Я люблю Звездные Войны. Не только, и не столько киновселенную, а мир, раскрытый в Расширенной Вселенной при помощи игр, книг и комиксов – темы данной обзорной статьи. Комиксов по ЗВ не много – их очень много, выпускаться они начали с релиза первого фильма и продолжают выпускаться и сейчас. Так как обзор всей вышедшей комиксовой продукции занял бы несколько лонгридов, да и желания читать все подряд у меня не было никогда, решил сосредоточиться на тех произведениях, которые раскрывают эпохи вселенной, не представленные в фильмах – по хронологии мира ЗВ, от самых ранних событий, происходивших за тысячи лет до Эпизода I, до продолжений, охватывающих столетия после падения Империи.
Исторический экскурс
Первые комиксы по ЗВ выпускались Marvel и состояли, в основном, из адаптаций фильмов и коротких, времени глупых, историй о персонажах фильмов. К концу 80-х, когда спрос на Звездные Войны практически исчез, а планов на новые фильмы у Лукаса не было, Marvel также прекратили выпуск комиксов. В издательстве считали, что со Star Wars покончено, и не хотели вкладывать средства в выпуск новой продукции.
Тем временем Том Вейтч, автор нескольких независимых комиксов, изданных Марвел, старался получить добро на написание предыстории Звездных Войн. Несколько лет он продумывал историю древней борьбы Света и Тьмы, истоки ситов и темных джедаев, а так же более общую мифологию вселенной. Издательство не видело в этом смысла, поэтому истории так и оставались задумками и набросками, пока права на комиксы не выкупили Dark Horse, которые сразу принялись агрессивно выпускать публикации, наняв Вейтча. Первым его питчем была та самая предыстория, но издательство хотело сначала увидеть продолжение кинотрилогии, которое вышло в виде сериала «Темная Империя» (Dark Empire). Именно ей вы можете сказать спасибо за клонов Императора, переход Люка на темную сторону и прочие, зачастую глупые сюжетные решения.
«Темную Империю» фанаты, изголодавшиеся по ЗВ, приняли в основном тепло. Сам автор говорит, что Лукасу понравились сюжетные решения продолжения. Поэтому было дано добро на реализацию давней идеи Вейтча – историй про древних джедаев.
Сказания о джедаях (Tales of the Jedi): 5000 дБЯ – 3986 дБЯ
Изначально Вейтч хотел назвать цикл «Хроники джедаев», однако Лукас лично сказал сменить название, так как готовились к выпуску «Хроники молодого Индианы Джонса». Часть материала, который будет в новом цикле, уже появился в виде заметок в «Темной Империи» — по сюжету Лея нашла холокрон древнего мастера джедаев, который содержал историю об истоках Ордена. Кроме этого, Том Вейтч тесно сотрудничал с другим автором книг ЗВ – Кевином Дж. Андерсоном (тем самым, который позже изнасиловал вселенную Дюны). Андерсон писал трилогию «Академия Джедаев». В центре сюжета был дух древнего темного джедая Экзара Куна, который взял под контроль одного из учеников основанной Люком Скайуокером Академии. Два автора обменивались своими записями и решили вместе написать предысторию Экзара Куна и его деяния времен Старой Республики.
Всего в цикле «Сказаний о джедаях» 8 арок, которые касаются первых конфликтов Ордена джедаев с ситами. Первая по хронологии – «Золотой Век Ситов» — рассказывает о предыстории первой ситской Империи, устройства их общества и вторжении в Республику. Именно здесь впервые описан мир Коррибан, древние Лорды Марка Рагнос, Людо Креш и Нага Садоу, а так же философия ситов.
Второй – «Падение Империи Ситов» — посвящен Великой Гиперпространственной войне и ее итогам.
Третий – «Улик Кель-Дрома и Звериные войны Ондерона» — вводит в повествование молодых учеников джедаев, братьев Кель-Дрома, и рассказывает об их приключениях на планете Ондерон, где правящая династия ведет войну с дикими звериными наездниками. В истории впервые упоминается павший джедай Фридон Надд, который стал Лордом ситов и принес древние запретные знания в новую эпоху.
Четвертый – «Сага о Наоми Санрайдер» — рассказывает о семействе Санрайдер, в частности о матери Наоми, вынужденной пройти обучение у джедаев после смерти своего мужа.
Пятый – «Восстание Фридона Надда» — повествует о тайном культе, посвященном Фридону Надду, на Ондероне и борьбе джедаев с ним. Также в этой арке рассказывается о становлении Кратов — нового культа темной стороны, основанного на книге ситской магии, украденной из музея на Корусанте.
Шестой – «Темные Лорды Ситов» — является прямым продолжением предыдущей арки и описывает борьбу джедаев с Кратами и становление новых Лордов ситов.
Седьмой – «Война Ситов» — рассказывает о вторжении Братства ситов в Республику и разрушительной войне Экзара Куна.
Восьмой – «Искупление» — повествует о восстановлении джедаев и Республики после войны и искуплении грехов одного из зачинщиков конфликта.
Несмотря на то, что данный цикл является краеугольным камнем большого куска Расширенной Вселенной и вдохновил сценаристов BioWare на создание игры KotOR, действие которой происходит через несколько десятилетий после комиксов, сейчас читать его может быть тяжело. Арт, откровенно говоря, во всем цикле в лучшем случае средний, местами плохой, повествование скомканное, расположение панелей может запутать. Тем не менее, именно благодаря данной серии комиксов появилась любимая многими фанатами ЗВ эпоха Старой Республики, которая продолжила развиваться через книги, игры и комиксы до самого конца.
«Рыцари Старой Республики» (Knights of the Old Republic) – 3964 дБЯ – 3963 дБЯ
После успеха игровой серии KotOR в 2003 и 2004 году издательство Dark Horse начало думать о новом цикле комиксов в эпохе Старой Республики. Для этого был привлечен автор серии «Империя» Джон Джексон Миллер. Миллер решил не привязывать цикл напрямую к играм, а рассказать оригинальную историю на фоне Мандалорской войны – конфликта, происходившего за несколько лет до сюжета KotOR. Одной из тем, которую автор хотел исследовать – предательство падавана своим мастером, как альтернативу предательства учителя учеником. Оригинальный питч идеи получил высокие отзывы не только от LucasFilms, но и от разработчиков из Bioware.
Главный герой – молодой джедай Зейн Керрик, только начавший обучение и вынужденный скитаться по Галактике, преследуемый заговором внутри Ордена. Вдохновение для первых глав Миллер черпал из начала игры – он хотел передать читателям чувство, которое испытывал игрок, пытаясь разобраться со всеми нюансами игрового управления и механик.
Действие комикса происходит в начале Мандалорских войн, которые играют роль отличного фона. Главные герои вынуждены не только спасаться от таинственной организации джедаев, но и избегать постоянно надвигающихся армад мандалорцев. Комикс хорошо раскрывает войну, не делая ее при этом центральной темой сюжета. Фанатов игры порадуют редкие появления знакомых лиц и имен, а так же небольшая предыстория движения Реваншистов, но в целом комикс представляет собой самостоятельное произведение. Яркий, красочный арт, хорошо прописанные герои и дух приключений завлекают и не дают оторваться на протяжении всех 52 выпусков.
Минусом я считаю общую завязку, которая кажется несколько надуманной и не особо вписывающейся во вселенную, а так же развязку интриги. У цикла есть короткое продолжение – минисериал «Рыцари Старой Республики: Война», рассказывающий о разгаре войны и участии Зейна Керрика в нем. По сути это Hacksaw Ridge в ЗВ – через все выпуски проходят темы гуманизма на войне, долге, справедливости и так далее. Лично меня такое продолжение оставило неудовлетворенным, но как отдельная история – очень даже ничего.
«Странствующий Рыцарь» (Knight Errant) и «Джедаи против ситов» (Jedi vs. Sith) – 1032 дБЯ – 1000 дБЯ
Одна из самых малоисследованных эпох ЗВ – это так называемые Новые войны ситов, Темные века Республики, Тысячелетняя Тьма – период с 2000 дБЯ по 1000 дБЯ. Весь этот период был создан авторами Расширенной Вселенной для исправления внутренних несостыковок истории, привнесенных Лукасом в приквелах. К моменту их выхода Республика была государственным образованием с 20-тысячелетней историей, однако в фильмах говорится, что Республике «всего» тысяча лет. Авторы срочно включили историю об эпохе величайшего упадка, тысячелетии, раздираемом войнами с Новыми ситами, и последующей Реформации, которая провела черту между эпохами Старой Республики и новой Галактической Республики, которую мы видим в приквелах. Все это – чтобы фраза о тысяче лет имела смысл без переписывания десятилетия развития Вселенной.
К сожалению, произведений о данном периоде преступно мало. Все ее упоминания сводятся к новелизациям приквелов, паре книг и двум комиксам, действия которых происходят ближе к концу эпохи.
Первый по хронологии, «Странствующий Рыцарь», написал уже знакомый нам Джон Джексон Миллер. Его задумкой было показать не эпичную битву Добра и Зла – то, к чему всегда тяготели Звездные Войны, — а действия одинокого Рыцаря глубоко в тылу врага, практически без помощи или поддержки извне. Новые войны ситов – это оптимальный вариант эпохи для подобного сюжета. Галактику заполнили сотни враждующих между собой Лордов, каждый из которых хочет не только завоевать Республику, но и отхватить кусок у конкурентов. У них нет единого лидера или государства, но они все равно невероятно сильны и опасны, а под их гнетом находятся тысячи населенных миров.
Главная героиня – Керра Холт, молодая рыцарь-джедай, которая оказалась на территории врага практически в одиночестве. Ее главные качества – это отвага без слабоумия. Она не бежит со световой шашкой наголо на первого попавшегося сита, а оперирует тайно, стараясь подорвать авторитет Лордов, стравить их между собой, и попутно ослабить их хватку над населением. Сюжетно цикл достаточно простой и состоит из 3 арок про борьбу Керры с различными ситами. Но цикл берет своей простотой и искренностью. Там нет Великих Откровений, Древних Артефактов и прочих Звезд Смерти. Зато хорошо показаны тяжести жизни на оккупированных ситами территориях, разгул преступности на галактических окраинах и что это значит – быть рыцарем Ордена джедаев.
К сожалению, с покупкой ЗВ Диснеем цикл отменили после третьей арки. С другими приключениями Керры Холт можно ознакомиться в романе того же автора под тем же названием – Knight Errant.
Второй цикл – «Джедаи против Ситов» — был написан на десятилетие раньше и повествует о последних Битвах при Руусане и основании Ордена Ситов, подчиняющегося Правилу двух. Гражданская война ситов закончилась после того, как вся территория соперничающих Лордов была завоевана павшим джедаем Скиром Кааном и установилось правление Братства Тьмы. Что интересного в этом очередном собрании адептов Темной стороны – это равенство всех членов. Каан отменил титул Дарт и собрал совет из 16 самых могущественных Лордов, а сам был лишь «первым среди равных».
В то же время джедаи стали не только военными начальниками, но и начали брать под свою защиту и начало целые планеты и системы, принимая титул Лордов джедаев. Многие члены Ордена отказались от привычных догматов аскетизма, предпочитая жить в роскоши, одеваться в пышные наряды и содержать огромные штаты прислуги. И далеко не все рвались оставить свои имения и присоединиться к войне.
На фоне нехватки джедаев в Руусанской кампании против Братства Тьмы, Лорд Хот, главнокомандующий сил Ордена, начал набор в армию подростков со способностями к Силе. Именно через глаза трех несовершеннолетних рекрутов, прошедших ускоренный базовый курс владения световым мечом, и разворачиваются события последних дней тысячелетней войны.
Тематически и стилистически комикс очень сильно выбивается из того, как мы представляем собой вселенную ЗВ. Начиная с солдат-детей, причем набранных светлыми джедаями, заканчивая присутствием на вооружении обычных стальных клинков и луков со стрелами рядом с привычными бластерами и световыми мечами. Стилистика арта также слабо вяжется с происходящим – рисунки яркие и в какой-то степени мультяшные. Но у истории получается за всего 6 выпусков выдать гигантский эмоциональный отклик, из-за чего это, наверное, мой любимый комикс по ЗВ. Кроме этого, он связан с моей любимой серией игр по ЗВ – Dark Forces/Jedi Knight. Именно здесь показывается возникновение Долины джедаев, которую Кайл Катарн защищает в Jedi Knight: Dark Forces II и в которую возвращается во время Jedi Outcast. Рекомендую всем фанатам ЗВ, которые хотят чего-то нестандартного.
«Звездные Войны: Республика» (Star Wars: Republic) – 33 дБЯ – 19 дБЯ
Первая серия в мультисерийном цикле комиксов, призванных расширить и дополнить две кинотрилогии. Комикс посвящен в основном похождениям различных джедаев, которых можно было мельком увидеть в приквельной трилогии. Среди наиболее известных действующих лиц – Ки-Ади-Мунди, Пло Кун, Аайла Секура, и, конечно, не обошлось без появления Йоды, Оби-Вана и Анакина, Палпатина, графа Дуку и многих других основных действующих лиц фильмов. К счастью, фокус повествования обычно на не таких известных фигурах, что позволяет лучше раскрыть разные стороны быта и философии джедаев, Республики, Конфедерации сепаратистов и различных нейтральных организаций. Примерно с середины публикации серия посвящена в основном Войне Клонов и рассказывает о ее крупных и мелких конфликтах, подводя к падению Республики и формированию Галактической Империи.
Главный герой ряда сюжетных арок – джедай Квинлан Вос, обладающий уникальной способностью считывать воспоминания существ с предметов, с которыми они контактировали, а так же сложными отношениями с Темной стороной Силы и собственным рассудком. Персонаж настолько понравился Джорджу Лукасу, что тот хотел включить его в Эпизод III, однако сцена с ним так и не была отснята – осталось лишь его упоминание на заседании Совета джедаев. Квинлан Вос (и еще один персонаж комикса) также был ретроспективно «добавлен» в Эпизод I – его внешность была основана на одном из фоновых персонажей фильма. А его появление в мультсериале «Война Клонов» закрепила каноничность и после приобретения прав на вселенную Диснеем.
Первые арки цикла мне кажутся не особо удачными – рассказываемые истории банальны и скучны, а качество рисунка оставляет желать лучшего. К счастью, ситуация резко исправляется, и комикс представляет большой набор интересных, многосторонних персонажей, попутно разбавляя догматизм джедаев различными мировоззрениями. В этом их главное преимущество и отличие от киношных аналогов – они не кажутся настолько зашоренными, честными и благородными, особенно в условиях войны, охватывающей всю Галактику. Джедаи в цикле не гнушаются шпионажа, обмана и поступков, идущих вразрез с Кодексом, призывающем к пацифизму и беспристрастности. На мой взгляд, для серии, которую Лукас читал и контролировал лично, авторы успешно сумели избежать главных проблем вселенной в целом – однозначного разделения мира на добро и зло, сохранив при этом атмосферу фильмов.
«Звездные Войны: Темные времена» (Star Wars: Dark Times) – 19 дБЯ
Прямое продолжение предыдущего сериала, этот комикс разворачивается в первый год существования Галактической Империи. В центре сюжета – джедай Дасс Дженнир, чудом избежавший смерти при исполнении Приказа 66. Повествование в основном посвящено его скитаниям по новой, более темной Галактике, поиску смысла существования и безрезультатной борьбе против нового режима. Его окружают такие же сломанные личности – от бывших сепаратистов, которые стали изгоями в новом государстве, до разочарованных в демократии политиков, ищущих себе место подальше от железной хватки Императора. Очень личная, эмоциональная и жестокая история, которая не только прекрасно передает атмосферу предательства и безнадежности, но и заканчивается на нехарактерной для произведений по Звездным Войнам ноте – смеси надежды на светлое будущее в безнадежных реалиях современности. Настоятельно рекомендую после пересмотра Эпизода III заполировать прочтением данной серии для усиления эмоций.
Стилистически и сюжетно комикс явно глубоко черпает из того же источника, что и Лукас при создании оригинального фильма – японского кинематографа в жанре «дзидайгеки». Путешествие рыцаря джедая, оставшегося без Ордена и идеала, который он защищает, тесно перекликается с японскими традициями историй про ронинов – самураев, оставшихся без хозяина. Здесь есть и защита крестьянского поселения от бандитов, и героическое противостояние захватчикам, и авантюристичные приключения в поисках лучшей доли. Отдельно хочется отметить, что Империя данного периода не показана исключительно злой и жестокой. Многие командующие Имперскими войсками занимали высокопоставленные посты в Республике, и для них главное – это поддерживать порядок и приводить в исполнение приказы свыше. Среди них показаны благородные, честные люди, которые искренне верят в то, что создание Империи и отказ от демократии – вынужденная для выживания мера, а все джедаи – это предатели и военные преступники. Отсюда вытекает одна из главных дилемм выживших джедаев – как сражаться со вчерашними союзниками, которых их учили защищать и оберегать.
Интересная история, многогранные персонажи, отличная рисовка и тяжелая атмосфера делают данный комикс обязательным для прочтения.
«Звездные Войны: Наследие» (Star Wars: Legacy) – 130 пБЯ – 138 пБЯ
Продолжения киносаги выпускались на протяжении десятилетий, начиная с трилогии Трауна и «Темной Империи» в начале 90-х, но большая часть из них топталась на месте, неизменно ставя во главу сюжета героев фильмов и их детей. Но на 15-летие выпуска комиксов по ЗВ издательство Dark Horse решило уйти подальше в будущее – в 130 год после Битвы при Явине, спустя 100 лет после войны с Йуужань Вонгами, агрессивной расой, пришедшей из-за пределов Галактики.
За прошедший век Галактический Альянс (государство-преемник Новой Республики) еще не полностью оправился от опустошительной войны, унесшей жизни 365 триллионов разумных существ. Остатки Галактической Империи, напротив, испытали подъем и реформировались в Империю Фела – по фамилии правящей династии, ведущей свое начало от Генерал-Барона Сунтира Фела, служившего под началом Гранд Адмирала Трауна. Новая Империя, хоть и схожая по своей структуре со старой, отличалась сниженным уровнем ксенофобии и притеснения своих подданных, а так же разрывом связи с адептами Темной стороны и использованием бывших джедаев и других ощущающих Силу в качестве Имперских рыцарей. Рыцари, по сути придерживающиеся Светлой стороны, в первую очередь лояльны режиму, и обязаны отстранить от власти Императора, если он будет показывать признаки влияния Темной стороны. Несмотря на эти положительные изменения, Империя оставалась абсолютной монархией и соперником демократического Альянса.
Анонс нового комикса был встречен фанатами с подозрением. Многие считали, что такой резкий прыжок вперед во времени будет непривычен для фанатов книжных и игровых серий, разворачивающихся в 40-летний период после победы Повстанцев. Для того, чтобы как привлечь как можно больше фанатов, автор цикла Джон Острандер, ранее написавший основную часть серии «Республика», решил сделать главным героем Кейда Скайуокера – прямого потомка (скорее всего пра-пра-правнука) Люка. Действие разворачивается через несколько лет после (очередного) возвращения Ордена ситов и их захвата власти в Империи. Имперские Рыцари и династия Фелов, а так же остатки Галактического альянса ведут не особо успешную борьбу против нового Темного Лорда и Императора Дарта Крейта. В это время Кейд Скайуокер, разочаровавшийся в джедаях и Силе, живет пиратской жизнью, занимается контрабандой, пьет и вступает в случайные половые связи. Секс, наркотики и рок-н-ролл в далекой, далекой галактике – вот как лучше всего описать первые арки цикла. В дальнейшем, конечно, он оказывается завязанным в событиях галактического масштаба.
Это – первая серия, которую я прочитал, и, несмотря на банальность завязки, персонажи и новый, непривычный для фаната ЗВ мир быстро меня втянул. Хоть очередные Новые ситы и кажутся заевшей пластинкой, мне понравилось, как автор преподнес их новую философию и главного злодея, чья жизнь оказалась трагедией шекспировских масштабов. Очень человечные персонажи, неплохо закрученный сюжет, красочная рисовка оставляют сильное впечатление. Отличное завершение Расширенной Вселенной, заслуженно снискавшее любовь фанатов и коммерческий успех, став самым продаваемым комиксом ЗВ от Dark Horse за более чем 20 лет.
В заключение
Многие из сериалов, которые должны были еще более подробно раскрыть мир и мифологию Звездных Войн, так и не завершились, став жертвами Дарт Мауса. Среди них – «Заря джедаев» (Dawn of the Jedi), чье действие происходит за 36 тысяч лет до фильмов, «Наследие 2» — продолжение первой части с пра-пра-правнучкой Леи и Хана в главных ролях, «Вторжение» (Invasion) – про войну с Йужань Вонгами, а так же серия, которая называется просто Star Wars – про период между Эпизодами IV и V. Мы уже никогда не получим назад эту самую Расширенную Вселенную, с массой историй, одновременно разных и похожих. Остается только ждать, в каком направлении пойдет новый канон и смогут ли авторы «Высокой Республики» повторить успех своих предшественников.