Красивая история в отменных декорациях, но с утомительными головоломками.
Игровые студии уже много лет пытаются адаптировать произведения Говарда Лавкрафта. И в этом есть некоторый смысл: благодаря большей иммерсивности, чем, например, у фильмов, игры могут куда более точно передать тот особенный тип страха, которым писатель наполнял свои книги. Но, кажется, большинство попыток сделать лавкрафтовский хоррор проваливаются по той или иной причине.
Разработчики Call of the Sea пошли другим путём. Очевидно, вдохновляясь «Мифами Ктулху», они осознанно отказались привносить в свою игру элементы ужаса и мрака, вместо этого сосредоточившись на простом ощущении иррациональности происходящего и лёгкой форме безумия, которое не приводит к катастрофическим последствиям.
В итоге получилась история в духе приключенческих романов Жюль Верна и Артура Конана Дойла. Пропавшая команда исследователей, неизвестная болезнь, немного мистицизма и решимость главной героини раскрыть все тайны острова, куда она прибыла в поисках мужа — идеальная завязка для такой игры.
Самая сильная часть игры — её повествование
Call of the Sea стоит рассматривать в первую очередь как сюжетную игру. Да, тут много головоломок, но основное внимание уделяется именно истории и персонажам.
Мы играем за Нору Эверхарт, жену археолога, которая ищет мужа, пропавшего в экспедиции на острове посреди Тихого Океана. Остров, как водится, проклят, поэтому главная героиня единственная, кто решается отправиться туда.
Ни на корабле, ни на острове мы так и не встретим живых людей, с кем можно было бы поговорить (спишем это на условности геймдизайна), поэтому большую часть времени предстоит читать записки, слушать высказывания самой Норы и диктофонные записи.
Фактически в игре три сюжетные линии. Одна о самой Норе и её приключениях на острове, вторая об экспедиции, а третья о расе, населявшей этот остров когда-то в прошлом. Пускай это всё передаётся только через записки и окружение — повсюду разбросаны стоянки бывших жильцов и прочие следы обитания, которые интересно изучать, — в голове отчётливо выстраивается полная картина происходящего.
История постепенно поддающихся безумию исследователей, что грызутся между собой, достаточно банальная, но всё же интересная. То же самое можно сказать и о событиях тысячелетней давности: с точки зрения мифологии всё выстроено отлично, пусть и предсказуемо.
А вот то, что происходит с главной героиней занимает большую часть игрового процесса. Нора вслух комментирует всё происходящее вокруг, периодически вспоминая свою прошлую жизнь. И если изначально мы ничего не знали о том, кто она и что здесь забыла, то постепенно узнаём всё её прошлое и её мысли об этом приключении.
Дух приключенческих романов девятнадцатого и начала двадцатого века отлично передают персонажи. Каждый из них — с сильным характером, волей к жизни, со своими принципами, которые они не нарушат. Разумеется, есть и свои злодеи, которые идеально бы вписались в новый фильм об Индиане Джонсе.
Главная героиня же приятно удивляет своей образованностью. Сразу видно, что она жена учёного: несмотря на любовь к модным нарядам Нора разбирается в таитянской культуре, в тропических птицах и астрономии, мыслит логически, старается не поддаваться эмоциям.
Некоторое недоумение вызывает то, сколько всего игра позаимствовала у Лавкрафта, при этом формально открещиваясь от статуса «лавкрафтовской». Даже в титрах нет никаких упоминаний автора книг. Однако при этом в сюжете слишком много элементов, почти кричащих о том, что они взяты из творчества писателя.
Причём видно, что разработчики вдохновлялись самыми разными произведениями. Здесь и подводные обелиски в видениях, вместе с огромным монстром отсылающиеся к «Дагону», и прибор, который открывает окно в иные миры, явно взятый из рассказа «Извне», и речи инопланетян, уж слишком напоминающие язык Древних. Даже структура повествования напоминает «Хребты Безумия».
Однако при этом разработчики продолжают настаивать, что и сеттинг у них собственный (тут действительно упоминаются боги, которых, как минимум, не найти текстов в интернете), и все совпадения с книгами ненамеренные. А записки, которые недвусмысленно намекают на связь приключений Норы с «Циклом Снов» и другими рассказами — всего лишь пасхалка и не более.
Если забыть о странном позиционировании игры, разработчикам удалось то, что они обещали в интервью. Они многое почерпнули из произведений Лавкрафта, но не стали даже пытаться напугать игрока каким-либо образом. Ни скримерами, ни нагнетанием «атмосферы».
Наоборот, большую часть времени игра сохраняет позитивный настрой, дух исследования, при этом не забывая о некотором «положительном» безумии героини. И какую бы из двух концовок не выбрал игрок, заканчивается всё на хорошей ноте, хотя и не слишком приторно.
И солнечные пляжи, и иные миры визуально исполнены на высоком уровне
Отдельно стоит отметить, насколько приятно выглядит игра. Визуальный стиль напоминает Firewatch (и ряд других инди-проектов), но при этом в Call of the Sea больше внимания уделено деталям. Каждую главу пейзажи и декорации меняются, но в каждой локации есть чем полюбоваться.
Как только надоедают джунгли и скалы, мы попадаем в бурю на берегу океана, затем поднимаемся выше, в горы, где туман и небольшой дождь создают интересную картину. То же самое касается подводного мира — в нём также нет ничего уникального по сравнению с другими играми, но выглядит всё красиво.
А вот сны Норы проработаны не лучшим образом. Им не хватает какой-то уникальной сюрреалистичности, присущей только этой игре, всё слишком типично — смесь водных пространств, родного дома, ничего особенного. Но по крайней мере разработчики создают декорации специально для этих эпизодов, уникальные и порой действительно впечатляющие.
Звучит игра не хуже, чем выглядит. Главную героиню озвучивает Сисси Джонс, известная также по роли Делайлы в Firewatch, и если бы не её голос, за повествованием было бы следить гораздо скучнее.
То же самое касается и музыкального сопровождения. Оно здесь не навязчивое и почти незаметное, но когда это нужно по сюжету — музыку замечаешь. Чего только стоит сцена, где Нора напевает мелодию из её музыкальной шкатулки, которую мы видели в начале игры.
Головоломки интересны, но изматывают
Увы, самая слабая часть игры — это непосредственно геймплей. Все 5-6 часов вы будете или медленно ходить туда-сюда, или плавать под водой. И в этом нет ничего плохого, пока на пути не появляется очередная загадка.
Нет, сами головоломки в целом неплохие. Разнообразные, многоступенчатые, заставляющие подумать. Приходится подключать и пространственное мышление, и логическое, а в одной из глав игра заставит немного поиграть в лингвиста, изучающего забытый язык.
Однако, как правило, подсказки для решения раскиданы по всей локации. И один раз пройтись по ней не сложно и полезно — мы получаем порцию сюжета, красивые виды, которыми можно любоваться, комментарии главной героини. Но одного раза недостаточно.
Скажем, в одном из залов нужно открыть главные ворота. Для этого нужно сначала открыть четыре двери, в каждую из них войти и нажать там кнопку. И только за одной из дверей нас ждёт новая головоломка, которую интересно разгадывать, поход в три остальных комнаты — простое растягивание игрового времени. И это перед самым финалом игры.
Решение каждой головоломки занимает, условно, минут 10. Но при этом на чертовски медленную, даже с зажатой кнопкой спринта, ходьбу вы потратите в три раза больше времени. Из-за этого теряется любое удовольствие от загадок, хочется уже поскорее со всем этим разобраться и двигаться дальше.
Пройти Call of the Sea стоит исключительно ради сюжета, подкреплённого приятной картинкой. Обычный человек получит неплохую историю, а поклонник творчества Лавкрафта — свежий взгляд на подход к «лавкрафтовскому» сеттингу (хотя технически разработчики только вдохновлялись «Мифами Ктулху»). Скорее всего, вы будете озадачены отсутствием элемента ужаса и некоторой приторностью происходящего, но это как минимум интересный опыт.
Увы, чтобы насладиться повествованием, придётся преодолеть головоломки, многие из которых хоть и построены на интересной идее, но на деле вызывают только фрустрацию из-за их затянутости.
Понравилось
- Игра отлично выглядит и звучит
- За всеми сюжетными линиями интересно следить
- Авторы интересно адаптировали творчество Лавкрафта
- В игре есть дух приключенческого романа в стиле Жюля Верна
Не понравилось
- «Душные» головоломки, искусственно растягивающие игровой процесс
- Иррациональность происходящего показана слишком поверхностно