Среди всех фильмов, которые вышли за последнее десятилетие, «Ла-Ла Ленд» произвел на меня самое сильное впечатление, показав простую, но чудесную историю с ранее невиданной стороны.
Фильм рассказывает об отношениях начинающей актрисы Мии и старомодного пианиста Себастиана. Они оба пытаются реализовать собственные мечты в «городе звёзд», Лос-Анджелсе. Миа работает в кофейне на киностудии Warner Bros. и в свободное время безуспешно бегает по кастингам, а Себастиан играет на пианино в маленьких ресторанах, но мечтает накопить деньги на собственный классический джаз-клуб.
Автор сценария и режиссёр Дэмьен Шазелл наделил главных героев романтизмом и искренней любовью к своему делу, которая помогает им справляться с бытовыми трудностями. Миа восхищается домом, в котором герои Хамфри Богарта и Ингрид Бергман снимались в «Касабланке», сама Ингрид Бергман крупным планом нанесена у нее в комнате на стене, а Себастиан сравнивает себя с «фениксом, восстающим из пепла» и ездит «к черту на рога, чтобы попить кофе у клуба, в котором играли Каунт Бейси и Чик Уэбб». Кинематограф и джаз режиссёром выбраны неспроста. Перекликаются не только характеры героев, но и их профессии, что показывает универсальность этой истории в сфере творчества. Себастиан знакомит Мию с джазом, как с драматическим искусством, в котором «есть и конфликт, и компромисс», а у каждого исполнителя «своя роль, своя тема».
Именно за счет схожести мировоззрений их отношения закручиваются, и они объединяются в пару, которая отражает одну из идей фильма–искреннее желание творить должно стоять выше желания прославиться. Это очень наглядно показано музыкальным номером «Someone in the crowd», в котором подруги Мии пытаются убедить ее в том, что достичь успеха можно только через «поиск нужного человека в толпе» (ну или если по-взрослому, то через постель). Миа не согласна с ними, поэтому куплет с ее идеями творчества, сыгранный на расстроенном пианино, вклинивается в середину ритмичных куплетов подруг, демонстрируя также одиночество героини.
Её взгляды разделяет только Себастиан и вместе они приходят к выводу, что «людям нравится то, к чему ты сам не безразличен». Финальную форму этой идеи приобретает песня «Fools who dream», целиком исполненная на пианино. В ней Миа делится личной историей о тёте, ставшей образцом для Мии, которая несмотря на трудности и невзгоды продолжала заниматься любимым делом, радуя людей вокруг. На примере развития одной идеи через песни можно сделать вывод, что музыкальные номера в фильме играют ключевую роль: они усиливают чувства персонажей, ярче показывают их отношения к теме, что эффективнее воздействует на зрителя и вызывает у него больше эмоций.
Для ещё более интересной подачи темы режиссёр и художники-постановщики через сюжет и визуальный ряд делают главным антагонистом Лос-Анджелес, создавая на экране два мира–искусственный и реальный. В одной сцене герои буквально стоят перед павильоном, в котором снимается неестественно красочный фильм о Лос-Анджелесе. Она показывает, что Голливуд создал вокруг города волшебный образ, который большинство видит, как беспроигрышную возможность прославиться. Эта идея хорошо отражается в фразе Себастиана «В Лос-Анджелесе поклоняются всему и не ценят ничего». Поэтому весь фильм улицы города сияют неоновыми вывесками, дома, машины, витрины и заборы выкрашены во все цвета радуги, как и люди, которые могут сочетать в нарядах сразу красный, желтый и синий, чтобы казаться такими же яркими, как и город.
Эта мания достичь звезд создает в городе жестокую конкуренцию и делает людей опасливыми, что хорошо показано в одной из первых музыкальных сцен «A Lovely Night». В танце и репликах Мии и Себастиана прослеживаются чередующие нападки и защита, а сам танец имитирует выступление на льду, в котором для красивых трюков паре нужно танцевать вместе и поддерживать друг друга, но герои же, напротив, выполняют одни и те же движения отдельно друг от друга.
В тех моментах, где разрекламированный образ никак не вклинивается в жизнь, и герои показаны в повседневности, разнообразие красок меняется на сбалансированную палитру из двух-трех цветов, создаваемую естественным освещением. Это лучше всего прослеживается в эпизоде с домом Мии: цвета стали синими и оранжевыми, или когда Миа и Себастиан находятся друг с другом наедине: в джаз-клубе все синее, в их доме зеленое и фиолетовое или красное и белое. Это также демонстрирует натуральность их отношений.
А чтобы передать бурные краски любви между Мией и Себастианом, авторы помещают их в обстановку классических фильмов Голливуда, которые создавались в балансе между искусством и денежной выгодой. Герои гуляют по местам, где снимали «Грязного Гарри» и «Бунтаря без причины», повторяют культовые сцены из «Поющих под дождем» и мюзиклов с Фредом Астером, а в сказочном эпизоде Миа держит разноцветные воздушные шарики, как Одри Хепберн в фильме «Забавная мордашка». Оммажи к классике показывает трепет авторов и персонажей, с которым они относятся к жанру и индустрии, что также усиливает тему сказочности города, в котором создавались эти фильмы. Поэтому кульминационная сцена, идущая практически 10 минут, показана одной большой музыкальной композицией среди павильонных декораций, которая реконструирует события фильма так, если бы они был сняты на той самой «фабрике грез». Перед концом «Ла-Ла Ленд» позволяет еще раз окунуться в сказку и донести до зрителя, что творчество–это не просто работа, а призвание, на которое одухотворенные искренние люди готовы тратить всю свою жизнь. И оно того стоит.
Благодаря грамотному сочетанию всех аспектов кино, режиссёр и сценарист Дэмьен Шазелл смог создать трогательную историю любви, которая за счёт чарующих музыкальных номеров и удивительной работы художника-постановщика создаёт уникальную и непохожую на другие картину. Рекомендуется к просмотру в любое время, в любом возрасте, и с кем угодно.