Кто победит на «Оскаре»: что говорит статистика

Математика против Академии.

Перед каждым «Оскаром» СМИ начинают строить догадки, какой из фильмов или актёров возьмёт награду в той или иной категории. Когда-то при прогнозах ориентируются на предыдущие успехи, временами — на личные впечатления.

Математик Бэн Зозмер в этом деле полагается на статистику и вычисления. Он работает аналитиком в бейсбольном клубе Los Angeles Dodgers, но раз в году пишет предсказания по «Оскару» для The Hollywood Reporter.

Метод простой: автор написал программу, которая выдаёт предсказания, опираясь на введённые данные. Данные добываются чуть сложнее. Зозмер проанализировал церемонии вручения «Оскара» за последние пару десятилетий. Он обращал внимание на то, какие оценки получали фильмы или актёры-победители, какие были предсказания, сколько и каких наград им удавалось заполучить до «Оскара». Наиболее проверенный фактор получал больше «веса» для программы-предсказателя. Например, если все победители в номинации «Фильм года» до этого получали премию Гильдии киноактёров, то этот фактор получал чуть больший приоритет в определении финального результата.

Предсказаниями результатов «Оскара» Зозмер занимается уже семь лет: в большинстве случаев весьма точно. Например, в 2015 году его система верно предсказала 18 из 21 победителя, включая «Лучший фильм», «Лучшего актёра» и «Лучшую актрису».

Математематические предсказания на «Оскар-2018»

Лучший фильм — «Форма воды»

По словам Зозмера, за последние пару десятилетий это первый раз, когда два фильма имеют почти равные шансы на победу. Сначала перевес был у «Билбордов», когда фильм получил премию Гильдии киноактёров. «Форма воды» тогда не удостоилась даже номинации — это стало серьёзным фактором, потому что все обладатели «Оскара», кроме фильма «Храброе сердце» в 1995 году, удостаивались награды Гильдии. Фильм Макдоны также получил «Золотой глобус» и премию BAFTA (впрочем, победители последней уже три раза пропускали «Оскар»).

«Форма воды» получила награду Гильдии продюсеров и Гильдии режиссёров, а сама Киноакадемия выдвинула фильм в 13 номинациях. Тут важно ещё то, что, в отличие от фильма дель Торо, «Билборды» не номинированы на награду за лучшую режиссуру — это тоже влияет на статистику.

Лучший режиссёр — Гильермо дель Торо

Тут с конкуренцией попроще — у Гильермо дель Торо просто слишком много наград за «Форму воды», так что в плане статистики преимущество на его стороне. Например, режиссёр получил награду Гильдии режиссёров, BAFTA и «Золотой глобус». В истории есть лишь два постановщика, которые удостоились этих наград, но упустили «Оскар»: Энг Ли («Крадущийся тигр, затаившийся дракон») и Бэн Аффлек («Операция „Арго»»).

Лучший актёр — Гэри Олдмен («Тёмные времена»)

Гэри Олдман взял награды Гильдии актёров, BAFTA, «Золотой глобус» и Critics Choice Awards. Хотя Зозмер уточнил, что система не гарантирует победу, а лишь предсказывает её вероятность. Здесь она меньше 100%, так что от сюрпризов никто не застрахован.

Лучшая актриса — Фрэнсис Макдорманд («Три билборда на границе Эббинга, Миссури»)

Победу сначала предсказывали Сирше Ронан — после того, как она взяла «Золотой глобус». Затем Фрэнсис Макдорманд («Три билборда») получила подряд: награду Гильдии актёров, Critics Choice Awards и BAFTA, так что прогнозы сильно изменились.

Лучший актёр второго плана — Сэм Рокуэлл («Три билборда на границе Эббинга, Миссури»)

Тут та же ситуация, что и с предыдущим пунктом. Ещё интересный факт: лишь пяти фильмам в истории удалось получить награду одновременно и за «Лучшую актрису», и за «Лучшего актёра второго плана». Это были «Трамвай „Желание»» (1951), «Хад» (1963), «Кабаре» (1972), «Язык нежности» (1983) и «Малышка на миллион» (2004).

Лучшая актриса второго плана — Эллисон Дженни («Тоня против всех»)

Предсказание подтверждает тот факт, что лишь одному фильму в истории удалось упустить «Оскар» в данной номинации, при этом взяв награду Гильдии актёров, BAFTA, Critics Choice Awards и «Золотой глобус» — «Играм разума» (2001).

Лучший оригинальный сценарий — «Прочь»

Ситуация похожа на ту, что в случае с «Лучшим фильмом». Мартин Макдона взял «Золотой глобус» и награду BAFTA (а Джордана Пила там вообще не номинировали). Потом «Прочь» взял Critics Choice Awards и награду Гильдии сценаристов.

Тут статистика на стороне фильма Пила: во-первых, он взял больше сторонних наград. Во-вторых, у него есть номинация за лучшую режиссуру, а у «Билбордов нет» — это тоже играет роль, так как обычно Академики голосуют за любимый фильм в обеих этих номинациях.

Лучший адаптированный сценарий — «Зови меня своим именем»

В этой номинации для определения статистики используется один решающий фактор — награда для сценаристов USC Scripter Awards. Последние семь победителей этой премии забирали «Оскар» за лучший адаптированный сценарий. Можно вспомнить «Игру в имитацию», «Лунный свет», «Игру на понижение».

Лучший фильм на иностранном языке — «Фантастическая женщина»

С этой категорией всё непросто. Премию BAFTA взяла «Служанка» — на «Оскар» фильм не номинировали. «Золотой глобус» и Critics Choice Awards достались фильму «На пределе» — тоже без номинации на «Оскар». Остаётся ориентироваться на оценки критиков и всякие небольшие онлайн-награды: тут «Фантастическая женщина» и «Квадрат» идут почти вровень. Хотя у «Женщины» чуть лучше сборы, так что и шансы на победу статистически повышаются.

Лучший анимационный фильм — «Тайна Коко»

Категории «Лучший анимационный фильм» всего 17 лет, из них 9 победу забирали себе Pixar (можно вспомнить «Вверх», «Головоломку», «В поисках Немо»). В этот раз примерно то же самое: «Тайна Коко» взяла почти все возможные награды перед «Оскаром», так что конкурентов у фильма особо и нет.

Лучшая операторская работа — «Бегущий по лезвию 2049»

Конкуренты у «Бегущего» в этот раз сильные, особенно с точки зрения операторской работы. На руку фильму Дени Вильнева играет то, что он взял награду BAFTA и Американской гильдии операторов — ни один фильм со времён «Дитя человеческое» (2006) не брал обе награды и упускал «Оскар». Интересный факт: «Дитя» тогда проиграл «Лабиринту фавна», фильму Гильермо дель Торо.

Лучший оригинальный саундтрек — «Форма воды»

У композитора «Формы воды» три важные награды до «Оскара»: премия BAFTA, Critics Choice Awards и «Золотой глобус». Последним фильмом, который повторил этот успех, но не взял «Оскар», был «Мемуары гейши» ещё в 2005 году.

Лучшая оригинальная песня — Remember Me («Тайна Коко»)

За последние 15 лет лишь два анимационных фильма взяли награду за лучшую песню: «История игрушек 3» и «Холодное сердце». В пользу «Тайны Коко» говорит в основном то, что песня Remember Me взяла много других премий, помимо награды от Киноакадемии — включая Critics Choice Awards. Это серьёзный аргумент.

Лучшие спецэффекты — «Бегущий по лезвию 2049»

Здесь победитель не столь очевиден. «Бегущий» взял премию BAFTA, «Планета обезьян» — награду Общества специалистов по визуальным эффектам (VES). Обычно побеждает тот, кому отдала предпочтение одна из этих организаций, впрочем BAFTA пока обходит VES со счётом 12:10. Перевес небольшой, но для алгоритма Зозмера этого оказалось достаточно.

Лучший дизайн костюмов — «Призрачная нить»

Тут можно положиться на личные ощущения: «Призрачная нить» — это фильм про дизайн костюмов, логично, если он возьмёт премию. Эту же точку зрения поддерживает и алгоритм, так как у картины Пола Томаса Андерсона банально больше наград: тут и премия BAFTA, и Critics Choice Awards.

Церемония вручения «Оскаров» пройдёт в ночь 5 марта в лос-анджелесском театре «Долби». Начало — в 2:30 по Москве. Вести мероприятие будет Джимми Киммел.

 
Источник: DTF

Читайте также