Кто вызвал демонов и откуда взялся Думгай: разбираемся во вселенной DOOM

Без спойлеров к DOOM: Eternal.

Сюжет и проработка мира никогда не входили в число главных достоинств DOOM, но за 27 лет существования франшизы накопилось достаточно информации, чтобы создать отдельную вселенную.

Без спойлеров к Eternal рассказываем, как устроен мир DOOM: откуда взялись легионы демонов, кто такой Думгай и зачем нужно было открывать порталы в ад.

Кто вызвал демонов и откуда взялся Думгай: разбираемся во вселенной DOOM

По колено в мертвецах

Семь коротких абзацев — ровно столько занимало описание завязки сюжета в оригинальном DOOM 1993 года. При этом текст было даже не найти в игре: он находился в Readme-файле, идущем в комплекте с Shareware-версией DOOM. Судя по «Библии DOOM», первому дизайн-документу игры, изначально в ней планировали сделать больший упор на повествование. Но Джон Кармак отказался от этой идеи — он был уверен, что для шутера от первого лица сюжет не столь уж важен.

Последующие перезапуски, разумеется, расширили и углубили историю, но её основа осталась неизменной: место действия — Марс (или его спутники), вокруг — полчища демонов, появившиеся в результате неудачного эксперимента, а против них — одинокий главный герой, разбирающийся со всеми проблемами с помощью дробовика и бензопилы.

Как в оригинальном DOOM, так и в перезапусках виной нашествию демонов послужила компания UAC (Union Aerospace Corporation) — межпланетный конгломерат, занимающийся исследованиями в области телепортации и альтернативных источников энергии. Есть мнение, что образ этой компании был во многом основан на другой вымышленной корпорации — Weyland-Yutani из вселенной «Чужих».

Головной офис UAC находится на Марсе, но при этом у неё есть базы и на других планетах, включая спутники Марса Фобос и Деймос, а также на удалённой планете под названием Tei Tenga.

Последняя изначально должна была стать местом действия первого и третьего эпизода классического DOOM, но впоследствии от этой идеи отказались. Хотя упоминание Tei Tenga осталось в файлах игры, и это название даже можно увидеть на некоторых текстурах экранов.

По сюжету первой части DOOM, на спутниках Марса UAC проводила ряд экспериментов с засекреченными технологиями, включая телепортацию. Между Фобосом и Деймосом установили систему межпространственных врат и начали пересылать через них «добровольцев». Всё шло неплохо, пока в какой-то момент испытуемые не начали кидаться на окружающих, а Деймос попросту исчез с радаров — как потом выяснится, он переместился прямиком в ад.

Завязка DOOM 3 рассказывает похожую историю, однако с той лишь разницей, что действие происходит непосредственно на Марсе, а не на его спутниках. Во вступительном ролике видно, как злые духи, вырвавшиеся из портала в ад, превращают персонал и охрану базы UAC в агрессивных зомби. Однако теперь у злой корпорации появилось «лицо» — доктор Малкольм Бетругер, глава исследовательского отдела UAC и главный антагонист DOOM 3. Именно он заключил сделку с демонами и впустил потусторонние силы на Марс.

В перезапуске 2016 года на сцену вышли новые персонажи. Нам показали главу UAC — доктора Сэмюэла Хайдена, переместившего свой мозг в тело трёхметрового робота, чтобы избежать смерти от неизлечимой формы рака. На момент окончания игры его мотивация так и осталась загадкой: он всю дорогу то помогал главному герою, то открыто им манипулировал.

Главным антагонистом же стала доктор Оливия Пирс, протеже Хайдена и глава отдела биохимических исследований в UAC. Подобно Бетругеру, она также заключила сделку с силами ада. Со временем демоническое влияние исказило её разум, и через неё распространилось дальше внутри UAC. Перед началом вторжения в корпорации уже успел образоваться культ поклонения демонам, со всеми прилагающимися «радостями» вроде тёмных ритуалов и человеческих жертвоприношений.

Сама Пирс при этом тоже выглядит как киборг: чтобы не оказаться прикованной к инвалидному креслу, она облачила себя в титановый экзоскелет. Он постоянно причиняет ей невыносимую боль, но она принципиально не принимает болеутоляющие, чтобы сохранить ясность ума.

В этой части DOOM завязку сюжета несколько изменили: теперь основное назначение базы UAC на Марсе — это не изучение межпространственных перемещений, а добыча таинственной «аргент-энергии». Из-за высокой эффективности она быстро стала основным видом топлива на Земле, заменив нефть и ядерную энергетику.

Официальная версия гласит, что источник аргент-энергии находится на Марсе — так думает всё население Земли и большая часть сотрудников самой UAC. Лишь немногим известна зловещая правда о том, что компания добывает её прямиком из ада через пространственный разлом — этот секрет, как и сам факт существования адского измерения, хранится в строжайшей тайне.

В сиквеле оригинального DOOM место действия впоследствии сместилось со спутников Марса непосредственно на Землю: полчища демонов прорвались сквозь врата и на нашу планету. В DOOM Eternal эта история повторяется: действие начинается через шесть месяцев после окончания DOOM (2016). Земля сильно изменилась за это время: большая часть суши захвачена демонами, а население порабощено или превратилось в одержимых зомби.

Берега ада

Разбираться со всем этим, как и раньше, предстоит безымянному главному герою. За время существования серии его предыстория несколько раз менялась, и до сих пор нет единого мнения, за одного и того же персонажа мы играем в разных частях DOOM или нет.

Даже между двумя первыми частями DOOM уже есть нестыковки. Тогда протагониста серии называли «Пехотинец рока» (Doom Marine), или просто «Думгай» (Doomguy).

В описании первого DOOM нам рассказывают, что во время службы в морской пехоте он отказался выполнять приказ стрелять по гражданским и напал на старшего офицера, за что и был «сослан» на Фобос для охраны базы UAC. За время первой части он успел побывать также и на Деймосе и даже отправиться в ад, после чего благополучно вернулся на Землю — к тому времени уже захваченную демонами.

DOOM II рассказывает несколько иную предысторию: Думгай возвращается на Землю не со спутников красной планеты, а с базы UAC непосредственно на самом Марсе, где также развернулась схватка с силами ада. Поэтому существует версия, что в первой и во второй частях DOOM мы играем за разных персонажей.

Можно считать, что DOOM 3 в таком случае выступает как приквел ко второй части — его основные события разворачиваются как раз на Марсе. В отличие от предыдущих игр, здесь главный герой не носит шлем, но зато он всё также молчалив, хотя с некоторыми персонажами в игре можно вступить в некое подобие диалога.

DOOM RPG, спин-офф основной серии, привнёс несколько новых подробностей в лор вселенной. Во-первых, на сайте игры в описании главного героя было указано, что это всё тот же герой, за которого мы играли в первой, второй и третьей частях DOOM.

Во-вторых, в игре есть упоминание о том, что Пехотинец Рока относится к клану Бласковиц, то есть, по сути, является потомком Би Джея Бласковица, главного героя из серии Wolfenstein. В одном из интервью создатели обоих тайтлов Том Холл и Джон Ромеро подтвердили, что между протагонистами их игр есть родство.

Отдельно стоит упомянуть книжные адаптации: в отличие от видеоигр, в них главному герою дали имя. По третьей части выпустили два романа, где пехотинца назвали Джон Кейн (John Kane). По мотивам DOOM и DOOM II вышло аж четыре книги — в них главного героя зовут Флинн Таггарт (Flynn Taggart). Часть книжек из этой серии публиковалась и в России — в 1997 году издательство АСТ выпустило первые два романа из цикла: «По колено в крови» и «Ад на Земле».

В 2005 году издательство Эксмо переиздало их вновь, только название первой книги зачем-то поменяли на «DOOM. Стреляй и иди». Художественная ценность этих романов остаётся под вопросом, но для фанатов серии первая книга интересна будет прежде всего тем, что подробно пересказывает первую часть DOOM, вплоть до детальных описаний отдельных уровней, секретных комнат и так далее.

DOOM 2016 года предложил новый взгляд на ориджин главного героя и заодно дал ему новое имя: Doom Slayer («Убийца рока»). Во время первой экспедиции в ад Сэмюэл Хайден обнаружил гробницу, внутри которой покоился саркофаг с неизвестным мужчиной в стазисе. Все попытки «оживить» его или нанести хотя бы какой-то вред оказались безуспешны. По крайней мере до тех пор, пока во время нашествия демонов на Марсе он не очнулся сам — с этого момента и начинается DOOM (2016).

По ходу игры можно найти ряд записей, которые рассказывают чуть больше подробностей об Убийце рока. Выясняется, что он сражался с силами ада тысячелетиями, проходя при этом «сквозь миры и эпохи» — до тех пор, пока не попал в ловушку и демоны не заточили его в гробнице. По другой версии, он отправился в заточение сам. Возможно, «сквозь миры и эпохи» — это намёк на то, что во всех частях DOOM мы всё же играем за одного и того же героя, просто события происходят в параллельных реальностях.

Также из записей выясняется, что когда-то давно Убийца рока бился на стороне ордена «Ночных стражей» (Night Sentinels) — рыцарей, сражавшихся с легионами ада. Возможно, в какой-то момент он их даже возглавлял, так как в записях упоминается, что он «носил корону Ночных стражей».

Их родной мир под названием «Аргент Д’Нур» (Argent D’Nur) в итоге был захвачен — адское измерение поглотило его после того, как один из стражей предал орден. В DOOM Eternal мы с ним встретимся — одна из катсцен в трейлерах показывает, как персонаж по имени Предатель передаёт главному герою некий артефакт.

Другой находкой Сэмюэла Хайдена в гробнице Убийцы рока стал Преторианский костюм (Praetor Suit) — та самая броня зелёного цвета, в которой мы видим Думгая почти во всех играх серии. В предыдущих частях ей не придавалось большого значения — это была просто униформа зелёного цвета с коротким рукавом, в комплекте к которой шёл шлем со стеклянным визором.

В DOOM 2016 года ей уделили больше внимания: записи в игре рассказывают об экспериментах UAC, в ходе которых выяснилось, что костюм практически не восприимчив ни к каким видам повреждений. Это может быть объяснением того, как Убийца рока переживает попадания фаерболов и удары демонов, в несколько раз превосходящих его по росту. Также костюм способен впитывать и удерживать аргент-энергию — таким образом в игре происходит прокачка параметров героя.

Точных данных о том, откуда взялся этот костюм и кто его создал, в игре нет, да и имеющиеся крупицы информации противоречат друг другу. С одной стороны, можно найти записи о том, что костюм был выкован в аду, а Убийце рока его отдал один из его обитателей — некто под именем The Wretch. С другой стороны, если изучить костюм в деталях, на нём можно увидеть надписи на английском, а также заводские штампы вроде серийного номера.

Но мощная броня — это лишь половина успеха. Основа экипировки Убийцы рока — это, конечно же, пушки и прочие орудия убийства. Несмотря на то, что вокруг них строится добрая часть геймплея, какого-то интересного лора по ним не так уж и много. Оружие и есть оружие, оно просто выполняет свою функцию — убивать монстров.

Куда интереснее подробности его создания. Так, для первых частей DOOM большая часть спрайтов оружия была снята с детских игрушек. Дробовик — с пластикового помпового ружья. Chaingun — с игрушечного минигана. А кулак с кастетом — с волосатой руки Кевина Клауда (Kevin Cloud), одного из художников id Software.

Двустволку перерисовали с обычного дробовика, спрайт ракетницы сделали полностью вручную, а вот для спрайта BFG 9000 фотографию игрушечной пушки пришлось отзеркалить, чтобы оружие выглядело массивнее.

BFG 9000 — это традиционно самое мощное оружие в серии, способное одним выстрелом уложить целую толпу демонов. Есть несколько версий расшифровки его названия. Официальная версия от id Software прямо называет его Big Fucking Gun. Экранизация 2005 года предложила более мягкую версию — Bio Force Gun, и тут отличились наши переводчики, окрестив его «Большим финишным глушилом». Пожалуй, не самый плохой вариант, да и к тому же передаёт дух оригинального названия.

Другое традиционное оружие, ассоциирующееся с серией DOOM — это, конечно же, бензопила. Её воплощение из оригинального DOOM рисовали с обычной цепной бензопилы марки Eager Beaver. Из неё протекало масло, поэтому на единственной сохранившейся фотографии она стоит на стеклянном поддоне. В DOOM 64 бензопилу сделали с двумя лезвиями, а в DOOM (2016) на её корпус нанесли логотип производителя, компании Painsaw (игра слов от английского Chainsaw — бензопила и Pain — боль).

Помимо обычного оружия, в руки Пехотинцу рока в разных частях игры попадали различные артефакты. Например, в DOOM 3 ближе к концу игры он находил Душекуб (Soul Cube) — мощное оружие, питающееся душами убитых демонов. При активации он выпускал лезвия и летал по экрану, самостоятельно наводясь на врагов и разрывая их в клочья. Также только с помощью этого куба в третьей части можно было убить босса-кибердемона.

В DOOM 2016 года Убийца рока по сюжету находил Горнило (Crucible) — артефакт, позволявший открыть портал между адом и марсианской базой UAC. В игре он использовался скорее как ключ, а не как оружие, однако в финальной катсцене нам показали, что его можно превратить в рунический клинок из чистой аргент-энергии. В DOOM Eternal нам наконец-то дают порубить демонов на части этим самым клинком.

Инферно

Помимо баз UAC и захваченной демонами Земли, другое традиционное место действия в DOOM — это непосредственно ад. Во всех частях главному герою рано или поздно приходилось спускаться в Преисподнюю, чтобы отомстить демонам и принести войну теперь уже в их дом.

С точки зрения лора, тяжело сказать, что именно представляет из себя ад. Единственное, что можно утверждать точно — это место находится не в недрах Земли и даже не на другой планете. Судя по тому, как ад и его обитатели могут проникать в нашу реальность и захватывать целые миры, в лоре DOOM стоит думать о нём скорее как о некоем параллельном измерении.

Во всех частях ад изображался по-разному, однако общие черты всё же есть. Например, в нём явно по-другому работают законы физики: достаточно посмотреть на парящие в воздухе камни и целые острова с постройками. Также в первых частях DOOM в аду видна сатанинская символика и искалеченные человеческие тела — предположительно, это души грешников, попавшие туда после смерти.

Ну и конечно же, главное, что объединяет все воплощения ада в разных частях DOOM, — это его обитатели. Демонические войска можно очень грубо разделить на три большие группы: одержимые зомби, непосредственно сами демоны и демоны с кибер-улучшениями.

Одержимые когда-то были людьми, но влияние ада исказило их и превратило в жестоких монстров. Часть из них восстала в виде адских солдат и поэтому продолжает пользоваться огнестрельным оружием. Другая же часть просто превратилась в медленных безмозглых зомби. По большей части, в иерархии демонов Одержимые стоят на самой низшей ступени и выполняют роль пушечного мяса. В самой же игре — это традиционно самые слабые противники.

Однако есть и исключения. Стоит вспомнить Ревенантов — далеко не самых базовых врагов. По лору DOOM (2016), эти огромные демонические скелеты с ракетницами пришли не из ада, как это было в прошлых частях, а были созданы самой UAC в ходе экспериментов на своих солдатах. Всего несколько недель ужасно болезненного растягивания костей и вживления ракетниц в плечи — и Ревенант готов.

О культуре и социальном строе демонов практически ничего не известно, так как при встрече с Пехотинцем рока они обычно не в настроении для разговоров. Понятно только то, что сами демоны делятся на некое подобие каст.

Например, Импы находятся на низшем слое их социальной структуры, в то время как Бароны ада — это демоны высшего ранга. Один из внутриигровых текстов в DOOM 2016 говорит о том, что Бароны ада — это королевская стража некоего неназванного тёмного лорда. А вот скажем демоны Пинки (Pinky) вообще не вписываются в эту иерархию: в аду они считаются скорее животными, чем разумными существами, а их мясо признано деликатесом.

Ограниченным интеллектом также обладают Какодемоны — летающие монстры, плюющиеся молниями. Держатся в воздухе они за счёт псионических способностей, но рудиментарные конечности внизу туловища намекают на то, что когда-то они умели ходить.

Своим видом Пинки сильно напоминают Бехолдеров — классических монстров из Dungeons & Dragons. Но, как ни странно, первоначальный дизайн они позаимствовали не у них, а у другого монстра из D&D — Астрального Дредноута (Astral Dreadnought), красовавшегося на обложке книги Manual of the Planes по первой редакции AD&D.

Многие демоны способны использовать магию: даже Импы умеют концентрировать энергию в руках и метать в игрока фаерболы. Но учёным из UAC и этого показалось мало, поэтому они начали проводить эксперименты по «улучшениям» захваченных в плен демонов с помощью кибернетики. Отличная идея, которая уж точно не могла закончиться ничем плохим.

Так свет увидели создания вроде Манкубуса, Арахнотронов, и, конечно же, одного из самых опасных врагов Думгая — могущественного Кибердемона. В DOOM (2016) его буквально собрали по кускам из обнаруженного в аду трупа огромного демона и «оживили» с помощью аргент-энергии.

Интересно, что Кибердемон появляется также и во франшизе Wolfenstein, а точнее — в Wolfenstein RPG. В её финале нацисты призывают могущественного демона по имени «Предвестник рока» (Harbinger of Doom). Би Джей Бласковиц побеждает его с помощью зачарованного копья, лишая демона левой руки и правой ноги — именно эти конечности у него в DOOM заменены на кибер-протезы. Перед тем, как сгинуть, демон проклинает Бласковица, говоря, что за это «поплатятся его потомки».

Другой классический «финальный босс» в серии DOOM — это Spider Mastermind, огромный мозг на металлических ногах, вооружённый миниганом. Именно он координировал вторжение демонов на Марс и его спутники в классическом DOOM. В перезапуске 2016 года создатели остались верны этой традиции: именно в «мастермайнда» превратилась Оливия Пирс в финале игры.

Последующие части DOOM представили новых «главных демонов». Финальным боссом в DOOM II стала Икона греха (Icon of Sin) — в игре этот монстр выглядел как текстура на стене в виде огромной демонической головы. Во лбу у неё зияло отверстие, из которого «рождались» новые демоны. И хотя кроме головы нам больше ничего не показали, текст после окончания уровня говорил о том, что у этого исчадия ада было ещё и огромное тело. В релизном трейлере к DOOM Eternal мы наконец-то увидели Икону греха во всей красе.

В DOOM 64 финальным боссом стала Мать демонов (Mother Demon) — летающая личинка с четырьмя руками, чем-то напоминающая королеву Чужих.

Несмотря на такое разнообразие могущественных демонов, главный вопрос пока так и остался без ответа: кто та верховная сущность, которая стоит во главе орд преисподней и управляет ими? В лоре серии есть лишь намёки на некоего властелина ада, но ни разу не говорится напрямую — Сатана это или кто-то другой.

Ещё во время первых презентаций разработчики DOOM Eternal обещали, что уделят больше внимания лору игры и продолжат создавать целую внутриигровую вселенную. И они явно сдержали обещание. Игра много позаимствовала у DOOM II — действие также переместилось на захваченную демонами Землю, плюс мы увидели возвращение старых врагов вроде Арчвайла и Арахнотрона.

Но кроме этого мы увидели и новую сторону конфликта — ангелоподобную расу Создателей (The Maykr). Нам показали новых врагов — Мародёров, бывших когда-то членами ордена Ночных стражей, и потому носящих такую же броню, как и Убийца рока.

Мы также увидели исполинских Титанов — в предыдущей части на одном из уровней можно было увидеть лишь труп одного из них. Этого титана, к слову, когда-то давно властелины преисподней создали для борьбы с Убийцей рока, но, очевидно, затея не увенчалась успехом — Думгай как всегда победил.

DOOM Eternal не только стал отличным продолжением успешного перезапуска франшизы, но и значительно расширил лор всей серии. Однако и до его релиза вселенная DOOM была богата на интересные факты — разумеется, всех их в рамках одной статьи не уместить. Если мы что-то упустили — добро пожаловать в комментарии, будем рвать и метать вместе.

 

Источник

Читайте также