Кто виноват? Что делать? Что, черт побери происходит?

Кто виноват? Что делать? Что, черт побери происходит?

На моей памяти было три фильма, с которых и без того немногочисленные зрители массово вставали и уходили где-то посередине. Это были «Хранители» Зака Снайдера, «Скотт Пиллигрим против всех» и вот теперь «Все, везде и сразу». Оба два первых фильма с треском провалились, но остались

Есть чувство, что «В, В и С» сядет тихонько на скамейку рядом с теми двумя лузерами. Почему, собственно? Я уже после сеанса удосужился посмотреть, кто был у руля. Есть такой среднеазиатский термин «шайтан-арба», который используется для обозначения нелепого средства передвижения, но произносится с пиететом, потому что шайтан-арба внушает трепет безумством замысла и скоростью. Так вот «В,В и С» — элитная шайтан-арба, за рулем которой сидят «Дэниэлы» (Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт). И вы знаете, им не впервой. У чуваков явно есть свой метод. Есть фильмы, которые говорят просто о сложном. Например «Игра на понижение». Есть те, кто говорят сложно о сложном. «Матрица» перегружена отсылками на Бодрийяра и втолковывает о детерминированности и свободе воли. Еще можно поговорить просто о простом. Но это высший пилотаж. Интересно так может разве что Клинт Иствуд. Дэниэлы, возможно, понимают, что поднимаемые ими темы без мозголомной формы будут высмеяны. В «Человеке — швейцарском ноже» они решали проблемы взаимодействия человека с миром с помощью кишечных газов очень полезного трупа, а в «Легионе», самом неочевидном сериале Марвел, говорили о том, что не знать себя — это как бы и не особо страшно. «В, В и С» снова о том же. О семье, о познании себя и о важности того, что иногда нужно просто сказать друг другу прямо правильные слова.

О чем?

Дэниэлы доводят свой перегруженный визуальными образами, стыдными гэгами и почти мультяшным ритмом избыточный стиль до возможного максимума. Итак, сюжет крутится вокруг китайской эмигрантки Эвелин. Эвелин уже немолода, у Эвелин прачечная, которой надо управлять, муж, который все сводит к шуткам, дочь — лесбиянка, долги и внезапно приехавший из Китая отец-тиран, которому не обязательно знать, что у внучки есть девушка. Чего у Эйвилин нет, так это свободного времени. И пятно на потолке покрасили не той краской, потому что Эйвилин не проконтролировала. И Эвелин предстоит очень важный поход к налоговому инспектору в исполнении Джейми Ли Кертис, после которого станет ясна судьба ее горемычного предприятия. И где-то по дороге в налоговую начинает происходить…

ДИЧЬ

Я не буду скрывать, у меня слабость к фильмам, которые могут захватить внимание своей нарочитой внезапностью. Муж Эвелин внезапно говорит, что он — это не он, а он из другого мира. Миров много и все их планомерно уничтожает хтоническое воплощение Хаоса по имени… Как и Эйвелин, я так и не запомнил, как зовут Зло. Теперь у героини есть наушники, которые связывают ее с другими копиями себя в других вселенных, и, сделав нечто странное, она может воспользоваться их навыками. Через пару минут налоговый инспектор превратится в агрессивного рестлера, а безобидные клерки попытаются применить на Эйвелин приемы кун-фу.

Как и герои, и зритель в своей голове кричит «что, черт побери, происходит?». И это хорошо. Я уверен, что современному кино очень сильно не хватает этой сцены с объектами, похожими на анальные пробки. Да, странный физиологический юмор авторов явно превращается в традицию, и это может кому-то не понравиться. Но он бодрит. Держит зрителя в тонусе. Пока мозг отходит от сцен с пальцами-сосисками (не спойлер, они есть на постере) и Енототуем, авторы планомерно двигают тебя к несложной, в общем-то, морали о семейных узах. Говорят весело о банальном.

Несмотря на глобальность замысла (а Эйвелин должна спасти ни больше ни меньше Мультивселенную) фильм практически камерный. Все события происходят в прачечной и налоговой. Изредка Эйвелин перемещается в параллельные вселенные, где она певица, крутит рекламную вывеску или звезда martial arts фильмов. Да, кино у нас про семью, параллельные миры и поехавшее кун-фу. Именно кун-фу и становится важнейшим способом решения морально-этических дилемм в «В, В и С». Ну, а чо, Вачовски 20 лет назад решили, что это годная метафора для духовного роста героя. И она работает.

Мисс Малайзия — 1983 все еще огого и умудряется тащить на себе все три ипостаси фильма: боевик, семейную драму и психоделическую комедию. Причем, в рукопашной части фильма показывает штуки, которые не каждая молодая экшн-звезда сможет повторить. И умело проходит свою арку от задроченной бизнесвумен до заложенного в сценарий катарсиса.

…и все сразу.

У меня всегда был один безошибочный критерий для определения хорошего фильма. Если ты выходишь из зала, а в голове мысль о том, что нужно срочно рассказать всем и каждому о том, какая же это крутотень, причем с экспрессией и словесными конструкциями из старого Ералаша, где «а он ему на по кумполу, а тот ему под дых», то это точно он. «Все, везде и сразу» — прям стопроцентная баллистическая ракета, бьющая прямо в сердце. Даже если он по каким-то причинам не понравится, то во время посиделок с друзьями вам будет, что им рассказать. Например про Енототуя.

 

Источник

Читайте также