На лесной опушке сидит женщина с завязанными глазами. По обе стороны от нее — дети — тоже с повязками на лице. На каждом шагу их поджидает гибель, но угроза невидима, неосязаема и остается вне поля зрения. В самых страшных историях зло всегда скрывается между строк, остается в тени и прячется от зрительских глаз. Не видят его и герои хоррора Bird Box, снятого стриминговым сервисом Netflix по одноименному роману Джоша Малермана. Главная опасность здесь — вынужденная визуальная депривация, отказ от которой неминуемо ведет к смерти.
Смертельный феномен — увидев на улице нечто, люди мгновенно сходят с ума и заканчивают жизнь самоубийством. В Bird Box планету подобно стихийной эпидемии захлестнула волна суицидов, выжить удалось только тем, кто успел спрятаться в помещении. В центре сюжета девушка по имени Мэлори (Сандра Буллок) и повествовательная структура ее путешествия разделена на две части. В первой она с двумя детьми бродит по лесу с завязанными глазами и старается добраться в некое безопасное место. Действие второй разворачивается на пару лет раньше и зрителю дают посмотреть, как все начиналось. Беременная Мэлори оказывается заперта в доме с несколькими случайными людьми, каждый из которых почти карикатурный персонаж, типичный архетип героя ужастика. В замкнутом пространстве с девушкой остались агрессивный старик (Джон Малкович), гик, панк, другая беременная дама и еще пара человек. Новообразованной группе предстоит разобраться, что случилось, как выжить и найти способ добывать пищу.
Сравнений с хоррором “Тихое место” (A Quiet Place) Джона Красински не избежать. Режиссер Bird Box — Сюзанна Бир, известная по мини-сериалу “Ночной администратор” (The Night Manager), обращаясь к надежному первоисточнику фактически повторяет пройденный материал. Зритель лишен возможности увидеть опасность, чем бы она не была: вирусом, монстром, да чем угодно. Взамен картина изобилует крупными планами, чтобы реакция героев не осталась без внимания — в мельчайших деталях показано, как Мэлори и другие люди осваивают новые способы жить, хотя жизнью это можно назвать с трудом.
Нелинейная структура пошла Bird Box на пользу. Переход от группового выживания к более интимной и частной попытке спастись обостряет впечатления от обеих сюжетных арок. Сцены из начала эпидемии напомнили мне классический “кинговский” хоррор, где замкнутое помещение и темная сторона человеческой души обязательно сделают свое дело. Опасное путешествие Мэлори с детьми по реке и по лесу отдает камерностью и несет в себе некую метафору, центром которой стала даже не “птичья коробка” из названия, а сама героиня и дети под ее опекой. Изначально негативная настроенная к перспективе материнства девушка меняется, но не получает по-настоящему важной перемены в своей личности. Для изящного выражения конечной мысли авторам как будто не хватило опыта и сил. В части финального высказывания я ждал от фильма намного большего, но рискну предположить, что всю “соль” эта история растеряла по пути от книжной версии до полнометражного фильма.
Картина появилась в сервисе Netflix вчера. Я уверен, что она хорошо подойдет любителям остросюжетного и крепко снятого кино, к тому же в ней приняли участие не последние в Голливуде актеры. Но слишком многого не ждите.
Bird Box работает как эффектный хоррор средней руки с претензией на драматическую корону. Увы, но в этой части вынужденная (читай — ложная) слепота героев оказалась напрасной.
Источник