Живописный триллер, в котором Дэвид Лоури поставил под сомнение честь и доблесть рыцарей Круглого стола.
В далекой чащобе, что балансирует на краю мира в попытке не сорваться в небытие, возвышается одинокая башня. Ее каменную кладку не спеша разбирает время, а в образовавшихся прогалах вьются языки плюща и пушится мох. Этот потаенный уголок давно отринул человеческий дух, теперь им правит природа, которой нет дела до страстей и желаний — она просто цветет, назло смерти и забвению.
В преддверии Рождества в башне пробуждается жизнь, что дремала целую вечность. Огромный рыцарь, который превосходит в силе любого смертного и хранит собственное сердце под двойным слоем доспехов. В редких лучах солнца переливаются обычные латы, а под ними трещит крепкая кора, словно содранная с векового дуба.
Это подобие человека, именуемое Зеленым рыцарем, под шорох листвы поднимает исполинский топор, взбирается на коня и отправляется в замок Камелот. Им движут не злые намерения или алчность, а банальное любопытство — он жаждет предстать перед великим королем Артуром и рыцарями Круглого стола, дабы проверить их доблесть и благородство, лишившись своей древесной головы.
Смельчаком, готовым нанести смертельный удар, оказывается сэр Гавейн. Этот юнец, которому в будущем предстоит занять королевский трон, почти все свободное время проводит в местном борделе, вкушая вино и мечтая воссесть за Круглый стол. Но за него пускают лишь тех, кто совершил хотя бы подобие подвига и может в красках его описать.
Сэр Гавейн же способен поведать о тепле проституток и головной боли после вечерних излияний, но с большей частью этих «приключений» знакомы даже чумазые крестьяне. Иными словами, он отчаянно нуждается в легенде, которую почтенные рыцари не поднимут на смех, а Зеленый исполин, предлагающий свою голову на отсечение, может положить ей начало.
Хотя сэра Гавейна и терзают сомнения, он принимает Экскалибур из рук короля, изумляется непоколебимости незваного гостя и взмахивает мечом. Покрытая корой голова падает на пол, но лишь для того, чтобы спустя мгновение обезглавленное тело подняло ее и поспешило вернуться в свою далекую башню. Согласно уговору, ровно через год объятый ужасом сэр Гавейн прибудет в покои Зеленого рыцаря и подставит шею для ответного удара.
Фактически новый фильм Дэвида Лоури «Легенда о Зеленом Рыцаре» берет начало в застенках Камелота аккурат перед визитом древесного незнакомца, плавно перетекая из душного борделя к подножию Круглого стола. Но основное внимание уделено путешествию сэра Гавейна из теплых покоев, пропитанных заботой матери и ощущением безопасности, к башне цвета зеленеющей гнили.
По форме эта одинокая процессия является самым настоящим слоубернером — она напрочь лишена громогласных потрясений и экшена, которого следовало бы ожидать от фильма про рыцарей. Главный герой попросту движется к цели — встречает приятных и не очень незнакомцев, сталкивается с магией и пытается найти пропитание, а вокруг клубятся плотные тучи напряжения, что вот-вот станут непроницаемыми.
В определенном смысле Дэвид Лоури продолжил эксперимент, начатый в «Истории призрака» (см. наш текст). Хотя «Легенда о Зеленом Рыцаре» полна привычных диалогов, картина не проговаривает, а показывает большинство идей и событий. Это квинтэссенция киноязыка, из которой можно исключить все благородные речи, и происходящее не утратит смысла.
С одной стороны, подобной ясности способствует незамысловатый первоисточник, с другой — необычайно осязаемый мир, что окружает героев. Буквально каждая сцена продумана до мелочей — свет обволакивает причудливые короны, подчеркивая ирреальность происходящего, борода Зеленого рыцаря корнями вьется к земле, а одеяния короля Артура покрыты отсылками к прошлым работам Дэвида Лоури.
Столь маниакальная режиссура пространства и внимание к заполняющим его вещам создают иллюзию, будто за странствиями сэра Гавейна наблюдает целая вселенная. Вселенная, которая приютила искусных портных, кузнецов исмелых архитекторов, что экспериментируют с формой и ставят под сомнение законы природы.
Несмотря на все почтение, с которым Дэвид Лоури обращается к образу короля Артура и сопутствующим ему легендам, он косвенно ставит под сомнение благородство рыцарей Круглого стола. Каждый из них может поведать невероятную историю о борьбе со злом, что обитает за стенами Камелота, а то и не одну. Но какова вероятность, что события, свидетели которых — лишь их непосредственные рассказчики, — реальны?
Так, сэру Гавейну абсолютно нечего рассказать. Он отважен и удал, но этого недостаточно, чтобы вкусить почести равных себе и восхищение простого люда. Именно поэтому главный герой принимает пари Зеленого рыцаря, до конца не понимая его сути. На одну чашу весов он кладет собственную жизнь, а на другую — честь и доблесть.
Путешествие сэра Гавейна в лоно древесного великана — не что иное, как попытка примириться со своим я. Кто он — великий рыцарь, который станет достойной заменой королю Артуру, или боящийся смерти юнец, чье слово ничего не значит? Ведь ему ничего не стоит сочинить занимательную историю об опасном походе и вернуться домой героем, которого впредь будут окружать сплошь лжецы, обласканные незаслуженной славой.