Лицо под шлемом: кто такой Боба Фетт и в чем секрет его популярности?

«Звездные войны» — самая популярная космоопера в истории и один из наиболее узнаваемых проектов мирового кинематографа. Это не просто успешная франшиза или состоявшийся бизнес-проект, но целое явление в мировой культуре, которое в США и Западной Европе по узнаваемости может поспорить с мировыми религиями.

События, образы и звуки «Звездных войн» прочно заняли свое место в мировой культуре и хорошо узнаются даже людьми, которые никогда не смотрели ни один из фильмов и в принципе не приемлют фантастику.

Однако, даже среди персонажей этой вселенной есть те, чья известность и узнаваемость вызывают вопросы. В первую очередь это Боба Фетт. Охотник за головами, который является вторым по значимости антагонистом в фильме «Империя наносит ответный удар», где преследует и захватывает в плен Хана Соло, чтобы передать его Джаббе Хатту.

Для людей, которые впервые посмотрели оригинальную трилогию и никогда не интересовались ее ответвлениями, подобное отношение к Фетту вызывает закономерные вопросы: он присутствует на экране неполные четыре минуты, произносит всего несколько фраз и принимает смерть довольно-таки унизительным способом в самом начале «Возвращения джедая».

Почему кто-то вообще помнит, кто он и как его зовут?

Менее шести минут, половина которых — дополнения, сделанные в расширенном переиздании оригинальной трилогии 1997 года. Сцены с Джаббой в «Новой Надежде» не было в оригинальной версии фильма.

Более того, само имя «Боба Фетт» звучит в кинотрилогии всего один раз:

Боба Фетт, где?

Хан Сол

«Возвращение джедая» (1983)

У фанатов «Звездных войн» популярность Бобы не вызывает вопросов. Особенно это касается зрителей из бывшего Советского Союза, воспринявших в девяностые годы «Звездные войны» как уже сложившуюся мультимедийную Расширенную вселенную, состоящую из фильмов, видеоигр, комиксов, книг, игрушек и другой сопутствующей продукции. Будучи поклонником Далекой-далекой галактики с раннего детства, я не могу вспомнить конкретный момент, когда я узнал, как именно зовут этого персонажа и познакомился с деталями его биографии. Как и любой мифологический персонаж, Боба Фетт для меня был, есть, и будет. Его история началась задолго до событий фильмов, и будет продолжаться за пределами канона в рамках его собственного мономифа.

Но откуда взялся этот миф?

Ведь если обратиться к истории, то выяснится, что слава пришла к этому персонажу еще задолго до того, как его роль была расширена в тех самых книгах, видеоиграх, трилогии приквелов и сериалах-ответвлениях. Более того, Боба Фетт стал популярен еще до того, как состоялась премьера первого фильма с его участием. У Бобы есть великолепный костюм, целый арсенал смертоносного оружия, стильный космический корабль и окружающая этого таинственного персонажа аура опасности и крутости. Но как зритель мог все это оценить до премьеры фильма «Империя наносит ответный удар» в 1980 году?

Понять популярность Бобы и эволюцию его образа можно только очистив свой разум от послезнания того, чем «Звездные войны» и их персонажи стали в начале двадцатого века и перенесшись в момент премьеры первого фильма, когда никакой Расширенной вселенной еще не существовало.

Потому что Боба Фетт — неотъемлемая часть «Звездных войн» в большей степени, чем любой другой персонаж, исключая главных героев.

В дискуссиях о секрете успешности «Звездных войн» часто упускается, что это выдающееся произведение не только визуального искусства или сценарной драматургии, но и новое слово в маркетинге. Далекая-далекая галактика стала первой сознательно сконструированной мультимедийной франшизой, объединенной единым замыслом и планом.

Конечно, коммерческие вселенные был и до «Звездных войн»: «Планета обезьян», «Звездный путь», «Властелин колец» — все они обрастали комиксами, игрушками и прочей сопутствующей продукцией, подчиняясь невидимой руке рынка. Если отбросить предрассудки, то первой полноценной коммерческой вселенной и вовсе можно считать христианство, представленное к середине ХХ века во всех возможных медийных формах от Святого Писания до рок-оперы.

Но у «Звездных войн» было новое революционное свойство, отличающее их от предшественников. До этого франшизы-вселенные создавались эволюционным путем. Успешный коммерческий продукт в виде книги, фильма, комикса или игрушки запускал цепочку продолжений в других медиа: книги экранизировались, по фильмам создавались новеллизации, образы известных героев воплощались в пластмассе и попадали в видеоигры.

Во всех случаях был оригинал-первоисточник — веретено, вокруг которого формировалась коммерческая вселенная. «Звездные войны» были задуманы изначально как продукт, который одновременно будет выходить на всех типах медиа еще до премьеры самого первого фильма, насыщая рынок и формируя плодотворный культурный симбиоз.

Отличие «Звездных войн» от других медиафраншиз прошлого прекрасно видно по этой схеме:

Протопродуктом во вселенной «Звездных войн» является не фильм, а книга «Звездные Войны: Приключения Люка Скайвокера» которая была издана за полгода до премьеры. Фильму так же предшествовал комикс Marvel, покадрово повторяющий оригинал.

В наше время замысел Лукаса выглядит весьма странно, ведь выпуск книги и тем более комикса «спойлерил» сюжет и основные сцены грядущего фильма. Это непонимание вызвано тем, что мы живем в мире, где информация распространяется через интернет за считанные секунды, в то время как в 1973 году решающим было сарафанное радио. Книга и комикс работали как современные трейлеры, а после премьеры становились аналогом VHS-кассет и DVD-дисков, позволяющие вновь переживать события любимого фильма без похода в кинотеатр. Благодаря этому подходу книга стала бестселлером, а комиксы Marvel по первому фильму (тогда озаглавленному просто «Звездные войны») продавались многомиллионными тиражами.

Разумеется, в запланированном масштабном бизнес-проекте игрушкам отводилось особое место. Еще задолго до премьеры Лукас осаждал крупнейших производителей США, убеждая их, что лицензия по «Звездным войнам» принесет миллионы. Однако, все крупные фирмы отказались иметь дело с новой и никому не известной франшизой. Для нежелания рисковать были вполне конкретные причины, которые можно легко понять, посмотрев на состояние рынок игрушек США того времени.

Рынок игрушек в семидесятые годы включал два крупных сегмента: классические «солдатики» в виде маленьких, чаще всего неподвижных фигурок и большие, детализированные куклы, которые распространялись по схеме, которую на Западе называют «станок и лезвия» (англ. razor-razorblade). Потребитель покупал куклу, к которой постоянно производились и продавались дополнительные аксессуары, костюмы, дома, мебель и техника. Впервые такую схему успешно реализовала компания Mattel с ее легендарной и поныне существующей серией кукол «Барби». В 1960-е годы компания Hasbro сумела заинтересовать игрой в куклы и мальчиков, познакомив их с «солдатом Джо» (G.I. Joe).

Сегодня самый первый G.I. Joe 1964 года и особенно аксессуары для него выглядят как коллекционный сувенир премиум-уровня, а ведь тогда эта была просто детская игрушка…

В маркетинговых целях «солдата Джо» строжайше запрещалось называть «куклой» (doll), во всех рекламных и промо-материалах он именовался исключительно “action figure”, что дословно переводится с английского как «подвижная (другое значение — боевая) фигурка». Этот термин прижился, и сейчас неологизм «экшен-фигурка» повсеместно используется обозначения коллекционных фигурок, в том числе и в русском языке.

Хотя «солдат Джо» следом за Барби и стало нарицательным именем в американской культуре, он не был самостоятельным персонажем. Hasbro и их конкуренты продавали лишенных характера и истории манекенов с разной внешностью, предполагая, что дети будут видеть в них себя или своих отцов, героических ветеранов Второй Мировой. Производство игрушек по мотивам фильмов, книг или комиксов было явлением редким и спорадическим, никакого организованного рынка лицензий не существовало:

В то время у Paramount, Fox, Universal не было своих внутренних отделов по лицензированию. Все они действовали через сторонние агентства. Студии не могли позволить содержать полноценный штат, который будет заниматься лицензиями, ведь на них попросту не существовало спроса.

Марти Абрамс

Директор компании Mego (c 1971 года). Интервью журналу Forbes (16.04.2019)

Этот классический и внешне непоколебимый сегмент рынка сильно пошатнулся в семидесятые годы по целому ряду взаимосвязанных причин. В октябре 1973 года начался очередной виток арабо-израильского конфликта, получивший позже название «Война Судного дня». Израиль при поддержке США нанес серьезное поражение коалиции арабских стран во главе с Сирией и Египтом. Осознав, что они не смогут разрешить конфликт военным путем арабы подключили методы экономического давления и ввели эмбарго на поставку нефти в Европу и США. Экономику капиталистического Запада потряс «Нефтяной шок» — крупнейший кризис, похоронивший не только администрацию президента Никсона, но и существующую мировую валютную систему.

Среди наиболее пострадавших от последствий «Шока» отраслей были производители игрушек. Цены на пластик изрядно подскочили вместе с ценами на нефть, что повысило в разы себестоимость продукции, спрос на которую и без того падал. Американское общество тяжело переживало последствия Вьетнамской войны и все игрушки, героизирующие конфликты и их решение силовым путем вызывали у общественности эмоциональное отторжение. Рынок был захвачен конструкторами Lego и обучающими игрушками, призванными сделать из детей будущих строителей и домохозяек, но никак не солдат.

Hasbro тщетно пытались спасти свою флагманскую серию игрушек, превратив G.I. Joe из военных в спасателей и исследователей.

Дополнительную головную боль приносили свирепствующие все семидесятые годы родительские организации. Их деятельность привела к запрету большей части рекламных практик, которыми пользовались производители игрушек, что также ударило по продажам.

В поздние 1960-е ужасы Вьетнама слишком ярко вторглись в жизнь американцев через телевидение, игрушки, связанные с войной, потеряли привлекательность. Было движение запретить их, например, Sears Roebuck (прим. – крупная американская розничная сеть магазинов) прекратила рекламу игрушечного оружия и «других жестоких игрушек» в 1968 году. Продажи упали, и американские дети переключись на игрушки про космос, интерес к которому вернулся после посадки «Аполлона» на Луну в 1969 году и повторного показа сериала «Звездный путь» в ранние 1970-е…

Рэй Брауни, Пэт Брауни

Надо ли говорить, что идея вложиться в проект под названием «Звездные войны» не встречала на первых порах понимания у ведущих компаний?

Прогресс, однако, не стоял на месте. Хотя Hasbro закрыли свою серию G.I. Joe в 1978 году, другие производители фигурок смогли удержаться на плаву, благодаря производственным и маркетинговым инновациям, среди которых особое место принадлежало именно кинолицензиям. На лидирующие позиции вышла компания Mego, которую в 1971 году возглавил молодой и энергичный Марти Абрамс.

Марти решил отказаться от «схемы “Барби”» и вместо безликого манекена и аксессуаров для него начать продавать героев. Для этого он стал скупать лицензии на популярные комиксы, сериалы и фильмы. За короткое время Mego удалось получить лицензию на производство игрушек по комиксам Marvel и DC, вселенной «Планета обезьян» и сериалу «Звездный путь».

Владельцы лицензий совершенно не верили в потенциал игрушечного рынка и подписывали совершенно немыслимые по меркам нашего времени контракты, считая, что поживились за счет наивности молодого самодура:

…Мне продали права на «Звездный путь» за аванс в пять тысяч долларов США. Повторю еще раз. Я приобрел лицензию на «Звездный путь», на всех его персонажей, для продажи по всему миру, за пять тысяч. Сегодня такая лицензия стоила бы сотни тысяч долларов. А тогда они были счастливы, что я согласился заплатить так много!

Марти Абрамс

Директор компании Mego (c 1971 года). Интервью журналу Forbes (16.04.2019)

Чтобы удешевить производство фигурок в Mego решили уменьшить их размер по сравнению с массивным тридцатисантиметровым G.I. Joe и сделать часть деталей универсальными (например, у части фигурок не снимались одинаковые сапоги).

Нет ничего удивительного, что с этой компанией Лукас особенно активно стремился завязать сотрудничество. Ведь если Mego не поймет игрушечный потенциал Далекой-далекой галактики — этого не поймет никто.

К отчаянию Лукаса, в Mego ему так же бесцеремонно указали на дверь, не захотев даже ознакомиться с промо-материалами фильма. По словам самого Марти, в тот момент он был занят покупкой лицензий в Японии и поэтому разминулся с представителями Лукаса. По стечению обстоятельств в тот же момент в Нью-Йорке находился представитель небольшой игрушечной компании Kenner, с которой вконец отчаявшийся Джордж Лукас и подписал совершенно невыгодный для себя контракт.

По мнению Марти Абрамса не последнюю роль в решении Kenner сыграло и желание лишить лицензии опомнившегося конкурента:

Этот парень [представитель Kenner] согласен был купить хоть мешок навоза, лишь бы он мне не достался.

Марти Абрамс

Директор компании Mego (c 1971 года). Интервью журналу Forbes (16.04.2019)

В итоге Kenner и представители Джорджа Лукаса подписали контракт в апреле 1977 года, за месяц до того, как вышел первый фильм. Столь поздний старт выбивал игрушки из общей маркетинговой кампании и создавал риск того, что «Звездные войны» не будут таким же успехом в пластике, каким они стали на бумаге. После премьеры и невероятного успеха фильма на рынке возник огромный спрос, который нечем было удовлетворить.

Проблема состояла в том, что Kenner была небольшой фирмой, а изготовление полноценной серии фигурок занимало не менее года. Складывалась критическая ситуация, ведь Kenner не успевали поставить продукт раньше весны 1978 года, теряя миллионные прибыли во время пропущенных рождественских распродаж.

Дальнейшие события стали легендарными в истории рынка игрушек и маркетинга. Отчаявшиеся Kenner решили в два раза уменьшить размер фигурок, максимально ускорить их производство в ущерб качеству и детализации, и стали продавать на Рождество 1977 года буквально пустую коробку, в которой лежала картонный стенд с фотографиями фигурок, купон и инструкция по его заполнению с обещанием отправить покупателю продукт «не позднее весны следующего года».

Для любой другой франшизы подобные упражнения стали бы смертным приговором, но популярность «Звездных войн» была настолько высока, что сертификаты буквально размели с прилавков магазинов, а сам характер распространения фигурок в итоге даже сказался позитивно на отношениях Kenner и их маленьких клиентов. Для детей полгода были огромным сроком, и когда вожделенные фигурки были доставлены по адресу, первые фанаты «Звездных войн» испытали ни с чем не сравнимые чувства, которые связали их с этой франшизой на всю жизнь:

Первые фанаты испытывали такой голод… и когда он был утолен, какое же это было удовольствие! “Меня наконец-то покормили!”. Я думаю, это чувство до сих пор живет в разуме тех, кто вырос на “Звездных войнах”. Это прекрасное чувство, что этот зуд прошел.

Стивен Сансвит

Автор книги Star Wars: The Ultimate Action Figure Collection, , интервью в фильме Plastic Galaxy (2014)

Маленький размер и неказистый внешний вид игрушек не казались серьезным недостатком. Фигурки Kenner были в два раза дешевле, но главным их преимуществом была компактность, благодаря чему Люк Скайвокер или другой персонаж мог на самом деле сесть в кабину истребителя или иную выполненную в масштабе технику, которая продавалась по доступной цене.

Когда ты шел в гости друзьям, то даже не спрашивал, брать ли с собой игрушки по «Звездным войнам». Ты просто приходил с ними.

Джон Бут

Автор книги «Collect All 21! Memoirs of a Star Wars Geek«, интервью в фильме Plastic Galaxy (2014)

Учитывая популярность «Звездных войн», игрушки Kenner вскоре наводнили дома американских обывателей, что позволило детям, приходя друг другу в гости, воссоздавать сцены из фильма во впечатляющих масштабах:

«Звездные войны» от Kenner стали по-настоящему народной игрушкой и навсегда вошли в историю американской культуры, став предметом коллекционирования. Их упоминания можно найти в самых разных произведениях от научно-познавательных источников об эпохе семидесятых до современной художественной литературы:

Она протянула мне свою визитку с контактами. В OASISe визитке можно было придать абсолютно любой вид. АртЗмида сделала свою в форме винтажной фигурки из «Звездных войн» от компании Kenner. Фигурка (упакованная в прозрачный пластик, как только из магазина) представляла собой упрощенное изображение ее аватара — с тем же лицом, волосами и броней. В комплект входили даже крошечные бластеры и эльфийский меч.

Эрнест Клайн

Kenner сотворили революцию в мире игрушек, сместив акцент с обладания образом главного героя на воспроизведение сцен из фильма, где герой является участником событий. В такой концепции огромное значение имело не качество отдельной фигурки-персонажа, а создание антуража: декорации, техника, массовка. Впервые вместо героев фильма они стали продавать мир фильма, мир «Звездных войн».

С самого начала в Kenner поняли, что даже если у этих персонажей нет много экранного времени, а некоторые из них даже не важны для сюжета, все равно это делает их отличающимися, уникальными. Они понимали, что детям будут интересны эти герои, они будут испытывать к ним интерес…

Гас Лопес

Автор книги Gus And Duncan’s Guide to Star Wars Prototypes, интервью в фильме Plastic Galaxy (2014)

У вторичных и малозначимых персонажей было большое преимущество — отсутствие прописанной биографии позволяло детям придумывать с их участием уникальные истории, не нарушая при этом заданную фильмом мифологию. В отличие от Люка Скайвокера или Хана Соло таскенский рейдер, Молотоголовый или Человек-морж могли обладать любым характером и участвовать в любых приключениях, оказываясь на стороне добра или зла.

Особенно интерес к таким персонажам усилился в трехлетний промежуток между первым и вторым фильмом, когда интерес к вселенной «Звездных войн» требовал постоянной подпитки информацией, будь новые комиксы, информация со съемочной площадки или фигурки от Kenner.

Именно здесь начинается непосредственно история Бобы Фетта.

Есть две основные версии происхождения Бобы Фетта. Согласно первой — Боба изначально задумывался не как самостоятельный персонаж, а как костюм для отряда суперштурмовиков, которые должны были преследовать главных героев в ранних версиях сценария «Пятого эпизода». По воспоминаниям участников съемочной группы, первоначально предполагалось изготовить то ли сто, то ли вовсе несколько тысяч таких костюмов:

Костюм Бобы Фетта изначально должен был стать армией тех, кого Джордж называл «супер-штурмовики», и план состоял в том, чтобы создать сто таких костюмов, чтобы они стали такими себе продвинутыми имперскими штурмовиками.

Джо Джонстон

арт-директор фильма «Звездные войны: Империя наносит ответный удар», интервью в фильме Under the Helmet: The Legacy of Boba Fett (2021)

Согласно второй версии костюм предполагалось сделать в единичном экземпляре для офицера, командующего штурмом базы Повстанцев на заснеженной планете Хотт в начале фильма. Именно поэтому все концепт-арты и первые прототипы доспехов окрашены в чисто белый цвет.

Впрочем, в случае со «Звездными войнами» реалистичная версия далеко не всегда является истинной. Можно бесконечно перечислять воспоминания создателей фильма, которые противоречат не только друг другу, но и данным в разное время интервью одного и того же человека (особенно это касается самого Джорджа Лукаса).

Создание костюма началось в 1978 году. Как и всей визуальной составляющей «Империи» им занимались арт-директор фильма Джо Джонстон и дизайнер персонажей Ральф Маккуори.

Ральф и я создали костюм таким же образом, как мы создали все остальное, мы обменивались наработками. Ральф и я очень хорошо вместе работали, потому что я был лучшим дизайнером, чем иллюстратором, а Ральф лучшим иллюстратором, чем дизайнером. Он был и великолепным дизайнером, но я мог придавать вещам объем — мог описать форму в иллюстрации. Но я был автором набросков, а он завершал их обработку.

Вот так мы обменивались наработками туда-сюда, я больше менял дизайн, а он рисовал его так, как он должен выглядеть в реальности. Это была прекрасная работа.

Джо Джонстон

арт-директор фильма «Звездные войны: Империя наносит ответный удар», интервью сайту starwars.com (18.05.2020)

Сейчас в интернете можно найти массу тех самых набросков, которыми обменивались Джо и Ральф в процессе работы над супер-штурмовиком:

В процессе создания прототипа стало понятно, что о каком-то массовом производстве подобного реквизита можно забыть — костюм выходил технически слишком сложным и внушительным внешне, облачать в него целый отряд было нецелесообразно как с финансовой, так и с художественной точки зрения. Носить подобный шедевр конструкторской мысли должен был важный персонаж.

Прототип костюма был изготовлен в июне того же года, доставлен из мастерских Великобритании и опробован прямо на дому у Джорджа Лукаса. К тому моменту у героя уже появилось имя.

Когда костюм прибыл из производственного отдела в Великобритании Джордж сказал: “Вместо армии супер-штурмовиков это будет охотник за головами. Он вроде как плохой парень, но не на стороне Империи или Повстанцев. Он свободный игрок, он путешествует по галактике, задерживая людей и передавая их в руки правосудия или в руки Джаббы Хатта, или вообще кого угодно. Он наемник. Он сделает все ради денег и его одежда, его внешний вид должен это отображать”

Джон Джонстон

арт-директор фильма «Звездные войны: Империя наносит ответный удар», интервью сайту starwars.com (18.05.2020)

В 2013 году в сети появился архивный ролик тест-драйва костюма. Обратите внимание, что персонажа уже зовут Боба Фетт. В костюм облачен помощник монтажера Дуэйн Данем. В самом фильме Бобу сыграл не он.

Сейчас уже никто не может сказать, откуда взялось имя «Боба Фетт». Согласно наиболее распространенной среди фанатов версии персонажа назвали в честь Боба Фалфа — уличного гонщика, которого Гаррисон Форд сыграл в фильме Джорджа Лукаса «Американское граффити» (1973):

Боб Фалфа / Боба Фетт. Оба они привлекательные одиночки, которые управляют потрясными болидами и двигают сюжет вперед, будучи на экране всего несколько минут. Произношение их имен имеет неуловимое сходство.

Star Wars Insider #30, p. 20

Костюм произвел самое положительное впечатление на всех участников съемочной группы, но его внешний вид решено было переделать:

Костюм был полностью белым. Даже комбинезон под броней был белым, все бронепластины и шлем были белыми, с оттенками алюминия. Лукас сказал “так не пойдет, возьмите и перекрасьте его”. Лукас хотел, чтобы броня выглядела как побывшая во многих боях, со следами починки и перекраски. Она должна выглядеть “битой и поцарапанной”, и собранной из разных частей, как будто Фетт достал разные детали в разных местах и сам собрал их.

Джон Джонстон

арт-директор фильма «Звездные войны: Империя наносит ответный удар», интервью сайту starwars.com (18.05.2020)

Тогда Джонстон отправился в ближайший магазин, купил там десяток банок краски и приступил к переделке костюма.

Первоначально металлически-белый костюм был покрыт несколькими слоями краски, исцарапан, на него были нанесены механические повреждения, чтобы сделать броню «изношенной». Результат превзошел все ожидания: новый Боба Фетт действительно выглядел как ветеран сотни сражений.

Вместе с цветовой гаммой костюма менялся и образ персонажа. Источником вдохновения для описанного Лукасом охотника за головами стал персонаж Клинта Иствуда «человек без имени» из трилогии вестернов итальянского режиссера Серджо Леоне.

На финальных этапах разработки было даже принято решение сопровождать каждое появление Фетта звуком бряцающих шпор!

Именно по этому звуку фанаты «Звездных войн» узнали воскресшего Фетта во время его первого появления в сериале «Мандалорец» (2020).

Параллельно с работой над костюмом Бобы и другими персонажами «Пятого эпизода» не стоял на месте и маркетинг будущего фильма. Крупнейшая американская телерадиосеть CBS обратилась к Джорджу Лукасу с предложением создать приуроченный к зимним праздникам телевизионный фильм во вселенной «Звездных войн». Якобы Джордж Лукас скептически отнесся к этой идее, но согласился, в том числе при условии, что фильм будет включать небольшой мультипликационный фрагмент, целью которого было представить публике нового героя. Этим героем и стал Боба Фетт.

Мультфильм получил название «История преданного вуки». Сюжет этой девятиминутной короткометражки повествует о первом знакомстве главных героев фильма с Бобой Феттом. Фетт притворяется другом Повстанцев и спасает Люка Скайвокера, но вскоре раскрывает свое истинное лицо и вступает с героями в противоборство, используя весь свой внушительный арсенал.

Нарисованный в характерном стиле, призванном подражать работам художника Жана «Мебиуса» Жиро, небольшой анимационный короткометражный фильм стал вполне приличным дебютом «Звездных войн» в анимации.

Была только одна проблема: «Преданный вуки» являлся часть «Праздничного спецвыпуска» который оказался, чуть ли не самым ужасным произведением, когда-либо созданным во вселенной «Звездных войн».

Сегодня «Праздничный спецвыпуск» является предметом шуток, мемов и общеизвестным фактом. Как и многие другие фанаты, я узнал о его существовании не раньше 2010 года и до этого даже не подозревал о его существовании.

«Праздничный спецвыпуск» оказался настолько плох, что его показали в США лишь однажды, семнадцатого ноября 1978 года. После этого в Lucasfilm приложили все усилия для того, чтобы забыть о существовании этого продукта раз и навсегда. Упоминания «Праздничного спецвыпуска» или изображения из него невозможно было встретить даже в интернете начала нулевых годов, не говоря уже о восьмидесятых. Тот факт, что «Праздничный выпуск» вообще существовал, подтверждали только редкие заметки в газетах и журналах, а о содержании телефильма люди, пропустившие его единственный показ, могли только догадываться.

Справедливости ради следует отметить, что «Праздничный спецвыпуск» не был первым появлением Бобы Фетта как персонажа «Звездных войн». За два месяца до его премьеры в небольшом городе Сан-Ансельмо состоялся небольшой местный парад, в котором участвовали герои «Звездных войн».

В Сан-Ансельмо находилась одна из резиденций Джорджа Лукаса, поэтому в этом мероприятии участвовали люди из съемочной группы «Пятого эпизода» в костюмах прямиком из фильмов.

Впрочем, про этот парад до появления интернета знали только жители округа Марин, в то время как даже единожды показанный «Спецвыпуск» смотрели миллионы людей по всей стране. Учитывая, что мультфильм с участием Бобы Фетта был единственной его запоминающейся и достойной внимания составляющей — идея Лукаса организовать новому персонажу эффектный дебют пусть отчасти, но состоялась.

Желание сделать Бобе своеобразный трейлер в «Праздничном спецвыпуске» не было случайным. Как и перед первым фильмом, Лукас планировал разогреть публику предварительным выпуском сопутствующей продукции. Только теперь игрушки должны были стать центральным элементом маркетинга, а не отвалившимся по дороге пятым колесом.

Поскольку теперь Lucasfilm и Kenner работали в команде, производители игрушек максимально быстро получали все необходимые материалы. Первые прототипы фигурки супер-штурмовика в белой броне были закончены уже в апреле 1978 года.

Памятуя об успехе «Сертификата ранней пташки» Kenner решили закрепить свои доверительные отношения с фанатами, и повторить опыт рассылки предзаказанных фигурок по почте. Но в этот раз решили оформить все как аттракцион невиданной щедрости.

Вскоре подоспела реклама на телевидении и другие промо-материалы.

Но не все сложилось гладко и с пластиковым дебютом Фетта. Произошло событие, навсегда изменившее рынок игрушек США. Компания Mattel к рождеству 1978 года наводнила рынок игрушками по франшизе «Звездный крейсер галактика», которые призваны были стать ранним подражанием успеху продукции Kenner. Главной их отличительной чертой были мощные пружинные торпеды.

Неудачный дизайн игрушек привел к тому, что дети начали запускать пластмассовые снаряды себе в горло, что приводило к серьезным травмам и даже летальному исходу. За короткий срок Mattel получили более двадцати семи судебных исков и вынуждены были полностью отозвать стреляющую продукцию с полок магазинов.

Kenner попытались сделать пусковой механизм более безопасным, модифицировав предохранитель.

В итоге от пружинной ракеты решили отказаться и разослали фигурку без этой заранее заявленной и разрекламированной функции, снабдив рассылку письмом с извинениями:

Изначально наша фигурка Бобы Фетта из «ЗВЕЗДНЫХ ВОЙН» была создана с пружинной ракетницей. Ракетница была удалена из продукта по соображениям безопасности. Если вы не удовлетворены продуктом, пожалуйста, верните его нам, и мы заменим его на любую мини-фигурку из серии «ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ» на ваш выбор.

Благодарим за поддержку.

Компания Kenner

Письмо с извинениями (1979)

Вряд ли многие покупатели воспользовались возможностью бесплатного обмена. Несмотря на удаление пружинного механизма, фигурка выглядела великолепно. Отличная детализация шлема была намного привлекательнее, чем грубые лица фигурок главных героев, пропорции были выдержаны намного лучше, чем у штурмовика и Дарта Вейдера, к тому же при создании Бобы Фетта отказались от сомнительной идеи винилового плаща, без которого Вейдер от Kenner выглядит как ощипанная курица. Довершала картину аккуратная разноцветная покраска, выделявшая Фетта на общем фоне однотонных «кеннеровских» фигурок.

По состоянию на 1979 год Боба Фетт был лучшей работой мастеров Kenner. Вдвойне странно, что игрушка якобы была слеплена на скорую руку «из того, что было»:

Боба Фетт стал моей «лебединой песней»… Раз у нас были наши готовые фигурки, я взял разные их части… сейчас есть коллекционеры которые знают точно, что я взял и откуда… Но я сам не помню, что я использовал.

Джим Сверинген

Бывший дизайнер Kenner, интервью в сериале Toys that made us (Netflix, 2017)

Способ распространения игрушки немедленно сделал ее чрезвычайно популярной, с одной стороны Боба стал бесплатной фигуркой по «Звездным войнам», с другой стороны фактически для его получения нужно было потратить не менее восьми долларов на фигурки других персонажей.

История с изъятой ракетницей и вовсе сделала игрушечного Бобу Фетта героем «городской легенды» национального масштаба. Каждый американский ребенок в те годы слышал от сверстников (или выдумывал сам) историю о том, что кто-то из знакомых получил по почте фигурку Бобы с действующей ракетницей, но она, конечно же, была утеряна при туманных обстоятельствах или хранится у бабушки, живущей в соседнем штате.

Тот факт, что даже спустя сорок лет про эту историю в США снимают документальные фильмы и пишут книги, ясно говорит о значимости события.

Презентация нового персонажа не ограничивалась мультфильмом и игрушками.

Описание Бобы Фетта появилось и в официальном вестнике фан-клуба «Звездных войн», журнале «Следы банты» в апреле 1980 года, за месяц до выхода фильма «Империя наносит ответный удар»:

Не многое известно о Бобе Фетте. Он носит униформу ударных солдат Империи (Imperial shocktroopers), воинов из былых времен. Ударные солдаты пришли с дальнего края галактики и осталось их мало. Их уничтожили рыцари джедаи во время Войны Клонов. Был ли сам Боба Фетт ударным солдатом или нет неизвестно. Он лучший охотник за головами в галактике, и не слишком заботится о том, на кого работает — лишь бы платили.

Журнал «Следы банты» (Bantha tracks)

Пятый номер, апрель 1980 года

Премьера фильма «Империя наносит ответный удар» и сопутствующих ему материалов цементировала образ Бобы в массовом сознании. Хорошо известный по вездесущей игрушке охотник за головами появился на экране на считанные минуты и произнес всего несколько реплик, но этого оказалось достаточно, чтобы полностью завладеть вниманием зрителя.

За нескольких коротких сцен со своим участием Боба посмел дерзить самому Дарту Вейдеру, без особых хлопот выследил «Тысячелетний сокол», легко мог убить Люка Скайвокера и пленил Хана Соло.

После длительного засилья вегетарианского контента на телевидении маленькие зрители изголодались по харизматичным и опасным злодеям. Боба не был «плохим» в полном смысле этого слова, как и персонажи вестернов, его окружала аура загадочности и непредсказуемости. Легко можно было представить его и на службе Империи, и работающим на Повстанцев или Хаттов.

Зрители хотели знать о персонаже больше, но Официальные комиксы и книги по мотивам «Пятого эпизода» не расширили роль Бобы и не приоткрыли завесу тайны над его личностью и биографией.

Вышедшая в апреле 1980 года книга «Империя наносит ответный удар» за авторством Дольда Глута не добавляет новых эпизодов с участием Бобы Фетта по сравнению со сценарием фильма. Описание охотника за головами в ней почти полностью совпадает с той информацией, которая ранее была опубликована в журнале «Следы банты»:

…Боба Фетт. Человек, охотник за головами, Фетт был известен за его слишком жестокие методы.

Он был облачен в увешанный оружием, бронированный скафандр, такого типа, какие носили в отряде злых воинов, которых Рыцари Джедаи победили во время Войны Клонов. Несколько скальпов с косами дополняли его отвратительный образ. Сам вид Бобы Фетта заставлял адмирала содрогаться от отвращения.

«Империя наносит ответный удар» (1980), автор: Дональд Глут.

Официальная новеллизация фильма.

В последующих переизданиях романа «отряд злых воинов» заменен на мандалорцев. Интересно, что в первом издании упомянуты доспехи Фетта серебристого цвета. По-видимому, автора новеллизации снабдили ранними описаниями и концепт-артами персонажа, на которых Фетт щеголяет белоснежной броней.

Для зрителей в 1980 году было очевидным, что охотник за головами вернется в следующем фильме и уж там-то его роль получит существенное развитие. В «Пятом эпизоде» люди увидели лишь плавник акулы по имени Боба Фетт, они ожидали, что ее челюсти появятся в следующем эпизоде, тем более что Боба все так же активно использовался для рекламы и разогрева фэндома «Звездных войн» и после 1980 года.

Джереми Буллок внес огромный вклад в создание образа Бобы Фетта, но для дальнейшей жизни этого персонажа он не был незаменим, особенно в части статичных изображений. С другой стороны, любое мероприятие или уникальный фотосет с участием Хана Соло, Люка Скайвокера и принцессы Леи требовали личного присутствия актеров из звездного состава, чьи гонорары росли вместе с популярностью франшизы. Под шлемом Дарта Вейдера или Бобы Фетта мог скрываться любой актер или просто манекен, поэтому эти персонажи были особенно востребованы при производстве сопутствующей продукции во вселенной.

А потом… случилось непредвиденное.

Боба Фетт комично и глупо погиб в первой трети фильма, упав в яму Сарлака.

Такая нелепая смерть вызвала удивление, недоумение и неприятие, как у критиков, так и у фанатов «Звездных войн». Никто не хотел соглашаться с тем, что лучший охотник за головами Далекой-далекой галактики окончил свой жизненный путь в стиле комедийной зарисовки Бенни Хилла.

Причины, которые побудили Лукаса столь бесцеремонно расправиться с народным любимцем остаются дискуссионными, но, судя по всему, единственным человеком, кто был не в курсе бешеной популярности Бобы был Джордж Лукас собственной персоной.

В биографии Лукаса сказано, что этот персонаж сам по себе вызвал недовольство режиссера:

…Лукаса стал особенно раздражать персонаж Боба Фетт. “Уж не знаю из-за того ли, как его снимали, но Боба не соответствовал каким-то стандартам Джорджа, — говорит Данем [помощник оператора]. Наконец Лукасу надоело. Во имя экономии хронометража фильма, и не в последнюю очередь из личной неприязни, Боба Фетт получил одну из самых не впечатляющих концовок в истории кинематографа.

“Просто швырните его в яму”, сказал Лукас.

George Lucas: A Life (2016). Автор: Брйан Джонс.

Биография Джорджа Лукаса.

Дуэйн Данем подтверждает эту версию:

Мы даже типа протеста организовали: “Ты не можешь так поступить с Бобой Феттом! Он заслуживает большего”. Но его все равно швырнули в яму.

Дуэйн Данем

Монтажер фильма «Возвращение джедая». Из статьи The Untold Truth Of Boba Fett от Looper (04.09.2021).

Согласно другой версии все было прямо противоположным обзоам: Боба должен был стать главным злодеем шестого эпизода вместо Вейдера и Палпатина, поскольку в тот момент якобы планировалось еще несколько фильмов. Когда стало ясно, что «Возвращение джедая» станет финалом истории, от Фетта быстро и грубо избавились, как от лишнего персонажа:

Когда Джордж решил не делать третью трилогию, он полностью выбросил эту сюжетную линию, и вот поэтому в первые десять минут (фильма) Боба Фетт ударяется об стену и падает в пасть гигантского монстра.

Крейг Миллер

Директор Lucasfilm по связям с фанатами в 1977-1980 годах. Интервью журналу Inverse (04.05.2016)

Впрочем, Крейг Миллер в том же интервью сам сознается, что был «экспертом по слухам» задачей которого было запускать как можно больше невероятных историй о фильмах.

Мнение самого Лукаса относительно Бобы Фетта меняется в зависимости от времени и места интервью.

В 1999 году он упомянул, что популярность Бобы стала для него неожиданностью:

«Я озадачен [его популярностью]. Он выглядит как всесильный персонаж, кроме того, что умирает»

Джордж Лукас

Режиссер фильмов «Звездные войны». Из статьи сайта Premier.com

В аудио-комментариях к DVD-изданию «Возвращения джедая» Лукас говорит о том, что недооценил популярность персонажа и даже планировал сделать дополнительную сцену, в которой показано, как Боба спасается из ямы Сарлака, но решил этого не делать, поскольку «всем и так понятно, что он не погиб».

В документальном фильме Under the helmet (2020) и вовсе попросту заявляет:

Он мне всегда нравился.

Джордж Лукас

Режиссер фильмов «Звездные войны». Интервью в фильме Under the Helmet: The Legacy of Boba Fett (2021)

Так или иначе, нелепая смерть (ли?) также стала одной из составных частей легенды о Бобе Фетте. Нежелание фанатов смириться с гибелью персонажа способствовала его скорому возрождению в Расширенной вселенной. Читатели с восторгом приняли рассказы и книги в которых описывалось, как Боба спасается из ямы Сарлака и продолжает свои приключения.

По словам Джереми Буллока именно в девяностые годы — момент расцвета Расширенной вселенной — популярность Бобы достигла своего пика:

Я думаю, я понял, что внезапно становлюсь очень популярным в момент переиздания фильмов в 1997 году. Когда переиздание вышло, начался приток новых людей: родителей, детей, подростков. Все они были зациклены на Бобе Фетте.

Джереми Буллок

Джереми Буллок, первый исполнитель роли Бобы Фетта в фильмах. Интервью сайту Gizmodo (08.12.2011)

Джереми ничуть не переживал из-за синдрома одной роли и с удовольствием перевоплощался в Фетта на радость многочисленным поклонникам до самой своей смерти в 2020 году.

В итоге Джордж Лукас вернулся к Бобе Фетту в трилогии приквелов, а после и вовсе подтвердил, что Боба Фетт конечно же не погиб столь нелепым образом.

Темуэра Мориссон наделил Бобу новозеландским акцентом, который сейчас является узнаваемым элементом его образа. Чтобы сохранить целостность вселенной Лукас принял решение переозвучить Бобу в «Пятом эпизоде», что понравилось далеко не всем фанатам.

Иронично, что из всех персонажей оригинальных фильмов, исключая Анакина Скайвокера, именно загадочный и энигматичный Боба Фетт обзавелся в приквелах серьезной предысторией, рассказывающей тайну его происхождения.

Впрочем, это не помешало Джанго погибнуть столь же нелепым и разочаровывающим образом, как и его клон. Правда, без шансов на воскрешение.

Журналист из Escapist в своей статье даже предположил, что такой подход к изменению персонажа был сознательно сделан Лукасом как пример сознательной деконструкции:

Возможно, Лукас сознательно играет с фиксацией фэндома на Бобе Фетте.

Есть нечто очень умное и колкое во всем этом, в понимании того, что Боба Фетт это триумф дизайна, а не нарратива, и что его наследие продолжает жить благодаря серийной экшен-фигурке, а не его роли как драматического персонажа. То, как он поступил с Бобой Феттом и Джанго Феттом является одним из элементов самоанализа Джорджа Лукаса в «Звездных войнах», иллюстрация уникального чувства юмора режиссера и сценариста и его понимания контекста, в котором существуют эти фильмы.

Даррен Муни

Журнал Escapist. Статья Boba Fett Looks Cool — That Doesn’t Mean He Is Cool (05.11.2021)

Говорить про Бобу Фетта можно еще очень долго, перечисляя детали его биографии, произведения с его участием, оказавшие влияние на Расширенную вселенную, его роль в появлении сериала «Мандалорец». Заслуживают внимания и другие актеры, исполнившие роль Бобы, и многое другое.
К сожалению, все это выходит за рамки данной статьи, в которой я просто хотел напомнить о причинах, по которым Боба Фетт стал культовым персонажем для первых фанатов «Звездных войн», чье знакомство с Далекой-далекой галактикой состоялось одновременно с премьерой фильма.

Необычный способ распространения фигурки, отзыв пружинной ракетницы и первое появление Бобы в мультфильме, который еще три десятка лет являлся коллекционным раритетом, его нелепая и несвоевременная смерть — все эти случайно сложившиеся обстоятельства создали вокруг этого персонажа ореол загадочности, который не могла дать никакая маска.

Пролить свет на эти загадки смогло только появление и распространение социального интернета с вики-страницами и возможностями верификации данных, до которых в 1980 году оставалось еще очень далеко.

Таким образом, именно персонаж Бобы стал значитльной вехой в закреплении за «Звездными войнами» статуса полноценной новой мифологии.

Тем, кто хочет подробнее ознакомиться с биографией персонажа и теориями относительно его будущего я могу порекомендовать материалы Алексея Ионова:

Небольшой бонус: игры про Бобу Фетта

С 1991 года вышло как минимум сорок игр, в которых появляется Боба Фетт.

Боба Фетт посетил практически все существующие платформы, включая такую экзотику как Tiger Electronics R-Zone.

Из них двадцать игр позволяют в той или иной форме взять знаменитого охотника за головами под контроль игрока. В основном это мобильные игры типа Force Arena или Galaxy of heroes, известные игры типа «Монополии» или шахмат в обертке «Звездных войн» или многочисленные Lego Star Wars. Единственным интересным эпизодом из жизни Бобы является сюжетная миссия в Star Wars: Battlefront 2 (2005) в которой Боба возглавляет имперскую зондер-команду, посланную зачистить восставших мастеров клонирования с планеты Камино.

Боба возвращается в место своего рождения, чтобы своими руками умертвить своих создателей и братьев. Брутально.

Как ни странно, нет ни одной игры полностью посвященной Фетту. Ближе всего к этому подобралась малоизвестная в наших краях игра под названием Star Wars: Bounty Hunter, вышедшая в 2002 году на Playstation 2 и Gamecube. Главным героем является отец Бобы Джанго Фетт, который за десять лет до начала Войны Клонов охотится за бывшей ученицей Палпатина и уничтожает ее криминальный синдикат. Сюжет игры интересен тем, что объясняет причину, по которой Джанго заказал себе немодифицированного клона-сына (спойлер).

Как это часто бывает с ранними играми для новой платформы, Bounty Hunter обладал рептативным однообразным геймплеем и низкой продолжительностью: игра легко проходится за пять часов, включая час катсцен и диалогов.

Игра получила весьма средние оценки в момент выхода. Критики высоко оценили сюжет и катсцены, особенно порадовавшись тому, что героя озвучивает Темура Морисон собственной персоной, но игровой процесс не произвел на них впечатления. Сегодня Bounty Hunter считается одной из неплохих игр Расширенной Вселенной, особенно из-за необычного главного героя и сюжета, который, впрочем, вряд ли сейчас может считаться каноном. Игру даже переиздали для Playstation 4, где теперь с ней могут ознакомиться все желающие.

Как это часто бывает со «Звездными войнами», самая желанная поклонниками игра про Бобу Фетта так и не была закончена.

Летом 2012 года Lucasarts объявили о работе над новым амбициозным проектом, который должен был стать новым словом в Расширенной вселенной. Это была максимально мрачная и взрослая игра, которая должна была рассказать про жизнь низших слоев общества в имперской столице Корусанте и показать мир «Звездных войн» с неожиданной стороны. Проект получил название Star Wars 1313.

Игра должна была быть связана с анонсированным сериалом Star Wars: Underworld, который также был посвящен криминальному миру Корусанта.

В итоге Underworld заморозили в 2010 году после пяти лет работы. После него осталось несколько демонстрационных роликов и материалы со съемочной площадки.

Несмотря на отмену сериала, работа над игрой продолжалась полным ходом и в 2012 году Lucasarts показала первые фрагменты геймплея, которые визуально впечатляют даже спустя почти десять лет. Впрочем, достаточно скептиков отмечали, что показанная в ролике картинка слишком хороша и скорее всего, является типичным постановочным роликом, сделанным в рекламных целях.

Даже спустя годы эти ролики не дают покоя фанатам «Звездных войн», которые надеятся, что игру все-таки закончат.

На самом деле назвать 1313 «игрой про Бобу Фетта» не совсем правильно, потому что большую часть своей проблемной разработки она таковой не являлась. Первоначально предполагалось, что героем станет совершенно новый персонаж.

Заинтересовавшись проектом, Джордж Лукас своей личной директивой постановил, чтобы он был всецело посвящен Бобе Фетту, а не какому-то там никому неизвестному охотнику за головами. В этом волевом решении сверху кроется достойная сенатора Палпатина ирония, поскольку именно Лукас за тридцать лет до этого не захотел слушать никаких возражений и приговорил Бобу к унизительной смерти в желудке Сарлака.

Приказ Лукаса оказался для команды разработчиков неприятным сюрпризом, потому что теперь им пришлось переделывать фактически все наработки по сюжету и персонажам игры, пытаясь построить ее вокруг Бобы Фетта. Учитывая затянувшиеся сроки разработки и недостаток финансирования сделать это было проблематично.

В марте 2013 года, после того, как Disney приобрел Lucasfilm, 1313 была заморожена. Хотя первое время ходили слухи о том, что проект продолжают разрабатывать, несмотря на смену руководства, буквально через месяц игровое подразделение Lucasarts было распущено, а Disney заявил о смене бизнес-модели.

Игра Star Wars 1313 так и не была закончена, и эта игра стала такой же частью легенды о Бобе Фетте, как и фигурка с пружинной ракетницей.

#starwars #звёздныевойны

 

Источник

Читайте также

Меню