Кто на самом деле виноват в падении человечества

Кто на самом деле виноват в падении человечества

Виновата ли Ева в изгнании из Рая? Прокляты ли мы за грехи первых людей? В этой заметке мы поговорим о вине, наказании и уроках основополагающей библейской истории.

ВАЖНО: Рассуждения автора не являются исчерпывающими и не претендуют на истину в последней инстанции.

Вопрос и дискуссия

Обсуждение истории о грехопадении не обходится без трех вопросов о вине, что звучат следующим образом:

  • Виноваты ли Адам и Ева?
  • Виновата ли Ева (больше Адама)?
  • Виноват ли Адам? (больше Евы)?

Популярнее всего — второй вопрос, из которого люди делают два вывода:

  • Адам и Ева были изгнаны из рая из-за Евы
  • Из-за Евы, и мужчины и женщины прокляты Богом
  • Из-за Евы мир погрузился в грех

По моему мнению, дискуссия истории Адама и Евы в контексте преобладающей вины Евы (и/или Адама) — ошибочна и ведет к соответствующим выводам. Но, обо всем по порядку.

Плод Раздора

И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

— Бытие 3:6

Из текста третьей главы Бытия мы знаем, что Ева была убеждена змеем и первой вкусила плод. Казалось бы на этом можно закрыть вопрос о вине, если бы Адам не сделал то же самое и без уговоров. Вывод о вине Адама, и даже ее преобладании напрашивается сам собой. Но верно ли рассуждать таким образом?

И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?

Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

И сказал [Господь]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

— Бытие 3:9-12

Когда мужчины и женщины винят во всех бедах противоположный пол, они перекладывать часть своей вины и комплексов на других. Это естественное и инстинктивное желание, но в конечном итоге — не решает наши проблемы, а создает и усугубляет их.

Более того, дух, что сеет вражду между мужчиной и женщиной, противоречит Божьему Слову и замыслу.

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

[…]

И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

— Бытие 2:18, 2:22-24

Преступление и наказание

Если Ева не виновата в произошедшем больше Адама, а обвинять друг-друга — неправильно, стоит ли объединить виновностью обоих? Прежде чем ответить на этот вопрос, обратимся к наказанию, что последовало после нарушения запрета.

Считается, что из-за проступка Адама и Евы мужчины и женщины, были по-своему прокляты. Однако, это не так.

Жене [Господь] сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

— Бытие 3:16

Слово “умножаю” подразумевает, что муки деторождения уже были частью жизни в райском саду, но за его пределами — они сильнее.

Адаму же сказал [Господь]: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

— Бытие 3:17

За Адама Господь проклинает землю, а не самого Адама и только земля и змей были прокляты. Имя Адам (אדם) образовано от слова “земля, почва” (אדמה, адама) что дает повод задуматься, будто Адам был проклят. Но, как мы увидим далее, причин скрывать прямое проклятие за игрой слов не было.

И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;

и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

— Бытие 3:14-15

Я намеренно оставил проклятие змея напоследок, несмотря на то, что оно идет прежде обращений к Адаму и Еве. После наказания змея мы невольно принимаем объяснение жизни за пределами Райского сада как прямое или косвенное проклятие всему человечеству, но в тексте этого нет.

Вина и предназначение

Чтобы понять почему райский сад устроен таким образом и почему Бог хотел, чтобы Адам и Ева вкусили плод древа познания, взглянем на эту историю под другим углом.

Семья, как и райский сад, в идеале ограждает детей от преждевременного столкновения с трудностями и трагедиями жизни. Тем не менее каждый родитель должен понимать, что защищать детей от бед мира вечно — невозможно.

Попытки насильно продлить пребывание детей под родительской опекой имеют серьезные негативные последствия для психики детей. Их развитие и способность к социальной адаптации нарушаются.

Когда дети впервые нарушают наш запрет, мы не обрушиваемся на них с проклятиями, не виним их в естественной любознательности, а со снисхождением и заботой объясняем им последствия их поступка. Как родители учат своих детей, так и Господь учит нас.

Природа отношений между соблазном и запретом такова, что чем сильнее запрет, тем сильнее интерес к объекту запрета. В случае с Божественным запретом, вопрос был не в том, “если” человек нарушит его, но “когда”.

И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

— Бытие 2:16-17

Соврал ли Бог или передумал, когда упомянул о смерти, что последует за вкушением плода? В иврите, как и в русском языке, слово “день” (יום, йом) означает не только сутки, 24-часа, но и неопределенный период, как в выражениях “И в тот день…” или “в эти дни…”.

Адам и Ева не умирают моментально, но приобретают самосознание, наличие которого неразрывно связано с осознанием собственной смертности.

И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

[…]

И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

— Бытие 3:21, 3:23

Адам и Ева отправляются в мир не с проклятием и виной, но четким предназначением — “возделывать землю”, т.е. сделать мир за пределами райского сада похожим на него. И как можно сделать мир лучше, если мы не знаем разницы между добром и злом?

Спасибо за чтение! Если эта заметка показалась вам интересной, поделитесь ей с друзьями и знакомыми.

#почитать #литература #библия #религия

 

Источник

Читайте также