«Я не хочу вступать в спор с обществом — например, чтобы улучшить его; для меня главное — не подпускать его к себе слишком близко»Эрнст Юнгер

«Эвмесвиль»

Лейтенант Штурм

Роман «Лейтенант Штурм» был написан одним из самых выдающихся мыслителей, писателей и уж точно настоящим героем Эрнстом Юнгером.

Эрнст Юнгер, родился 25 марта 1895 и прожил до 17 февраля 1998 года, покинув мир в возрасте 102 лет. За свою долгую жизнь он успел сделать буквально всё: стать участником двух мировых войн, открыть несколько видов насекомых, написать замечательные книги и объездить весь мир.

Но главным увлечение Эрнста было чтение. В одном из интервью он рассказывал, что во время выставки, на которую в детстве отправился с семьей, ему стало скучно, о чём он сказал отцу. После чего отец дал ему книгу и сказал: «Читай». Так он начал читать и не смог остановиться до конца жизни.

Будь верен книге! Бог с тобою!Росой глаза себе промой.Омытый глубью голубою,Прославишь прах забытый мой.

Пути певца — труды без счета,Он платье о терновник рвет,Проходит реки и болота,И помощь — кто ему пошлет?

Новалис

Известность Эрнст Юнгер получил после издания своего романа о первой мировой войне «В стальных грозах». Роман вышел в 1920 году, что на 9 лет раньше, чем «На Западном фронте без перемен» Ремарка и «Прощай оружие» Хемингуэя. Содержания книг координально различается и не в последнюю очередь потому, что Юнгер провоевал 4 года в пехоте и был невероятно храбр. Он получил все высшие награды Кайзеровской Германии.

16 декабря 1916 ему вручают Железный крест 1-го класса. 4 декабря 1917 года награждён Рыцарским крестом. В сентябре 1918 удостоен высшего ордена Кайзеровской Германии — «Pour le Merite». Более того — он был последним человеком, который получил орден и его последним живым кавалером. Невероятный символизм.

Вместе с собой на фронт Эрнст Юнгер взял 14 записных книжек, которые в конце войны были исписаны дневниковыми записями. Впоследствии из этих заметок и была создана одна из лучших книг о Первой мировой войне «В стальных грозах». Подробнее об этой книге будет рассказано в отельной статье.

«Вместо желанных опасностей, мы нашли грязь, работу, бессонные ночи, и освоение их потребовало от нас мало свойственного нам геройства»

Советую посмотреть отличное интервью с Эрнстом Юнгером в 1998 году:

Лейтенант Штурм

Роман «Лейтенант Штурм» вышел 1923 году и представляет из себя более краткое в отличии от «В стальных грозах» переживание войны. В нём автор не просто описывает происходящие события в формате дневника, а глубоко рефлексирует над ними.

Герой романа Штурм, одинокий интеллектуал, который добровольно отправился сражаться на фронт, ибо им двигали две звезды Честь и Отчизна.

Довелось мне родиться немцем,Останусь ли я им опять?Но что написал по-немецки,У меня никому не отнять.

Книга кардинально отличается от всего написанного про Великую Войну, тем более известного.

«Любое наслаждение вызвано духом. А любое приключение — близостью к смерти, кружением вокруг нее»

Самоубийство не спасёт от смерти

В романе есть небольшой, но достаточно важный и характерный эпизод, который показывает какая огромная пропасть в мировоззрениях лежит между Эрнстом Юнгером и самыми знаменитыми рассказчиками о первой мировой войне: Ремарком и Хемингуэем.

Одним утром солдаты нашли в уборной труп самоубийцы — он выстрелил себе в сердце, нажав спусковой курок винтовки пальцами ноги. Ремарк или Хемингуэй написали бы, что ужасы войны сломали человека, оставили его одного среди обезумившего мира, в котором погибли гуманизм и справедливость. Позиция Юнгера в этом случае совершенно иная; через слова лейтенанта Штурма, с которым автор себя прямо ассоциирует, он говорит о слабости и малодушии этого человека:

«В конце концов, думал он, кто так отпускает поводья, пусть отправляется к чёрту: тут самого себя пробуешь на зуб».

Но в тоже время эта картина расстраивает Штурма. Хоть и против воли, но ему всё-таки жаль самоубийцу. Только жалости героя исходит не из факта смерти неизвестного товарища она зиждиться на убеждение героя, что человеческая индивидуальность распалась в современных государствах превратилась в ничто.

«Сегодня каждый стоит столько, во сколько его оценивает государство».

Убивший себя в сущности ничего не изменил: он не спас себя от смерти на войне, не помог её закончить, даже банально не смог дезертировать. Его смерть — это просто жалкий протест:

«Вот к чему приводит упорный протест отельного существа против порабощающей власти современного государства. Оно просто раздавило его, как безучастный идол».

Техника уничтожила героизм

Да, государство — это ужасная тоталитарная машина, подавляющая всякую индивидуальность, подавляющая её даже не войне, которая всегда была кузницей героев и величайших личностей:

«С тех пор как изобретены мораль и порох, принцип, согласно которому оказывается предпочтение достойнейшему, начал терять всякое значение для отдельной человеческой жизни»

«Решение можно было вычислить арифметически: кто накрывал определённую площадь в квадратных метрах большим количеством снарядов, тот зажимал победу в собственном кулаке».

«И потому воюющим сторонам, этому подземному обслуживающему персоналу истребительных машин, порую неделями не приходило в голову, что здесь человек противостоит человеку».

Вот в кого превратился солдат современный войны — обслуживающий персонал, работник. Война же стала механизированным процессом, заводом в определённом смысле. Только это не значит, что нужно поддаваться слабости; народ, отчизна и честь не пустые слова, они должны быть, освещать путь борьбы каждого достойного человека.

Война удел романтиков

Даже в современной войне найдётся место отваге и доблести; высшему проявлению индивидуализма — героическому поступку. Потому что только в войне рождается человеческое достоинство и человеческая культура.

Мотивы, побудившие Юнгера и Штурма как его отражения в романе отправиться на фронт исключительно романтические, идейны, они в большей степени поэзия, чем милитаризм:

«Никакой строй не нужен, если в нём не осуществляется великая греза».

Герой романа, не просто герой книги — главное действующее лицо, он герой в традиционном смысле слова. Достойный героев «Илиады» Гомера.

Человек, который несмотря на всю бессмысленность и чреватость руководствуется «утончённым чувство чести». Это архаичное чувство не позволяет ему и его товарищам сдаться в плен симпатичным английским джентльменам. В ответ на вежливое «You are prisoner» следует не менее вежливый ответ: «No, sir».

 

Источник

Читайте также