«Последние и первые люди» — аскетичный и минималистичный «сай-фай», представленный впервые в этом году на 70-м Берлинском кинофестивале, уже 16 августа появится в онлайн-кинотеатрах
Любителям космической фантастики данный фильм станет настоящим подарком, но при условии его принятия, так как порог вхождения для обычн ого зрителя все же высокий.
Да это и не кино вовсе в привычном понимании, а скорее аудиовизуальный арт-перформанс, как это и было задумано во время его демонстрации на Манчестерском фестивале в 2017 году (там например выступали Massive Attack).
Йохан Йоханнссон вместе с виртуозным норвежским оператором Стундой Брандтом Грёвленом («Виктория») рисует на 16-мм плёнке картину давно угасшей цивилизации где-то на Нептуне, через миллиарды лет после исчезновения человечества. Эти люди (которых-то и нет в кадре) даруют некое послание нашему поколению, так что в какой-степени тревожность повествования кто-то может счесть и за эко-активизм.
Тильда Суинтон, уже давно являющаяся олицотверением чего-то неземного и космического, в роли рассказчицы звучит максимально органично, ведь помимо невероятной красоты и глубины картинки тут присутствует и скозной сюжет, основанный на романе 1930 года «История близлежащего и далекого будущего» британского писателя-фантаста Олафа Стэплдона. А обезличенный холодный механический голос Тильды напоминает о «Хале 9000» из той же «Одиссеи», но с интонациями, присущими скорее Siri.
Всё действо при этом происходит где-то в Югославии, именно там стоят забытые памятники социализму, поражающие своими космическими формами и масштабом.
Меланхоличный тон повествования чем-то напоминает Death Stranding Хидео Кодзимы, но в случае с «Первыми и последними людьми» это куда более глубокий и интимный опыт. Минимализм картины располагает к подключению воображения, благодаря которому каждый сможет увидеть и испытать своё собственное, уникальное кинопутешествие.
Со времен «Космической Одиссеи 2001» Стэнли Кубрика кажется никто так и не смог передать всю бренность бытия и мелочность человека в масштабах вселенной. Да были великолепные «Гравитация» и «Интестеллар», но там все повествование было сконцентрировано на людях и их выживании, что идет максимально вразрез идеям Кубрика.
Благодаря стараниям оператора мы видим не статуи, но монолиты, устремленные на сотни километров к небу, чья бескрайность сродни лавкрафтианскому ужасу неведомого Кадата. Несмотря на открытое цитирование Кубрика (см. постер с красной точкой-планетой), фильм самобытен и не похож ни на что, а дополняет все это великопелепие то главное, что было в жизни Йохана — музыка. Как всегда раскатистая и мощная, передающая эмоции зрителю, словно на холесте рисующая звуковыми колебаниям новый мир. Очень жаль что из-за прис тратия к наркотикам в 2018 году Йохан Йоханнсон скончался в Берлине, так и не дождавшись премьеры своего фильма, которая состоялась в этом году на Берлинале.