22 июня на канале Spike стартует сериал Mist (известный у нас как «Мгла») по повести Стивена Кинга, которую ранее успел экранизировать Фрэнк Дарабонт.
Появились первые отзывы на пилотный выпуск сериала: 53 из 100 баллов на Metacritic, 40% положительных рецензий на Rotten Tomatoes.
Отзывы полярные — всеядные гик-сайты хвалят сериал именно за то, за что более мэйнстримные издания ругают.
Я читал сценарий пилота, сочиненный главным сценаристом и продюсером сериала, датчанином Кристианом Торпом, и могу сказать, что все проблемы сериала упираются именно в его подход к материалу. Сюжет выстроен интересно, но Торп писал на чужом языке, преодолевая языковой барьер, о культуре, знакомой ему лишь по фильмам, сериалам и книгам Кинга… так чего же удивляться, что нормальным американским зрителям вся эта клюква про «маленький городок в штате Мэн» кажется настолько вымученной и штампованной?
С остальным сериалом Торпу помогали американские сценаристы и сам Стивен Кинг — но сценарист из Кинга никудышный, это очень ленивый автор с устаревшими, низкопробными и примитивными представлениями о жанровой драматургии, что трудно игнорировать даже в его книгах. Экранизации произведений Кинга с его участием всегда получаются отвратительными.
Ориентированный на любителей сериалов и фильмов по комиксам We Got This Covered взахлеб хвалит сценарий:
Кинг всегда заботится о читателе (или зрителе), и это заметно. Раздражающих нас персонажей быстро убивают со спилберговской назидательностью. Их укутывает туман, потом мы видим, как их покрывают насекомые, а потом они появляются без различных частей тела. Но Кинг также разрешил Кристиану Торпу заново изобрести его повесть для современной аудитории. Темы гомосексуализма, самоидентификации и неприятия обществом тут как следует прописаны, и будет интересно посмотреть, что с ними сделают в следующих сериях. Герои тут всех возрастов, так что шоу заинтересует и старую, и новую аудиторию. Это очень умно.
Сайт сравнил «Мглу» с сериалом «Очень странные дела», который как раз представляет собой образцовую экранизацию раннего творчества Стивена Кинга: сериал делался не по его произведениям и без его участия.
В общем фанаты Кинга проглотят этот сериал, тогда как фанаты шоу в духе «Очень странных дел» почувствуют тут себя, как дома. Он смешной, страшный и, как ни странно, успокаивающий. Тут есть тайны, которые надо открыть, союзы, которые нужно заключить, и сюрпризы, которые нам готовят. Это развлечение для эры Netflix, когда публика привыкла смотреть сериалы как неделя за неделей, так и заплом. «Мгла» — шоу с большим количеством персонажей, предназначенное для долгого просмотра, это не бессмысленный хоррор. Так что возьмите попкорн (да, на этом слове всю рецензию можно списывать со счетов, — ред.) и наслаждайтесь.
Взращенный на Lost сайт Collider тоже отнес сериал к категории «нужно смотреть»:
К концу пилота наши герои раскиданы по всему городу и окружены туманом. Но Торп не только сумел физически их куда-то заточить — в молл, церковь или, буквально, в тюрьму полицейского участка. Персонажи — узники своих социальных, эмоциональных и психологических условий. Представьте себе, что вас заперли в одном помещении с людьми, которые уволили вас с работы, или с человеком, которого вы только что обвинили в сексуальных домогательствах… и выхода у вас нет. Надо внимательно следить за глубокой динамикой отношений в премьере, потому что главная угроза тут как раз они, а не монстры в тумане.
Но даже Collider обратил внимание на фальшивость сеттинга:
Ругать первый эпизод «Мглы» можно только за то, что Бриджвилль тут — типичный американский городок, населенный стереотипами, которых мы ожидаем от такого рода мест по предыдущим шоу на эту тему. Некоторые из этих стереотипов соответствуют действительности, а другие типажи авторы повернули в неожиданном направлении. Но «Мгле» стоило бы дольше показывать наружную красоту Бриджвилля, чтобы потом нас сильнее ужасала скрытая под ней мерзость.
IndieWire невыгодно сравнивает сериал с фильмом Фрэнка Дарабонта, который представлял собой «»Повелителя мух» с крутыми монстрами».
В новом сериале Spike по повести Стивена Кинга туман нужен для того, чтобы показать жуков. И ужасные зубы. И яд. Шоу интересует только то, что скрывает туман, и пилот заставляет задаться всего одним вопросом: что еще из него может выползти?По сравнению с фильмом все менее динамично и более предсказуемо. Понятно, что авторы взяли сложную историю о человечности и морали и превратили ее в фантастику про теории заговора. Но почему нельзя было делать второе, не жертвуя первым?
Штампованным американцам Торпа и Кинга тоже досталось:
Еще хуже то, что персонажи тут просто отвратительные. Все образы знакомы, они работают на сюжет, а не борются за выживание, жители Бриджтона не красят собой ни одну из версий «Мглы». В этой версии у нас есть Ив (Алисса Сазерленд) в роли школьной учительницы, которую отстраняют от работы за то, что она показывает ученикам, как пользоваться презервативами. Ее муж Кевин (Морган Спектор) относится к ситуации понимающе, но она отказывается понимать его ошибку позднее в эпизоде.
Также автору не понравилось, как создатели новой «Мглы» используют самый дешевый прием из арсенала фильмов ужасов: убийство собаки.
«Мгла» показывает все детально, с внутренними органами и единственной оставшейся частью (головой)… только ради того, чтобы доказать нам, что в тумане что-то есть. Это один из способов показать, что туман беспощаден, что в нем все живое погибает или подвергается необратимым изменениям. Но к концу эпизода это ясно и без мертвой собаки.
Slate Magazine тоже обратил внимание на вторичность (а скорее даже третичность) материала.
Новая версия начинается со снятого сверху солдата, которого будит лай собаки. Густой туман, скрывающий загадочных и ужасных существ, окутывает идиллический городок в штате Мэн. Пока солдат старается не паниковать, у знакомых с первоисточником зрителей включится внутренний сигнал тревоги — но не тот, который пытается активировать Кристиан Торп. Этой сцены нет в оригинальной повести, но она все равно кажется жутко вторичной, и вызывает не страх, а чувство узнавания и разочарования.
Издание также обращает внимание на то, что ничего своего создатели «Мглы» придумать не в состоянии: то, что не взято у Кинга и Дарабонта, украдено из других фильмов и сериалов.
Сериал ничем не выделяется на фоне фильма и повести, что только подчеркивают бездарный сюжет и тупая режиссура. Даже когда история значительно отклоняется от первоисточника (и изменения тут серьезные), результаты все равно неоригинальные. Первая сцена пилота украдена из Lost и «Ходячих мертвецов», не говоря уж о «28 днях спустя» Дэнни Бойла. Это первое из длинной серии клише в истории, населенной картонными персонажами, которые ведут себя предсказуемо и говорят одними штампами.
Смотреть «Мглу» самостоятельно можно начать 22 июня.
Источник