Александр Башкиров, руководитель раздела «Кино и сериалы»
Драматургическая нагрузка сцены определяется не только количеством и качеством сцен, которые шли до нее — практически все отличные сериалы заканчиваются очень плохо, нелепо, неудовлетворительно. Их создатели не могут справиться с тем материалом, что накопился за долгие годы, уложившись в те жесткие временные рамки, в которых они вынуждены работать, они теряют управление, и в результате под откос идет не только последний эпизод, но и вообще весь проект (все-таки отвратительный финал не может не испортить впечатления от ранних серий).
Фильм MCU — самый длинный сквозной, непрерывный киносериал в истории, и Avengers: Endgame — его финал, в котором авторам очень легко было ударить в грязь лицом. Предыдущая картина, «Война бесконечности», представляла собой череду сумбурных CGI-драк и оставляла сильное впечатление только благодаря неожиданной, мрачной концовке и паре связанных с ней действительно сильных драматических сцен.
Все это было никак не заслужено самой картиной, во всей этой мешанине больших и малых драк не позволявшей толком попереживать даже за таких центральных персонажей, как Кэп и Тони. «Финал» наглядно показывает, до чего слабым и неровным фильмом была «Война бесконечности»… и насколько важной оказалась ее концовка для создания действительно выдающегося художественного произведения.
Сценаристы Кристофер Маркус и Стивен Макфили и режиссеры Энтони и Джо Руссо явно очень внимательно пересмотрели бесспорно лучший фильм всей киновселенной Marvel — гениальные «Мстители» Джосса Уидона. Уидон сам, на одной интуиции, без всяких чертежей и предысточников для проектов такого уровня, сумел разработать правильную формулу для супергеройского кино с большим количеством персонажей. Серьезная экшен-сцена там должна быть всего ОДНА, зато действительно запоминающаяся, грандиозная и в третьем акте, а перед этим все должно быть посвящено предельно реалистичному вписыванию одного-двух самых ярких образов героев в мир и отношения с менее яркими побочными персонажами, в том числе и со злодеями.
Endgame — огромный, трехчасовой супергеройский фильм, где в первых двух часах нет ни одной драки с армией CGI-злодеев (да и вообще почти нет серьезных поединков). Эти часы не наводняют камео из других фильмов, а отсылки к более ранним, чем «Война бесконечности», картинам исчерпываются ненавязчивыми шутками.
Второ- и третьестепенным персонажам отводится именно столько времени, сколько полагается: Маркус и Макфили бульдозером проехались по всей этой ненужной мишуре, избыточному фансервису, расчистив место под развитие двух действительно великих характеров — Тони Старка и Стива Роджерса, — в том странном мире, в котором они оказалась после Щелчка Таноса.
Впервые в истории MCU нам показывают действительно интересную What If? -реальность, где в небоскребах Нью-Йорка темно каждое второе окно, а монументы «пропавшим» миллионам занимают весь городской парк. Братья Руссо всегда снимали супергеройское кино вопиюще-бесхудожественно: или говорящие головы во весь экран, или гринскринная CGI-мазня, или поставленные режиссером второй съемочной группы проходные экшен-сцены. От той же «Войны бесконечности» хотелось кричать, если в кино вас прежде всего волнуют интересно выстроенные кадры, композиции, последовательности подвижных картинок. Но Endgame они сняли в трех разных стилях, в первом часу выкатив практически картинку из инди-фильма: саундтрека нет, естественные звуки, жизнь после Таноса демонстрируется трясущейся ручной камерой…
Во втором часу идет бодро снятый heist movie, в третьем — традиционная гринскринная супергероика в одной и той же декорации. Именно так — мини-новеллами, — и нужно выстраивать столь долго идущие жанровые фильмы, постоянная смена стилистики не дает заскучать и позволяет говорить даже о каком-то творческом, режиссерском, а не просто продюсерском подходе братьев.
И с каждым переходом трагические, изломанные фигуры Тони и Стива все более грозно возвышаются над зрителем — это уже не просто герои из комиксов, это боги, титаны, бессмертные (я уверен) кинообразы, так в кино не снимали, не развивали и не давали красиво уйти даже Бэтмену с Джокером. Кэп — абсолютно железный (как это не иронично) человек, готовый в одиночку выйти против целой армии, о стальную волю, самоотдачу, неприятие поражения которого разбивается, становясь совершенно иной, объективная реальность. Тони — воин-мыслитель, верящий, что все вокруг можно изменить силой интеллекта, а уже потом — гаджетами и кулаками, не готовый пожертвовать собой, но готовый до последнего вздоха искать выход из ситуации. Их действия в новом мире — где Кэпу уже совершенно нечего терять, а Тони вдруг обрел новую, счастливую жизнь, — логичны, последовательны, весомы, каждый драматический момент в «Эндгейме» ЗАРАБОТАН человечной правдивостью поведения этих двух героев.
Остальными персонажами пожертвовали — более-менее живой получилась только Наташа Романова в ее немногочисленных сценах, остальные застряли на карикатурном уровне киновселенной Marvel пару-тройку фильмов назад. Но Кэп и Тони рассказывают действительно новую по глубине, убедительности и психологизму историю для MCU, и поэтому решение сценаристов совершенно оправданно.
Самое лучшее, что для полного понимания этих образов — да и всего сюжета фильма, — совершенно необязательно пересматривать или хотя бы хорошо помнить десятки предыдущих картин MCU. Из массы пасхалок и камео я узнал разве что подросшего мальчика из «Железного человека 3», одного из лучших фильмов всей вселенной, но никаких серьезных вопросов у меня не возникло — а над абсолютно идиотскими сценариями худших картин киновселенной герои вслух издеваются сами. Скажем, над сюжетом второго «Тора», который 6 лет назад сочинили эти же сценаристы, Маркус и Макфили, в 2019-м оглядывающиеся на пройденный ими огромный творческий путь.
В фильмах я больше всего ценю обособленность — мне нет дела до «лора», «вселенной», «соответствия первоисточнику» и прочей фэнбойской ерунды, — и именно благодаря независимости и законченности «Финал» можно ставить в топ 3 лучших фильмов MCU. Все-таки после «Мстителей» Уидона (этот фильм все-таки более цельный, творческий и авторский), но перед «Стражами Галактики».
Егор Парфененков, постоянный автор
«Война бесконечности» была, пожалуй, самым эмоционально сильным и изматывающим фильмом MCU. После сеанса я был полностью опустошен: братья Руссо вывели идеальную формулу, выдав беспрецедентный для марвеловской супергероики фильм — где герои оказались беспомощны, а половину из них буквально обратили в песок, в ничто.
От «Финала» я ожидал подобного — особенно после всех прочитанных отзывов. Я за неделю купил билет на утренний сеанс в IMAX 3D, высидел три часа и… не испытал практически ничего. Возможно, я возлагал на фильм слишком много надежды. Может, сказалось то, что справа от меня какой-то парень все три часа ел очень плохо пахнущие чипсы, а другой, слева, был слишком сильно надушен шоколадным AXE, что в совокупе составило мне некомфортные условия для просмотра.
А может, дело в новой формуле Руссо, которая дала сбой. Неуместные шутки буквально каждые десять минут, выжатые пафосные фразы (которые в предыдущей части пробирали до мурашек, а в новой смотрятся чересчур искусственно), повторение битвы из «Войны бесконечности» (разве что с парой новых героев и большим количеством спецэффектов), не очень то трогательное прощание с двумя из трех Мстителей (смерти Тони почти удалось меня прошибить, но все же нет) и, опять же, еще больше глупых шуток.
Безусловно, как завершение цикла «Мстителей» «Финал» вышел красивым и достойным. Но как драма фильм для меня провалился — Руссо не смогли в третий раз добиться уровня концовки «Войны бесконечности» и моей любимой драки Тони со Стивом и Баки в «Противостоянии». И в итоге «Финал» я воспринял как просто еще один фильм MCU — интересное зрелище на одной планке с той же «Черной пантерой» или «Капитаном Марвел». В котором можно много на что посмотреть, много чем впечатлиться, но так ничего и не прочувствовать.
Сергей Цилюрик, руководитель раздела новостей
«Финал» — это очередной фильм Marvel, не меньше, но и не больше. Он совершенно стерилен и выделяется разве что числом приквелов и персонажей из них, большинство из которых появляются в фильме, лишь чтобы передать привет фанатам. Потуги на драматичность я совершенно не оценил, надежды на зрелищный экшен тоже себя не оправдали: тут единственная заметная боевая сцена — это пережевывание полупереваренных ошметков Нью-Йорка и Ваканды из первых и третьих «Мстителей». Однако в фильме на удивление много шуток (сложно было их ждать, учитывая мрачный тон трейлеров и предыдущей части цикла), и, когда «Финал» не стесняется быть комедией, у него это вполне удается.
Как большая Концовка Всей MCU «Финал» смотрится средненько. Два из трех своих сольных фильмов Кэп бесконечно твердил только «Баки, Баки, Баки», но в двух последних «Мстителях» он смотрит на Баки всего разок в рамках «привет-пока». А сам Зимний солдат, наконец спасенный, оказывается совершенно ненужным статистом. Пожалуй, третьим по важности персонажем «Финала» оказывается Небула, чья история заканчивается просто ничем.
Когда я читал, как Денис Варков жалуется на фансервис, я сперва не понял, что в этом плохого. Просмотр «Финала» расставил все на свои места: авторы фильма явно больше заботились созданием пафосных сцен, а не их подоплекой. В «Финале» кардинально меняется весь сеттинг, но этому уделяется смехотворно мало внимания (небось во «Вдали от дома» сделают вид, будто ничего особенного не произошло, а мир все тот же, что и раньше). Умения персонажей растут и уменьшаются не по какой-то логике, а просто ради дешевого выпендрежа, апогеем которого стал совершенно ненужный и ничем не продиктованный сбор всех женских персонажей в одном кадре.
Нет, с таким отношением к миру и вменяемости повествования ничего серьезного «Марвел» снять не может. Пусть лучше комедии делает, с них спрос невелик.
Антон Городецкий, издатель «Канобу»
Мама родная! Давно так не захватывало дыхание — это я о сцене выхода на поле битвы всех сгинувших героев в ключевой сцене фильма. Такой редкий уже, полузабытый, чисто детский восторг, сердце у горла, слезы на глазах. Только ради этого момента уже стоило смотреть все предыдущие 21 фильм, ради колоссального чувства единения с героями и зрителями в зале.
Да, к фильму полно сценарных вопросов, да, три часа, да, я фанбой — но знаете что? В жизни должно быть место таким выбросам эмоций, такой концентрации страстей, таким масс-культурным артефактам, вокруг которых человечество собирается и дружно вопит, смеется, плачет, скорбит и гордится — в противовес войнам, терактам, болезням и диктаторам. Браво, «Мстители». Браво, Marvel.
А кто не согласен, тот зануда и говноед.
Александр Трофимов, штатный кинокритик
После премьеры много кто написал мне «Жду вопросов. Уверен, их будет миллион». Вопросы действительно будут, но многих, возмущенных огромным количеством дыр и нестыковок я разочарую — мне фильм понравился.
Я не раз отмечал, что желание задать фильму десятки вопросов — это не попытка доказать его никчемность. Фильм может быть логичным, но никчемным, может — дырявым, но отличным. Плохо не когда фильм поступается логикой или нарушает собственные законы, а когда ты это замечаешь. Когда это вышибает тебя из фильма. Так вышло, что во время просмотра у меня не возникало никаких вопросов — я просто наслаждался происходящим, сопереживал героям и улыбался маленьким приятным деталям. Я долго жаловался на отсутствие настоящей драмы у Marvel и тут, наконец, увидел хотя бы целенаправленное и уверенное желание ее дать. Очеловечить, заземлить, дать эмоциональный фон. Для меня это большой плюс.
Ну и последнее — я всегда отдавал должное Уидону за первых «Мстителей», учитывая насколько нереальную задачу ему пришлось решить. Сделать ранее невиданное — собрать на экране супергероев из других фильмов, создать химию между ними, интересную динамику, дать каждому шанс блеснуть. «Лига справедливости» показала, как непросто это сделать. Братья Руссо собрали можно сказать «вообще всех» в своей дилогии (нет, икс-менов и героев из сериалов не ждите, я про уже устоявшихся героев киновселенной) и это задача еще более колоссальная. Глупых ошибок и недосмотров тут нет — все дыры во многом вынужденные, от перегруженности самого материала, от количества задач, которые должна была решать каждая сцена, линия, минута. Учитывая все это, результат поразительно хорош.
Алексей Егоров, постоянный автор
Я не то чтобы большой фанат Marvel и MCU в целом, но почти все фильмы линейки считаю довольно неплохими. Конечно, это чисто развлекательное кино, однако ругать фильмы только за зрелищность и «попкорновость»? Какой смысл? Благо, с задачей развлекать зрителей практически все ленты MCU успешно справляются — какие-то лучше, какие-то хуже. С «Финалом» у студии получилось довольно интересно — это не лучшая картина Marvel, которая к тому же целиком и полностью построена на фансервисе, с этим спорить глупо. Вот только ничего плохого я в этом не вижу.
Скажу сразу — «Война бесконечности» понравилась мне больше. В ней было больше серьезных — и даже драматических — моментов, она хорошо связывает друг с другом «космическую» и «земные» линии серии, плюс все сюжетные ветки наконец-то слились воедино. Ну и, разумеется, Танос, которого всего за один фильм ухитрились раскрыть лучше, чем иных персонажей за пару-тройку фильмов.
Две основных проблемы «Финала» на мой взгляд — это настолько мощный фильм-предшественник, плюс завышенные ожидания фанатов. «Марвел» нужно было не просто повторить качество предыдущей ленты, им нужно было сделать еще круче, еще интереснее. Отчасти у них это получилось, отчасти нет — подозреваю, что многие из-за этого в итоге и оказались расстроены картиной.
Тем не менее, «Финал» сам по себе на голову выше большинства других фильмов MCU, с моей личной колокольни круче разве что собственно «Война бесконечности» да первые «Стражи Галактики».
Собственно, у меня нет претензий ни к длине фильма (три часа без всяких титров!), ни ко вводу Капитана Марвел в сюжет (спойлер — она появляется в фильме минут на десять, и по большому счету фильму она не нужна) и не к тому, что авторы решили сделать свою версию «Назад в будущее», только с Камнями бесконечности, Таносом и ордой супергероев. Нет, моя основная претензия здесь пожалуй все-таки к Таносу — безумный титан в «Финале» стал более плоским, более простым и скучным персонажем, чем он был в «Войне». Отчасти это обусловлено сюжетом, но диссонанс все равно вызывает. Ведь после «Войны» авторы могли показать, как совершенное повлияло на титана — а вместо этого сначала нам подсовывают Шрека, а затем низводят его до ранга совершенно двухмерных злодеев а-ля Малекит, снабдив до кучи мотивацией в духе «вы посмели мне перечить и теперь я вас всех допинаю».
К мотивации протагонистов тоже есть определенные вопросы. Старк, пять лет просидевший на жопе ровно, внезапно ощущает муки совести и отправляется помогать товарищам. Товарищи тоже не лучше — Тора заманивают на очередной махач наличием пива, Соколиного глаза достают из заваленной трупами ямы, а единственный человек, который реально пытается что-то сделать это вообще Наташа (во всяком случае, такое ощущение возникает при просмотре). Ясно, что тут хотели показать разбитых и подавленных героев, но что-то как-то перестарались, мне кажется.
Зато вот к фансервису лично у меня вопросов нет. Сразу было понятно, что ставка будет сделана на тех, кто смотрел все фильмы серии, поэтому я бы и не удивился, будь весь фильм забит отсылками к предыдущим лентам. Но к чести создателей, такого не происходит.
Единственное, когда авторы действительно себе позволяют взять солидный кусок из предыдущих фильмов — это когда герои отправляются во время битвы за Нью-Йорк из первых «Мстителей». Только вот сцену из того фильма авторы ухитряются вполне аккуратно — и интересно! — продолжить, так что кричать «ууууу, самоповтор!» не хочется. Более того, примерно там же есть одна сцена-отсылка, которая разворачивается совсем не так, как думает зритель, и которая лично у меня на сеансе в хлам разорвала весь зал. Шутка мало того что вышла уместной, так еще и с сюжетом связанной — всегда бы так.
За что фильм точно хочется похвалить, так это за завершение дух сюжетных арок, арки Старка и арки Роджерса. Они закончились может не совсем так, как хотели фанаты, однако закончились они достойно. Правда, теперь придется гадать, кто же заменит Старка в грядущих фильмах вселенной, ну да это ладно.
Что в итоге? А все просто. Если вы давно плюетесь на Marvel, MCU и комикс-муви, то вам смотреть «Финал» просто противопоказано. Все, что вы получите — это раздражение, стертые в порошок зубы, а также укрепитесь в мнении о том, что комикс-муви не нужны. Если же эта вымышленная вселенная из двадцати двух фильмов тронула хотя бы пару струн вашей души, и вы смотрели эти фильмы не без удовольствия — тогда сходите. Все-таки фильмы такого масштаба случаются крайне редко, а уж толково снятые и поставленные так и вовсе можно пересчитать по пальцам.
Источник