Мультфильмы ужасов, рассчитанные на взрослую и подкованную аудиторию, редко находят кассовый отклик, и успешных примеров качественной анимации ужасов не так много. Однако к ним более или менее относится выпущенный в 2012 году мультфильм ужасов для взрослых «Куда мертвые/мертвецы/покойники идут умирать», снятый малоизвестным американским режиссером Джимми Криммером по собственному сценарию.
Простой на первый взгляд синопсис представляет собой психоделически-сюрреалистическое зрелище, знакомое нам ещё по циклу армянских мультфильмов Роберта Саакянца, в котором множество городских легенд и мифология «Божественной комедии» тесно связаны с Данте с ее взглядами на семь кругов ада.
Каждый из героев этого анимационного фильма грешен, и расплата за их грехи, конечно же, будет ужасной. Фильм буквально переполнен не только сценами насилия и сюрреалистическими вставками, но и огромной смысловой нагрузкой, которая доминирует на протяжении всей его продолжительности.
Конечно, качество графики в картине оставляет желать лучшего, но эта нарочитая малобюджетность придала стилю ленты гротескность; персонажи кажутся не реальными людьми, а всего лишь фантомами. Также в дубляже фильма приняли участие такие памятные поклонники хоррора, как сценарист Трент Хаага и одна из культовых «Королев крика» Линни Куигли, что добавило мультфильму особого уникального колорита.
Режиссер не стесняется воплощать свои самые сокровенные кошмары и фантазии в виде простой 3D-графики. Это вызывает уважение. Безграничная жесткость, безнравственность и откровенность многих сцен полностью обусловлена внутренним состоянием персонажей. Эдакий мамлеевский «перевернутый мир» во всей его красе.
В общем, это тяжелый мультфильм для просмотра. Я не думаю, что многие люди овладеют им с первого раза. Уродливая прорисовка, неуклюжая анимация и ужасный звук, но в нем есть вязкая атмосфера, которая идет в ногу с отвратительным подтекстом. Да, эта работа гротескна, и она специально демонстрирует ее уродство.
Сюжет в целом вращается вокруг трех (двух?) детей. Каждый из них живет в неблагополучной семье. Томми — ошибка юности родителей, которые ненавидят друг друга. Отец Софи — извращенец, который занимается сексом со своей дочерью. Ральф — сиамский близнец, чей брат превратился в его голову, поэтому он вынужден носить маску. Каждый из них встречает собаку по кличке Лабби, которая является воплощением зла, толкающего детей на совершение грехов.
Кстати, о псе. Говорят, что именно он, чёрный лабрадор с горящими алыми глазами, и стал одним из прототипов известного миру Мистера Пиклза. Но есть одно отличие этого персонажа от другого — так, Мистер Пиклз, в отличие от Лабби, НИКОГДА не убивал членов собственной семьи и самостоятельно расправлялся исключительно с отбросами общества. Лабби же словно пришёл из недр Преисподней. Он умеет не только гипнотизировать, но и говорить человеческим языком, а также напускать различные видения в виде ходячих смайликов или одноглазых, как циклопы, чёрных теней, постепенно сводящих персонажей с ума.
Данную картину можно было бы сравнить с рассказами Фёдора Достоевского, если бы не одно НО — а именно, полнейшее отсутствие Бога и поддержки близких людей в жизни каждого из персонажей. Если Бог и родители отвернулись от героев, то единственной опорой и отдушиной для них является собака, которая передает кошмарные послания незрелому мозгу, культивируя в детях темную сущность, которая будет пожирать все вокруг («Ваши жуки съели все мои цветы«), делая полностью невозможным присутствие чего-то светлого и доброго в этом пространстве.
- Если Бог отвернулся от Вас, значит, Вы для него не существуете. Если Вы не существуете для Бога, тогда он вообще не существует. Человек слаб, особенно в таком юном возрасте, чтобы продолжать просить Господа любой ценой. Вот почему проститутка Софи так и не оказалась аналогом Сони Мармеладовой, которая пронесет свой свет до конца и исцелит воспаленный жестокой и кровожадной реальностью мозг.
Побочной сюжетной линией является вторая глава «Liquid Memories» (Жидкие Воспоминания), переносящая события в будущее, где главным героем становится лишенный имени убийца-наркоман, убивающий своих жертв ради добычи их воспоминаний в попытках ответить на вопрос: что кроется по ту сторону смерти? Если решить, что сюрреалистические фигуры, постоянно выползающие из стен, являются лишь порождением больной фантазии героя, то можно предположить, что персонажа мучает чувство вины из-за совершенного в детстве плохого поступка, скорее всего, предательства, приведшего к смерти неизвестного героя.
Пытаясь заглушить эти воспоминания, он и принимает наркотик и даже в своем воображении продолжает убивать своё прошлое. Его жажда крови объясняется на подсознательном уровне желанием открыть тайну смерти. Ироничен факт того, что свои убийства он совершает в церкви, а в финале оказывается прибит к кресту вместо Иисуса с горящей головой вместо нимба.
Софи в мультфильме объясняет понятие греха. Она — единственный персонаж, чью жизнь мы видим от начала и до конца. В самом начале — это непорочная бедная девочка, неоднократно подвергающаяся сексуальному насилию со стороны садиста отца, просто вынужденная сниматься в его порнографических роликах, поскольку в противном случае будет подвергнута суровому наказанию — подвешиванию на люстре.
Символом её святости является сад, который она показывает Ральфу после их знакомства. Но после вынужденного полового акта с мальчиком, сад гибнет, и сама Софи объясняет Ральфу исчезновение цветов следующей фразой: «твои насекомые съели их«. Её жизнь загублена навсегда, она опорочена и обречена на жизнь грязной проститутки, обслуживающей ненормальных извращенцев, одним из которых становится бывший солдат, потерявший ноги в ходе боевой операции, как можно судить по его галлюцинациям. Софи умирает на руках у неизвестного убийцы в церкви. Своими последними словами она старается объяснить, что такое смерть.
В конце второй части на её голове можно увидеть вырезанное слово: sinner (грешница). Она же является единственной героиней, с которой не говорил цербер Лабби. В сюжетной линии Софи также в который раз подчеркивается негативное влияние религии, причём делается весьма тонким намёком: в доме её отца извращенца можно увидеть икону Богородицы.
Сюжетная линия Томми — одна из самых сложных для объяснения и по совместительству самая тяжёлая для просмотра. Именно с неё начинается мультфильм. Возможно Томми — это аллегория на легко подверженного влиянию религиозного фанатика, неправильно и слишком уж буквально толкующего догмы христианства и тексты Библии. Цербер Лабби легко сначала убеждает мальчика, что в чреве его матери сидит Антихрист, что приводит к гибели невинного младенца, а затем и родителей, а после развращает Томми и в итоге отводит его прямиком в Ад.
Томми теряет сознание и видит видения, в которых плод оказывается в ловушке в пузыре, а его родители мутировали в антропоморфных собак. Он обдумывает свое положение у колодца, где дух по имени Монах спрашивает его о его самом большом желании.
Томми хочет, чтобы его родители были еще живы, и Лабби говорит, что его желание будет исполнено, если он отдаст ему свою девственность. Томми занимается сексом с Лабби на трупах его родителей. Когда Лабби уходит, Томми цепляется за своего нерожденного брата, а затем продолжает хоронить своих родителей и брата.
Сюжетная линия Ральфа — самая реалистичная, причём переплетающаяся с линией Софи. И здесь вновь сразу бросается в глаза противоречивое влияние религии. Родители Ральфа оправдывают уродство сына волей Бога, при этом запрещая каким-либо образом обижать вживленного в его тело брата. Однако не смотря на внешнюю порядочность родителей, внутри они оказываются монстрами ужаснее, чем их сын.
Так, отец спокойно избивает сына, а на следующий день смотрит детскую порнографию, снятую отцом Софи. Цербер Лабби, возникающий в минуты максимальной душевной нестабильности Ральфа, вполне может являться лишь плодом воображения, внутренним голосом, подталкивающим в конечном итоге взять Ральфа оружие ради расплаты.
Ральф приходит домой и застает своего отца за просмотром новой ленты, который говорит, что гордится своим сыном, и признается, что изнасиловал Софи. Ральф в гневе убивает его бейсбольной битой и застреливает свою мать. Он прибывает в дом Софи и убивает ее отца вместе с одним из двух мужчин, снимающих другое видео. После чего дьявольский пёс Лабби внушает Ральфу убить своего близнеца, поэтому он отрезает ему лицо.
В эпилоге мультфильма все действующие лица трилогии — опороченные грехом дети — оказываются у бездонного колодца рядом с духом (Монахом), проституткой и Мужчиной, который пригвождён к кресту, то есть наркоманом. Колодец здесь символизирует бездну души главных героев, которая очернена до невозможного. Убийство здесь происходит не только в физическом, но и в духовном плане — так, убившие своих родителей Ральф и Томми нравственно падают в глазах общества и оказываются подвергнуты неминуемой и страшной каре за свои преступления.
Связь с религией в мультфильме подчеркивается и сумасшествием безымянного убийцы, который в заслуженном аду слышит слова: «he’s watching you and he loves you» (он наблюдает за тобой, и он любит тебя). О ком конкретно идёт речь — непонятно, фильм предлагает миллион вариантов толкования тех или иных образов и символов, большую часть которых тяжело разобрать из-за обилия крови, дергающейся картинки и вызывающего ужас аудиоряда, представляющего собой смесь искаженных криков и шипящих голосов героев.
Можно довольно долго гадать, что именно послужила основной идеей при создании мультфильма «Куда Покойники Уходят Умирать». Что должны были рассказать зрителю эти жуткие образы и персонажи? Если это повествование о таинстве смерти, то к чему эти леденящие кровь сцены? Если о вреде религии, то зачем подавать это столь отвратительным образом?
Но если же целью было провести зрителя в самые глубины искусственно созданного ада, то я снимаю шляпу — это удалось, я бы даже сказал, что план перевыполнен, потому что это, возможно, единственный мультфильм с таким обилием жестокости и давящей на психику атмосферой. В конце просмотра, до которого ещё нужно дожить, вы останетесь сидеть парализованные, понимая, что едва ли сможете этой ночью спать спокойно.