаренный фельдшер. Его жена Катя работает в приемном отделении больницы. Она любит Олега, но ей надоело, что он больше заботится о пациентах, чем о ней. Она говорит, что хочет развода. Новый начальник Олега — хладнокровный менеджер, который печется только о статистике и показателях. Олегу наплевать на статистику — ему нужно спасать жизни. Его отношение вызывает у него проблемы с новым боссом. Кризис на работе совпадает с кризисом в личной жизни. Застряв между вызовами службы экстренной помощи, подпиткой алкоголем вне смены и поиском смысла жизни, Олег и Катя должны найти связывающую силу, которая удерживает их вместе.
Когда российские режиссеры снимают о современности, им парадоксально редко удается соблюсти баланс между глянцевой киношностью и утрированной депрессивностью. Тем ценнее, произведение Бориса Хлебникова построено на полутонах. Если его Аритмия мрачна, то не тотально; если гуманистична, то без мессианского пафоса; если в фильме есть любовь, то она разная – сегодня страстная, завтра сочувственная, а послезавтра чистая. Это очень чутка картина, в которой дистанция между зрителем и автором поразительно коротка. Пусть прозвучит как штамп, но у Аритмии действительно есть душа.
Фильм основан на второй книге из серии романов «Приключения Эраста Петровича Фандорина», написанной писателем Борисом Акуниным. Действие разворачивается в 1877 году во время русско-турецкой войны. Эраст Фандорин только что сбежал из турецкой тюрьмы и пытается как можно скорее выйти на российскую сторону, чтобы сообщить важную информацию о готовящемся нападении врага. По пути он встречает Варвару Суворову, девушку, которая едет к своему жениху — солдату русской армии. Эраст тоже знает, что где-то в русской армии есть шпион…
По необъяснимой для меня причине, многие зрители испытывают какую-то странную неприязнь к фильму Джаника Файзиева. Возможно и справедливы упреки в посредственной детективной части (хотя кино претендует скорее на приключенческий жанр), в злоупотреблении дешевыми спецэффектами и неидеальной динамике, но они никак не перевешивают достоинств картины. Сочное, лихое и колоритное, почти четырехчасовое путешествие по полям русско-турецких сражений, и закулисных интриг шпионов и дипломатов. Единственное, важно не перепутать с театральной версией фильма, которая короче почти на полтора часа. В ней история действительно рассыпается из-за сумбурности и беднеет от отсутствия пущенных под нож сюжетных линий. Остерегайтесь.
«Довлатов» описывает шесть дней из жизни блестящего, ироничного писателя, душа которого далеко за пределами жестких рамок советской России 70-х годов. Сергей Довлатов борется за сохранение собственного таланта и порядочности вместе с поэтом и писателем Иосифом Бродским, наблюдая, как его друзей-художников давит железная воля государственной машины.
Еще одной не самой сильной стороной отечественного кинематографа, традиционно являются байопики. Несмотря на кажущуюся простоту, жанр очень требователен к хорошей режиссуре и качественному сценарию, а с последнее вообще бич русского кино. В этом отношении, «Довлатов» не стал прорывом, но сценарий Юлии Тупкиной не оказался и провальным. Зато режиссура Алексея Германа младшего на высоте. Ему удалось создать очень запоминающийся, мечтательный, убедительный, часто ироничный взгляд на писателя. Практически лишенная экспрессивности, картина выделяется прекрасным использованием многочисленной массовки, великолепной операторской работы с длинными кадрами и превосходным визуальным дизайном. Меланхолический ритм фильма плавно погружает зрителя во внутренний мир писателя и его последних Ленинградских дней.
У сводных сестер Светы и Дины одна мать, но они ненавидят друг друга. Дине восемь, она избалована, хорошо играет на скрипке и мечтает стать актрисой. Свете тринадцать, ее бросил отец, она хорошо стреляет и хочет стать снайпером в Чечне. Девочки вынуждены жить в мире волчьего порядка, в мире где детей похищают и убивают, а закон всего лишь бледный и бессильный призрак.
Первый и последний фильм Сергея Бодрова младшего, без скидок на дебют, демонстрирует огромный талант автора, его большую режиссерскую чуткость. Лиричная и камерная история двух сестер на фоне криминальной истории получилась удивительно душевной. Не в последнюю очередь, благодаря потрясающей игре Оксаны Акиньшиной. Ее также дебютная роль заслужено стала счастливым билетом в большое кино. Без сомнения, «Сестры» испытывают сильное Балабановское влияние, но картина Бодрова куда сентиментальней и трогательней, чем творчество его наставника. Видимо поэтому, более бескомпромиссные и суровые «Жмурки» и дилогия «Брат», в кино-пантеоне отечественного зрителя располагаются выше. Но на мой взгляд, «Сестры» мало чем уступают этим культовым лентам.
1985 год. Беспилотная советская космическая станция «Салют-7», находящаяся на околоземной орбите, внезапно перестает реагировать на команды из Центра управления. Если космическая станция — гордость советской космонавтики — упадет с неба, это не только нанесет ущерб имиджу страны, но и может стать катастрофой с неисчислимыми жертвами. Чтобы расследовать аварию и предотвратить катастрофу, на станцию должны быть отправлены люди. Но, еще никто в истории никогда не пытался состыковать неуправляемый аппарат в космосе…
Лощеный и клишированный Салют-7, простите за каламбур, звезд с неба не хватает. В прямом сравнении он проигрывает конкуренцию западным аналогам. Но это не делает из него плохую картину, наоборот, Салют – отличное развлекательное кино. Не больше, ни меньше.
Если Ваша душа лежит к космосу, и вы не готовы придираться к тысячи мелких технических деталей, которые неправильно изобразил фильм, то это кино для вас.
Где-то на севере России, в маленьком русском православном монастыре, живет необычный человек, чье странное поведение сбивает с толку его собратьев-монахов, в то время как другие, посещающие остров, веря, что этот человек обладает силой исцелять, изгонять бесов и предсказывать будущее.
Остров – это история притча, несущая в себя отпечаток работ Тарковского, Бергмана, Ангелопулоса и других именитых режиссеров. Очень сильно влияние Достоевского. Вообще, в картине Павла Лунгина, как в бездонной бочке можно обнаружить гигантское количество других произведений и параллелей с ними. Однако, от этого фильм не становится безликим, сохраняя свой собственный характер.
Многими лента Лунгина была воспринята как религиозная, православная пропаганда, причем такой оценкой грешили и уважаемые критики. Подобное суждение не справедливо и сильно сужает интеллектуально-духовный масштаб полотна. И кстати говоря, если уж на то пошло, то и не всеми церковниками она была воспринята радушно.
Отдельно хочется отметить безупречное исполнение роли отца Анатолия Петром Мамоновым, выдающаяся работа артиста.
Елена и Владимир — пожилая пара, у них разное происхождение. Владимир — состоятельный и холодный человек, Елена — из скромной среды и послушная жена. Они познакомились поздно, и у каждого есть дети от предыдущих браков. Сын Елены безработный, не в состоянии содержать свою семью и постоянно просит у Елены денег. Дочь Владимира — беззаботная молодая женщина, имеющая сложные отношения с отцом. Сердечный приступ приводит Владимира в больницу, где он понимает, что его оставшееся время ограничено. Короткое, но нежное воссоединение с дочерью приводит его к важному решению: она будет единственной наследницей его богатства. Вернувшись домой, он объявляет об этом Елене. Ее надежды финансово помочь сыну внезапно исчезают…
На месте «Елены» мог бы оказаться почти любой фильм Звягинцева. Да, он менее признан, чем «Нелюбовь» и менее скандален, чем «Левиафан», но зато идеально выверен мастерской режиссурой, без единой секунды потраченного впустую экранного времени.
Любопытно, что в то время, когда западные зрители находят в работах Звягинцева себя, свои проблемы, схожие моральные дилеммы – отечественный зритель бежит от творчества режиссёра, как черт от ладана, отказываясь ассоциировать его с собой, обвиняя автора в фантастическом, негативном воплощении России на экране. Речь, разумеется, идет лишь о части аудитории, ведь есть у Звягинцева и страстные почитатели.
Вероятнее всего, время расставит все по своим местам, и картины режиссера займут положенное им место. Хорошая новость в том, что ждать этого не обязательно. Произведениями Звягинцева можно начать восхищаться уже сегодня, нужно только избавиться от предрассудков.
Холодным зимним днем майор местного отделения милиции Сергей Соболев едет в больницу, где его жена вот-вот должна родить ребенка. Под кайфом от счастья, он едет слишком быстро и насмерть сбивает на переходе мальчика. Теперь у майора только два выхода: сесть в тюрьму или скрыть преступление. Соболев решает пойти на компромисс со своей совестью и зовет на помощь коллегу. Но дело оказывается запутанным, и когда Соболев наконец передумает и пытается загладить свой поступок, становится уже слишком поздно.
Маскирующийся под боевик, «Майор» на самом деле представляет собой мрачную и бескомпромиссную моральную пьесу, о выборе и последствиях за которые приходится нести ответственность. Интенсивная, зубодробительная трагедия Быкова отходит от реализма, чтобы дать пространство персонажам и эмоциональному действу, заполняющему экран.
Мощное и хлесткое кино.
Автор: Я.Ш.У.