Кулаки и безумие. Обзор Condemned 2

Кулаки и безумие. Обзор Condemned 2

Студия Monolith любила экспериментировать с шутерами от первого лица. Например, Blood — настоящий рай для маньяка и циника, NOLF — стэлс-экшен в духе ранних фильмов про Бонда, F.E.A.R. — американская версия “Звонка”, скрещенная с фильмами Джона Ву. А вот Condemnded: Criminal Origins уже другая история. Решив отойти от привычной формулы “вот пушка, вот враг — действуй”, Monolith создала по-настоящему пугающий триллер, в котором главный герой постоянно чувствовал себя в смертельной опасности. Оказалось, что гнетущая атмосфера и “beat’m up” в сочетании с элементами психологических триллеров, где в основе бы лежали грани человеческой жестокости сыграли проекту на пользу. Игра оказалась успешной как в плане критики, так и в плане продаж, а значит сиквел был всего лишь вопросом времени. И решился этот вопрос буквально через два года.

По каким-то причинам Condemned 2 обошёл стороной персональные компьютеры и вышел исключительно на консолях того поколения — Xbox 360 и PlayStation 3. Тем не менее, даже это не спасло франшизу от провала — несмотря на сдержанную критику и неплохие продажи серия оказалась незавершённой, хотя именно концовка Condemned 2 подводила её к ожидаемому гранд-финалу. Впрочем, связанно ли это с тем, что внутри самой Monolith начались конфликты между руководством и издателями (дошло до того, что F.E.A.R. 2 делали абсолютно две разные конторы и каждым со своим видением, но это уже другая история) — неизвестно. Но факт есть факт — Condemned 2 ушла в закат, и выпуск планируемой трилогии не состоялся.

Алкоголь и безумие

Сюжет Condemned 2 стартует спустя год, после событий оригинала. Итан Томас не смог справиться со своими переживаниями, ушёл из ФБР и спился. Теперь его жизнь вращается вокруг посиделок в баре, бессоннице и череды галлюцинаций, где он видит демонов, символизирующих его пороки. Однажды, вечерней зимой Итана находит бывшая коллега Роза и просит о помощи — пропал один из знакомых Томаса — Ванхорн (тот самый таинственный “друг семьи”, который помогал герою в первой части), и его исчезновение как то связано с новой волной насилия в городе. Итан с неохотой возвращается в строй.

В ходе расследования герой снова сталкивается с безумными жителями города и потихоньку распутывает тот самый клубок тайн, что связывает его и некий культ “Оро”, чьё влияние уже успело распространиться по слоям “высшего общества”.

Сразу скажу, что по сравнению с первой частью, вторая выглядит слишком… просто. Если в оригинале сюжет начинался, как стандартный криминальный триллер, который изредка соприкасался с мистикой (чья природа оказалась покрыта тайной, и именно в этом была вся прелесть атмосферы), то здесь, как в самом банальном голливудском блокбастере, всё на виду. Даже ролики стали брутальнее и динамичнее.

Сценаристы отказались от прозрачной линии между реальностью и кошмаром, и все пугающие и необычные явления постарались объяснить максимально просто и доступно. Например, если в первой части нам намекали на причину безумия жителей города, то здесь в открытую говорят — это всё сектанты, и делают они эти вещи с помощью вот этих вот устройств! Или же, например, сами культисты. Вспомните, как они выглядели в первой части. Таинственно? Пугающе? Да. А тут они обычные гопники в зимних куртках и с изуродованными лицами.

Да, это рушит всю интригу, всю прелесть атмосферы оригинала, убивает шарм серии… Но фишка в том, что при всей простоте сценарий Condemned 2 получился как минимум интересным. Да, это обычный триллер, но он умело играет на ожидании игроков и умеет удивить, плюс не выглядит чересчур затянутым или скучным. Итан раз за разом раскрывает новые тайны и понимает, что во всей этой катавасии играет далеко не второстепенную роль. Плюс ко всему происходящие события разительно влияют на его мировоззрение — проходя через тот же ад, что и раньше, он учится прежде всего мириться со своими демонами.

Изменениям подверглись и все действующие персонажи, а точнее их внешний вид. Особенно это касается Итана, который из обычного парня превратился в бородатого бугая. С одной стороны внешний вид полностью лишил игру чувства пугающего реализма (ну честное слово, когда против монстров сражается подвыпивший Шварценеггер, это уже выглядит не как мрачный триллер, а как банальный ужастик категории Б); с другой, учитывая иной стиль атмосферы, новая внешность Итана выглядит здесь донельзя гармонично.

Но не смотря на явную интересность история в Condemned 2 лишилась глубины оригинала.

С арматурой по жизни

Ещё в первой части Monolith “просёк”, что если лишить игрока огнестрела и дать ему в руки ножку от стула, то это как минимум сделает бои напряжёнными, да и ещё и накинет в геймплей элементы выживания. Так то оно так, но если повторять ту же формулу и в сиквеле, то какой вообще смысл ждать чего-то нового? Поэтому в Condemned 2 разработчики сделали акцент на зрелищность и разнообразие боёв.

Во-первых, Итан теперь может бить двумя руками по-отдельности (нажимая L1 или R1), и, тем самым, проворачивать комбо удары, чтобы повысить шанс на выживание. Успешное комбо прибавляет +20 к урону и +10 к моральному духу. Не триллер, а настоящий симулятор боксёра! К тому же, если надоест махать кулаками всегда можно найти какую-нибудь палку или арматуру и начать размахивать им, как джедайским мечом, благо оружие тут валяется на каждом шагу. Кирпич, труба, палка — всё, что найдете, может спасти вам жизнь.

Сами враги теперь лыком не шиты — они умело блокируют атаки игрока, умеют уворачиваться, прятаться и нападать из под тишка, да и здоровьем не обделены. При то, эти ребята любят нападать парами и, иногда, одновременно, а значит нужно ловить удачные моменты для удара. Поэтому даже на среднем уровне сложности игра даёт “прикурить” зазевавшемуся игроку.

Во-вторых, появились добивания. Если успешно атаковать, то уже в режиме QTE игроку даётся возможность эффектно приложить врага к полу — главное вовремя нажать нужную кнопку. Плюс, иногда можно схватить обессиленного врага и в духе “The Punisher” смачно добить его разными способами — хоть головой об стену, хоть сбросить с балкона. Правда, жестокости уровня Карателя ждать не стоит, но и то неплохо — маньяки будут довольны.

В третьих, появились перестрелки. Нет, огнестрельное оружие было и в первой части, но его там было мало, да и патронов хватало на пару-тройку выстрелов. А тут Monolith накинули аж целые уровни, где предстоит бегать с автоматам в руках и класть вражеских солдат направо налево. Доходит до того, что пару раз игра переходит в режим “выживания”, где вас запирают в просторном помещении и без конца накидывают врагов. Только и остаётся, что бегать от укрытия к укрытию и вовремя менять пустые обоймы (да, тут есть возможность подобрать патроны) на новые.

Да что говорить — тут даже есть босс вертолёт!

“И это Condemned?!!”, спросите вы. Как ни странно, но да! Потому что едва вы привыкаете к динамичным перестрелкам, как игра снова лишает вас этого счастья и уже на новом уровне оставляет вас с пустыми руками; и против толпы разъярённых гопников даже арматура покажется вам самурайским мечом. Так что можно смело сказать, что уровни с перестрелками не хило разбавляют “медленный” геймплей, тем более, что к ним и не успеваешь как следует привыкнуть.

Так что можно смело сказать, что в плане экшена Condemned 2 существенно прибавила в динамике и наделила бои разнообразием. Другое дело, что вместе с плюсами этого подхода подкрались и минусы, самый главный из которых — боссы.

Да, боссы были и в первой игре, но их там было мало и они практически не запоминались. А вот в сиквеле разработчики отчего то решили впихнуть их в игру, да побольше. Всё бы ничего, но бои с ними не только рушат всю атмосферу (вышеупомянутый босс-вертолёт тому пример), но и, откровенно говоря, бесят. Только представьте себе — вы в маленькой локации, охваченной пожаром. Шаг влево, шаг вправо — и минус здоровье. Босс бегает по-балкону и метко бросается в вас куклами-гранатами (!!). Ваша цель — закидать его в ответ. Вот только проблема в том, что куклы эти появляются на конвейере очень медленно, взрываются далеко не сразу, а босс, при этом, бегает туда-сюда, так что шанс того, что он попадёт под взрыв очень мал. Звучит не очень, а на практике всё гораздо печальнее.

Второй минус… стрельба. Беда в том, что акцентируя внимание на рукопашных боях, разработчики начисто наплевали на огнестрельное оружие, отчего едва ли не каждая перестрелка превращается в банальную пытку. Целиться из автомата нереально — в руках закоренелого алкаша Итана прицел будет бегать туда-сюда, лишая возможности ставить хэдшоты направо-налево. Сделано ли это в угоду реализма или же с целью усложнить и без того нелёгкие бои — неизвестно. Плюс “подбирать патроны” герой не умеет — нужно искать новое оружие (и не факт, что патронов там будет много), либо же прямо на месте менять магазин. Да-да, под шквальным огнём противника.

Такое чувство, что кто-то “сверху” потребовал сделать из Survival Horror натуральный шутер, но при этом сохранив прелесть оригинала. Получилось что получилось.

Боксёр и детектив

Как и оригинал, Condemned 2 довольно линеен, но отнюдь не однообразен. Все, что требуется от игрока — это следовать к следующей точке, изредка отмахиваясь от противников; при том вторая часть практически отказалась от принципа “найди ключ, чтобы открыть дверь”. Нет, это вас заставят сделать, но чаще всего путешествие будет абсолютно прямолинейным. Единственное исключение — уровень в загородной гостинице, где от Итана потребуется найти и уничтожить пять детонаторов; вот там нужно будет тщательно изучить и без того немаленькую локацию, обыскать каждый угол и комнату и постараться не заблудиться.

Элементы детектива и исследования никуда не делись — едва ли не на каждом уровне придётся осмотреть место преступления и воссоздать момент убийства (или же сфотографировать что-нибудь интересное), выбрав нужный пункт в меню “исследования”; и, основываясь на выбранных вариантах, поделиться ими с Розой по телефону. Ошибётесь ли вы, или решите загадку правильно — на геймплей никак не повлияет. Серьёзно. Изменятся только цифры в финальной статистике. Некоторые “расследования” вообще можно пропустить, и ничего не поменяется.

Зачем они нужны — пусть каждый решает для себя. От себя скажу, что это неплохая возможность отыграть настоящего детектива, который по крупицам информации воссоздаёт картину преступления, либо же раскрывает интересную деталь, так или иначе касающуюся сюжета.

Но есть и моменты, где придётся подумать, и их пропустить нельзя. Загадки опять же строятся по принципу “выбери нужный вариант ответа и правильно сопоставь их с остальными”, и вот здесь ошибка может оказаться чревато неприятными последствиями. Яркий пример — разминирование бомбы на одном из уровней, где у вас в распоряжении ровно 40 секунд для того, чтобы изучить детали взрывчатки и получить подсказку от Розы. Ошибётесь — бабах!

Плюс, зачем-то добавили режим интерактивности, если её так можно назвать. Суть в чём — в определённые моменты на экране появится кнопка Х, по нажатию которой Итан либо ответит на чей-то вопрос, либо выскажется о происходящем. Зачем для этого вводить отдельную кнопку и почему игра этого не делает за вас остаётся тайной за семью печатями.

Ужасы нашего городка

А вот с атмосферой не всё так гладко. Если оригинальный Condemned пестрил элементами настоящего хоррора (манекены в торговом центре; изображения глаз в одной из квартир и прочие скримеры), то здесь авторы постарались всё это упростить. Как я и говорил выше, перед нами чистый триллер, который всеми силами старается быть мрачным. Казалось бы, всё для этого есть: город такой же тёмный и холодный, как и прежде; локации пустые или разрушенные; замкнутые пространства и признаки клаустрофобии; всё живое пытается вас убить; повсюду хаос и смерть.

Но этого оказалось мало, чтобы достичь уровня первой части. По сути, если убрать из игры всё вышесказанное, то… ничего и не поменяется; бродилка останется бродилкой.

Элементы хоррора и вовсе отсутствуют — ни скриммеров (хотя, это может и плюс), ни каких-то пугающих сцен, ничего; мы просто бродим по заброшенным локациям и бьём бомжей. Есть, конечно, пару моментов, способных удивить зазевавшегося игрока (например, зеркала в отеле), но их так мало, что они теряются на общем фоне одномерной серости.

Впрочем, по-настоящему удивить удалось лишь на уровне “Кукольный завод”. Как ясно из названия, Итану предстоит провести немало времени на заводе, по производству кукол. Правда, почему-то куклы восстали против человечества и превратились в мины замедленного действия (я не шучу). Особенно страшно было увидеть их в первый раз, медленно ползущих на четвереньках к своей жертве, чтобы сесть рядом с ней, задорно посмеяться и превратить её в фарш. Особый смак этих монстров в том, что появляются они буквально отовсюду, и их появление никак нельзя предугадать заранее. Если бомжи или гопники истошно кричали при виде игрока (даже если они выскочили за спиной), то куклы молча будут ползти к Итану, что добавляет ещё больше очков к паранойе игрока.

На этом же уровне есть и элементы чёрного юмора. Например, в качестве оружия можно взять одну из этих кукол, и всё это время она будет таращиться на вас единственным глазом и задорно улыбаться. Если прикрыться ею вне боя, то кукла заботливо посмотрит по сторонам и отрицательно покачает головой; а во время драки сама будет вас колошматить (правда, без урона). Честно слово, именно за такие моменты и хочется хвалить разработчиков.

А во всём остальном игра довольно одномерная, хотя и честно пытается быть похожей на оригинал. Но одно дело быть похожей, а другое — действительно этим впечатлять.

***

Напоследок скажу пару слов о технической составляющей Condemned 2. Здесь всё грустно. Графика осталась на уровне оригинала, а на старушке PlayStation 3 (не знаю, как на Xbox 360) так и вовсе встречаются текстуры разрешением 320 на 480, отчего и без того не впечатляющие локации кажутся серыми и неприятными. Хуже дела обстоят с оптимизацией. В “мирные” моменты игра работает плавно, как и положено, однако если на горизонте замаячат два-три врага, она начнёт безбожно тормозить. Сами понимаете, каково это сражаться в таких чудовищных условиях.

И всё же назвать Condemned 2 плохим не получается. Да, он гораздо слабее оригинала и лишился львиной доли его атмосферы, но это по-прежнему неплохой проект с динамичными боями, интересным сюжетом и собственными попытками впечатлить игрока, пусть это и не всегда получается. Просто играя в него нужно понимать, что в тот период Monolith переживала не лучшие времена и даже под давлением издателей и руководства всеми силами старалась порадовать геймеров. Получилось, что получилось.

А продолжения пока не предвидится. Жаль.

 

Источник

Читайте также