А также их заклятых врагов — гитьянки и гитзерай.
В начале октября в ранний доступ вышла Baldur’s Gate 3 — продолжение культовой RPG, предыдущая часть которой увидела свет целых двадцать лет назад. Как и первые две игры в серии, она основана на лоре и механиках Dungeons & Dragons — только на этот раз на пятой редакции, а не на второй.
Про место действия игры, город Врата Балдура, у нас уже был отдельный материал. Сегодня же мы расскажем про основных антагонистов игры — мистических существ под названием иллитиды.
Пища для ума, ум в качестве пищи
Иллитиды (Illithid) появились в Dungeons & Dragons очень давно, ещё в самой первой редакции. Со временем их концепция эволюционировала, но общий образ всегда оставался неизменным: это хладнокровные монстры, владеющие псионикой и питающиеся мозгами своих жертв.
Другое их название — майнд флейеры (Mind Flayer), или «свежеватели разума» в официальном русском переводе пятой редакции D&D. Стоит сразу сказать, что с майнд флейером из сериала «Очень странные дела» у них мало общего. Как и в случае с Демогоргоном, создатели шоу взяли в оборот более менее известное название из лора D&D, а самого монстра уже адаптировали под сюжет сериала.
Иллитиды — это раса гуманоидных монстров, внешне похожих на худощавых людей с тёмно-синей или тёмно-фиолетовой кожей, покрытой блестящей липкой слизью. Но что сразу бросается в глаза при взгляде на них — это четыре длинных щупальца, свисающих из той части лица, где должен быть рот.
От прочих представителей бестиария D&D их отличает в первую очередь интеллект: пусть иллитиды и уступают в силе тем же оркам, но зато они умнее и коварнее большинства других монстров. С ними даже можно было бы попытаться найти общий язык и договориться, если бы не хладнокровие, высокомерие и отсутствие какого-либо сострадания к другим, низших по их мнению, расам.
В дополнение к высокому интеллекту иллитиды обладают мощными псионическими способностями: телепатией и телекинезом. Некоторые могут даже летать, поднимая себя в воздух одной лишь силой разума. Более слабые умы они легко берут под контроль и управляют словно марионеткой.
Всё это делает из них великолепных манипуляторов. Представьте себе ситуацию: отважный паладин внезапно начинает слышать у себя в голове настойчивый голос, говорящий ему о том, что он — избранный и что именно ему предстоит спасти мир от нашествия демонов. Разумеется, он начинает думать, что это ни что иное как глас божий, и начинает исполнять все его указания.
Со временем голос начинает говорить о том, что паладину нужно подготовиться к сражению с демонами, поэтому он должен призвать одного из них в материальный мир, чтобы потренироваться на нём — в конце концов, врага нужно знать в лицо. И вот, после того как нарисован магический круг и произнесены последние слова заклинания, из открывшегося портала появляется не один из младших демонов, а огромный балор, который тут же разносит и церковь, и полгорода в придачу.
В образовавшемся хаосе никто и не заметит пару сотен бесследно пропавших горожан — теперь они станут отличным запасом свежих мозгов для колонии иллитидов, обитающей в пещерах под городом и, разумеется, стоящей за всей этой историей с самого начала.
Иллитиды всегда стараются избежать участия в бою и обычно прикрываются порабощёнными жертвами. Однако если дело доходит до прямого столкновения, они сразу используют способность mind blast — оглушающую волну, поражающую всех на расстоянии до 20 метров. Тех, кто не смог противостоять этой атаке, они охватывают щупальцами и в прямом смысле залезают своей жертве в голову, пытаясь добраться до мозга.
Мозги разумных существ — это единственная диета, которой придерживаются иллитиды: в ткани мозга содержатся необходимые для них гормоны и питательные вещества. Но кроме этого, вместе с мозгом жертвы они поглощают все её мысли и воспоминания, а также забирают себе огромный запас псионической энергии. Для поддержания здоровой формы иллитиду необходим хотя бы один мозг разумного гуманоида в месяц. В случае недоедания его силы начинают иссякать, а кожа перестаёт выделять слизь и теряет характерный блеск.
Иллитиды — это однополые существа. Пару раз за свой жизненный цикл они откладывают яйца, из которых вылупляются личинки, похожие на головастиков — из них потом вырастают новые иллитиды. Личинок выпускают в специальный бассейн, где они растут, питаясь мозгами жертв и рабов своих старших собратьев.
Следующий этап жизни личинки называют цереморфозом (ceremorphosis): головастика подсаживают к живому носителю — через глаза или нос он попадает внутрь черепа и начинает питаться мозгом жертвы. Вскоре паразит «подключается» к нервной системе и берёт тело носителя под полный контроль. Ещё через какое-то время (обычно — около недели) жертва превращается в нового иллитида.
Новообращённый иллитид сразу же обладает полной осознанностью, а также сохраняет небольшие отголоски памяти своего бывшего носителя. Однако на его кровожадную и расчётливую натуру они повлиять уже никак не могут — человека, который превратился в иллитида, уже не вернуть обратно.
Впрочем, жертвами иллитидов становятся далеко не только люди: майнд флейеры готовы полакомиться мозгами и эльфов, и дварфов, и представителей других разумных рас. Но у них есть и свои предпочтения: чем более многогранным разумом обладает жертва, тем более она привлекательна. Между мозгами полуорка-фермера и, скажем, эльфа-историка иллитид всегда выберет второй вариант.
Тем не менее для цереморфоза пригодны не все расы. Стабильно этот процесс работает лишь на людях, эльфах, дроу, орках и ещё нескольких гуманоидных расах. А вот, например, дварфы, гиганты и халфлинги категорически не подходят для превращения в иллитидов — подсаживание к ним личинки приводит к смерти и паразита, и носителя.
Разум превыше материи
Общество иллитидов кардинально отличается от общества большинства других фэнтезийных рас — как с точки зрения обычаев, так и с точки зрения социального устройства. У них нет своего государства, но поселения майнд флейеров раскиданы по всем уголкам материального мира и не только.
Глаза иллитидов не приспособлены к свету — он причиняет им боль, поэтому живут они в основном в пещерах Подземья (Underdark). Их города называют колониями, и обычно их население насчитывает порядка тысячи особей. У каждого майнд флейера есть ещё как минимум пара рабов из «низших» рас, поэтому общую цифру населения колонии можно смело умножать на три.
Тем не менее колония — это далеко не просто скопление отдельных иллитидов, живущих в одном месте. Каждый из них связан с остальными телепатической связью, а подчиняются они все Старшему мозгу (Elder Brain). Он контролирует разум каждого иллитида в радиусе восьми километров и служит единственным и главным узлом коммуникации в колонии.
Степень контроля над каждым иллитидом такова, что проще всего воспринимать колонию как единый организм, разум которого заключён в Старшем мозге. То, что видит и слышит один иллитид, видит и слышит вся колония. Поэтому прокрасться в неё без боя чрезвычайно сложно — малейшая ошибка приведёт к тому, что на нарушителя ополчатся все иллитиды в поселении.
Выглядит Старший мозг подобающе своему названию: это огромный мозг, плавающий в бассейне со специальной жидкостью, наполненной личинками иллитидов — они служат ему основной пищей. После смерти каждый майнд флейер проходит церемонию единения: ему вскрывают череп, извлекают мозг и переносят его в бассейн. Там он поглощается Старшим мозгом, передавая таким образом все свои знания и становясь частью коллективного разума колонии.
Иллитиды считают этот обряд высшей точкой своего существования и единственным верным способом обрести бессмертие. Потому они не боятся старения и смерти — по крайней мере до тех пор, пока находятся внутри колонии, где их тела могут подобрать товарищи.
Иногда отдельным иллитидам приходится уходить за пределы колонии — с целью разведки или поиска новых источников пищи. Выйдя из зоны влияния Старшего мозга, иллитид со временем может начать приобретать собственные взгляды на мир и на другие расы, вплоть до заключения союзов с бывшими врагами. Таких «отступников» называют иллитидами-ренегатами. Однако любой подобный союз недолговечен: как только майнд флейер снова попадает под влияние Старшего мозга, его собственное «я» бесследно исчезает.
Иногда, очень редко, процесс цереморфоза порождает особенно крупного и хитрого иллитида — их называют улитаридами (Ulitharid). Их отличает число щупалец на лице (шесть вместо четырёх) и, что самое важное, независимость от Старшего мозга. Появление улитарида приводит к всплеску активности и к волнениям в колонии — новый вожак быстро перетягивает рядовых иллитидов на свою сторону.
Со временем конкуренция со Старшим мозгом становится невыносима, и улитарид отправляется с отрядом приспешников в странствие в поисках нового дома. После того, как они находят подходящее место, образуется новая колония, а улитарид постепенно превращается в новый Старший мозг.
Иллитиды во всём полагаются на свои псионические способности и не приемлют другие виды магии. Арканическую магию они откровенно презирают и стремятся искоренить — в их понимании она слишком непредсказуема и хаотична.
Тем не менее некоторые иллитиды, долго пробывшие вне контроля Старшего мозга, могут развивать интерес к арканической магии. Если большинство иллитидов видит свою вечную жизнь в единении со Старшим мозгом, то иллитиды-арканисты рано или поздно приходят к выводу, что единственный для них способ избежать смерти — это превратиться в лича.
Таких иллитидов называют алхуны (Alhoon), а тех, кому всё же удалось стать личом — иллитиличи (Illithilich). Они очень редки, но чрезвычайно опасны, так как помимо псионики владеют ещё и мощными заклинаниями. Неподготовленный противник вряд ли отличит алхуна от рядового иллитида, но опознать их несложно: их кожа выглядит более бледной, высохшей и не покрыта липкой слизью, как у обычных иллитидов.
Что касается божественной магии, от неё иллитиды ещё более далеки, чем от арканической: их высокомерие не позволяет просить могущества у абстрактных высших сил. Тем не менее, религия иллитидам не чужда, хоть она и не занимает такого важного места, как у других фэнтезийных рас. Вместо богов пантеонов D&D или Forgotten Realms они поклоняются неким абстрактным концепциям, олицетворяющим полный контроль над собственным разумом и абсолютное постижение знаний.
При общении иллитиды практически не пользуются устной речью, предпочитая ей телепатию. Некоторые из них всё же разучивают несколько языков — особенно те, которые увлекаются магией, так как без вербального компонента многие заклинания использовать не удаётся. Рот иллитида не предназначен для устной речи: в нём отсутствует язык и другие органы артикуляции. Поэтому, чтобы произносить слова и звуки, некоторые иллитиды, к ужасу собеседника, засовывают одно из щупалец себе в рот и используют его в качестве языка.
Письменность иллитидов называется квалит (Qualith) и представляет из себя четыре параллельные линии, иногда прерывающиеся пробелами — что-то наподобие азбуки морзе, но как если бы четыре сигнала шли одновременно. Такие надписи делаются на рельефной поверхности, и в них при помощи псионики передаются мысли автора.
Чтобы прочитать написанное, иллитид проводит по линиям одновременно всеми четырьмя щупальцами. Объём информации, содержащийся в этом «шифре», гораздо больше, чем в обычной записи буквами: из надписи на квалите можно понять не только смысл текста, но и кому он адресован, когда был написан, настроение автора и так далее.
Для других рас понять написанное на квалите практически невозможно — слишком сложно для восприятия и слишком непохоже на обычный вид письма. Самый простой способ перевести надпись на квалите — это использовать заклинание для распознавания чужих языков. Попытка прочитать её без магической помощи может привести как минимум к головной боли, а как максимум — к потере рассудка.
Помимо превращения представителей других рас в безмозглых рабов, иллитиды постоянно экспериментируют с процессом цереморфоза, создавая новых чудовищ. Обычно в колонии даже есть специальные помещения для подобных экспериментов. Для превращения в иллитидов пригодны только несколько гуманоидных рас, во всех остальных случаях внедрение личинок чаще всего приводит к смерти носителя.
Однако иногда всё же подобные опыты дают результат. Так, если иллитидам удаётся схватить живого бехолдера, они могут превратить его в свидетеля разума (Mind Witness) — ужасающую смесь из обоих видов: летающий шар, покрытый щупальцами. Иллитиды используют этих созданий для усиления и расширения своей телепатической сети — врождённые псионические способности бехолдеров позволяют им поддерживать связь с семью другими существами одновременно.
Другие создания майнд флейеров — это мозги на четырёх лапках, называемые пожирателями интеллекта (Intellect devourer). Их создают из мозга рабов и, несмотря на нелепый внешний вид, они довольно опасны, так как могут атаковать разум жертвы на расстоянии. Их часто используют в качестве разведчиков или как приманку, чтобы заманить жертву в западню, устроенную иллитидами.
Однако не все порождения иллитидов создаются ими самими. Если разрушить колонию и не зачистить при этом бассейн с личинками, без участия в цереморфозе они начнут есть друг друга, и это будет продолжаться до тех пор, пока не останется лишь одна. Со временем она разрастётся в неотелида (Neothelid) — огромного червя с щупальцами, пожирающего всё на своём пути, даже иллитидов.
По уровню интеллекта неотелиды не слишком далеки от диких животных, но зато обладают псионическими способностями и даже могут летать. Тем не менее, это крайне редкие создания, так как обычно у личинок два пути: или они участвуют в цереморфозе, или их пожирает Старший мозг. Иллитиды считают неотелидов омерзительными и никогда не станут создавать их специально — это одно из строжайших табу в их обществе.
Падение империи и разделённый народ
Несмотря на своё интеллектуальное превосходство над другими расами, иллитидами руководят прежде всего страх и инстинкт выживания — они одержимы паранойей и повсюду видят врагов. Отчасти это оправдано — в мире Забытых Королевств есть народы, которые посвящают всю свою жизнь охоте на этих монстров. Но прежде чем о них говорить, стоит рассказать об истории самих иллитидов.
Единой теории о том, откуда пришли майнд флейеры, не существует. Одна версия предполагает, что иллитиды — это пришельцы из далёкого будущего, отправившиеся назад во времени с помощью магии, чтобы остановить уничтожение вселенной. Другая теория утверждает, что они не более чем сильно мутировавшие люди с развитой псионикой. Третья говорит о том, что иллитиды пришли из Дальнего Предела — измерения, находящегося за гранью мультивселенной.
Так или иначе, все теории в итоге сходятся в том, что тысячелетия назад иллитиды доминировали во всех мирах, и их империя охватывала множество планов бытия, включая, разумеется, и материальный план. Для путешествия между измерениями они использовали специальные корабли — наутилоиды (Nautiloid). Внешне они похожи на огромную раковину с щупальцами, и один из таких кораблей можно увидеть в трейлере Baldurs Gate 3.
На этих судах отряды майнд флейеров могли перемещаться по Астральному плану и выходить в другие измерения, захватывая населяющие их расы в рабство. Однако с падением империи иллитиды потеряли секрет производства наутилоидов, и теперь они живут как беженцы, скрываясь в пещерах и других тёмных уголках материального плана. Тем не менее они прекрасно помнят свою историю и делают всё для того, чтобы восстановить былое могущество.
Причиной краха империи стала одна из порабощённых рас — гиты (Gith). Когда-то они были главной рабочей и боевой силой иллитидов, но со временем восстали против своих хозяев. История умалчивает о том, как им удалось освободиться, но очевидно, что они оставались под гнётом иллитидов чрезвычайно долго: от постоянного телепатического контроля в них самих развились псионические способности.
Гиты внешне похожи на людей, но имеют более худощавое телосложение, жёлтую кожу и характерные черты лица: заострённые уши, маленький нос и глубоко посаженные чёрные глаза. Гиты обладают телекинезом, но без целенаправленных тренировок могут перемещать силой мысли лишь небольшие предметы.
После освобождения от гнёта иллитидов в обществе гитов произошёл раскол. Восстание вела за собой воительница Гит — в честь неё был назван весь народ гитов. Она считала, что им необходимо продолжать кровавую войну против иллитидов до тех пор, пока самый последний из них не будет уничтожен. Затем они смогли бы править на завоёванных землях, теперь уже никому не подчиняясь. Последователи Гит назвали себя гитьянки (Gith’yanki), что означало «дети Гит» на их языке.
Однако другой лидер восстания, гит по имени Зертимон (Zerthimon), видел развитие своего народа в другом. Он считал, что следование за Гит приведёт народ к ещё одной эпохе тирании и войн. Иллитиды уже и так были практически уничтожены после многолетнего конфликта, поэтому, по мнению Зертимона, гитам стоило скрыться от других рас, чтобы направить силы на самопознание и развитие собственной культуры. Последователи Зертимона назвали себя гитзерай (Githzerai), что означало «отвергнувшие Гит».
Между двумя фракциями разгорелась ожесточённая гражданская война, в результате которой гитзерай сбежали в измерение Лимб, а остатки войск гитьянки переместились на Астральный план. В результате это дало последним выжившим иллитидам достаточно времени, чтобы спрятаться в пещерах материального плана и основать свои колонии.
В ходе конфликта и Гит, и Зертимон погибли, и с тех пор оба народа так и остались в Лимбе и Астральном плане, но их ненависть друг к другу не утихла.
Гитьянки злы и жестоки по своей натуре, и они живут в абсолютно милитаризированном обществе. Ими правит королева-лич Влаакит (Vlaakith), одна из последователей Гит. Детей гитьянки с младенчества отдают в тренировочные лагеря, называемые крешами (créche). Там из них растят воинов и настоящих фанатиков Влаакит. В качестве ритуала взросления и вхождения в общество гитьянки каждый из них обязан принести самой королеве голову иллитида, убитого в бою.
Основное занятие гитьянки — это пиратские рейды на другие народы, в основном населяющие материальный план. На своих межпланарных кораблях гитьянки появляются из ниоткуда и нападают на ничего не подозревающих жителей, убивая всех без разбору и забирая с собой драгоценности, предметы искусства и даже целые здания. Из-за этого Тунарат (Tu’narath), столица гитьянки, выглядит как огромная свалка: улицы заполнены разваливающимися зданиями, забитыми внутри золотом и другими сокровищами.
На Астральном плане время не движется, поэтому гитьянки не стареют. Из-за этого большинство из них ведёт декадентный образ жизни, постоянно ища, чем себя занять в перерывах между набегами. Свою броню гитиянки богато украшают награбленными самоцветами, а самых сильных из них можно узнать по знаменитым серебряным мечам — их получают только самые выдающиеся воины.
С помощью такого меча можно перерубить астральную нить, соединяющую душу человека с его телом на материальном плане — после такого он уже не сможет вернуться обратно. Гитьянки очень дорожат этими мечами и для того, чтобы вернуть утраченный артефакт, запросто могут отправить небольшую армию.
На заре своей истории гитьянки заключили пакт с Тиамат, королевой драконов. С тех пор летающие рептилии им помогают в сражениях: во время рейдов помимо кораблей с неба обычно ещё летит один или несколько всадников на красных драконах. Сами же драконы не питают особой любви к гитьянки, но чтут заключённое с их королевой соглашение. И уж точно они не против того, чтобы вместе с наездникам разжиться сокровищами во время набегов.
Другая половина гитов, гитзерай — это более миролюбивый и аскетичный народ. Хоть внешне они и похожи на гитьянки, их можно легко узнать по внешнему виду: вместо вычурной брони с самоцветами они предпочитают простую и практичную одежду. Многие из них ведут монашеский образ жизни, проводя время в медитациях и тренировках. Вместо завоеваний и богатства они стремятся прежде всего к самопознанию и внутренней гармонии.
Гитзерай живут в измерении, называемом Изменчивый Хаос Лимба: в нём материя никогда не остаётся в одной форме надолго. Тем не менее, им удалось отстроить там целые цитадели, но для того, чтобы окружающий хаос не разорвал их города и монастыри на части, самым просветлённым из гитзерай приходится постоянно поддерживать их форму силой мысли.
После смерти Зертимона гитзерай привёл в Лимб его последователь по имени Меньяр-Аг (Menyar-Ag) — чрезвычайно мощный псион и волшебник. Его разум настолько силён, что спустя века после раскола между двумя народами он всё ещё остаётся жив, хотя тело его больше напоминает мумию и уже давно не передвигается без посторонней помощи. Последователи его учений почитают его почти как божество, и своими мощными телепатическими способностями Меньяр-Аг направляет весь народ гитзерай к просветлению.
Среди доступных рас в трейлерах Baldur’s Gate 3 нам показали пока только гитьянки — возможно, гитзерай также появятся в сюжете или станут доступны в качестве играбельной расы в дополнениях.
Несмотря на то, что раскол между гитьянки и гитзерай произошёл очень давно, конфликты между ними не утихают, и оба народа продолжают презирать и ненавидеть друг друга. Но ещё больше они ненавидят своих бывших пленителей — иллитидов. И гитьянки, и гитзерай периодически посылают в материальный мир специальные боевые отряды для того, чтобы отыскать и разорить очередную колонию этих коварных монстров.
Если бы оба народа однажды объединили усилия, они бы точно раз и навсегда стёрли своих давних врагов с лица земли. Но пока они заняты истреблением друг друга, над всей мультивселенной продолжает нависать угроза возвращения империи иллитидов.