Самая оригинальная RPG от Piranha Bytes, но точно не самая лучшая.
За немецкой студией Piranha Bytes закрепилось уже ставшее штампом выражение: они умеют делать только «Готику». Это может быть обычная «Готика», «Готика про пиратов» (Risen) или «Готика в научно-фантастическом пост-апокалипсисе» — Elex.
И 1 марта выходит Elex 2. Разработчики обещали доработать лучшие находки первой части, сделать огромный открытый и живой мир и добавить новые интересные механики. Однако на деле получилась игра, гораздо более похожая на Risen 3 или классические RPG от BioWare с «готическим» налётом. Разбираемся, хорошо это или плохо.
Сюжет Elex 2 — это набор клише. Но даже стандартная история может цеплять
События продолжения Elex разворачиваются спустя несколько лет после победы над Гибридом — чудовищной смесью человека и машины. Антагонист хотел вытянуть из всего живого на планете волшебный минерал элекс и подчинить его своей воле. Однако главному герою Джаксу удалось объединить племена планеты Магалан в движение Свободных людей, одолеть злодея, а затем нанести Гибриду поражение.
Перед смертью антагонист испустил странный сигнал, который Джакс расценил как вызов таинственной силы из космоса. Между событиями Elex и Elex 2 главный герой пытался убедить рассорившиеся между собой племена в реальности новой угрозы. Однако его никто не послушал, и тогда некогда великий герой стал жить в уединении где-то на задворках Магалана, пока прямо на его голову не приземлился корабль с захватчиками.
Джакс успевает спастись, но во время бегства заражается странной субстанцией, которую прозвали «тёмный элекс». В таком состоянии мы и застаём протагониста: раненого, больного, мутирующего под влиянием неизвестного инопланетного патогена.
Чтобы победить инопланетян, которые называются скианды, Джаксу предлагают возглавить новое движение — «Шестую силу». Странный мужчина по имени Адам спасает героя от гибели и предлагает ему повторить свой прежний успех, примирить враждующие стороны и снова стать во главе всего человечества.
С самого начала в Elex II ощущается мощное влияние Dragon Age: Inquisition. Как и в RPG от BioWare, Джакс должен преодолеть противоречия между многочисленными политическими силами, объединить их и нанести поражение могущественному врагу из из другого мира. Как и в DAI, сам герой оказывается отмечен новой загадочной силой: в случае с Dragon Age это была Метка Разрыва на руке Инквизитора, а в Elex 2 Джакс постоянно вынужден бороться с заражением тёмным элексом. В обеих играх серьёзный упор делается на напарников и систему лояльности: каждый напарник обладает собственным моральным компасом и по-разному реагирует на решения Джакса.
Однако Piranha Bytes удалось скопировать лишь общую формулу Dragon Age: Inquisition, и при малейшем погружении в детали игровой сюжет не выдерживает никакой критики и рассыпается. Во-первых, социально-политической RPG из Elex 2 не вышло: все миссии на примирение враждующих племён, сводятся к формуле «зачисти группу захватчиков, и я смогу тебе доверять». Также игра много говорит о междоусобицах между фракциями, но не показывает их. Лишь два раза за всю игру агрессивные сектанты-морконы выйдут из пещеры, чтобы попытаться напасть на форт берсерков.
Хотя потенциал для интриги в сюжете есть: Джаксу повстречаются загадочные боевые дроны, которыми управляет неизвестная сила; отщепенцы, действующие в своих интересах; найдётся даже место для озлобленных на героя красоток. Но ни одно из этих ружей не выстреливает. Диалоги в игре сводятся к примитивным формулам «„сходи и убей/принеси” — „я убил/отнес” — „спасибо, теперь я тебе доверяю”». Никаких даже попыток выйти за эти рамки Elex 2 не предпринимает. Таких роскошных и полностью диалоговых миссий, как, например, бал в королевском дворце в «Инквизиции», здесь не будет.
Не получает развития и заражение главного героя тёмным элексом. В той же Dragon Age игроку показывали, как сначала «Метка разрыва» причиняла протагонисту боль, затем он научился закрывать с её помощью разрывы между мирами, а к середине игры увечье Инквизитора и вовсе становилось преимуществом в бою. В Elex 2 о заражении Джакса игра напоминает с помощью регулярных белых вспышек и неприятного шума, имитирующего звон в ушах. Иногда герой может посреди диалога упасть в обморок и телепортироваться к одному из лагерей инопланетян. Но дальше этих эпизодов ситуация с мутацией Джакса не заходит — он просто жалуется на плохое самочувствие и регулярно «отключается».
Главный герой в Elex 2 вообще вызывает нарекания. Лидер, способный объединять целые народы — это всегда пассионарий, сильная личность, совершающая героические поступки и проявляющая инициативу. Джакс не такой: ему всегда говорят, что нужно сделать, а он следует инструкциям. Сначала Адам велит ему прийти в Бастион, затем военачальник даёт инструкции по поиску сопартийцев и развитию «Шестой Силы», затем лидеры фракций используют Джакса как мальчика на побегушках, чтобы он решил их проблемы. Герой не меняет обстоятельства, а безвольно катится, как бильярдный шар в лузу.
В итоге, когда племена или персонажи соглашаются помочь главному герою и «Шестой Силе», воспринимается это не как результат наших усилий, а как шуба с барского плеча, ленивое одолжение. За более чем 20 лет разработчики ни разу не представили нам сильного и решительного главного героя.
Более того, Джакс заслуживает нареканий не просто как лидер планетарного масштаба, но и как обычный человек. Его решение уйти в затворники можно было бы как-то даже принять и оправдать — например, обдумывал следующий шаг — не будь у него сына. Мальчик по имени Декс присутствует в игре явно для того, чтобы «очеловечить» Джакса, но из-за ребёнка протагонист получается совсем уж отталкивающим персонажем. Он не может внятно объяснить, почему бросил ребёнка и жену. Самого ребёнка в игре тоже катастрофически мало — на 55часов прохождения с ним будет всего несколько квестов и пара бессмысленных диалогов в хаб-локации.
Скопировала Elex 2 у Dragon Age: Inquisition и её главную проблему — отсутствие харизматичного злодея. В RPG от Piranha Bytes нет ярко выраженного антагониста. В игре есть предатель, о котором с самого начала говорят, что он предатель. В игре есть инопланетянин, который пытается заговорить с Джаксом всего один раз и умирает через пять минут. В игре есть финальный босс, задача которого — прочитать пространную речь с заделом на триквел и умереть от заряда дроби в лицо. Ни от кого из них не исходит какая-либо инициатива: лишь несколько раз разрозненные группки безликих миньонов попытаются захватить Бастион или напасть на расположения отдельных фракций. Если история хороша настолько, насколько хорош злодей, то история Elex 2 не выдерживает критики.
Здесь следует оговориться, что я не считаю сюжет Dragon Age: Inquisition эталоном, а лишь провожу с ним параллели как с очевидным источником вдохновения Elex 2. Но разница между этими играми огромная. История DAI — это аляповатое фэнтези, где-то даже наивное, но она брала своё ярким и живым главным героем, шикарной постановкой и умело написанным текстом. Ничего из этого игра Piranha Bytes, к сожалению, при той же фабуле предложить не может.
Elex 2 — это RPG про отношения с напарниками
На развитие отношений с сопартийцами в Elex 2 приходится практически половина квестов. И при всей геймплейной и постановочной схожести взаимодействие с каждым из героев всё равно получается разным.
Почти половина игровых напарников перекочевала из первой части. Здесь и сумасшедшая бой-баба Бестия, и андроид Фальк, и волшебница Кайя, и верный дроид-помощник КРОНИ У-4. Есть также новые герои — громила-наёмник Чморила и сумасбродный берсерк Лис.
Персонажам Elex 2 не хватает глубины, но диалоги с каждым из них всё равно получились разными. Бестия сходит с ума из-за предавших её друзей и встаёт на путь разрушения, Чморилу унижает герцог фракции Изгоев, а Кайя надеется реанимировать отношения с Джаксом ради их общего сына Декса.
Больше всего мне понравилась сюжетная ветка Лиса. Игрок может его даже не встретить — во время одной из миссий я забрёл куда-то в лес и случайно наткнулся на этого чудаковатого воина. Его история — это классическая арка об искуплении. От никому не нужного «лиса среди волков» под началом Джакса он проходит большой путь до стяжавшего славу воина. В его истории нашлось место и семейной драме, и юношескому максимализму, и взрослению, а финальным аккордом стала большая битва с теми самыми скиандами. В ней мы можем наблюдать, как из непредсказуемого балагура Лис вырастает в собранного бойца и талантливого военачальника, не теряя при этом своего специфического чувства юмора.
В отношениях с напарниками прослеживается сходство с играми BioWare и другими CRPG: каждая реплика Джакса вызывает у сопартийцев положительный или отрицательный отклик и влияет на показатель лояльности. От преданности зависит и готовность героев отправляться вместе с Джаксом на штурм цитадели скиандов в финале.
Самый странный и непонятный — сюжет дрона КРОНИ У-4, который игра тоже расценивает как миссии на лояльность. На деле отношение робота-помощника к главному герою никогда не меняется (игра всегда его идентифицирует как настоящего друга), а его квесты сводятся к зачистке точек интереса на карте.
Зачистка точек интереса на карте — это исчерпывающее описание практически всех миссий на лояльность. Уровень постановки таких сцен тоже звёзд с неба не хватает: герои стоят плечом к плечу, за кадром читается брифинг, после чего нужно зачистить локацию от пачки мобов. И так повторить до достижения максимальной лояльности. Если никого не надо убивать, значит персонаж просто поговорит с необходимым NPC, но этот диалог тоже не будет нести никакой смысловой нагрузки
Общая беда сюжетных миссий и миссий на лояльность в Elex 2 — они начисто лишены геймплейного разнообразия и хотя бы элементарной постановки. Игра всегда будет предлагать только один вариант действий — зачистить пачку врагов. После этого нам предстоит посмотреть катсцену с минимальным уровнем операторской работы — камера не способна зачастую выдать простейшую «восьмёрку». Elex 2 не предложит по ходу сюжета ни головоломок, ни загадок, ни даже погонь. Ходи — убивай.
На самом деле, удивительно много внимания я уделил сюжету и персонажам «готической RPG». Традиционно в них делался акцент на живой мир и геймплей. Однако, увы, с этими аспектами в новой игре Piranha Bytes всё далеко не так радужно, как было раньше.
Мир Elex 2 — самый пустой из всех игр Piranha Bytes
После событий оригинальной Elex мир Магалана, похоже, окончательно обезлюдел и одичал. За пределами городских стен встретить интересные побочные активности практически невозможно. Джакс в подавляющем большинстве случаев будет сталкиваться с лагерями бандитов и мародеров и логовами монстров. Из нейтральных и дружелюбных NPC за 55 часов прохождения я встречался только со странствующими торговцами, Лисом и охотником по имени Грегор — он предлагал мне вместе убивать троллей.
Во всём остальном, мир Elex 2 практически ничего не может предложить игроку. Здесь действует принцип «развлеки себя сам» — рядом с руинами и заброшенными хижинами в лесу почти наверняка встали лагерем бандиты, а на остановившихся заводах могут бродить мутанты, созданные ещё Гибридом.
Но, в отличие даже от первой Elex, случайно нарваться на побочный квест или забавную историю во время прогулок по открытому миру здесь почти невозможно. За всё время я лишь один раз наткнулся на лагерь бандитов, за которых была назначена награда, да ещё раз пришёл на помощь заблудившемуся каравану торговцев. Мягко говоря, негусто.
По старой «готической» памяти я обшаривал руины и заброшки в поисках ценного лута, но и тут игра сильно уступает любой из своих предшественниц. В редком здании можно найти сундук или сейф, но даже если что-то такое находится, в хранилище чаще всего окажутся бумажные деньги, пара кристаллов элексита (местной валюты) и какой-нибудь сломанный топор. Лишь один раз мне попался забавный пиломеч, своим видом отсылающий к Warhammer 40,000, но к тому времени моё снаряжение уже было лучше.
Разработчики обещали много лута, щедро разбросанного по открытому миру, и я не могу их упрекнуть во лжи. Но имейте в виду, что под лутом авторы Elex 2 понимают в равной степени как пиломеч, так и игрушечного динозаврика или рулон мягкой туалетной бумаги.
На место квестов, забавных случайных встреч и маленьких поселений в Elex 2 пришло повествование через окружение. Однако и его не очень много. Некоторые моменты действительно забавные: вот здесь берсерк прятался от бандитов и выкопал себе в песке отхожее место, здесь сектанты принесли в жертву человека, а тут кто-то пытался устроить рыбалку в кипящей лаве и сгорел заживо. Эти находки забавны, они заставляют улыбнуться, но никакой глубокой истории за таким повествованием через окружение никогда не стоит.
В городах ситуация обстоит несколько лучше, но всё равно ощущается некая пустота. Почти в каждом населённом пункте есть хотя бы какая-то побочная сюжетная линия, но она в лучшем случае одна. В Пещере морконов можно драться на Арене, в Форте берсерков действуют таинственные заговорщики-Когти, а в городе клириков пропал караван — тот самый, о котором я уже говорил выше.
За всё прохождение Elex 2 я нашёл только одну побочную миссию, которая меня действительно заинтересовала и вызвала эмоциональный отклик. Это была миссия-сопровождение, которая вдруг обернулась терактом и самым настоящим расследованием. Джаксу в напарники дали высокомерного детектива, который тут же попытался его подставить, а затем героев вынудили работать вместе и даже внедриться в другую группировку. Получилось забавное бадди-муви с временным напарником и нетривиальным сюжетом, в котором переплелись становление крепкой мужской дружбы, заговоры, наркомания и одна роковая красотка. И эта сюжетная линия вызвала у меня искреннее сожаление — вот бы везде так! Могут же, когда захотят!
Ещё более насущным этот вопрос становится, когда осознаёшь, что разработчики слукавили, пообещав открытый, огромный и живой мир. Большая часть карты взята напрямую из оригинальной Elex — создатели лишь переправили ландшафт с учётом изменившегося расклада сил в игровом мире. Также, что бы ни говорили разработчики, мир не реагирует на решения Джакса совершенно никак. В третьих, основное расширение открытого мира пришлось на горные районы, где по ходу прохождения мы почти не бываем. Например, одна из добавленных игровых зон полностью отведена под цитадель инопланетных захватчиков.
Геймплей Elex 2 — самый «неготический» из всех игр Piranha Bytes. Но он почти не ограничивает игрока в возможностях
Игры Piranha Bytes всегда отличал высокий порог вхождения. Если игрок мог сцепить зубы и пересидеть многочасовой начальный этап, дальше становилось намного веселее. Этот фан нередко основывался на желании отомстить всем, кто унижал тебя на протяжении многих часов. Свою роль играло и стремление наконец разблокировать оружие или заклинание, на которые ранее не хватало навыка или характеристик.
Для достижения успеха в такой системе игроку следовало чётко определить свой стиль прохождения с первых минут. Манчкинизм здесь жестоко наказывался, и попытка собрать одинаково сильного, ловкого и умного персонажа неизменно оборачивалась фиаско.
Elex 2 сохранил высокий порог вхождения — первые шесть-семь часов я страдал и бегал с обрезком трубы вместо меча. Затем прокачка начала постепенно ускоряться, и часу к десятому я уже мог спокойно размахивать мечами и стрелять из хорошего дальнобойного оружия. Однако ощущения резкого «прорыва», как в других «готических» играх, здесь нет — прогрессия стала гораздо более плавной.
Также игра теперь спокойно относится к сбалансированным билдам. На стандартном уровне сложности я спокойно собрал лучника-мечника-мага, который мог с равным успехом сражаться в ближнем бою, стрелять из винтовки или обрушивать на противника огненный дождь в зависимости от ситуации. Можно расстреливать врага издалека, достать меч, если он всё-таки добежал до тебя, а если противников слишком много — применить магию с уроном по площади. Elex 2 поощряет эксперименты с прокачкой, открыта к резкому уходу в другой стиль игры и не будет жестоко карать, если вы из воина-танка ближе к концу приключения решите стать лучником-стелсовиком.
Сами схватки полностью завязаны на выносливости Джакса и противников. Игрок должен внимательно следить за запасом сил у главного героя и врагов вокруг. Как только полоска выносливости у оппонента иссякла, его можно отправить в нокдаун и добить специальным приёмом. Есть в игре и бэкстебы, однако они работают непривычно. Если во многих других экшенах во время удара в спину противник замирает, и анимация удара спокойно проходит, то здесь противник нередко уклоняется, отходит на шаг, достаёт дробовик и убивает вас. Сделать с этим что-либо невозможно — анимацию бэкстеба прервать нельзя.
Отдельной похвалы заслуживает прекрасно реализованный джетпак. Летать в игре — одно удовольствие. Ещё приятнее — драться в воздухе. Если Джакса атакует драконид или ястреб, герой может просто взмыть в воздух, подлететь к противнику поближе и расстрелять его из ружья в упор или забить мечом до смерти. Можно даже просто подняться в небо, чтобы выпить лечебное зелье и передохнуть или вырваться из окружения врагов. Главное — следить, чтобы не сбили. Ближе к концу игры прокачанный джетпак становится необходимостью — скианды наступают под мощным прикрытием с воздуха, и расстреливать противника с земли с помощью оружия и заклинаний крайне неэффективно. Путешествия по воздуху были серьёзно переработаны — теперь с помощью разгонных бустеров можно быстро пересекать просторы Магалана.
Но и минусов в геймплее Elex 2 более чем хватает. Во-первых, в игре очень странно работает блок. Щиты не дают восстанавливать выносливость и блокируют только часть урона, а при парировании мечом игра очень коряво считывает тайминги, из-за чего я так до конца и не понял, в какой конкретно момент нужно нажимать правую кнопку мыши. С другой стороны, сбить противнику атаку и перехватить инициативу можно с помощью пинка — он прерывает анимацию врага и позволяет начать собственную атаку. Поэтому основным приёмом в ближнем бою становится перекат: многие враги атакуют серией мощных ударов, которые не выдержит ни один блок.
Во-вторых, игре катастрофически не хватает анимаций. Причем как у людей, так и у монстров. В бою это ощущается особенно остро: все комбо-удары запоминаются уже в первые пару часов, и больше игра не предлагает вообще ничего нового. С прокачкой навыков владения оружием новые приёмы тоже не открываются — Джакс лишь быстрее сокращает полоску здоровья у оппонентов.Мувсет у монстров здесь сильно ограничен: при огромном бестиарии мутантов, ящеров, драконидов, инсектоидов, троллей, волков, летающих и болотных тварей количество уникальных анимаций атаки можно сосчитать по пальцам. Из-за этого схватки один на один становятся мучительно однообразными. Даже атакующие Магалан инопланетяне здесь двигаются так же, как местная фауна
В-третьих, в игре крайне странно и неинтуитивно реализованы пользовательские интерфейсы, а локализация UI только усугубляет ситуацию.
К примеру, я почти час времени убил на прокачку первых магических навыков. Игра требовала от меня навыка «огненный шар», а в древе прокачки никакого «огненного шара» не было. Зато был «огненный лук», который и был нужным мне «огненным шаром». И этот «огненный лук», хотя и был стартовым навыком, находился в середине ветки скиллов.
Примеров странных решений, связанных с локализацеий UI, в игре очень много. В частности, игра сама не может решить, как ей называть очки обучения и атрибутов, за счёт которых реализуется прокачка. В некоторых интерфейсах они сокращаются как ОХ и ОО, в других — как AP и LP. Это мелкая и ни на что не влияющая шероховатость, но я не мог не обратить на неё внимание.
Всё, что связано с дневником и квестами — тоже тихий ужас. В Elex 2 задания организованы по одному и тому же принципу: сначала обозначается общая цель, затем в рамках общей цели появляются более мелкие подпункты. И чтобы понять, куда идти и что делать, каждый раз приходится заходить в дневник, открывать нужное задание и ставить маркер на карту. После завершения задания игра не предлагает автоматически идти по другому квесту в той же ветке: приходится вручную заходить в меню и самостоятельно всё расставлять. Автоматически отслеживать только что взятое задание игра тоже не предлагает. На выходе получается, что из полусотни часов в Elex 2 минимум полтора вы проведёте в дневнике, открывая вкладки с ветками квестов и выясняя, куда идти дальше.