В этой статье пойдёт речь о незаурядном человеке с нелегкой судьбой, который стоял у истоков массового производства музыкальных инструментов и музыкальной аппаратуры. Созданные Фендером, а также его партнёрами, инструменты и аппаратура обладали характерным звучанием, благодаря чему предопределили развитие нескольких музыкальных направлений, главным образом в рок-музыке.
Вклад Лео Фендера в мировую индустрию музыкальных инструментов можно сравнить с вкладом Генри Форда в автомобильную промышленность. Принципы и инновации, заложенные изобретателем в его инструменты, используются большинством производителей по сей день. Помимо Fender Musical Instruments Corporation, Лео был основателем G&L Musical Products, а также активно участвовал в деятельности компании MusicMan.
Тринадцатилетний радиолюбитель и дипломированный разносчик льда
Кларенс Леонидас Фендер родиля 10-го августа 1909-го года в семье зажиточных фермеров, владевших внушительными цитрусовыми посадками к югу от Лос-Аджелеса. Его отец Кларенс Монте Фендер был большим любителем стиля кантри, достаточно популярного на юго-западе США, что, вероятно, отразилось на будущем роде занятий Лео.
С 13 лет Лео начинает радиолюбительские опыты, которые активно поддерживает его дядя, владевший магазином электрооборудования и автомобильных запчастей. Именно в этом возрасте Лео получает в подарок от дяди коробку разнообразных деталей и батарей, с которой начинаются его эксперименты. Юный Фендер был очень впечатлён радиоприёмником, который сконструировал и собрал его дядя. Как отмечал он сам:
«на меня оказала большое влияние громкая музыка из радиоприёмника, в то время он был для меня очень впечатляющим устройством».
Именно в подростковом возрасте проявляется неутомимость и трудолюбие Фендера, его почти фанатичная увлеченность делом. Ещё в школьные годы он начинает работать в качестве мастера по ремонту радиоприёмников, открыв небольшую мастерскую в родительском доме. Не редко по ночам он неутомимо изучает схемы новых устройств. Впоследствии неуёмное трудолюбие изобретателя будут отмечать все, кто его знал.
В 1928-м году Лео Фендер завершает обучение в средней школе и становится студентом Молодежного Колледжа Фуллертона. Подобно многим радиолюбителям, он с энтузиазмом занимается электроникой дома, но игнорирует учебные курсы по радиотехнике и электронике в колледже.
А тем временем США накрывает великая депрессия, которая не предвещает выпускнику молодежного колледжа серьезных жизненных перспектив. Фендер с не малым трудом устраивается на работу разносчиком льда в Consolidated Ice and Cold Storage Company (Анахайм). Руководство компании по достоинству оценило упорство и перевело молодого Фендера на работу в бухгалтерию.
Низкий старт бухгалтера Фендера
Те времена, в которые Лео Фендер работал бухгалтером, нельзя назвать легкими. Затянувшийся финансовый кризис неумолимо разрушал экономику страны, с рынка исчезали маленькие и большие компании, сокращались крупные государственные учреждения. Иными словами, для большинства жителей страны вопрос денег стоял предельно остро.
Несмотря на «тяготы и лишения» (тм) депрессировавших штатов, талантливому радиолюбителю улыбалась удача. Один из его знакомых, руководивший небольшим джазовым коллективом, попросил Лео сделать шесть громкоговорителей для выступления его ансамбля в Лос-Анжелесе. Фендер соглашается и успешно выполняет свой первый заказ. С этого момента Лео получает периодический приработок в виде халтур от знакомых музыкантов.
В 1934-м году Фендер меняет место работы и переходит на бухгалтерскую должность в дорожный департамент Калифорнии. К этому времени он успел жениться на Эстер Клоски, и молодая семья остро нуждается в деньгах. В течение года Департамент закрывают, что вынуждает Фендера вновь сменить работу. На новом месте бухгалтер-радиолюбитель работает три месяца, пока компания по производству шин не сокращает всех сотрудников его отдела.
К 1938-му году Фендеру окончательно надоедает бухгалтерский хлеб и он с молодой женой возвращается в родной Фуллертон, чтобы объединить любимое дело и процесс зарабатывания денег. На 600$, которые ему удалось одолжить у друзей, он открывает компанию «Fender Radio Service».
Фуллертон (Калифорния) — 30-е годы
Фирма Фендера занимается ремонтом и обслуживанием радиоэлектронной аппаратуры. Почти сразу появляются заказы от местных музыкальных коллективов на производство громкоговорителей и усилительной аппаратуры для lap steel и frying pan (ранние варианты электрогитар с магнитными звукоснимателями). Именно так начинается история одной из самых известных гитарных корпораций мира.
Пробы и ошибки на пути к телекастеру
К концу второй мировой войны начинает уходить на покой эпоха джазовых биг бэндов. На сценах клубов всё чаще появляются небольшие блюзовые коллективы, которые всё чаще используют электроакустические гитары. Это обстоятельство приносит Фендеру большое количество заказов на усилители, комбоусилители и концертные акустические системы, что позитивно сказывается на его финансовом статусе.
В 1946-м году у Фендера появляется идея создания массовой электрогитары, которая будет отличаться от существовавших в то время сложных электроакустических образцов и примитивных «сковородок». Общаясь с музыкантами, которых не устраивают ни изжившие себя lap steel, дорогие мастеровые электроакустики, ни топорные цельнокорпусные Rickenbacker, он видит необходимость в новом инструменте.
Типичная электрогитара 30-х — 40-х
Коммерческая жилка бывшего бухгалтера работает, и Лео понимает, что создав подобный инструмент первым, он никогда больше не столкнётся с нуждой, пережитой в период великой депрессии.
Фендер был одержим идеей создания т.н. «народной» гитары, массовой и недорогой, с совершенно предсказуемым стандартным звуком. Инструменты того времени, в силу не малой зависимости от акустических свойств и отсутствия технологических стандартов, звучали совершенно по-разному. Их дефицит и сложность почти мануфактурного, а в ряде случаев и ручного изготовления, были причиной высоких цен.
Фендер и Фуллертон
Для создания новой гитары в 1946 году Фендер кооперируется со своим другом Джорджем Вильямом Фуллертоном. Уже к 1949 году появляется первый прототип, названный Fender Esquire.
Первый Esquire
Корпус Esquire был изготовлен из цельного куска древесины, что было достаточно большой редкостью для того времени. Кроме того, крепление струн концептуально изменилось: струны пропускались сквозь корпус.
В процессе разработки, привыкшие к стандартам того времени изобретатели сталкиваются с рядом проблем. Решение которых предопределит в дальнейшем конструкции миллионов электрогитар.
Первой проблемой стал гриф. Стандартный деревянный гриф от акустической гитары деформировался в связи с конструктивной нагрузкой, что, естественно, отражалось на стабильности настройки. Так Фендером и Фуллертоном был придуман анкер.
Вклеивание грифа в корпус гитары было крайне нетехнологичным, что в свою очередь привело к появлению инновационного крепления на четырёх болтах.
Инновация была полезна ещё и тем, что, за счет использования регулировочного винта, появилась возможность изменять расстояние между струнами и порожками.
Последней проблемой при разработке инструмента стала плотность звучания, которая не соответствовала возросшим потребностям музыкантов. Для того чтобы справиться с этой проблемой, был установлен второй звукосниматель.
Модернизированный вариант появился в 1951-м году под названием Broadcaster, но вскоре компаньоны опять заменили название, и гитара приобрела звучное имя Telecaster. Именно под этим названием гитара Лео Фендера начала триумфальный взлёт к вершинам музыкального олимпа. Среди мировых величин в рок-музыке, особенно в 60-е сложно найти исполнителя, который не выступил с этой гитарой хотя бы однажды. Среди наиболее именитых постоянных пользователей телекастера: Сид Баррет и Дэвид Гилмор (Pink Floyd), Джордж Харрисон и Джон Леннон (The Beatles), Курт Кобейн (Nirvana), Кейт Ричардс (Rolling Stones).
Только вперед — Precision Bass, Stratocaster и активные продажи.
В 1951-м Году Фендер и Фуллертон завершили работу над ещё одним инструментом — бас-гитарой Precision Bass. Именно она стала первой цельнокорпусной бас-гитарой массово производившейся в мире. Идея была всё той же, создать инструмент пригодный для массового производства и универсального использования. К 1951-му году небольшая фирма Фендера уже стала достаточно крупной фабрикой, и серийная реализация удачного прототипа не заставила себя долго ждать. Инструмент производится по сей день, и сегодня эта бас-гитара является одной из самых популярных в мире.
Изобретатель не ограничился успешным телекастером и решил создать ещё более совершенный инструмент. Дело в том, что в пятидесятые музыканты зарождающегося рок-н-ролла начинают активно применять специальное вибрато-устройство «Bigsby», которое позволяет быстро повышать и понижать строй.
Фендер видит в объединении подобного устройства и гитары перспективу, и разрабатывает собственное вибрато-устройство, названное «synchronized tremolo», которое по умолчанию присутствует как элемент инструмента. Название «машинки», как не редко обзывают это шайтан-приспособление музыканты, было скорее маркетинговое, так как прием, который выполняется с его помощью, называется «вибрато», а не «тремоло», но термин идёт в народ, и теперь все устройства этого типа называют тремоло.
К 1954-му году, творческий коллектив компании, в который входили Лео Фендер, Джодж Фуллертон, Билл Карсон, Фредди Товарес завешают работу над «тремоло»-гитарой, которая впоследствии получает громкое имя Stratocaster, как аллюзия к мощному и технологичному бомбардировщику того времени Boeing B-52 Stratofortress. Внушительная команда, включавшая в себя опытных музыкантов, понадобилась в связи с тем, что сам Лео Фендер не умел играть на гитаре, и как человек, не владеющий инструментом, не был способен оценить все требования, которые должны были учитываться при разработке.
Почти все технические особенности Стратокастер унаследовал от своего предшественника, при этом был принципиально переработан дизайн (изменена головка грифа, конфигурация корпуса, установлено «synchronized tremolo»). Гитара стала более эргономичной и отвечала практически всем мыслимым требованиям музыкантов того времени.
Оказалось, что Страт опередил своё время. Несмотря на инновационность инструмента, он длительное время (вплоть до середины 60-х) находился в тени телекастера. Первое время продажи стратокастеров были достаточно высокими, но несравнимо меньше, чем у первенцев Лео Фендера. Много позже, когда возможности нового инструмента оценили музыканты известных коллективов, стратокастер стал культовым инструментом и именем нарицательным для всех инструментов этого типа. Как и на телекастере, на стратах играло несчетное множество звёзд и титулованных гитаристов, пожалуй, самым известным пользователем стратокастеров стал Ричи Блэкмор (Deep Purple, Rainbow, Blackmore’s Night и др.).
Параллельно с созданием новых инструментов, Фендер активно занимается разработкой гитарных комбоусилителей, которые пользуются не меньшим спросом. В начале 60-х с появлением первой транзисторной техники, именно он одним из первых берется за создание прототипа транзисторного гитарного усилителя, рассмотрев в технологии возможность существенно снизить стоимость этого устройства. Хотя, позже отказывается от этой идеи, в связи с «сыростью» и «незрелостью» технологии и схемотехники.
Продажа компании и закат эпохи Лео Фендера
Фендер продаёт компанию в зените собственной славы. Титанические усилия по разработке новых инструментов и оборудования, организации и сопровождению производства, и решению прочих вопросов, связанных с бизнесом, сказались на здоровье изобретателя. Врачи рекомендовали Фендеру отойти от дел и уделить время отдыху. Следуя рекомендациям эскулапов, в 1965-м году Лео продаёт своё детище корпорации CBS, и фирма становится частью подразделения CBS Musical Instruments Division.
Контракт, составленный в соответствии с «волчьими законами капитализма» (тм), обязывал беднягу изобретателя в течение пяти лет консультировать покупателя, а позже в течение следующих пяти запрещал делать гитары, кроме того на всю жизнь лишил Фендера права пользоваться собственной фамилией в коммерческих целях. Сумма сделки, с этакими грабительскими условиями по сей день остается неизвестной, но известно, что, несмотря на несколько амбициозных, но не слишком удачных в коммерческом отношении проектов, Лео Фендер безбедно жил до самой смерти и оставил потомкам приличное наследство.
Интересный факт: попадание в лапы CBS, сказалось на конструкции инструментов. Так незадачливые новые владельцы запустили руки в бессмертное наследие гения. В частности, для уменьшения стоимости инструментов, вместо 4-х болтов крепления грифа стали использовать три. Последнее обстоятельство особенно возмущало создателя инструментов, хотя существенным для качества гитар это обстоятельство не стало.
После истечения срока контрактных ограничений, Фендер несколько раз возвращался к активной изобретательской, инженерной и предпринимательской деятельности. Так в 1976-м году он стал совладельцем компании Music Man, и совместно с Форрестом Уайтом и Томом Уолкером выпускает несколько серий инструментов. В 1980-м со старым другом и соратником по борьбе за музыкальный рынок Джорджем Фуллертоном, Фендер создаёт компанию G&L, которая начинает производить несколько линеек гитар и бас-гитар, где изобретатели применяют ряд инновационных идей. В этот период были разработаны такие технологии как: Dual Fulcrum Tremolo, Saddle Lock fixed bridge, Bi-Cut neck design и Magnetic Field Pickup. Эти важные изобретения высоко оценили музыканты, но не принесли компании культовой известности.
Лео Фендер скончался в 1991-м году, будучи безбедными и счастливым человеком. Его наследие используют миллионы музыкантов во всём мире. Созданная им компания, которая по сей день носит его имя, стала одним из крупнейших производителей музыкальных инструментов и оборудования, чего во многом удалось добиться благодаря таланту, фантастической работоспособности и неутомимым поискам основателя. Кроме гитар, постоянной работы и семьи, Лео Фендер любил фотокамеры и автомобили, которые менял ежегодно, иногда по несколько раз.
Джинсовый абзац
В каталоге Pult.ru вы сможете найти достаточно широкий ассортимент продукции компании Fender для дома, репетиционной базы, студии и концертных площадок:
Источник