Субъективные выводы с неформальными номинациями.
Игра года: Horizon Zero Dawn
С Horizon Zero Dawn у меня сложились особые отношения. Я наиграл в неё десятки часов задолго до появления первых рецензий. У меня не было мнений, к которым можно было бы прислушаться — только своё. И игра мне безумно понравилась.
Я понимаю, что Zelda геймплейно богаче, а какая-нибудь Divinity 2 в сто раз лучше как ролевая игра. Просто у меня очень сильно развито визуальное восприятие — я даже предметы в комнате стараюсь раскладывать так, чтобы они лучше смотрелись вместе.
Поэтому в играх для меня на первом месте стоит то, что я могу назвать «кинематографическим погружением» — когда картинка и звук на таком уровне, что я даже забываю, что нахожусь в игре.
В этом плане конкуренцию Horizon в 2017 году могут составить лишь The Lost Legacy и Assassin’s Creed: Origins, хотя от последней впечатления портит плоский звук (Ubisoft давно надо с этим что-то делать).
Впрочем, я люблю Horizon не только за картинку и необычный мир. Я в восторге от раскрытия главной интриги — собственно, самой сути «нулевого горизонта», и геймплея, представляющего собой смесь третьего «Ведьмака» и упрощённого Monster Hunter. Охотиться на роботов было весело, а когда надоело, на экране поползли финальные титры.
Игровой сюрприз года: Resident Evil 7
Resident Evil 5 я прошёл через мучения, а Resident Evil 6 забросил на середине. От седьмой части тоже не ждал ничего хорошего, пока в сети не начали появляться первые восторженные превью.
В итоге для меня RE7 входит как минимум в тройку лучших игр 2017-го. Она вышла в январе, но даже спустя год впечатления от неё не смазались — я помню все ключевые события кампании так, как будто прошёл её вчера.
Второй вариант: Knack 2
Прохождение Knack 2 мы начали практически в шутку. И после вступления даже хотели забросить, но потом игра внезапно затянула.
Если у вас есть два геймпада для PlayStation 4, а файтинги и FIFA утомили, то Knack 2 — это отличный вариант для игры на одном экране с другом, ребёнком или девушкой.
Здесь аккуратная картинка, клёвая боёвка, повсеместная разрушаемость и невероятная система частиц (спасибо Марку Церни). Но что ещё важнее, Knack 2 отлично подходит для двух игроков разного уровня: если кто-то не может пройти секцию с прыжками, то ему разрешают телепортироваться прямо к товарищу.
А ещё способности двух главных героев суммируются: один Knack может швырнуть другого во врагов, что порождает множество комичных ситуаций.
В режиме одиночного прохождения Knack 2 — торжество посредственности, но стоит подключить второй геймпад, как на минусы перестаёшь обращать внимание. Для меня это лучшая плохая игра 2017 года.
Игры, представление о которых у меня резко поменялось: Assassin’s Creed Origins
На E3 мне дали пройти одну миссию с проникновением на корабль. Она была до боли похожа на всё, что я видел в Assassin’s Creed раньше, поэтому в своём материале с выставки я написал, что эта игра — самая неубедительная в линейке Ubisoft.
Я ошибался. После пары десятков часов в Origins она меня покорила. У игры безупречный «флоу» — ты постоянно переключаешься между активностями, ищешь приключения на свою задницу и вообще чувствуешь себя настоящим исследователем. Дополнительное время разработки пошло серии на пользу — просто основные изменения лежат не на поверхности.
Второй вариант: Prey
Я был в диком восторге от первой половины Prey, но концовка у меня не вызвала ничего кроме фрустрации и раздражения. Разработчики населили уровни врагами, по которым совсем не интересно стрелять, и заставили главного героя носиться по локациям, раз в несколько минут упираясь в минутный загрузочный экран. «Иммерсивная» суть игры в этот момент куда-то улетучилась, и Prey резко превратился в плохонький шутер.
Это мне напомнило ситуацию с первым Far Cry. Там игру тоже лучше бросить сразу после появления монстров.
Сериал года: Mindhunter
Я парень простой: Финчер снимает — я смотрю. А если серьёзно, мне нечего добавить к тому, что уже написано.
Второй вариант: Godless
В России пока что очень серьёзные проблемы с рекламой сериалов Netflix — о многих из них знает ничтожно мало людей.
Так вот Godless — это грандиозный 7-часовой вестерн с началом, серединой и развязкой без намёка на продолжение. Он снят на натуре, в 4K HDR и с бюджетом эпизода примерно как у «Игры престолов».
А ещё здесь собраны актёры из «Ходячих мертвецов», «Новостей», «Игры престолов» и «Подпольной империи». И собраны они только для того, чтобы оказаться в тени блестящего Джеффа Дэниелса.
Godless для меня стал одним из главных сюрпризов 2017 года. Он появился из ниоткуда, но теперь без него уже никак.
Книга года: «Пиши, сокращай»
Из-за работы я читаю мало художественной литературы. В основном трачу время на лонгриды и книги, из которых можно что-то для себя вынести. Это связано с профессиональной деформацией: почти в любом тексте я склонен сразу же вычленять главное, и с описаниями рассветов и закатов на полстраницы это сочетается плохо.
Поэтому я просто посоветую вам «Пиши, сокращай». Эту книгу не следует воспринимать как истину в последней инстанции. Считайте её набором рекомендаций. Я нашёл в ней не так уж много нового для себя, но должен признать, что к некоторым истинам из неё я самостоятельно шёл годами. Я был бы рад, если бы кто-то подарил мне «Пиши, сокращай» лет семь назад.
Если вы вдруг хотите у нас работать, а вакансии наверняка когда-нибудь появятся, то начните с чтения этой книги. По крайней мере, она поможет вам избавиться от большей части мусора в ваших текстах. А когда вы научитесь инфостилю, уже на основе него можно будет начать заново строить художественный.
Фильм года: «Бегущий по лезвию 2049»
Вильнёв ввёл меня в состояние транса. В последние 40 минут я уже мало что понимал и захлёбывался от визуального и эстетического восторга, а после просмотра два дня ходил как пришибленный.
Ни один фильм в 2017 году не оказал на меня настолько сильного влияния, хотя есть много картин, которые моё рациональное мышление ставит выше.
Второй вариант: «мама!»
Спасибо Аронофски за то, что напомнил о главном: кино не должно идти на поводу у зрителя. Наблюдать за тем, как люди, пришедшие на обычный хоррор про дом с привидениями, выходили из зала после «мамы!» — невероятное удовольствие.
Самый эмоциональный киномомент года: «Стражи галактики 2»
Когда Питер Квилл под трек группы Fleetwood Mac решает убить своего отца и взлетает подобно Супермену, очень трудно удержаться от слёз. И дело тут не только в мощи самой сцены — особенно в IMAX, где звук ревёт, а экран закрывает весь обзор. Для многих зрителей это личное, и для меня в том числе. Ганн попал в самое сердце. И песней. И сюжетом. И самой постановкой.
Второй вариант: «Последние джедаи»
Концовка фильма, состоящая из сплошных кульминаций — это главное достоинство «Джедаев». Но когда Рей и Рен встают спиной к спине, дышать особенно трудно. Я люблю световые мечи и симметрию, поэтому ничего не могу с собой поделать.
Третий вариант: «Планета обезьян: Война»
Цезарь, рискуя жизнью, приходит мстить полковнику и узнаёт, что судьба оказалась к тому безжалостной. Это одна из тех сцен, которая превращает «Войну» из просто хорошего фильма в нечто большее.
Рефанд года: Need for Speed Payback
После E3 я сделал предзаказ Payback — мне понравилась концепция игрового «Форсажа», которую так проталкивали на выставке. Однако чем больше EA показывала игру, тем больше она у меня вызывала тревожных чувств.
Примерно за месяц до релиза я написал в поддержку PSN и попросил вернуть деньги, потому что «последние рекламные материалы игры испортили моё представление о ней». Как оказалось, этой причины вполне достаточно.
Пронесло!
Игровое разочарование года: Mass Effect Andromeda
У меня нет ненависти к этой игре. Потому что пока у меня нашлось время в неё поиграть, её в моих глазах уничтожили друзья, знакомые, критики и вообще весь мир.
А поскольку Andromeda очень длинная, у меня не возникло желания проверять правоту окружающих. И я её удалил.
А ведь оригинальная трилогия — одни из самых моих любимых игр вообще.
Второй вариант: Battlefront II
На кампании Battlefront II мне постоянно хотелось достать смартфон и залипнуть в Твиттере. Только с играми, в отличие от сериалов, так нельзя.
Мультиплеер, к сожалению, не спас ситуацию: это по-прежнему кастрированный Battlefield 1, в который не интересно играть, если у тебя есть настоящий Battlefield 1.
И ведь после E3 я действительно ждал эту игру.
Техника года: PlayStation 4 Pro
Большую часть игр 2017 года я прошёл именно на «прошке», и она меня всерьёз подвела разве что с Prey: но тут вопросы, скорее, к Arkane, чем к Sony.
В остальном я совсем не чувствовал себя технологически ущемлённым — у меня нет проблем с «чуть худшей графикой», 30 кадрами в секунду (особенно, с современными технологиями постпроцессинга) и с шутерами на геймпаде. А ещё на PS4 замечательное приложение Netflix, так что большую часть сериалов этого года я посмотрел тоже на ней.
Pro меня вполне устраивала и с 1080p-телевизором, но с переездом на 4K я как будто купил другую консоль. Так что весь свой потенциал она для меня открыла именно в 2017 году.
Консоль для меня стала центром отдыха, а ПК ассоциируется в основном с работой. Когда мне хочется отдохнуть, я его видеть не могу клавиатуру и мышь. Поэтому пока не купил Divinity 2 и провёл в Battlegrounds ничтожно мало времени. Наверстаю в 2018-м.
Второй вариант: AirPods
У моих любимых наушников в этом году порвался провод, и я решил, что такое со мной происходит в последний раз. После беглого изучения рынка быстро понял, что лучше остановиться на варианте от Apple.
У компаний уровня Bose наушники стоят слишком дорого, а у других производителей — постоянная потеря сигнала и малое время работы от аккумулятора. AirPods тоже не дешёвые, но зато они моментально влюбляют в себя стабильностью и удобством. Это лучший продукт Apple за многие годы — они возвращают веру в то, что техника способна создавать чувство волшебства.
Единственный минус — качество звука. Но поскольку я в дороге и на тренировках слушаю в основном попсу из Apple Music, это не так уж важно.
Сервис года: Netflix
Когда Netflix появился в России, я сначала не придал этому большого значения. Но сейчас этот сервис для меня на первом месте.
Жалобы на недостаток контента уже давно ушли в прошлое. На Netflix примерно раз в неделю выходит по хорошему сериалу. Я физически не успеваю смотреть их все, поэтому у меня уже сейчас в очереди порядка 10 телешоу.
Я понимаю, что многим мешает языковой барьер, но ради Netflix не стыдно и английский подтянуть. И самое главное, просмотр здесь настолько удобный, а картинка настолько качественная, что я стал намного реже смотреть сериалы, которых тут нет.
Если совместить Netflix и «Амедиатеку», то в принципе можно закрыть все свои сериальные потребности. Но, к сожалению, у «русского нетфликса» отвратительно закодировано видео (годится разве что для просмотра на ноутбуке или маленьком телевизоре) и часто нет английских субтитров.
Весь-год-собирался-купить-но-так-и-не-купил года: Nintendo Switch
Я не имею ничего против Switch, но пока меня интересуют только три её эксклюзива — Zelda, Mario Kart и Super Mario Odyssey.
Вся эта мишура с портами инди и Skyrim мне не очень интересна. Skyrim для меня закончился в 2011 году, а в инди я поиграю и на ПК или PS4.
И Switch не попадает в категорию импульсных покупок: консоль с игрой — 25 тысяч, Pro-контроллер ещё 4,5 тысячи. И это только начало.
Технологическое разочарование года: VR
Мне удалось урвать PS VR на распродаже и я провёл с шлемом достаточно много времени только для того, чтобы убедиться в том, что VR — это пока что раздутый маркетинговый пузырь.
Почти все крупные студии взялись за VR, инди взялись за VR, Facebook взялся за VR, но реального «выхлопа» от этого пока не видно. VR-игры — это всё ещё кривоватые порты вроде Skyrim VR и нечто из времён игровых автоматов.
Впрочем, это только мой взгляд. Для моей девушки PS VR внезапно стал дверью в мир игр. Она часто говорит, что сидеть перед телевизором с геймпадом ей совсем не интересно, а погружение, которое предлагает VR, меняет всё.
Проблема тут, наверное, в неправильных ожиданиях. VR — это отличная штука для вечеринок, отличный аттракцион на полчаса, после которого ты включаешь какую-нибудь нормальную игру. А обещали нам совсем другое.
Второй вариант: 4K
Я сейчас говорю не про HDR — это действительно потрясающая технология — а про 4K. Вам может показаться, что 4K уже везде, но это не так.
После покупки 4K-телевизора я обнаружил, что настоящего 4K-контента очень мало. Дело в том, что это разрешение очень и очень требовательное. Настолько, что у многих фильмов последних лет мастер-копия в 2K. Например, если вы купите себе «Дорогу ярости» на Blu-Ray 4K, это будет всего лишь апскейл 2K до 4K.
С играми тоже всё сложно. Xbox One X и PS4 Pro предлагают настоящее 4K только в избранных тайтлах. На практике большую часть времени вы видите картинку попроще.
Что касается Windows 10, то мой опыт с 4K был сплошь негативным — например, в Life is Strange: Before the Storm это разрешение нужно включать через настройки ярлыка. Большинству разработчиков вообще плевать на те 0,66% пользователей Steam, у которых есть 4K-дисплеи.
Доступное 4K предлагают только Apple TV и Netflix, но и тут много подводных камней.
Думаю, настоящее массовое 4K придёт к нам вместе с PlayStation 5 и условной Xbox Two. К тому времени многие снятые на плёнку фильмы подтянут к этому разрешению, а в Голливуде начнут работать исключительно под новый стандарт.
Личное впечатление года: DTF
Не каждый день тебе выпадает шанс сделать издание своей мечты вместе с командой единомышленников. Под конец года я начал замечать в соцсетях записи людей, которые пишут о DTF как о части своей ежедневной жизни — как о каком-то сформировавшемся явлении. Эмоции, которые вызывают подобные посты, описать сложно.
Впрочем, это не значит, что я перестал переживать за продукт, который мы делаем. Напротив, после каждого комплимента в адрес DTF я сразу испытываю неловкость и вспоминаю обо всех проблемах, которые у нас есть, и страдаю от того, что их не всегда возможно быстро исправить.
Но ненавидеть себя — это важная часть любого творческого процесса. По крайней мере, до тех пор, пока эта ненависть не становится деструктивной.
Второй вариант: поездка на E3
В этом году я впервые побывал на E3, о чём мечтал ещё начала нулевых, когда читал о событиях выставки в бумажных журналах.
Сама E3 меня, впрочем, впечатлила не так сильно, как возможность побывать в Лос-Анджелесе. Это не самый красивый город в мире, но точно один из самых харизматичных. LA — невероятная концентрация прекрасного и ужасного: от потрясающих закатов и настоящего духа Голливуда прямиком из «Ла-Ла Ленда» до жутких пробок и повсеместных безумных бездомных.
Источник: DTF