История страданий со счастливым финалом.
Старый друг
Последние пять лет я пользовался 47-дюймовым 1080p-телевизором Philips с фоновой подсветкой Ambilight. За это время ТВ-производство нидерландской компании стало убыточным, и в 2012 году его почти целиком продали гонконгской TPV.
Фактически «телевизионная» Philips перестала быть Philips, и под её брендом теперь работают китайцы. Не знаю, как это сказалось на качестве самих телевизоров, но они практически пропали с российского рынка.
Если вы сейчас попытаетесь поискать новые модели Philips на «Яндекс.Маркете», то не найдёте их в крупных торговых сетях. В каком-нибудь «Эльдорадо» можно откопать только сравнительно дешёвые модели (в районе 20-40 тысяч рублей), а флагманские придётся заказывать «серым» импортом из Финляндии или из сомнительных интернет-магазинов с собственной гарантией взамен официальной.
Поэтому про телевизионный бренд Philips в России стали забывать, а вместе с ним и про Ambilight. Так что года полтора назад я понял, что при замене телевизора мне придётся попрощаться и с Philips, и с его фирменной подсветкой, которую я так полюбил. Российский рынок топовых ТВ захватили Samsung, LG и Sony.
Стоит один раз увидеть
До 2017 года у меня не было ни одной веской причины расставаться со своим «Филипсом». Телевизор работал прекрасно, на нём отлично смотрелись кино и сериалы, да и возможности PS4 Pro, как мне казалось на тот момент, он раскрывал полностью.
Однако в июне я поехал на выставку E3, где в течение целой недели смотрел на игры, которые все компании показывали исключительно на огромных 4K-дисплеях с поддержкой HDR.
Тут-то я и осознал, насколько сильно устарел мой телевизор. Он воспринимался как экран iPhone 5s на фоне дисплея iPhone 7 Plus — более чёткого, яркого и способного показывать больше цветов.
После возвращения с E3 я понял, что с Philips придётся попрощаться, и пора себе присматривать новую модель.
То ли к счастью, то ли к несчастью, но тогда меня быстро отпустило. Всё-таки покупка серьёзная, и её надо было как следует обдумать.
Шило в заднице
Последним толчком в сторону 4K и HDR для меня стала «Чёрная пятница». Именно в конце 2017 года я почувствовал, что подобные телевизоры — уже не роскошь, а нечто более-менее доступное.
На прошедшей распродаже в США некоторые 4K-телевизоры от Samsung и LG отдавали за 600-700 долларов. Понятно, что это совсем слабые с технической точки зрения модели, но лёд явно тронулся.
Я решил присмотреться к тому, что есть на рынке. Поскольку на телевизоре я в основном играю на PS4 Pro и смотрю Netflix, я сразу стал искать модели с низким инпут-лагом (то есть, с малым временем задержки при обработке картинки и её выводе на экран).
Мне хватило одного запроса в гугле: «best 4K HDR TV for gaming».
Как оказалось, из-за PS4 Pro и Xbox One X свою подборку лучших 4K-телевизоров для игр не написали только совсем ленивые англоязычные сайты.
Я доверился Digital Foundry. Они не стали выбирать короля всех телевизоров, а просто показали семь хороших моделей в разных ценовых категориях.
На этом моменте в дело вступили уже мои личные предпочтения: я, например, не большой фанат телевизоров Samsung. С точки зрения дизайна мне больше нравятся Sony и LG. Но этот текст и не гайд по телевизорам.
Так что я разрывался между 55-дюймовым LG OLED55B7V и Sony KD-55XE9005. Порыскав по более-менее надёжным интернет-магазинам, я нашёл первый примерно за 110 тысяч рублей (сейчас уже можно найти дешевле), а второй — за 87 (да ещё и с гарантией на отсутствие битых пикселей от магазина).
Почему 55 дюймов? 4K-телевизор меньшей диагонали брать нет смысла. С трёх метров вы уже не увидите разницы.
Поскольку я не большой фанат OLED (даже в дисплее iPhone X есть моменты, которые мне не по душе), чаша весов склонилась в сторону Sony. Он был заметно дешевле, а ещё я решил, что если уж у меня основной сценарий использования — PS4 Pro, то логичнее всего взять к ней телевизор той же марки.
Я не буду советовать вам пойти моим путём. Мне кажется, что большинству людей, готовых отдать за телевизор 120 тысяч рублей, стоит посмотреть в сторону LG B7 OLED и схожих моделей. Хотя бы потому, что OLED предлагает максимально возможную контрастность — в нём каждый пиксель излучает свет самостоятельно.
В любом случае, это дело вкуса. KD-55XE9005 — тоже не обычный LCD-телевизор. У него есть технология, которая называется «local dimming». Подсветка работает не на весь экран сразу, а по секторам, что позволяет добиться близкой к OLED-дисплеям картинке и глубокого чёрного цвета. «Local dimming» — это не способ удешевления, она часто встречается и в топовых моделях. Это просто другая философия производства экрана, поэтому у KD-55XE9005 в сети в основном положительные обзоры — особенно, по соотношению цены и качества.
Бутылочное горлышко — AV-ресивер
Пока я заказывал телевизор, я чуть было не убил всю эту авантюру в зародыше. Дело в том, что в большинстве случаев вы не сможете просто снять со стены один ТВ, повесить другой и радоваться жизни.
У меня есть какая-никакая система окружающего звука, и всё это время она была подключена через ресивер. Последний для меня выполнял две функции — служил HDMI-хабом (он вёл на телевизор картинку с ПК, Blu-ray-плеера и PS4) и, собственно, выдавал окружающий звук, который получал через HDMI.
Надо ли говорить, что мой старый AV-ресивер, конечно же, не умел пропускать картинку в 4K и HDR. На текущий момент это самый требовательный стандарт. Для него нужно, чтобы ваш источник, телевизор и ресивер поддерживали HDMI 2.0a и HDCP 2.2.
Но не все производители чётко указывают эту информацию на сайте, поэтому я просто отправился искать AV-ресивер, на котором будет написано «4K HDR». Раз уж я решил соединять телевизор Sony с консолью Sony, то и усилитель решил взять от них же. Я парень простой!
К счастью, у компании оказалась стартовая модель, в которой было всё для меня необходимое. В описании ясно сообщалось, что ресивер умеет пропускать картинку 4K при 60 кадрах в секунду и HDR. Правда, стоил он ещё 21 тысячу — и это в нагрузку к телевизору. Тут-то я и обрадовался, что немного сэкономил на LG.
В общем, я заказал STR-DH770. Серьёзный ресивер стоит от 50 тысяч рублей и больше, так что каких-то особых чудес я от него не ждал. Однако в последствии оказалось, что для моих задач этой модели более чем достаточно. У меня набор 5.1 от Yamaha, и он отлично «сыгрался» с ресивером Sony.
Готовый сет и несколько мыслей об HDMI-кабелях
Я не буду углубляться в детали того, как мы вешали колонки и прятали провода в течение четырёх часов, но итог примерно такой.
К этому времени я уже знал, что HDMI-кабели не принадлежат ни к каким стандартам. Не бывает провода с маркировкой «HMDI 2.0a». Этот стандарт касается только техники, которую вы соедините между собой. Хороший старый кабель вполне сгодится для 4K и HDR, если на нём есть пометка «High Speed with Ethernet».
К счастью, такие у меня нашлись, так что тратиться не пришлось, но я вам настоятельно не советую на этом экономить. Хотя бы потому, что копеечный кабель с «али-экспресса» может попросту не заработать. И проводов нужно как минимум два — от телевизора к ресиверу и от ресивера к консоли. Каждое новое устройство (например, ноутбук или Apple TV 4K) — это ещё один провод.
Конечно, вы можете просто подключить приставку прямо к телевизору и использовать его динамики, но мне это кажется странным. Домашний кинотеатр с шикарным 4K-телевизором и стерео-звуком — это полумера. Если уж сказал «А», говори и «Б».
А вот и серьёзная проблема
Когда сборка была готова и включена, что-то пошло не так. PS4 Pro позволяла включить только обычный 4K, но не 4K с расширенным цветовым диапазоном (а именно он нужен для работы HDR).
Поэтому, когда я пытался запустить игры в HDR, картинка переключалась в 1080p. То есть, система давала мне выбор — либо одно, либо другое.
Я опять отправился в гугл, где выяснил, что запрос «2160p RGB Unsupported» очень популярен. Такое ощущение, что каждый владелец PS4 Pro и 4K-телевизора сталкивается с этой проблемой.
Все интернет-советчики хором говорили, что виноват телевизор. Они предлагали найти в меню настройку портов HDMI и включить на нужном «расширенный» формат картинки.
Однако эта манипуляция не дала никаких результатов, и я начал винить во всём старые кабели. Чтобы узнать, виноваты ли они, я подключил PS4 к телевизору через каждый из них напрямую. И ура — в обоих случаях консоль разрешила мне выбрать 2160p RGB.
Но новость о том, что провода годятся, меня совсем не успокоила. Наоборот. Получилось, что виноват ресивер, и его придётся сдавать обратно в магазин, затянув сборку домашнего кинотеатра на непредсказуемый срок.
Но потом я вспомнил, что телевизор поддерживает технологию ARC — он может не только получать картинку с ресивера, но и перенаправлять на него звук. Поэтому я подключил PS4 прямо к ТВ, а второй кабель от порта с пометкой «ARC» пустил к AV-ресиверу.
И ура! У меня одновременно была картинка в 4K HDR и звук. Правда, спустя пять минут в Horizon Zero Dawn я обнаружил, что слышу всего лишь «стерео». Я так и не нашёл какой-то внятной информации об этом, но мой телевизор почему-то пропускал через ARC только 2.0. Идея не сработала.
В конце концов, я сдался и подключил PS4 напрямую, а звук пустил от консоли к ресиверу по оптическому кабелю. Так я получил всё и сразу, но с двумя большими «но». Во-первых, звук по «оптике» хуже, во-вторых — у ресивера был только один оптической вход. Это значит, что если я решил бы купить себе Xbox One X, мне было бы попросту некуда воткнуть кабель, идущий от второй приставки. Это решение тоже было неудачным.
И тут я вынужден признаться в глупости, которую совершил — не почитал первым делом инструкцию от AV-ресивера. Почему я этого не сделал? Да потому, что у него было понятное экранное меню, в котором я вообще не нашёл настроек, связанных с HDMI — только калибровку звука, да переключение между источниками.
Оказалось, что у STR-DH770 есть второе меню, которое появляется на его маленьком дисплее. И именно там можно было включить возможность «пропуска» 4K HDR через HDMI. После этого система наконец-то заработала как надо.
Если у вас есть PS VR
Как и многие мои знакомые, на «Чёрную пятницу» я купил себе PS VR с огромной скидкой. Тогда я даже не задумывался о том, что у первой ревизии шлема есть серьёзная проблема — его модуль не умеет пропускать через себя HDR.
Однако с покупкой нового телевизора эта мелочь превратилась в грандиозную головную боль. Когда я осознал, что мне придётся постоянно выбирать между VR и HDR, как минимум пару раз в неделю дёргая для этого дорогие HDMI-кабели, у которых не самые надёжные вилки, я искреннее был поражён недальновидности Sony.
Как можно было продать два миллиона VR-шлемов, блокирующих доступ к HDR? Ведь Sony так активно продвигает оба формата!
Так или иначе, производитель предлагает только два решения проблемы — постоянно дёргать кабели или купить вторую ревизию PS VR, которая сейчас стоит всё те же 32 тысячи рублей. И это тот же самый шлем. Его отличают только «вшитые» в основной провод наушники и модуль, способный пропускать через себя HDR.
Я быстро нашёл на NeoGAF сотни недоумевающих людей, и они предложили ещё одно решение — HDMI-сплиттер. Это маленькая коробочка за 3-5 тысяч рублей, для подключения которой мне придётся купить ещё два HDMI-кабеля.
И что меня в этой ситуации расстраивает сильнее всего, так это то, что картинка в таком случае будет идти на телевизор от PS4 аж через три кабеля, а не через два.
За что, Sony, за что?
Но оно того стоило
Все боль и ненависть, которые я испытал за день подключения телевизора, исчезли после того, как я попробовал поиграть и посмотреть Netflix в 4K HDR.
У нас ещё будет об этом большая и подробная статья, но вы должны понимать, что HDR — это неправильный термин, вводящий людей в заблуждение.
HDR — это не только возможность одновременно получить на экране проработанные тёмные и светлые участки.
Самое главное в HDR — это расширенный цветовой диапазон. Именно он меняет картинку на экране радикальным образом, делая некоторые игры практически фотореалистичными — особенно сильный эффект я заметил в Uncharted 4, Horizon Zero Dawn, GT Sport, Injustice 2, Resident Evil 7 и Call of Duty: WWII.
Для меня это было откровением. Недостатки картинки, которые я связывал с игровой графикой, всё это время были недостатками моего телевизора.
Это можно заметить даже в меню PS4 с минимальной яркостью— если у вас включён HDR, то все цветовые переходы становятся более плавными. От этого выигрывают рассветы, закаты, листья деревьев, переливы на воде — в общем, всё, что вы видите на экране.
Если же добавить к расширенному цветовому диапазону, собственно, сам расширенный динамический диапазон и 4K, то результат получается невероятным. На YouTube уже есть немало роликов, демонстрирующих разницу, и приведённый ниже — один из самых наглядных.
Сейчас я прохожу Assassin’s Creed: Origins. У неё поддержка HDR не самая лучшая, но в таком формате игра выглядит как нечто из будущего. И никакими скриншотами этого, конечно, не передашь.
Последствия
После смены телевизора я наконец-то понял, зачем нужны PS4 Pro и Xbox One X. Первая меня радовала и в 1080p, но в 4K HDR (даже если учесть, что 4K в большинстве игр не совсем настоящее) она раскрывается на полную катушку.
Правда, не обошлось и без минусов. Например, мне теперь тяжело играть в Overwatch и Rainbow Six: Siege — в них нет ни 4K, ни HDR. Да и Battlefield 1 по сравнению с той же Call of Duty: WWII выглядит «мыльно».
Поэтому взгляд уже нет-нет, да падает на Xbox One X, у которой в большинстве игр разрешение картинки выше. Ну и я надеюсь, что следующее поколение приставок привнесёт в большинство игр полноценные 4K при 60 кадрах, но до этого ещё как минимум несколько лет.
Так или иначе, 4K и HDR, к которым я относился со скепсисом, оказались для меня настоящим откровением. Вернуться назад уже невозможно. Однако даже этот текст показывает, что мир 4K и HDR — это всё ещё «Дикий запад». Здесь пока нет никакой философии «просто работает» — при покупке нового телевизора вам придётся держать в голове кучу мелких нюансов и страдать. Но оно того стоит.
Источник: DTF