История о том, как крайне рискованная творческая затея обернулась коммерческим успехом и собрала три Оскара.
2020 год — это время, когда продюсеры смело собирают под свои кинематографические проекты сотни миллионов долларов, а индустрия настолько доходна, что один могучий Китай может вытянуть из ямы отчаяния, провалившийся повсюду «Варкрафт«. Опустим, конечно, самые актуальные, связанные с пандемией события, меняющие рынок.
Однако было время, когда бюджет в 70 млн. долларов становился самым большим за всю историю кинематографа, а получал его весьма неожиданный проект, где мультяшки соседствовали с обычными людьми в мире полном нуара, а злой антагонист заставлял детские лица скривиться от ужаса, нещадно убивая Башмачка.
Сегодня я хотел бы вспомнить 1988 год, когда в результате невероятно рискованного эксперимента состоялся релиз культового произведения «Кто подставил Кролика Роджера».
Какой бы привлекательной не была задумка автора, но западный кинематограф всегда относится к проектам, как к бизнесу, и в данном контексте восторженные речи продюсера Стивена Спилберга вызывали немало скептических реакций.
Фильм, конечно, не назвать первым, что совместил живых актёров и мультяшек, ведь знатоки вспомнят и «Марию Мирабеллу» 1981 года, «Дракона Пита» 1977-го и, конечно же, первопроходца «Нового Гуливера», созданного в Советском Союзе в 1935 г.
Несмотря на то, что у жанра уже был некоторый фундамент, именно «Кролик Роджер» вывел подобные фильмы на совершенно новый уровень и открыл второе дыхание, увядающему жанру анимации.
Плохое время для мультяшек
Неизвестно, как авторы принимали решение об участии в данной эпопее, но Роберт Земекис на позиции главного режиссёра, Стивен Спилберг в роли продюсера и Ричард Уильямс, отвечавший за анимацию, получили на реализацию своих задумок бюджет в 70 миллионов долларов, что сделало проект самым дорогим в киноиндустрии на тот момент. Смесь анимации и живых актёров – это очень дорого.
Лишь «Терминатор 2» в 1991 году потребует на создание 100 000 млн и превзойдёт «Кролика Роджера» в производственном бюджете.
Наверно, только громкие имена создателей и их горящие глаза убедили инвесторов на выделение средств, ведь на того же «Дракона Пита» был собран бюджет в 10 млн. долларов, однако сборы составили чуть больше 4 млн. Для кого-то подобный опыт ознаменовался бы красным крестом на новых экспериментах, однако безумству храбрых поём мы песни.
Стоит отметить, что в те времена анимация вообще испытывала упадок и, например, герои Loony Tunes (Багз Банни, Тасманский Дьявол, Даффи Дак и т.д.) были весьма далеки от вершины своей популярности. Например, Disney тогда уже не считал, что мультипликация может быть главным направлением деятельности, а выделять на анимационные проекты 70 млн. долларов – фирменное безумие.
Сложности были и в том, чтобы получить от разных компаний разрешение на использование их анимационных героев. Фильм на данный момент является единственным проектом, который собрал мультяшек из разных вселенных на одном экране. Ни ранее, ни позднее Микки Маус и Багз Банни не будут делить экранное время.
Кстати, Warner Bros. требовала, чтобы их персонажи имели столько же экранного времени, сколько и герои Disney, поэтому Земекису и Вильямсу пришлось внимательно считать время мультяшек в кадре. Именно по этой причине в фильме появилась культовая сцена, где Даффи Дак и Дональд Дак соревновались в игре на фортепиано.
Дети и мёртвые мультяшки
Казалось бы, что явная целевая аудитория для проекта — это дети. Вот только в фильме было два довольно необычных аспекта, которые делали его не самым подходящим для многих неокрепших умов.
Во-первых, действие фильма происходило в нуарном сеттинге, которому всегда сопутствуют некоторая мрачность и пессимизм. Дети с удовольствием смотрят на всё яркое и завораживающее и, казалось бы, данный необычный выбор режиссёра должен оттолкнуть массу родителей, которые не поведут своё чадо в кинотеатр.
Во-вторых, в комедийном повествовании порой встречались довольно жёсткие моменты, и я точно помню, как многие дети были шокированы тем, что в «Кролике Роджере» УБИВАЛИ мультяшек. Фильм сам акцентировал внимание на том, что анимационные персонажи бессмертны, с ними не может случиться ничего фатального, и именно в этой иллюзии жили сотни юных зрителей, пока судья Рок не растворил в смертельной смеси мультяшный Башмак, который не хотел возвращаться в ящик с обувью.
Земекис перед релизом показывал фильм аудитории, состоящей из 18-19 — летних молодых людей. Вероятно, именно их авторы изначально и видели в кинотеатрах. Тестовой группе фильм, кстати, совершенно не понравился, но этот факт не мотивировал режиссёра на какие-либо изменения.
Когда это сложное произведение всё-таки было готово, то затаив дыхание, авторы выпустили его в прокат и, немного подождав, всё-таки победоносно вскинули руки. ведь в итоге фильм собрал кассу в 330 млн. долларов.
По итогам года «Кролик Роджер» получил 3 Оскара: за «Лучшие звуковые эффекты», «Лучшие визуальные эффекты» и «Лучший монтаж фильма». Так же поощрительный Оскар получил Ричард Вильямс как «режиссёр анимации и создатель анимационных персонажей».
В 2016 году фильм вошёл в Национальный реестр фильмов, имеющих историческое, культурное или эстетическое значение.
Заключение
Сегодня «Кто подставил Кролика Роджера» является культовым произведением, и многие эксперты уже постфактум анализируют причины успеха, отмечая блестящий юмор, широкую аудиторию фильма, который был интересен не только детям, но и взрослым, и множество иных аспектов.
Однако, правда в том, что риск был настолько велик, что только команда безумцев могла на него пойти, и в этот раз безумству храбрых поём мы песни.
Решиться на столь дорогой проект в нуарном сеттинге, со смертью мультяшек, высокой сложностью исполнения и полной неизвестностью перед реакцией аудитории — шаг, который сегодня заслуживает похвалы, но имел миллионы шансов стать причиной крутящегося у виска пальца.
Нам же остаётся только радоваться, что подобное произведение наполнило наше детство яркими эмоциями, и размышлять о том, что хоть в большинстве случаев авантюры заканчиваются не столь радужно, но иногда всё же происходят полные волшебства истории, когда в руках воодушевлённых мастеров даже спорные материалы могут превратиться в бриллиант.