«Дылда»
Вячеслав Опахин, издатель «Канобу»
В этом году мне понравились и «Джокер», и «Солнцестояние», но лучшим фильмом все-таки стал «Дылда» Кантемира Балагова. Дело даже не в наградах, которые собирает Кантемир Балагов, и только по которым, кажется, его оценивают в России.
«Дылда» — просто хорошее и важное для России кино. В напичканные звездами блокбастеры мы научились. В клевые комедии за копейки — тоже. Фильмы, осмысляющие прошлое (а соответственно, и настоящее) — это вообще наше фирменное. И Балагов помогает этим сложным картинам выходить из элитного арт-клуба в массовость.
В сложное время растущей популярности милитаризма «Дылда» рассуждает о судьбе женщин после войны. Идея понятна, что не отменяет важности ее повторять. Помимо того, в «Дылде» крепкий сценарий, сильный кастинг из малоизвестных актеров и ощущение времени. Создатели классно поработали с деталями. Оконные щели, например, заклеивали настоящими газетами 42-го года, которые купили на рынке.
«Однажды… в Голливуде» (Once Upon a Time in… Hollywood)
Сергей Сурепин, руководитель раздела «Новости»
Наверное, буду банален, но Тарантино со своим «Однажды… в Голливуде» забрал все лавры. Режиссеру, по сути, удалось создать машину времени, вернув зрителя в прошлое. Нам показали Америку 60-х, пусть и не без вмешательства в происходящее, как это ранее было 10 лет назад в «Бесславных ублюдках», когда режиссер отомстил Адольфу Гитлеру за все содеянное. Но даже не в этом главный момент.
Тарантино максимально точно воссоздал дух того времени: фильм снимали в реальных декорациях. На экране можно встретить заведения, которые все еще работают, можно услышать песни и радиопередачи, которыми жили американцы того времени, буквально пропитаться запахом сигарет без фильтра Red Apple, которыми дышали молодые и не только жители США. И скрашивают это все Питт, Ди Каприо, а также Марго Робби, декоративно фланируя по экрану.
«Клаус» (Klaus)
Cергей Уланкин, главный редактор
Я люблю рождественские фильмы. Но, к сожалению, в последнее время под Рождество выпускают либо блокбастеры вроде «Холодное сердце 2», либо что-то невразумительное, что уже и не вспоминаешь на следующий год. Поэтому каждый фильм, который можно пересматривать по декабрям, — на вес золота.
В 2019 году Netflix подарил «Клауса» — испанский полнометражный мультфильм про зарождение рождественских суеверий. Сам Клаус в нем — это эдакий Кратос, хмурый здоровяк с топором, живущий в глуши и потерявший жену. Впрочем, быть ему таким недолго, ведь в деревню неподалеку приезжает новый почтмейстер, которому позарез нужно сделать огромное количество почтовых отправлений в городе, в котором все ненавидят друг друга. А Клаус, по счастливому стечению обстоятельств, настругал целый склад деревянных игрушек.
Режиссер — Серджо Паблос, который известен как создатель франшизы «Гадкий я». Однако визуально Клаус намного ближе к его ранним работам, когда он участвовал в периоде возрождения анимации Disney. «Горбун из Нотр-Дама», «Геркулес», «Тарзан» — над ними Паблос трудился как аниматор и дизайнер персонажей, и именно из той эпохи в «Клаусе» возникают точёные, слегка карикатурные линии.
В результате «Клаус» выходит эдаким двухмерным приветом из девяностых, когда для хорошего мультфильма было достаточно забавных персонажей, сказочного сюжета, но самое главное — добра. Мультфильм очень удачно обыгрывает все рождественские поверья: от раскатистого «Хо-хо-хо» до носков у камина, поэтому может выступать ещё и экскурсом в западные традиции празднования для детей.
Но самое главное: в конце добро побеждает, главные герои совершают важный выбор и звучит музыка. К слову, музыка — это единственное, что может несколько смутить. Все же блокбастеры Disney и других американских анимационных студий нас разбаловали, поэтому песни в «Клаусе» звучат несколько невыразительно. Тем не менее, «Клаус» стал приятным сюрпризом в прошлом году и, думаю, он прочно займет место где-то рядом с «Реальной любовью» и «Кошмаром перед Рождеством».
«Брачная история» (Marriage Story)
Дмитрий Кинский, редактор раздела «Новости»
В 2019 году было много потрясающих фильмов: «Однажды в Голливуде», «Джокер», «Ирландец», «Паразиты» и другие. Выбирать среди всего этого великолепия единственный — непросто. Однако есть одна картина, которую я точно забуду еще не скоро — Marriage Story (у нас называется «Брачная история»).
Эмоционально фильм не уступает «Дневнику памяти», финал которого — на минуточку! — разрывал в клочья. А местами он и вовсе его превосходит. В каком-то смысле это идеальное пособие по тому, как не бывать муда… идиотом в отношениях. Как минимум пищи для размышления и переосмысления здесь предостаточно.
На этом можно было бы остановиться, потому что дальнейшие выводы вы уже можете составить сами. Но я просто не могу упустить возможность в очередной раз восхититься тем, насколько Адам Драйвер потрясающий и разноплановый актер. Если у вас его имя вдруг ассоциируется исключительно с «уморительным» Кайло Реном из «Звездных войн» (вообще-то он тащил на себе всю трилогию), над которым многие смеялись, милости прошу убедиться в обратном.
Плюс, Marriage Story — первый фильм, в котором мне понравилась Скарлетт Йоханссон. Именно здесь она по-настоящему раскрылась как актриса в моем представлении, все эти многомиллионные блокбастеры и супергеройские роли явно не для нее. Да-да, я помню, что она играла не только в них, но это никак не отменяет сказанное мной.
Если вы еще сомневаетесь, «Брачную историю» стоит посмотреть хотя бы ради душераздирающей сцены семейной ссоры, ничего похожего я ни разу не видел. Попробуйте, не пожалеете. Только приготовьте сразу носовой платок — на всякий случай.
«Джон Уик 3» (John Wick Chapter 3) и «Джокер» (Joker)
Алексей Егоров, постоянный автор
Когда пришло время подводить киносериальные итоги года, меня как заклинило — возникло ощущение, что я буквально ничего и не смотрел. Пришлось прибегнуть к помощи всемогущего «гугла», чтобы вспомнить что вообще за год вышло, потом сообразить что я вообще из всего этого видел, а затем придумать, про что вообще можно написать.
Начнем с плохого. Не буду лишний раз пинать девятые «Звездные войны», «Капитана Марвел» или «Людей в черном» — пну лучше «Хеллбоя». Дилогия дель Торо мне нравится, и решение о том, что третья часть станет ребутом, а не продолжением, мне не понравилось сразу. Получился в итоге очень кривой и странный фильм, который можно было сразу выпускать на носителях — потому что это такой прям B-movie, разве что снятый чуть побогаче, чем другие представители жанра.
Удачные элементы есть, но в целом фильм скорее расстраивает, чем радует. Особенно когда понимаешь, что этим вот творением авторы зарубили и финал трилогии Гильермо на корню, и вообще Хеллбоя на больших экранах.
Что понравилось? Ну, «Джон Уик 3» был хорош. Авторы конечно уже слишком сильно ударились в какую-то дичь и почти превратили персонажа Ривза в супергероя, но следить за похождениями мастера-киллера все еще интересно. Внезапно, но очень сильно понравилась «Алита» — несмотря на приличный в общем-то ворох недостатков. Очень жалею, что лента не собрала в прокате практически ничего, и шансы получить сиквел (и финал истории) практически отсутствуют — но, может быть, студия все-таки даст второй шанс этому долгострою.
Не без оговорок, но зашел и «Джокер», пусть к фильму опять же хватает претензий. К счастью, большая часть из них просто разбивается об отличную игру Хоакина Феникса, и за фильмом просто интересно смотреть. Но да — это, конечно же, никакое не «комикс-муви», и наспех приклеенные элементы из комиксов DC «Джокера» таким не делают.
Еще в этом году была тонна «настоящих» фильмов по комиксам, но из них впечатлил разве что один — «Мстители. Финал». Остальное было или смотрибельным, или откровенно слабым.
«Сторож» и другие фильмы Юрия Быкова
Денис Князев, руководитель раздела «Игры»
Главное открытие 2019-го, связанное с кино, — российский режиссер Юрий Быков. Начал я, как, наверное, многие, с «Дурака», но затем практически залпом посмотрел все его полнометражные фильмы, переключился на «Метод» и в конце года с радостью взялся за «Сторожа». Не назову это кино любимой работой режиссера, но речь все еще о картине, снятой Быковым, к стилю и сюжетам которого у меня возникает необъяснимая симпатия. Если же это важно, то любимой его работой назову «Жить»… и «Завод» с выдающейся и весьма напряженной сценой перестрелки.
На втором месте в топе главных впечатлений от кино 2019-го у меня сразу два хоррора — «Солнцестояние» Ари Астера и «Мы» Джордана Пила. В первом — потрясающая операторская работа и в целом довольно красивая картинка, которая служит отличным фоном для ожидаемой, но все равно пугающей развязки. Во втором — идея и запредельная игра Лупиты Нионго, от одного вида которой становится не по себе.
И на третьем месте — «Однажды в Голливуде…». С этим фильмом все просто: это новая работа Тарантино — чего еще надо? Любимой картиной режиссера у меня все еще остаются «Бесславные ублюдки», но то, как Тарантино вновь обыграл элементы очередного жанра, не может не восхищать. Once Upon a Time… — начало всех классических сказок. Именно сказку и рассказал режиссер в своем новом фильме. В ней есть и рыцарь в сияющих доспехах (Клифф Бут), и наивная принцесса (Шэрон Тейт), и друг-раздолбай того самого рыцаря (Рик Далтон), и, конечно, злой волшебник, который живет на отшибе в зловещей башне (секта Мэнсона).
Блокбастеры я тоже смотрел, среди них могу выделить девятый эпизод «Звездных войн», финал «Мстителей», второго «Человека-паука», продолжение «Оно» и третью часть «Джона Уика». Все понравилось, все крутое.
«Первая любовь», «Экстремальная работа» и «Гангстер, коп и дьявол»
Ибрагим Аль Сабахи, руководитель раздела «Книги и комиксы»
Для меня 2019 год по наличию действительно крутых фильмов и сериалов оказался невероятно слабым. «Паразиты» и «Искусство самообороны» слишком явно возвышались над остальными фильмами.
Тарантино красочно помастурбировал на эпоху, Крэгй С. Залер нашел золотую середину с фильмом «Закатать в асфальт» и смог снять первый хороший фильм. А то «Костяной томагавк» был неплохим, но очень неровным, а «Драка в блоке 99» — откровенным мусором, где кроме топчущего головы Винса Вона и смотреть то было не на что. Поэтому отмечу то, что многие могли упустить.
«Первая любовь» от японского многостаночника Такаси Миике, где немного «Настоящей любви» смешивается с криминалом в духе Гая Ричи — с налетом здравого идиотизма. Не шедевр, но веселое кино, где главные герои с их недоромантикой начисто меркнут на фоне потешных разборок криминальных элементов.
«Экстремальная работа» — второй главный корейский хит этого года, собравший 120 $ млн. при бюджете в 5 $ млн. Американцы даже выкупили права на ремейк с Кевином Хартом. Не самая банальная история про отряд полиции, который выкупает кафе напротив базы наркоторговцев, чтобы следить за ними. Но беднягам в итоге приходится не только следить за бандитами, но и справляться с наплывом клиентов. Действительно очень смешное кино, где даже можно обнаружить неплохие экшен-сцены.
«Гангстер, коп и дьявол» — еще один корейский фильм на который положил глаз запад. В этот раз сам Сильвестр Сталлоне собирается взяться за него.
В центре истории местный крупный криминальный авторитет, который становится целью одного очень неразборчивого серийного убийцы, которому абсолютно все равно на кого нападать. Бандит выживает, но теперь достать нападавшего это дело чести, а тут еще и очень назойливый детектив предлагает объединиться.
Немного утомительный и раздражающий образ маньяка оттеняют два главных героя, на чьей химии и держится весь фильм. В нем нашлось место неплохим дракам и даже юмору.
Самый болезненный опыт просмотра кино в этом году был вброс от Роба Зомби под названием «Трое из ада». Ненужное и вымученное возвращение. Отвратно снятое, сыгранное и поставленное. «Изгнанные адом» хорошо завершали путь героев. Этот акт некрофилии был абсолютно не нужен.
«Озеро диких гусей»
Александр Башкиров, руководитель раздела «Кино и сериалы»
Про «Озеро диких гусей» я услышал под конец года практически случайно — фильм посоветовал друг (привет, Линар!), с которым мы вместе восхищались предыдущей работой китайского режиссера и сценариста Дяо Инаня.
Вышедший в 2014-м «Черный уголь, тонкий лед» немедленно стал моим вторым любимым азиатским фильмом всех времен после «Миссии» Джона То. Если вы не слышали об этой картине, то немедленно посмотрите ее: в «Черном угле» Дяо Инань совершенно фантастически сочетает бытовой реализм жизни в северной китайской глубинке конца 90-х с артхаусной красотой сверхстильного нуара о маньяке, совершающем убийства при помощи ледовых коньков.
Ну, а в финальной сцене фильма режиссер выходит совсем уж на запредельные высоты притворяющегося реализмом абсурда (или, может быть, наоборот — безжалостного обличения социальных язв, только прикидывающегося абсурдистской черной комедией). Именно из-за нее картина для меня затмила даже гениальные «Воспоминания об убийстве» Пон Чжун-хо.
В «Озере диких гусей» дело снова происходит в нетуристической и некиношной части родины режиссера — на сей раз в Ухане, самом густонаселенном городе Центрального Китая, окруженном болотами и озерами. Большая часть действия разворачивается на одном из этих озер, на беззаконных пригородных территориях, населенных маргиналами и преступниками.
Чем меньше вы знаете о сюжете фильма, начиная его смотреть, тем лучше: самый крутой сюжетный твист (мотивация главного героя) раскрывается довольно поздно и полностью меняет представление и о персонаже, и о картине. То, что стартовало как социальная производственная драма в духе «есть такая профессия — угонять мотоциклы в китайских мегаполисах», вдруг превращается в сверхнапряженный, звенящий гибрид «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара с «Бродячим псом» Акиры Куросавы.
Во всех трех фильмах центральные персонажи оказываются в сумасшедшем цейтноте, в котором не чувствуешь дешевой страховки из голливудских триллеров «про одну ночь». Персонажи — настолько аутсайдеры, они так далеко вышли за рамки сначала обывательской, а потом и собственной криминальной морали, что с ними в буквальном смысле может произойти что угодно.
Главного героя хотят посадить, убить или подставить все встреченные в фильме действующие лица — а ему нужно не просто «продержаться», как у Годара, или найти преступника до того, как он расстреляет весь барабан украденного револьвера, как у Куросавы. У него другая, более возвышенная цель, которой я еще никогда не видел ни в жанровом, ни в мэйнстримном кино (а, как вы, наверное, знаете, я очень люблю фильмы на криминальную тему).
Безумное качество сценария и визуального исполнения, так поразившие меня в «Тонком льде», в «Озере» никуда не делись — тончайше выписанная любовная линия, бесподобные разговоры с полицейскими и даже экшен-сцены, напоминающие очень приземленную и естественную версию «Рейда», дополняются фирменной абсурдностью (чего стоит эпизод с Boney M и светящимися кроссовками) и какой-то сверхъестественной способностью оставлять за кадром ключевые события так, чтобы они от этого производили более сильное впечатление.
Я посмотрел «Озеро диких гусей» на последнем российском сеансе в самом конце декабря — и очень жалею, что этого не случилось раньше, поскольку картина серьезно потеснила «Паразитов» как мой лучший фильм 2019 года. Во всяком случае, это точно лучший сценарий 2019 года.