Амбициозная адвенчура, которая пытается найти новые грани в классической дискуссии об опасностях прогресса.
The Uncertain: Light At The End — это адвенчура про постапокалиптический мир, захваченный роботами, в котором разрозненные группы людей прячутся от поработителей и выживают в опустевших городах. Основной геймплей строится вокруг исследования окружения и решения пространственных головоломок.
Игра вышла ещё в октябре прошлого года, но мы добрались до неё только сейчас. А заодно поговорили с Артёмом Нетягиным, ключевым разработчиком ComonGames, и узнали подробности создания The Uncertain: Light At The End. Делимся своими впечатлениями от прохождения и комментариями разработчика.
Сеттинг высокотехнологичного постапокалипсиса
Если остановиться на коротком описании сеттинга The Uncertain: Light At The End, то его легко спутать с «Терминатором»: машины восстали и поработили человечество, а немногочисленные люди прячутся в подполье и пытаются выжить. Но стоит добавить деталей, как эта схожесть пропадает, зато появляется больше пересечений с историями про нашествие зомби.
В мире The Uncertain: Light At The End люди влачат жалкое существование — живут в подвалах, иногда устраивают вылазки за припасами и до смерти боятся роботов. Оно и понятно: у выживших практически нет эффективных средств обороны и нападения. Единственное оружие, которое есть у главных героев — шокер, собранный на коленке. Поэтому об организации полноценного сопротивления не идёт и речи.
Другая отличительная черта The Uncertain: Light At The End связана с автономными системами, которые продолжают функционировать даже после исчезновения людей. Раньше за здешними магазинами и складами ухаживали люди, контролирующие все процессы, а сейчас управляющие пропали, но системы продолжили работать по привычному алгоритму.
В результате получается интересная ситуация — припасы и нужные товары лежат на полках, а люди не могут их вынести, потому что у них просто нет денег: кто же мог подумать, что после апокалипсиса они понадобятся. Более того, склады и магазины могут превратиться в смертоносные ловушки — охранные системы, лишившиеся контроля, атакуют любого человека, которого можно заподозрить в мародёрстве.
Вся история мира The Uncertain: Light At The End воспринимается как некое предостережение — люди слишком сильно полагались на технологии, поэтому стали зависеть от них. В результате вся система дала сбой, что положило конец обществу. И дело не только в агрессивных роботах и нанитах, но и в разных вспомогательных автоматизированных системах, которые стали неуправляемыми после того, как пропали компетентные управляющие.
Сюжет — не более, чем предлог для раскрытия лора и характеров персонажей
Основная проблема сюжета The Uncertain: Light At The End заключается в его незавершённости — за время прохождения игрок успевает лишь познакомиться с персонажами и предысторией мира, но ни одна из показанных линий не приводит хоть к какому-либо завершению.
Игра подкидывает тайны и загадки, но не спешит давать ответы — действие The Uncertain: Light At The End прерывается именно в тот момент, когда только начинает происходить что-то интересное. К сожалению, история игры не выглядит как нечто полноценное и законченное. По словам Нетягина, сюжет по-настоящему раскроется только в продолжении.
Основная линия The Uncertain: Light At The End скудна на события, но при этом в ней хорошо прописана история мира. Лор игры подробно раскрывается через диалоги, дневники и всевозможные записки. Также почти все интерактивные предметы в игре обладают небольшим описанием — можно просто подойти к объекту и нажать кнопку взаимодействия, после чего главная героиня Эмили прокомментирует его. Вместе все эти элементы дают представление о жизни общества и устройстве мира игры.
Взаимодействие персонажей — одно из главных достоинств The Uncertain. Несмотря на то, что их характеры шаблонны, а роль в группе можно описать парой слов, герои легко запоминаются. В команде выживших постоянно случаются споры — такие отношения отлично иллюстрируют конфликт поколений: взрослые стремятся к стабильности, а молодые хотят улучшить условия жизни, даже если это влечёт за собой риски.
Одна из особенностей сюжета в игре — небольшая вариативность. Часто от решений игрока или успеха в QTE зависит, что произойдёт дальше. Как признался Нетягин, у команды не было достаточно ресурсов, чтобы добавить вариативность повсеместно, поэтому она есть лишь в нескольких сценах.
Основной геймплей — это размеренное изучение окружения и решение пространственных задач
Геймплей The Uncertain можно назвать привычным для адвенчур от третьего лица — игрок ходит по локациям, изучает окружение и ищет объекты, которые нужны для решения задач.
Помимо этого, в игре есть незамысловатые стелс-эпизоды, во время которых игрок должен перемещаться между укрытиями, пока враг отворачивается. Также некоторое разнообразие вносят короткие QTE-сцены — чаще всего игрок должен успеть нажать всего на одну кнопку, но при этом последствия ошибки велики: иногда от этого зависит судьба отдельных персонажей.
Другие примечательные эпизоды — это логические задачки. Все они отличаются друг от друга, поэтому поиск решения всегда проходит по-разному. Тем не менее основная проблема таких головоломок связана с дисбалансом в сложности — на одни уходит по полминуты, а другие не решить и за пять. Чтобы исправить эту проблему, разработчики позволили игрокам просто пропускать такие пазлы.
The Uncertain: Light At The End выглядит как очень амбициозная игра, но в ней много шероховатостей, неровный темп повествования, порой утомительный геймплей и оборванный сюжет. Игре не хватает ещё нескольких месяцев полировки и какой-то законченности — она ощущается как промежуточный эпизод в длинной истории.
Тем не менее авторы провели большую работу, чтобы сделать мир будущего правдоподобным, а также по-разному взглянуть на опасность технологий. В мире Light At The End роботы захватили власть, но даже без них герои постоянно сталкивались с технологиями, которые способны нанести вред, оставшись без контроля.
При этом не стоит воспринимать этот посыл, как нечто неолуддистское — помимо потенциальных угроз, технологии принесли огромную пользу обществу. И наша задача в том, чтобы заранее позаботиться о сохранении контроля в любых условиях.