Лабиринты времени Кристофера Нолана

Творческая биография и методы работы режиссёра «Начала» и «Интерстеллара».

Лабиринты времени Кристофера Нолана

Кристофер Нолан — режиссёр и сценарист, фильмы которого захватывают и поражают. Не важно о чём они: о путешествии по снам и полёте в космос или о расследовании убийства и неудачливом лондонском писателе.

Его секрет в необычном подходе ко времени: почти все фильмы режиссёра разворачиваются нелинейно, а сам Нолан практически зачастую отказывается от компьютерной графики и постоянства в выборе съёмочной команды. Кроме того, Нолан внимательно следит за научной точностью и логикой фильмов: чтобы не запутаться — рисует графики и схемы.

Его фильмы неизменно положительно встречают и зрители, и критики. При этом Нолан был номинирован на «Оскар» всего трижды: два раза за лучший сценарий и лишь однажды как лучший режиссёр (причём за свой последний фильм «Дюнкерк»).

В этом году в прокат выйдет новый фильм Нолана «Довод». В преддверии этого события мы вспоминаем творческий путь режиссёра и его лучшие работы.

Нолан: Начало

Кристофер Нолан родился в 1970 году в Лондоне. Отец режиссёра Брендан работал креативным директором в рекламном агентстве, дядя Джон и его жена Ким снимались в сериалах, а мама Кристина была американской стюардессой, — после она стала учителем английского.

У Нолана с детства было двойное гражданство: британское и американское.

Большую часть детства Кристофер и его братья Мэттью и Джонатан провели в родном городе мамы Эванстоне, штат Иллинойс. Там режиссёр частенько посещал кинотеатры: названия некоторых из них, например The Old Orchard и Edens Theater, он помнит до сих пор. Настолько сильное впечатление они на него оказали.

В одном из кинотеатров Эванстона Кристофер впервые посмотрел «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда» и влюбился в кино. Его поразила способность кинематографа создавать не просто другие миры, а целые галактики. Кристоферу сразу захотелось попробовать сделать что-то подобное.

Будущему режиссёру повезло: отец разрешил ему поработать со своей 8-миллиметровой камерой Super 8. Снимать кино Кристоферу помогали друзья и младший брат Джонатан: сейчас он известный сценарист («Мир Дикого запада», «В поле зрения»). Один из первых домашних фильмов режиссёра «Космические войны» — кукольная анимация, которая, как несложно догадаться по названию, была вдохновлена сагой Джорджа Лукаса.

К моменту съёмок Нолан посмотрел уже и следующий эпизод «Империя наносит ответный удар»: в нём была ледяная планета Хот — такие же локации он хотел и для своего кино. Часть фильма режиссёр снимал на улице: там выпал снег, что для Иллинойса было очень необычно. Оставшиеся кадры со своей командой он записывал дома на столе для пинг-понга, предварительно насыпав на него муку.

Родители желание сына снимать кино поддерживали, хоть однажды Кристофер и сломал камеру отца, когда привязал её к бамперу машины, чтобы снять нужный кадр. Зато на рождество Нолану подарили Editola — машину для монтажа.

О том, что он хочет стать режиссёром, Нолан понял лет в 13.

Я помню, как меня поразил «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, а потом я начал анализировать тот факт, что мне нравится и «Чужой». Два совершенно разных фильма, с разными актёрами, разными историями, но за ними стоит один разум. И вот на этом я и сконцентрировался: на идее, что режиссёр может контролировать творческую сторону фильма, которая необъяснима, но важна.

Кристофер Нолан
режиссёр

Несмотря на большую любовь к фильмам, получать профессиональное кинообразование Кристофер не стал. Вместо этого он поступил на факультет английской литературы в Университетский колледж Лондона (UCL). С определённой целью: улучшить сценарный навык. Знакомство с классикой и теорией литературы должны были помочь ему разобраться, как правильно выстраивать истории.

UCL привлёк Нолана своим кинообществом: в колледже был большой киноархив и оборудование для съёмок, в том числе 16-миллиметровые камеры. Режиссёр вступил туда на первом же курсе и позвал с собой свою девушку Эмму Томас. Сейчас они женаты, у них четыре ребёнка. А ещё они продолжают сотрудничать в творчестве: Эмма — продюсер и участвует во всех проектах мужа.

Какое-то время Нолан был президентом в кинообществе UCL. В течение учебного года они с Эммой устраивали кинопоказы, а собранные деньги тратили на съёмки фильмов летом, одним из них был короткометражный фильм «Тарантелла» (Tarantella).

Найти первую работу после университета Нолану помог продюсер, участник кинообщества UCL Брайан Барнс: он нанял его оператором в студию, производящую корпоративные фильмы. Там же Кристофер занимался вычиткой сценариев и режиссурой.

Ещё Барнс одолжил Нолану и Томас свой футон (толстый матрас), потому что паре не хватало денег на кровать. И оценил первый полный метр режиссёра «Лэри Махони» (Larry Mahoney): ему всё понравилось кроме того, как была выстроена история. Он посоветовал Нолану оставить фильм в личном архиве — аудитория его так и не увидела.

В свободное от работы время Кристофер снимал короткометражные фильмы: на свои деньги и на технику кинообщества. В 1995 году вышел фильм «Воровство» о карманнике, которого преследуют его же жертвы. В UCL фильм считают одним из лучших в архиве.

В 1997 году — третья и последняя художественная короткометражка Нолана «Жук-скакун»: о мужчине, который носится по дому, пытаясь убить обычного жука. В конце главный герой выясняет, что насекомое — вовсе не то, чем кажется. В фильме режиссёр обыгрывает тему нескольких измерений.

Фильм «Жук-скакун» (1997)

От карманных денег до многомиллионных бюджетов

Успех короткометражек вдохновил Нолана на создание своего первого полнометражного фильма «Преследование». Работу над ним режиссёр начал в 1997 году. На создание фильма у него было всего 6 тысяч долларов, которые он собственноручно и накопил: найти спонсоров в Англии Кристофер не мог. В итоге все средства ушли на покупку киноплёнки и её обработку.

Большую часть работы над фильмом Нолан выполнил самостоятельно: он был режиссёром, сценаристом, оператором, монтажёром и продюсером. Недостающую съёмочную команду он собрал из друзей и знакомых, которые согласились работать у него бесплатно. Единственная проблема — они все, включая Нолана, были официально трудоустроены, поэтому сниматься могли только на выходных.

В итоге работа над фильмом длительностью всего 70 минут затянулась на целый год. Плёнки было мало, поэтому перед началом съёмок актёры в течение полугода усиленно репетировали. Они знали каждую сцену буквально наизусть: могли снимать всё с первого или хотя бы со второго дубля. Сами съёмки проходили только по субботам: в день удавалось записать 10-15 минут. Локациями для «Преследования» послужили квартиры друзей и дом родителей, камеру Нолан взял в UCL. Немного помогла и кинокомпания Working Title, в которой работала Эмма Томас: Нолан пользовался их офисной техникой, в том числе копировальной машиной.

Осветительных приборов не было, поэтому снимали при естественном свете. Чтобы картинка оставалась стильной, режиссёр решил сделать её чёрно-белой. Цветовое оформление ещё и очень удачно наложилось на нуарный сценарий фильма, который, к слову, Кристофер придумал после того, как его лондонскую квартиру ограбили.

Главный герой «Преследования» — молодой писатель, который в поисках новых персонажей следит за жителями Лондона: просто выбирает человека и ходит за ним по пятам. В одну из своих «целей» — «Блондинку» — он влюбляется, а другая — парень Кобб — заставляет его пойти на преступления. О злоключениях главного героя Нолан рассказывает, постоянно перемещаясь между четырьмя временными линиями. Использовать нелинейное повествование режиссёр решил, чтобы передать одну из особенностей нуара: заставить зрителя постоянно переосмысливать своё отношение к героям и их взаимоотношениям.

Отличить временные отрезки друг от друга можно по внешнему виду главного героя: в хронологическом начале истории у него слегка длинные волосы и неопрятный вид, в середине он коротко пострижен и носит костюм, в кульминации и развязке у него на лице есть синяки и ссадины. Отличить третью и четвёртую временные линии можно по месту действия: последняя происходит в полицейском участке, предпоследняя в других локациях.

Не запутаться в хронологии помогают и некоторые детали, на которые режиссёр обращает внимание, например жемчужная серёжка «Блондинки».

С премьерой фильма тоже было непросто. Нолан хотел, чтобы «Преследование» прокатился по фестивалям в Северной Америке. Но первый вариант монтажа вообще никому не нравился: его не хотели брать никуда, отказались даже фестивали независимого кино «Сандэнс» и «Слэмдэнс».

В 1998 году Нолан вместе с Эммой переехали в США: Working Title перевела Томас в офис в Лос-Анджелесе.

Нолан доработал монтаж и отправил вторую версию фильма на Международный кинофестиваль в Сан-Франциско. Там «Преследование» наконец-то ждал успех: его оценили критики, он получил приз за «Лучший дебютный фильм». После фильм отправился в тур по фестивалям: побывал в Торонто, Ротердаме, в Динаре и даже на «Слэмдэнс», на который его сначала не взяли. Там же фильм заметила компания-кинопрокатчик Zeitgeist Films и привела «Преследование» в кинотеатры США.

Пока «Преследование» путешествовал по фестивалям, Нолан уже работал над сценарием следующего фильма «Помни». Режиссёр считал важным иметь в руках рабочий материал, чтобы на вопросы «А что дальше?» мог внятно ответить и привлечь финансирование.

Заинтересовавшегося продюсера, правда, он нашёл не на фестивале, а среди знакомых. Томас дала прочитать сценарий мужа своему коллеге Аарону Райдеру. Сейчас в его послужном списке есть «Донни Дарко» и «Прибытие», а тогда он был совсем новичком в мире продюсирования.

Сценарий «Помни» был фантастическим, один из лучших, что я когда-либо читал. У меня не было опыта, но я чувствовал, что если и есть что-то, ради чего стоит бороться — это этот фильм.

Аарон Райдер
продюсер

Райдер принёс сценарий независимой компании Newmarket Films: они дали на производство четыре с половиной миллиона долларов (итоговый бюджет фильма девять миллионов). Также райдер привлёк к производству кинокомпанию Team Todd: они были известны благодаря фильмам об Остине Пауэрсе и должны были сделать фильм более коммерчески привлекательным.

Историю, которая так поразила Райдера и других, придумал Джонатан Нолан. Он написал небольшой рассказ «Мементо мори» о мужчине с антероградной амнезией, который пытается вычислить убийцу своей жены, сохраняя дни в памяти с помощью заметок и татуировок.

Кристофер переделал текст брата в сценарий, значительно изменив его и превратив в сложную головоломку. Порядок действий в «Помни» режиссёр схематически изобразил как параболу: финальная сцена фильма находится на её вершине, а события на рёбрах — события до (они цветные) и события после (они чёрно-белые). Фильм состоит из сцен-вспышек: зритель осознаёт жизнь героя также как и он сам.

Вообще схематические изображения времени или структуры пространства — то, что Нолан делает перед съёмками часто. Чтобы самому не запутаться и не упустить чего-то важного, плюс объяснять съёмочной команде так проще. Ещё один важный момент, за которым Нолан следит всегда, научная точность: нейробиологи считают «Помни» максимально приближенным изображением антероградной амнезии.

В интервью Los Angeles Times Нолан сказал, что сделал «Помни» нелинейным ещё и из-за теории «доставки пиццы». Когда кто-то смотрит обычный фильм, он может отвлечься, чтобы забрать доставку, и пропустить четыре минуты, не потеряв суть фильма. С «Помни» так сделать не получится.

На съёмки у Нолана было всего 25 дней и ещё пять недель на монтаж. Перестроиться было непросто, но Нолан справился. Тем более команда у него набралась хорошая.

Здесь он впервые работал с оператором Уолли Пфистером, который стоял за камерой всех фильмов Нолана до «Интерстеллара». Никакого конфликта между ними не было: Пфистер просто решил сменить направление в творчестве и стать режиссёром.

Для Кристофера правда очень важна работа оператора. Потому что он понимает, что это один из инструментов для рассказывания истории. Понимает, что он может использовать её в своих целях, чтобы помогать делать свой фильм лучше.

Уолли Пфистер
оператор

Музыку для «Помни» написал Дэвид Джульян, который уже работал с Ноланом над «Преследованием» и создал звуковое сопровождение для ещё двух его работ — «Бессонница» и «Престиж».

Премьера «Помни» состоялась на Венецианском кинофестивале в сентябре 2000 года. После фильм показали ещё на нескольких смотрах в Европе и Канаде. До США триллер добрался в январе 2001 года: его показали на фестивале «Сандэнс». А вот с демонстрацией в кинотеатрах возникли проблемы: никто из компаний-прокатчиков не хотел брать фильм молодого режиссёра.

Тогда Newmarket впервые в своей истории решили заняться дистрибьюцией фильма: на решение их подтолкнул Стивен Содерберг, который хвалил «Помни» в своих интервью. В итоге риск оправдался: «Помни» собрал в американском прокате 25 миллионов долларов. А ещё был номинирован на «Оскар» в двух номинациях: за оригинальный сценарий и монтаж.

К моменту церемонии Нолан уже закончил работу над своим третьим фильмом «Бессонница» — ремейком одноимённого норвежского триллера. В этот раз в распоряжении Нолана были 46 миллионов долларов, а на съёмки дали три месяца: с апреля по июнь 2001 года.

Но вернёмся немного назад. Когда Нолан узнал, что Warner Bros. планирует переснять «Бессонницу», он загорелся идеей поработать над этим проектом. Но в студии его кандидатуру рассматривать даже не планировали. Тогда агент режиссёра Дэн Алони связался со Стивеном Содербергом (который был восхищён «Помни») и рассказал ему об этом. Содерберг возмутился, позвонил в Warner Bros. и сказал, что им нужно хотя бы просто переговорить с талантливым новичком. Встреча состоялась, и Нолан получил место в проекте.

«Бессонница» — история о детективе из Лос-Анджелеса Уилле Дормере, который приезжает в небольшой городок на Аляске, чтобы помочь местному отделу полиции раскрыть убийство молодой девушки. Его работа усложняется из-за инцидента, случившегося в начале расследования, и полярного дня: солнце не заходит — и детектив не может уснуть, впадая в бессонницу.

Главные роли в фильме сыграли Аль Пачино, Хилари Суэнк и Робин Уильямс. Последний в «Бессоннице» примерил нестандартный для себя образ злодея, чему Нолан был очень рад — режиссёр хотел, чтобы зрители удивились тому, насколько разноплановый актёр Уильямс.

«Бессонница» — первый и единственный фильм Нолана, в котором он не значится как сценарист. Хотя сам режиссёр говорит, что помогал Хилари Сайц адаптировать норвежский триллер. В частности, он убрал сцену, в которой Дормер стоит посреди комнаты и разговаривает с собой, потому что она показалась ему не реалистичной.

Хронология в «Бессоннице» линейная. Режиссёр не стал мудрить с временем, чтобы лучше передать идею фильма: главный герой не спит, для него время течёт безостановочно. Кроме того, полярная ночь стирает границу между днём и ночью, превращая недели в одни очень длинные сутки. Совсем без манипуляций со временем Нолан не обошёлся: в монтаж постоянно врезаются короткие вспышки-флэшбэки.

Съёмки проходили на реальных локациях в Аляске и Канаде. Для финальной сцены в национальном парке Глейшер-Бей построили целый дом на озере. Задача была непростая, потому что большая часть земли там промёрзшая и уровень воды регулярно меняется из-за осколков айсберга. За создание декораций в фильме отвечал Нэйтан Краули: начиная с «Бессонницы» он работал с Ноланом над всеми проектами, кроме «Начала».

«Бессонница» собрала в мировом прокате более 113 миллионов долларов, получила позитивные отзывы от критиков и зрителей, а главное — от автора оригинального фильма Эрика Шёльдберга. Отличная работа помогла Нолану наладить хорошие отношения с Warner Bros. — с тех пор режиссёр всегда работает с этой студией.

Время блокбастеров

После «Бессонницы» Нолан планировал снять биографический фильм о предпринимателе и пионере авиации Говарде Хьюзе. Главную роль в нём должен был сыграть Джим Керри, но режиссёру пришлось отказаться от идеи, когда он узнал, что Мартин Скорсезе уже снимает подобный фильм «Авиатор». Затем режиссёру предлагали поработать над «Троей» — он отказался. Ещё Нолан пытался адаптировать криминальный роман «Ключи от улицы» — не закончил.

Наконец на горизонте появился следующий проект — ребут «Бэтмена». Нолану его предложил Дэн Алони: агент думал, что режиссёр, который до этого снимал только триллеры, откажется от экранизации комикса. Но он ошибался.

На самом деле Нолан давно думал о том, что миру нужен фильм про Бэтмена, который больше был бы похож на реальность, а не на плод чьей-то фантазии. Предыдущие фильмы о супергерое Нолану тоже нравились, но он считал, что в них слишком много внимания уделено стилистике и слишком мало самому Бэтмену.

Когда Нолан узнал о перезапуске «Бэтмена», над ним уже работали Даррен Аронофски и автор комиксов о супергерое Фрэнк Миллер. Их версия фильма была вдохновлена «Таксистом» Мартина Скорсезе, действие в нём происходило в Токио, а Брюс Уэйн потерял всё своё богатство. В Warner Bros. сценарий забраковали: он показался слишком рискованным и выходящим за рамки подходящих рейтингов.

Концепция Нолана студии, напротив, понравилась, кроме того, режиссёр поддерживал их идею не делать фильм слишком жестоким. Он хотел сделать мрачное кино, но такое, которое могли бы посмотреть 11-летние дети. Такое, которое он сам бы хотел посмотреть, будучи ребёнком. Warner Bros. быстро утвердила кандидатуру Нолана, а через два месяца в проект вписался сценарист Дэвид Гойер.

Warner Bros. предлагала сразу думать о создании трилогии и прорабатывать возможные сценарии для сиквела и триквела. Но Нолан наотрез отказался, сказав, что нужно сконцентрироваться на одном фильме и сделать его хорошо.

«Бэтмен: Начало» Нолан, как и планировал, посвятил становлению супергероя. Фильм рассказывает о смерти родителей Брюса Уэйна, процессе его обучения боевым искусствам в Лиге Теней, возвращении в Готэм и первых злодеях. Все эти события, по классическому для Нолана сценарию, перемешаны между собой и не показаны в хронологическом порядке.

В качестве вдохновения для своего Готэма Нолан выбрал Лос-Анджелес из «Бегущего по лезвию». Перед съёмками он устроил совместный показ фильма для оператора и дизайнеров декораций, чтобы показать им, какого эффекта он хочет достичь.

Чтобы снимать вид города сверху и особо сложные сцены, Нэйтан Краули создал большую миниатюру. А сцены с актёрами снимали на настоящих улицах Лондона, Нью-Йорка и Чикаго: это позволило сохранить ощущение реальности. Миниатюры использовались и для съёмок храма Ра’с аль Гула: а чтобы снять сцены на улице команда ездила в Исландию.

Декораторами были созданы бэтмобиль, бэткостюм, логово Бэтмена. Обойтись совсем без CGI не удалось: на компьютере были нарисованы летучие мыши, дополнительные детали, например больше домов на фоне.

Несмотря на то, что «Бэтмен: Начало» — масштабный блокбастер, Нолан отказался от второй съёмочной группы. Режиссёр поступает так вообще всегда: не важно, насколько сложный фильм, и сколько сцен нужно отснять. Нолану нужно видеть картинку через объектив камеры, знать, что она показывает, и быть уверенным, что это соответствует его видению.

На съёмочной площадке «Бэтмена: Начало» Кристофер познакомился с несколькими актёрами, которые вошли в список его любимчиков. Например, Майкл Кейн после этого фильма участвует в каждом проекте режиссёра, Киллиан Мёрфи кроме трилогии о Тёмном рыцаре засветился в «Начале» и «Дюнкерке», Кристиан Бейл снялся в следующем фильме Нолана «Престиж».

В команду Нолана после «Бэтмен: Начало» прибавились и технические специалисты. Композитор Ханс Цимер — он написал музыку для всех фильмов режиссёра кроме «Престижа» — и монтажёр Ли Смит. Ещё одно пополнение — заставка кинокомпании Syncopy в начале фильма.

Syncopy — это фирма, организованная Ноланом и Эммой Томас в 2001 году. Она участвовала в создании всех фильмов режиссёра и «Человека из стали» Зака Снайдера: Нолан помогал писать сценарий для него и участвовал там как продюсер. Syncopy также по старой дружбе помогла первому прокатчику Нолана Zeitgeist Films выпустить на Blu-ray фильмы, которые были у них в прокате, в том числе «Елену» Андрея Звягинцева.

Работу над следующим фильмом «Престиж» — экранизацией одноимённого романа Кристофера Приста — Нолан начал ещё в 2000 году. Адаптировать произведение режиссёру предложила продюсер Валери Дин. Дело в том, что Прист — большой фанат ранних работ Нолана — хотел, чтобы именно он занимался адаптацией. Писатель даже отказался продавать права Сэму Мендесу.

Нолан остался в восторге от романа и согласился взяться за экранизацию. В 2001 году права на книгу приобрёл Адам Райдер и работа началась. Над сценарием Кристофер вместе с братом Джонатоном трудился целых пять лет: из-за плотного графика и непростого сюжета романа. Братья заявляли, что в книге достаточно информации для целых 10 фильмов, поэтому пришлось её немного урезать. Но на течении истории это никак не сказалось.

«Престиж» — фильм о противостоянии двух фокусников Роберта и Альфреда. Они пытаются выведать секреты друг друга, портят выступления. В один момент их соперничество заходит слишком далеко.

Рассказывает историю Нолан как всегда нелинейно со множеством флэшбэков и перемещений во времени. Выстроить логику истории в этот раз помогает трёхступенчатая структура фокуса, о которой говорится в самом фильме: наживка, превращение и престиж.

Перед художником-постановщиком Нэйтаном Краули стояла непростая задача: съёмки проходили в Лос-Анджелесе, при этом действие фильма разворачивалось в Лондоне и Колорадо-Спрингс. Он со своей командой пересмотрел все участки города, чтобы найти улицы и театральные площадки, которые можно было бы превратить в локации для фильма. Дополнительно для съёмок построили только одно помещение — театральный трюм.

Все крупные планы в «Престиже» и в других фильмах Нолана Уолли Пфистер снимал, не используя зум, а просто поднося камеру максимально близко. Режиссёр считает, что так и актёрам удобнее, и картинка получается более естественной. Ещё Нолан снимает свои фильмы только на плёнку, потому что очень трепетно относится к качеству кадров. Значительно улучшить его режиссёру удалось в следующем фильме — «Тёмный рыцарь».

Для съёмок продолжения «Бэтмена» Нолан смог раздобыть камеру IMAX и снимать фильм на плёнку 65 мм. Некоторые источники говорят, что Кристофер и Пфистер использовали камеру и для нескольких кадров в «Престиже» — для каких неизвестно.

Я считаю IMAX лучшим среди изобретённых форматов. Это золотой стандарт, которому другие технологии пытаются соответствовать, но пока у них не получается.

Кристофер Нолан
режиссёр

Снять сиквел «Бэтмена: Начало» Нолан согласился, потому что очень хотел показать Джокера. Прорабатывать образ персонажа и сценарий фильма в этот раз Нолану помогал не только Дэвид Гойер, но и младший брат Джонатан. Вдохновением для образа кинозлодея послужил Джокер из первого выпуска комиксов о Бэтмене 1940 года, графический роман «Бэтмен: Убийственная шутка» и фильм Фрица Ланга «Доктор Мабузе, игрок».

На роль Джокера пробовались Робин Уильямс, Пол Бетани, Эдриан Броуди и другие известные актёры. Нолана они не устраивали: его смущало, что актёры пытались подражать Джеку Николсону из старого фильма. А он хотел создать совсем другого, нового Джокера. Его он нашёл в Хите Леджере: когда актёр пришёл на прослушивание, Нолан понял, что их взгляды на злодея сходятся.

Съёмки проходили в течение полугода в США, Великобритании и Гонконге. Для фильма обновили дизайн костюма Бэтмена, создали бэтпод.

Небольшое включение компьютерной графики помогало делать кадры более экспрессивными и снимать невозможные сцены, например прыжок Бэтмена с небоскрёба: его запретили снимать власти Гонконга. А ещё графику использовали для создания деформированного лица Харви Дента.

Практически без участия CGI снимали и взрыв больницы Готэма: её роль в фильме сыграло здание старой шоколадной фабрики, которое и так собирались сносить

Идею своего следующего фильма «Начало» Нолан держал в голове аж с 2000 года: тогда он написал рассказ на 80 страниц о похитителях снов. Наработки сценария он даже показывал Warner Bros. во время съёмок «Бессонницы», но сам же передумал снимать его, потому что посчитал, что ему не хватает опыта.

Тогда же в начале нулевых Нолан хотел сделать «Начало» хоррором, но перечитывая текст позднее, понял, что лучше трансформировать его в фильм-ограбление. В итоге получилась история о бандитах, которые воруют секреты из чужих снов, путешествуя по лабиринтам сознания.

«Начало» — самый непростой с точки зрения восприятия времени фильм Нолана. Для режиссёра важным было не перегнуть черту и оставаться последовательным во всех хитросплетениях сюжета. Для этого он составил целую схему с уровнями сна. И использовал несколько деталей, которые помогают зрителю не запутаться: песня «Non, je ne regrette rien», персонаж Майкла Кейна, обручальное кольцо Кобба и волчок.

Сложными в «Начале» были и декорации. Ими в этот раз занимался не привычный для Нолана художник-постановщик Краули, а Гай Диас. Он со своей командой и специалистами по спецэффектам Полом Франклином и Крисом Корбоулдом создали миниатюру крепости в скале, ступени Пенроуза, и знаменитый вращающийся коридор.

Совсем уйти от компьютерной графики, конечно, не удалось. С помощью неё специалисты по спецэффектам создали 500 кадров, в том числе уровень Лимб. А вот от чего Нолан смог отказаться с лёгкостью и без ущерба для картинки — это формат 3D, которого многие ждали от такого фильма как «Начало». Режиссёр считает, что объёмная картинка превращает фильм в аттракцион и отвлекает зрителя от непростого сюжета. К тому же, созданных на экране иллюзий уже достаточно, чтобы удивить аудиторию.

После «Начала» Нолан занимался адаптацией сериала «Заключённый», но отказался от проекта в пользу третьего фильма о Бэтмене — «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды».

Дэвид Гойер, ещё во время работы над «Тёмным рыцарем», делал наброски сценария триквела: он предполагал, что в нём снова появится Джокер. Нолан возвращать персонажа на экраны не стал — он не хотел искать замену Леджеру, считая это неуважением к погибшему актёру. В качестве злодея на замену рассматривали Загадочника, но его Нолан отверг, как слишком похожего на Джокера персонажа.

Вместо этого режиссёр выбрал в качестве главного антагониста фильма Бейна. И пригласил на роль Тома Харди, с которым впервые поработал в «Начале». Из него же в «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» перебрались Джозеф Гордон-Левитт и Марион Котийяр. Нолан так хотел видеть актрису в фильме, что его не смутила её беременность: режиссёр решил подождать и передвинул съёмки на несколько месяцев.

«Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» снимали в Англии, Шотландии, Уэльсе, США и Индии. В последней построили огромную тридцатисемиметровую трубу, которая имитировала каменный лабиринт-выход из подземной тюрьмы.

Как и в «Тёмном рыцаре» в триквеле Нолан снимал сцену взрыва на этот раз — на футбольном стадионе Heinz Field. Поле целиком не разрушали: под землю оно ушло с помощью CGI. Но часть взрывов была создана командой Пола Франклина.

Warner Bros. приходила к Нолану с предложением снять четвёртый фильм, но он отказался. По словам Кристиана Бэйла, режиссёр всегда говорил, что не хочет растягивать эту историю слишком сильно и трилогии более чем достаточно.

Тем более, что Нолану было чем заняться и без четвёртого Бэтмена: снимать научно-фантастическую драму «Интерстеллар». История этого проекта началась чуть раньше — в 2006 году, когда Нолан был занят продвижением «Престижа» и работой над «Тёмным рыцарем».

Идея «Интерстеллара» принадлежит продюсеру Линде Обст и физику Кипу Торну. В начале нулевых они написали небольшой рассказ, в основу которого легла книга Торна «Чёрные дыры и складки времени» и визуальное изображение чёрной дыры. Фильмом сразу же заинтересовался Стивен Спилберг, вместе с ним к проекту примкнула компания Paramount Pictures. Годом позднее сценаристом наняли Джонатана Нолана.

Всё было хорошо до 2009 года: тогда студия DreamWorks (основателем которой является Спилберг) ушла из Paramount Pictures в Walt Disney Studios. Спилбергу пришлось покинуть проект. Режиссёрское кресло освободилось, и Джонатан сразу предложил позвать Кристофера Нолана. Перед утверждением на пост Нолан побеседовал с Кипом Торном: учёный выдвинул одно условие — строгое соблюдение законов физики. Требование удалось соблюсти: фильм положительно оценили учёные, в том числе физик Нил Деграсс Тайсон.

Во время подбора съёмочной группы, Нолану впервые за 13 лет пришлось искать оператора (потому что Пфистер ушёл в режиссёру). После долгих кастингов место занял Хойте ван Хойтема («Шпион, выйди вон!», «Она»), с которым у Нолана возникло полное взаимопонимание. Главное, что ван Хойтема разделял любовь режиссёра к IMAX: вместе с инженерами он переделал корпус камеры, чтобы её можно было носить на плече. Задача непростая, потому что весит камера около 40 килограмм, тем не менее ван Хойтема носил её на себе во многих сценах фильма.

Это не могло не обрадовать Нолана, который очень любит ручную съёмку. Она позволяет снимать кадры на уровне взгляда и добиться субъективного восприятия.

Несмотря на то, что «Интерстеллар» — фильм о космосе, снимали его вновь с минимальным использованием CGI. Так, поверхности планет записывали в Исландии, двигать робота ТАРС помогал актёр. Чтобы главным героям было удобнее играть, вместо хромокея на площадке установили экраны, на которые транслировали заранее созданные в компьютере виды космоса.

В 2015 году после «Интерстеллар» Нолан снял нестандартный для себя фильм — документальную короткометражку «Куэй» про братьев-аниматоров Стивена и Тимоти Куэй. Нолан в нём выступил режиссёром, оператором и даже композитором.

Последний фильм Нолана «Дюнкерк», что вышел в прокат, появился в 2017 году. Но идея пришла к нему намного раньше, ещё в конце 1990 годов: когда режиссёр вместе с Эммой Томас и друзьями путешествовал на маленькой яхте по Ла-Маншу.

Уже тогда Нолан подумал: странно, что никто ещё не экранизировал операцию «Динамо», хотя это интересное событие и оно входит в школьную программу в Великобритании. Пока режиссёр покорял Голливуд, фильмов о Дюнкерке так и не появилось. И он решил заполнить эту пустоту.

Нолан планировал обойтись без сценария, но Томас убедила его, что текст всё же нужен. Он согласился и в 2015 году написал, но очень небольшой текст —всего 76 страниц: обычно сценарии Нолана в два раза больше.

О спасении солдат в «Дюнкерке» Нолан рассказывает, используя три сюжетные линии и три разных локации — небо, море и пляж. Развиваются события параллельно, при этом происходят в разные промежутки времени: на земле проходит неделя, на воде — один день, в воздухе — один час. В финале все три линии сходятся в одну.

Такое повествование задумывалось, чтобы передать напряжение и показать, насколько по-разному воспринимается время. Усилить накал помогло музыкальное сопровождение: Нолан попросил Ханса Циммера включить в него тиканье наручных часов.

Нолан был так уверен в проекте, что начал готовиться к съёмкам и искать локации ещё до того, как студия дала добро. В это же время он дал задание Нэйтану Краули продумывать декорации фильма.

Исполнителей главных ролей Нолан искал среди неизвестных актёров. Так он хотел провести параллель между их неопытностью и юным возрастом солдат.

В одном из интервью к фильму Нолан поделился особенностями работы на своей съёмочной площадке. Он не разрешает никому пользоваться смартфонами: режиссёр считает, что невозможно одновременно переписываться с кем-то по телефону и поддерживать разговор на площадке.

За «Дюнкерк» Нолан впервые в своей карьере получил режиссёрскую номинацию на «Оскар». Удастся ли ему поразить академию своим следующим фильмом «Довод», покажет время.

Пока, судя по трейлеру и известным подробностям, можно точно сказать, что он снят в лучших традициях режиссёра. В «Доводе» Нолан снова экспериментирует со временем: рассказывает об инверсии — технологии, которая заставляет время идти в обратном направлении. Также режиссёр всё ещё старается избегать CGI: для одной из сцен «Довода» взорвали настоящий Boeing 747.

Правда, Нолану пришлось смириться с заменой нескольких важных членов съёмочной команды. Ханс Циммер предпочёл поработать над экранизацией своего любимого произведения «Дюна» — его место занял Людвиг Йоранссон («Чёрная пантера», «Мандалорец»). Ли Смит отказался от работы, потому что был слишком занят монтажом «1917» — его заменила Дженнифер Лэйм («Реинкарнация», «Брачная история»).

Оценить каким получился «Довод» можно будет уже в этом году: дату премьеры размажут по августу и сентябрю.

 

Источник

Читайте также