Само выражение «Тёмный Лорд» в литературе и фильмах появилось сравнительно недавно. Под ним подразумевается обычно архетип антагониста, то есть персонажа, который противопоставляется не только главному герою, но и всему миру в целом и выступает как типичный Главгад и злодейский злодей с манией величия и извечной тягой к космократии (мировому господству). Но антагонист не равно злодей, злодеем порой может выступать и главный герой, а его противник — либо тот, кто склоняет его на светлую сторону, либо играет роль Совести для него, как двойник в рассказе Эдгара По «Уильям Вильсон». Антагонист используется как сюжетный ход, чтобы создавать конфликты, препятствия или проблемы для главного героя.
Тёмный Лорд же характеризуется как воплощение вселенского зла или смерти в произведении (либо метатекстуально, либо как буквальная фигура в мифотворчестве), обладающий огромной властью, чаще всего как лидер или Император, имеющий в своём распоряжении кучку миньонов и / или меньших злодеев, чтобы повлиять на их конфликт против главного героя в основном косвенным образом. Дополнительно Тёмный Лорд изображен обладающим сверхъестественными физическими или магическими способностями, если герой когда-либо столкнется с ним лично.
Архетип Тёмного Лорда в основном типичен для жанра фэнтези. Зловещими фигурами выступают обычно мужчины, для них характерно стремление к власти и отождествление с дьяволом или антихристом. Энциклопедия фэнтези отмечает, что общие темы персонажей Темного Лорда включают в себя «уже побежденные, но не уничтоженные эоны до этого» и участие в «нанесении ран на землю» или других ритуалах осквернения. Японские СМИ часто используют эквивалент этого архетипа, называемый «Королем Демонов» (王, maō), опираясь на аналогичные фигуры в местной религии и фольклоре. Излюбленный мотив у писателей и режиссёров становления Тёмным Лордом — это преимущественно гордыня, зазнайство, гнев, ненависть, вероломство и предательство исконно «хорошего» персонажа, о котором даже никто и не сможет подумать, как о беспринципной и жестокой мрази, способной сотворить ужасные вещи.
В литературе концепция Тёмного Лорда началась с цикла оперы «Der Ring des Nibelungen» ( «Кольцо нибелунгов ») Рихарда Вагнера. Там существовал персонаж карлик по имени Альберих. Его имя означает «правитель сверхъестественных существ ( эльфов)», и эквивалентно старофранцузскомуОберону. В оригинале «Песни о Нибелунгах» Альберих являлся обычным хранителем сокровищ Нибелунга (сродни гномам у Парацельса и Братьев Гримм) и обладал силой двенадцати человек. Но главный герой Сигурд/Зигфрид одолел его, используя свой плащ-невидимку (Тарнкаппе), после чего карлик какое-то время служил герою. У Вагнера же Альберих стал составным персонажем, то есть смесью оригинала с карликом Андвари из скандинавской мифологии, который жил под водопадом, превращался в щуку и имел при себе волшебное кольцо Андваранаут , которое помогло ему разбогатеть.
В опере Вагнера Альберих является главой расы карликов/дварфов и главным антагонистом, управляющим событиями. Слово «Нибелунги«, которое раньше относилось только к королевскому дому Бургундии и людям, которые населяли Германию в пределах этого дворца, теперь стало обозначать самих карликов/дварфов. В «Золоте Рейна », первой опере цикла, Альберих получает возможность выковать кольцо после того, как украл золото из реки Рейн. Его брат, кузнец Мим, создает это кольцо Тарнхельм для Альбериха. Новости о краже золота и кольце силы побуждают к действию как богов, так и великанов из скандинавских мифов.
К архетипу Тёмного Лорда вполне можно отнести и Графа Дракулу из готического романа Брэма Стокера. Этот персонаж давно стал архетипом вампира-аристократа, изображен в романе с множеством различных сверхъестественных способностей, которые он получил в результате общения с самим Дьяволом. Дракула обладает сверхчеловеческой силой, которая, по словам Ван Хельсинга, эквивалентна силе 20 сильных мужчин. Он не отбрасывает тени и не имеет отражения от зеркал. Он невосприимчив к обычным средствам нападения; матрос пытается ударить его ножом в спину, но лезвие проходит сквозь его тело, как будто это воздух. Вампир может командовать животными, такими как крысы, совы, летучие мыши, мотыльки, лисы и волки.
Также Граф также может управлять в пределах своего диапазона стихиями, такими как: штормы, туман и дымка, изменять форму по собственному желанию, превращаться не только в летучую мышь, но и в туман, в волка или обычную собаку гигантских размеров. Он может проходить через крошечные трещины или щели, сохраняя при этом свою человеческую форму или в виде пара. Эту способность «унаследовала» и использовала его первая жертва — Люси Вестенра, когда стала вампиром. Персонажи вскрыли запечатанный гроб и с ужасом обнаружили, что ее труп больше не находится внутри.
Но есть у Дракулы и слабости — он не может запросто ворваться в дом к жертве, для этого ему нужно приглашение. Вампир также вынужден таскать с собой гроб с землёй из Трансильвании — в противном случае он не сможет восстановить свои силы. На солнце то он появляется, но только в пасмурные дни или в полдень. Дракула гораздо менее силен при дневном свете и может менять свою форму только на рассвете, в полдень и в сумерках (он может свободно менять свою форму ночью или если он находится в своей могиле). Солнце не смертельно для него, так как солнечный свет не обжигает и не уничтожает его при контакте, хотя большинство его способностей прекращается.
Во всём у него есть ограничения, и без крови ему не обойтись. Дракула также ограничен в своих возможностях путешествовать, так как может пересекать проточную воду только во время отлива или прилива. Из-за этого он не может просто так взять и перелететь через реку в виде летучей мыши или тумана или даже самостоятельно сесть в лодку или сойти с лодки на причал. При чем здесь Тёмный Лорд, спросите вы? С этим архетипом Дракулу роднит отождествление с Дьяволом, на протяжении всего романа глазами других героев он представляется, как вселенское зло, которое необходимо уничтожить. И слуги у него тоже были — цыгане, которые живут в Трансильвании, не говоря уже о том, что Граф Дракула изображён Королём вампиров и способен управлять себе подобными. Профессор Ван Хельсинг называл акт питья крови как вампиром, так и жертвой «вампирское крещение кровью».
В религии и мифологии архетип Тёмного Лорда можно отнести к зороастрийскому богу тьмы Ангра-Майню/Ахриману, который является источником болезней, неурожая, творцом ядовитых растений, хищных зверей; к нему вообще сводятся все физические и моральные бедствия. Ахриману покорны все даевы (дэвы), то есть духи зла, он — властелин смерти и мрака и представляется противовесом и вечным врагом бога Ормузда (Ахура-Мазды) и его блаженного царства света.
В иудаизме и христианстве подобным персонажем со времён публикации Книги Еноха стал Сатана, описываемый как лидер Ангелов, который мало того, что возгордился и возжелал править миром, как Бог, мало того, что развязал междоусобицу средь ангелов, что было ещё полбеды, так ещё и научил своих собратьев вступать в половую связь с людьми и породил Нефалемов — гибридов Ангелов и людей. Те ангелы, последователи Сатаны, впоследствии стали именоваться Падшими, а потом и вовсе трансформировались в демонов и бесов. И падшие ангелы, и их дети-полубоги доминировали, эксплуатировали, а иногда даже убивали людей, у которых не было ангельского происхождения.
У Бога Яхве терпение лопнуло, и чем всё это закончилось, мы уже знаем: Падшие ангелы убили Нефалемов, людей, подвергшихся их вредному влиянию, Бог и вовсе утопил в Книге Бытия, а самого Сатану с его оставшимися приспешниками низверг в Шеол/Ад. Но потом, видимо, простил отступника-ангела, передумал и иногда вступал с ним в сговор, дабы испытать праведников вроде Иова или самого Иисуса Христа. Сатана оказался не наказан вплоть до Откровения Иоанна Богослова.
Христианский Сатана/Люцифер также известен на латыни как «Принцепс Тенебрарум», Князь Тьмы в « Потерянном рае» Джона Мильтона. Ещё один такой персонаж, подходящий к архетипу Тёмного Лорда, встречался в кельтской мифологии, гигант с единственным огромным глазом. Его звали Балор или Балар, и он являлся лидером расы фомори, злобных существ, представляющих разрушительные силы природы, олицетворение хаоса, тьмы, смерти, упадка и засухи. В ранней литературе он также упоминается как Балор Беймнех (Балор сокрушитель).
В современном фэнтези, в трилогии «Властелина Колец» и в «Сильмариллионе» Джона Толкиена встречаются два персонажа, подходящие под архетип Тёмного Лорда. Первый — это Мелькор/Моргот из «Сильмариллиона». Космологический миф, описанный Толкиеном, слишком уж похож на библейский — здесь есть демиург, Творец всего живого по имени Эру и ангелоподобные создания — Айнур, которые в свою очередь подразделены на могущественных Валар и их помощников — Майар.
«Пламя нетленное» или «Тайный огонь» также служит отсылкой к Святому Духу в христианской теологии. Даже в мире Толкиена существовала своеобразная война между ангелами и Богом, а Мелькор служил эдакой люциферианской фигурой, который также восстал против своего Творца, разрушил два Мировых Древа Валинора и убил короля эльфов Финвэ. Имя персонажа — Моргот — на синдарине (выдуманном языке Толкина) означает «Темный враг» или «Черный враг». Бауглир — «Тиран» или «Угнетатель». Таким образом, «Моргот Бауглир» является эпитетом. Его изначальное имя — Мелькор — на языке квенья означает «Тот, кто восстает в могуществе». Поскольку Великая Музыка Айнур служила образцом для всей истории и всего материального творения в цикле Средиземья, хаос, внесенный в неё из-за дисгармонии Мелькора несет ответственность за все зло в Арде, и все в Средиземье оказалось испорчено его влиянием.
Второй персонаж — это Лорд Саурон, собственной персоной. Да-да. тот самый, который приказал выковать Кольцо Всевластья и ещё девять Колец, дабы править всеми остальными кольцами, на вулканической Роковой горе в Мордоре и которое должен был уничтожить хоббит Фродо Бэггинс. В той же работе он идентифицируется как «Некромант» из более раннего романа под названием «Хоббит«. По сюжету «Сильмариллиона», Саурон изначально служил Ауле, одному из расы Валар, и носил имя Майрон («Восхитительный»). Затем он стал шпионом возгордившегося Мелькора на острове Альмарен и вскоре незаметно для других примкнул к нему. Саурона привлекала сила Мелькора и его способность «быстро и мастерски осуществлять свои замыслы».
Альмарен был вскоре уничтожен, и Валар переселились в Благословенное Царство Валинор, так и не заметив предательства Саурона, ставшего настоящим лейтенантом и слугой Мелькора, помогая ему во всех «обманах его хитрости». Когда Валар вступили в войну с Мелькором, Саурон сбежал и, уединившись в стенах цитадели Ангбанд, начал разводить расу Орков и править ими. Саурон руководил войной против эльфов, завоевав эльфийскую крепость Минас Тирит (не путать с более поздним одноименным городом в Гондоре) на острове Тол Сирион в Белерианде, а спустя 500 лет после описанных событий и вовсе намеревался захватить Средиземье и править им, как единый Король-Бог.
Подобный архетип встречается и в «Гарри Поттере» Джоан Роулинг в лице Лорда Волан-де-Морта. Предыстория персонажа раскрывается только в шестой книге — «Гарри Поттер и Принц-полукровка«. Бывший ученик Хогвартса — Том Ридделл — оказался полукровкой, сыном волшебницы Меропы Гонт и неназванного магла. Несмотря на то, что Том был показан как прилежный ученик Хогвартса, в нём уже были психопатичные и садистские наклонности. Закончилось всё тем, что Том убил свою семью в отместку за то, что те бросили его, оставив в приюте, стал одержим желанием стать бессмертным, лишился носа, нападал на Хогвартс, причём неоднократно, и до того всех нашарохал, что у волшебников считалось опасным даже произносить его имя. Большинство персонажей романов называют его «Сам-Знаешь-Кто» или «Тот-Кого-Нельзя-Называть», а на имя даже наложено табу.
Роулинг заявила, что зачатие Волдеморта под влияниемлюбовного зелья символизирует принудительные обстоятельства, при которых он появился на свет. Лорд Волан де Морт не испытывает угрызений совести или сочувствия и не признает ценность и человечность никого, кроме себя. Он не чувствует потребности в человеческом общении или дружбе и не может понять любовь или привязанность к другому. Он считает, что превосходит всех вокруг себя, до такой степени, что часто называет себя в третьем лице «лордом Волан-де-Мортом» Роулинг также заявила, что Волан-де-Морт «невероятно жаждет власти» и что он — расист. Как и у большинства архетипичных злодеев, высокомерие Волдеморта приводит к его падению. Он также страдает от патологического страха смерти.
Персонаж Дарксайд из DS COMICS тоже подходит под архетип Тёмного Лорда. Его имя так и переводится — «тёмная сторона«. Ранее это был Принц Уксас, второй претендент в очереди на престол Апоколипса, который задумал захватить контроль над планетой у своего старшего брата Дракса. Когда Дракс попытался завладеть легендарной Силой Омега, Уксас убил его и присвоил себе ее силу. Его кожа превратилась в камень, и Уксас переименовал себя в Дарксайда. Далее персонаж задумал и вовсе безумную вещь — лишить всех свободной воли и подчинить себе. С этой целью он стремился разгадать загадочное Уравнение Антижизни, дающее своему пользователю полный контроль над мыслями и эмоциями всех живых существ во вселенной.
Во вселенной «Звёздные войны» есть два Тёмных Лорда. Первый — это Дарт Вейдер, и описывать его падение вторично не имеет нужды. Второй — Шив Палпатин/Дарт Сидиус, сенатор и канцлер и тайно — лидер Ордена Ситхов, буквально работающий на два фронта. В трилогии приквелов он изображен как харизматичный политик. который организовал Войны Клонов, практически уничтожил джедаев, положил конец Галактической Республике и соблазнил молодого падавана -джедая Энакина Скайуокера темной стороной Силы, якобы способной спасать от смерти и воскрешать мёртвых людей.
После выхода « Возвращения джедая » Палпатин стал широко признанным символом зла в популярной культуре , а после фильмов-приквелов — еще и символом зловещего обмана и подрыва демократии. После своего последнего поединка с учеником Энакином Скайуокером/Дарт Вейдером и его сыном Люком без ведома Сената Палпатин каким-то образом вернул себя к жизни и склонил на тёмную сторону Силы ещё одного молодого и истеричного парня — джедая, внука Энакина и племянника Люка — Бена Соло, ставшего Кайло Реном. Палпатин приказывает Рену найти и убить последнего оставшегося в живых джедая — девушку по имени Рей, его внучку по отцовской линии. Палпатин использует темную сторону, чтобы омолодить свое тело, но в конечном итоге терпит поражение и вторично погибает от руки Рей.
В оригинальной трилогии персонаж упоминается как «Император». Он кратко упоминается в «Звездных войнах» (1977 года), первом фильме оригинальной трилогии, который позже получил подзаголовок «Эпизод IV — Новая надежда». Это был единственный раз, когда Дарт Вейдер был показан в качестве главного и полновластного злодея фильма, который ещё не являлся учеником Лорда Ситхов. В фильме «Империя наносит ответный удар» Палпатин по-прежнему не называется по имени, носит титул Императора и появляется как загадочная фигура в капюшоне на голограмме, чтобы сообщить Вейдеру, что Люк Скайуокер стал угрозой для Империи. Без ведома Вейдера Император планирует заменить его Люком. Тем временем Вейдер намеревается свергнуть Императора и править галактикой вместе с Люком, и признаётся в том что Люк — его родной сын.
«Месть ситхов» подразумевает, что Палпатин был учеником Дарта Плэгаса, в то время как в более поздних материалах «Расширенной вселенной» прямо говорится, что он им был. В качестве других учеников и миньонов можно назвать киборга генерала Гривуса, Дарт Мола и охотника за головами — Кэда Бэйна. Палпатин часто появляется в серии комиксов « Дарт Вейдер: Темный лорд ситхов» (2017–2018), написанной Кироном Гилленом и Чарльзом Соулом. По их сюжету предполагается, что Палпатин манипулировал Силой, чтобы оплодотворить мать Вейдера — Шми Скайуокер, хотя это остается несколько двусмысленным. Комиксы основаны на сюжетной точке непорочного зачатия Энакина, представленной в «Призрачной угрозе» , и утверждении, что лорд ситхов «может использовать Силу, чтобы воздействовать на мидихлорианы для создания жизни».
Представления самого Джорджа Лукаса о Палпатине и роли, которую персонаж играет в «Звездных войнах» , со временем менялись. Начиная с «Возвращения джедая » Палпатин стал олицетворением зла в «Звездных войнах» , заменив Дарта Вейдера в качестве главного злодея. Когда снималась оригинальная трилогия «Звездных войн », имя Императора не называлось, а его тронный мир не был идентифицирован. Первое упоминание имени Палпатин произошло в прологе романа Алана Дина Фостера 1976 года «Новая надежда », в котором подробно описывается приход Императора к власти:
«При поддержке и подстрекательстве беспокойных, жадных до власти людей в правительстве и огромных коммерческих органах амбициозный сенатор Палпатин добился избрания себя президентом Республики. Он пообещал воссоединить недовольных среди людей и восстановить неизгладимую славу республики. Утвердившись в должности, он объявил себя императором, отгородившись от населения. Вскоре им управляли те самые помощники и подхалимы, которых он назначил на высокие посты, и крики народа о справедливости не достигали его ушей«.
Неясно, намеревался ли Лукас сделать Палпатина правящим императором или просто первым из череды императоров. В «Тайной истории Звездных войн » Майкл Камински утверждает, что в первоначальных заметках Лукаса речь идет о линии коррумпированных императоров, а не только об одном. Камински заключает, что если бы Палпатин был первым, он не был бы нынешним императором. Образ Палпатина как Императора был навеян Мингом Безжалостным, персонажем комиксов «Флэш Гордон» 1934 года:
По сюжету комиксов, когда главный герой Флэш Гордон прилетает на космическом корабле на планету Монго, то обнаруживает, что она узурпирована злым правителем. Сначала он был известен только как «Император » , пока несколько выпусков спустя не выяснилось, что его зовут «Мин». Характеристика Палпатина как амбициозного и безжалостного политика, демонтирующего демократическую республику для достижения высшей власти, частично вдохновлена реальными примерами во время возвышения и правления Гая Юлия Цезаря в Риме, Наполеона Бонапарта во Франции и Адольфа Гитлера в Австрии и в Германии. Также на формирование образа Палпатина повлиял и президент США 1969-74-х годов — Ричард Никсон.
Джордж Лукас хотел сделать Императора истинным источником зла в «Звездных войнах» . Сценарист Лоуренс Кэздан отметил: «Мое ощущение отношений между Дартом Вейдером и Императором состоит в том, что Император намного могущественнее… и что Вейдер очень сильно его боится.» Он объяснил, что кульминацией фильма является именно противостояние Дарт Вейдера и его хозяина. В первой сцене, которая показывает Императора, он прибывает на Звезду Смерти и встречает множество штурмовиков, техников и другого персонала, Лукас заявляет, что хотел, чтобы это выглядело как российские военные парады на 1 мая.
В «Звездных войнах и истории », опубликованном Lucasfilm, создатель вселенной описывает консолидацию власти Палпатина как похожую на римскую политическую фигуру Цезаря Августа. Оба узаконили авторитарное правление, заявив, что коррупция в Сенате ограничивает полномочия главы государства; оба оказывали давление на Сенат, чтобы тот предоставил чрезвычайные полномочия для преодоления кризиса, ложно заявляя, что они отменят эти полномочия, как только кризис закончится; и оба полагались на свой сильный контроль над военной силой.