Триумфальное возвращение Гарета Эванса в жанр кровавых боевиков.
«Рейд» Гарета Эванса — один из важнейших боевиков прошлого десятилетия. Можно сказать, что именно он запустил тренд на «правильный» экшен и проложил дорогу лентам вроде «Джон Уик» и «Операция по спасению». «Рейд 2» же доказал, что успех первого фильма не был случайностью, и превратил Эванса в одного из самых востребованных постановщиков современности.
Правда, в профессиональной жизни Гарета Эванса всё было не так уж и гладко. За последние шесть лет он снял лишь один полнометражный фильм — триллер «Апостол», в котором почти не было фирменного для Эванса экшена.
В конце апреля вышел сериал «Банды Лондона» — адаптация игры Gangs of London, от которой тут, правда, одно название. И ожидание того стоило.
Гарет Эванс вернулся
Завязка предельно проста. Кто-то убивает главного криминального босса Лондона Финна Уоллеса (Колм Мини), и теперь его сын Шон (Джо Коул) хочет найти убийцу и отомстить, даже если для этого придётся развязать настоящую войну. Ну а параллельно с этим начинается борьба за влияние в Лондоне.
Во всей этой смуте простой бандит на подхвате Эллиот (Сопе Дирису), работающий на Уоллесов, видит возможность выслужиться. Он, словно персонаж из GTA, выполняет различные миссии, втираясь в доверие к Шону Уоллесу. Шон же любыми способами пытается выяснить правду, касающуюся смерти отца.
Бизнес Уоллесов уже давно носит официальный характер — они одни из крупнейших застройщиков Лондона и, разумеется, миллиардеры: процветающая компания позволяет им отмывать как свои незаконно заработанные деньги, так и деньги подопечных банд.
Эванс явно пытался найти другой подход к изображению криминального мира Лондона, чем это обычно принято. Поэтому сериал уходит далеко от стереотипных парней в спортивках с их «уличными историями» и концентрируется на высшем эшелоне криминального мира.
Но всё же место этим самым «парням в спортивках» нашлось — они здесь пехота, которую то и дело бросают на растерзание. Криминальные боссы разыгрывают партии в шахматы, но вместо пешек здесь люди. И, конечно же, их жизни ничего не стоят — смерть десятков подчинённых не сможет остановить выгодную сделку, а месть кажется достойным оправданием для гибели лояльных гангстеров. И Гарет Эванс с командой не боятся показать всё это в деталях.
«Банды Лондона» — невероятно жестокий сериал. Казалось бы, после просмотра той же дилогии «Рейд» (или других фильмов с Ико Ювайсом и Джо Таслимом) уже будет сложно чему-то удивиться. Но в случае с «Бандами Лондона» Эванс умудряется выйти далеко за рамки того, что мы привыкли видеть на телевизионных экранах. Портить впечатления от просмотра не хотелось бы, но лучше сразу учтите: литры крови и оторванные конечности — самое безобидное, что тут можно увидеть.
Эванс полностью снял две серии, а также поставил боевые сцены во второй и третьей (всего серий девять). И эти экшен-эпизоды ничем не уступают тем, что можно было увидеть в дилогии «Рейд». В остальных сериях, за которые отвечали постановщики Корин Харди и Ксавье Жанс, впрочем, дела обстоят немногим хуже. Драки в «Бандах Лондона» по-настоящему напряжённые, непредсказуемые и в хорошем смысле изнуряющие.
Эвансу не нужны предыстория и слова, чтобы зритель эмоционально «вложился» в персонажа — он делает это через экшен. Каждая боевая сцена — это мини-сюжет с началом, серединой и концом. Герои постоянно находятся в опасности и не всегда побеждают. Но в конце каждой такой сцены есть неизменный катарсис.
Перестрелкам тоже уделяется много времени, а боевой стиль драк изменился — было бы странно увидеть на улицах Лондона бандитов, практикующих силат, равно как и индонезийских каскадёров в кадре.
Отдуваться же за львиную долю «избиений» приходится Эллиоту Финчу, а если быть ещё точнее, то Сопе Дирису. Профессиональный актёр, которого можно было увидеть в сериале «Люди», с головой погрузился в подготовку к боевым сценам и выполнил большинство трюков сам.
Как рассказывал сам Эванс, подход к постановке трюков для «Банд Лондона» ничем не отличался от аналогичного в случае с «Рейдом». У команды, работающей над сериалом, даже была негласная цель — делать всё так, будто они снимают полнометражный дорогой фильм. Хотя без «жертв» не обошлось — экшен распределён по сериалу весьма неравномерно.
Но не драками едиными. «Банды Лондона» и в остальном отличная криминальная драма. Так, например, два лучших эпизода всего сериала — полные противоположности друг другу. Первый — «разговорный», в нём есть лишь одна полноценная экшен-сцена, а второй же — наполовину безостановочный и кровавый аттракцион.
Создатели вполне уверенно чувствуют себя в рамках жанра, но всё же некоторые сюжетные ходы можно легко предугадать (особенно если вы хорошо знакомы с британскими криминальными драмами). Хотя каждый подобный ход будет нейтрализован либо неожиданным сюжетным поворотом, либо же дозой старого доброго ультранасилия.
«Банды Лондона» хочется сравнить с лучшими моментами «Игры престолов». Зрителю тут тоже предлагают «широкий ассортимент» своеобразных и нетривиальных персонажей — начиная с семейства Уоллесов и заканчивая предводителями других бандитских кланов.
Видно, что у создателей на своих героев есть планы, и они чётко понимают, как развивать их характеры дальше. Та же Мэриан (Мишель Фэйрли) — мать семейства и «клей», который держит его вместе. Сначала она кажется доброй и чуткой, но затем авторы обнажают её характер, и мы видим, что на самом деле Мэриан такая же беспощадная, как и её покойный муж.
Мишель Фэйрли уже приходилось играть подобного персонажа — она исполнила роль Кэйтилин Старк в «Игре престолов». Только Мэриан, пытаясь защитить родных, заходит гораздо дальше.
Покритиковать «Банды Лондона» стоит разве что за жанровую неровность. В какой-то момент он начинает изменять своей концепции и превращается из криминальной драмы в почти что психологический триллер. Можно связать это с тем, что Корин Харди и Ксавье Жанс до этого работали преимущественно над хоррорами.
В последних двух сериях и вовсе начинают рассказывать новую историю, так и не завершив основной сюжет. Прозвучит странно, но если бы первый сезон завершился на седьмой серии, то сезон смотрелся бы куда органичнее. А в итоге события чрезвычайно ускорили — арки некоторых персонажей обрываются слишком рано, из-за чего страдает целостность повествования.
По странному совпадению «Операция по спасению» и «Банды Лондона» вышли всего лишь с разницей в один день. Только всё же у Харгрэйва фильм с внушительным бюджетом, а у Эванса — сериал, связанный серьёзными ограничениями.
И на фоне успеха очередного хита от Netflix достижение Гарета Эванса выглядит ещё впечатляюще — ему удалось поставить на малых экранах боевые сцены и трюки мирового уровня, которые ранее можно было увидеть лишь в кино. И хотя «Рейд 3», скорее всего, так никогда и не снимут, лучшую доступную замену можно посмотреть уже прямо сейчас.