Кровавое месиво, крутые диалоги и женские ступни: почему Квентин Тарантино стал культовым режиссёром

У каждого киномана в этом мире определённо есть режиссёр, который выделился и полюбился им среди всех прочих. Но, что же делает данного режиссёра особенным, культовым для этого киномана? На самом деле, причин может быть несметное количество…

Кровавое месиво, крутые диалоги и женские ступни: почему Квентин Тарантино стал культовым режиссёром

В данной статье, уважаемый читатель, мы поговорим о таком известном в мире и полюбившимся многими киноманами режиссёре, как Квентин Тарантино и разберёмся, за какие заслуги в кинематографе он получил полноправное звание культового. Заранее предупреждаю, что статья содержит спойлеры касаемо фильмов маэстро!

Когда я работал в видеомагазине, я слышал, как родители ругали детей за то, что те все время брали фильмы, которые они уже видели и любят. Ребенок думает: «Зачем брать неизвестно что? Возьму-ка снова эту кассету». Вот и у меня психология ребенка — мне нравится такой подход.

Квентин Тарантино

Кинорежиссёр, сценарист, актёр, кинопродюсер и кинооператор

А начать хотелось бы с небольшой предыстории о зародившейся любви юного Квентина к кинематографу.

С самого детства у Квентина была необычайная тяга к киноискусству. Он не особо любил учёбу, но зато любовь к кино была весьма большая. Весь день он предпочитал смотреть фильмы разного жанра, работу же он старался находить, так или иначе, связанную с кино. Квентин с двух лет проживал с матерью в Лос-Анджелесе, где и начался его легендарный творческий путь.

Определённо, когда говоришь о такой личности, как Квентин Тарантино, невольно начинаешь осознавать, что предназначение в этом мире есть у каждого из нас, как и наделение природой талантом, который необходимо увидеть, полюбить, а в дальнейшем уже развивать.

Однако, после небольшого экскурса по юному периоду жизни Квентина, хотелось бы отметить, что целью моей статьи отнюдь не совсем является описать в дальнейшем всю, не могу поспорить, что весьма интересную, биографическую составляющую уважаемого режиссёра.

Давайте вспомним, какие особенности вложил в свои детища маэстро, за которые мы его так сильно полюбили.

ПОВЕСТВОВАНИЕ

Когда я собираюсь писать новый сценарий, самое трудное для меня — это пойти в канцтовары и купить блокнот.

Квентин Тарантино

Кинорежиссёр, сценарист, актёр, кинопродюсер и кинооператор

Ни для кого не секрет, что сюжет каждого фильма Квентина — это нечто индивидуальное и особенное.

В первую очередь, это объясняется тем, что он в своих фильмах экспериментирует с различными временными эпохам и жанрами, а порог вкуса режиссёра к ним весьма объёмный, как он сам сказал: «Я любитель всех жанров: от спагетти вестернов до самурайского кино.» И действительно, если Вы обожаете жанр вестерн, то «Джанго освобождённый» и «Омерзительная восьмёрка» — идеальный выбор для Вас, хотите криминала с привкусом комедии — смело идите смотреть «Бешеные псы» и «Криминальное чтиво», любите самурайскую тематику — «Убить Билла» ждёт Вашего внимания, если Вас интересует тема войны — «Бесславные ублюдки не дадут Вам заскучать.

Так же, на что хочется обратить внимание — это подача. В «Криминальном чтиве» режиссёр продемонстрировал такое редкое на момент кинематографа 90-х явление как нелинейность повествования. Мы могли наблюдать за тем, как сюжет развивается не в хронологическом порядке и от лица различных персонажей, но маэстро грамотно связал их в единую и интересную историю, отчего фильм хочется пересматривать раз за разом, собирая пазл происходящего.

Картины режиссёра «Бешенные псы» и «Омерзительная восьмёрка» являются доказательствами того, как можно интересно развивать историю и создавать напряжённую обстановку между персонажами фактически в одной локации. Главная формула: грамотный режиссёр + талантливые актёры + химия между ними.

Что ещё бросается в глаза — так это непредсказуемость. В банальных сценариях хорошие парни всегда оказываются умнее плохих, от чего их планы, в конечном итоге, срабатывают. Но, вспомните фильм «Бесславные ублюдки», где антагонист Ганс Ланда, которого сыграл талантливейший актёр Кристоф Вальц, разоблачил и разрушил весь замысел «бесславных ублюдков» — хороших парней в фильме, что было весьма неожиданно при просмотре, но создаёт веру в происходящее.

«Однажды… в Голливуде» и «Бесславные ублюдки» продемонстрировали нам альтернативный взгляд на судьбу личностей, которые существовали в нашей реальности. Вспомните, как в «Бесславных ублюдках» режиссёр показал альтернативное падение Гитлера и его свиты, или, как трогательно маэстро поменял печальную судьбу великолепной актрисы 60-х Шэрон Тейт в «Однажды… в Голливуде» в лучшую сторону, чего в нашей реальности, к сожалению, не произошло…

И последнее, о чём хочется поговорить касаемо особенностей сценария режиссёра — это большое количество насилия в нём. Для любого нормального человека, насилие никогда не может восприниматься нормально, а тем более — с юмором. Но, когда мы говорим о фильмах Квентина, этот стереотип исчезает в небытие. В чём же тайна? Как говорит сам Квентин: «Насилие — один из кинематографических приёмов.“

И вправду, например, многих очень впечатлила снятая сцена перестрелки в рабовладельческом доме в фильме «Джанго освобождённый» — фонтаны бутафорской крови напоминали нотки смешливого сюрреализма, а если вспомнить фильм «Убить Билла», который является самым кровавым в фильмографии актёра, то большое впечатление вызывает качество постановки боёв. Достаточно вспомнить битву главной героини с огромным количеством бойцов: визуальные игра, каждый взмах катаны, каждое движение героини, — словно танец с огнём, разрушающий стереотип поговорки: «Один в поле не войн». И мысль о том, что героиня рубит всех направо и налево, — как-то отходит на второй план, тем более что у неё были на это свои личные мотивы.

Кстати говоря о мотивах, мы переходим ко второй особенности насилия в фильмах режиссёра — кровопролитие происходит во имя справедливости.

Вспомним, опять же, фильм «Однажды… в Голливуде». Подготовленный зритель понимал, что в конце фильма, режиссёр решил отомстить секте Чарльза Мэнсона, последователи которого убили беременную Шерон Тейт в нашей реальности. Или же, в том же «Убить Билла» главная героиня прошла весь свой кровопролитный путь чтобы отомстить за, как она думала, гибель своего ребёнка и прерванную свадьбу. В фильме «Джанго освобождённый» Джанго спас свою возлюбленную от рабства и преподал урок рабовладельцам.

И, наконец, последняя черта — юмористический подтекст. Вспомните сцену в самом начале фильма «Бешеные псы», где персонаж Тима Рота «мистер оранжевый» был ранен во время ограбления ювелирного. Специально задуманные кривляния персонажа и нелепый, но забавный диалог со своим напарником, «мистером белым», создаёт больше комическую обстановку, чем напряжённую.

Таким образом, каждая сцена с насилием в фильмах режиссёра содержит как минимум одно из трёх качеств, описанных выше, поэтому они и работают.

ДИАЛОГИ

Диалоги, мать твою, — это моя фишка, сечёшь, нет? Это то, чем я занимаюсь! Я уважаю мнение людей, но выйти с моего фильма и сказать: «Слишком много диалогов», — это такая же тупость, как сказать это, посмотрев пьесу Теннесси Уильямса или Дэвида Хейра, мать их. Нельзя быть моим грёбаным поклонником и не любить моих диалогов. Между прочим, каждый мой фильм критиковали за то, что в них долгие скучные диалоги. Кроме, разве что первой части «Убить Билла», где сплошное мочилово.

Квентин Тарантино

Кинорежиссёр, сценарист, актёр, кинопродюсер и кинооператор

Когда мы говорим о заслугах Квентина в кинематографе, невозможно не упомянуть его талант в создании диалогов.

Как я и говорил раннее, маэстро в своих фильмах умеет грамотно создавать психологически—напряжённую, или же, напротив, психологически—беззаботную обстановку, в которой находятся персонажи и беседуют о чём-либо. Они могут происходить как во время посиделок за столом в ресторане, так и в тот момент, когда дуло пистолета каждого из персонажей направлено друг на друга. И что самое главное — ты в эти ситуации веришь, потому что всё выглядит весьма реалистично. Мы будто находимся среди них и нестерпимо хотим так же внести свою лепту в той или иной ситуации, — это является одной из частей рецепта достойного диалога в кино.

Количество таких диалогов в его фильмах составляет практически каждая минута, давайте вспомним в качестве ярких примеров пару из них.

Как пример затронутого мною состояния психологически-напряжённой атмосферы, я бы хотел упомянуть великолепный диалог из фильма «Бесславные ублюдки» между Гансом Ландой, представителем нацистских войск и французом мсье ЛаПадитом, имеющим трёх дочерей и разыскиваемых немцами евреев, которых он спрятал у себя в подвале. Начиная от мимики, жестов и заканчивая содержанием — диалог между немцем и французом и его финал не мог оставить каждого зрителя равнодушным к происходящему. Абсолютно любой в тот момент, возможно, ставил себя на место француза, какой же груз и напряжение он носит в своей душе, что качественно было передано через экраны. Он осознавал, что от каждого движения, мимики зависит будущее его семьи и чужой, еврейской семьи.

Нужно дать должное игре актёров, а особенно — Кристофу Вальцу, сыгравшему Ганса Ланду: вежливый немец во время «формального» и не предвещающего беды диалога раскручивает француза на выдачу спрятанной еврейской семьи. С каждой секундой зритель начинает осознавать, что немец далеко не дурак и всё понимает, что создаёт непередаваемое ощущение…

Ещё одна немаловажная часть успеха диалогов маэстро — это их содержание. Они носят в себе как то, над чем хочется задуматься и поразмышлять, как и то, что вызывает смех и радость. При этом, они могут никак не продвигать сюжет — персонажи разговаривают на самые разные темы, как реальные люди, но через эти разговоры раскрываются их характерные черты.

Чего только стоит беззаботный диалог коллег по ограблению ювелирного в самом начале первого творения маэстро «Бешенные псы» насчёт чаевых для официанток. В этот момент у тебя складывается ощущение, будто ты находишься среди старых друзей и хочешь выразить своё мнение по этому поводу. Казалось бы, этот диалог фактически никак не продвигает сюжет в дальнейшем, но ощущение его ненужности не складывается… почему? Потому что магия диалогов маэстро это ощущение стирает в миг.

Ещё мне запомнился очень смешной диалог персонажа Квентина (камео которого в своих фильмах, кстати, не редкое явление) Джимми с Винсентом и Джулсом в «Криминальном чтиве». Этот диалог является ярким примером того, когда буквально ни из чего можно сделать забавный диалог, который, опять же, не продвигает сюжет, но кайф от него получаешь просто неистовый и хочешь пересматривать эту сцену вновь и вновь!

АКТЁРСКИЙ СОСТАВ

Я – как капитан корабля, и они должны следовать моим инструкциям в меру необходимости. Но когда речь заходит о том, чтобы показать самый высокий возможный класс, то я у них в распоряжении. Речь не о том, чтобы сделать всё по-моему, речь о том, чтобы создать им комфортные условия и дать возможность максимально раскрыться. Я очень деликатно подхожу к ним, у нас происходит много личных обсуждений, и когда мне нужно режиссировать, я не сижу в видео-блоке, который, как правило, находится в другой комнате, смотря долбаное телевидение. Когда они играют, я сижу прямо около камеры. И я смотрю прямо на них. И, когда сцена завершена, они смотрят на меня: “Что ты думаешь?”… Когда я режиссирую, я иду к актёрам и обсуждаю их игру. Я не ору на них прямо там же. Или ору из другой комнаты “Делай то, делай это!”. Я общаюсь непосредственно с ними и “оп!” мы преуспеваем и делаем это. Это очень интимно.

Квентин Тарантино

Кинорежиссёр, сценарист, актёр, кинопродюсер и кинооператор

Сочетание талантливого режиссёра и не менее талантливого актёра — вот залог достойного кино. Но не менее важна и химия между самими актёрами, что в фильмах маэстро работает на ура.

В первую очередь, причина заключается в том, что Квентин — достойный руководитель съёмочного процесса. Из вышеприведённой цитаты можно сделать вывод, что он находит идеальный баланс, золотую середину во взаимоотношениях с коллегами во время данного процесса. Он не даёт им забывать про инструкции и свои наставления, но и не лишает творческой свободы актёров, из-за чего каждый актёр, работавший с ним, всегда заявлял о том, что работать с ним — одно удовольствие. В результате, вся съёмочная команда становится большой и дружной семьёй.

У Квентина есть свой личный список любимчиков среди актёров. Начиная от женской половины: Ума Турман, Пэм Гриер и заканчивая мужской: Тим Рот, Сэмюэл Л. Джексон, Майкл Мэдсен, Кристоф Вальц, Леонардо ДиКаприо и многие другие — эти таланты создали прекрасные образы своих персонажей и Квентин в выборе ни разу не прогадал.

Некоторые образы особенно впечатлили. Лично мне на ум сразу приходит два персонажа Кристофа Вальца — раннее упомянутый Ганс Ланда из фильма «Бесславные ублюдки» и доктор Шульц из фильма «Джанго освобождённый». В том же «Джанго освобождённый» мне очень запомнился образ Кэлвина Кэнди, которого сыграл Лео ДиКаприо и Стивена — персонажа Сэмюэля Л. Джексона. И да, Вы наверное заметили тот факт, что практически все они являются антагонистами! Ещё одна особенность в фильмах маэстро — антагонисты чаще больше симпатизируют и запоминаются, чем протагонисты, и я не совру, если скажу, что я далеко не один такой…

Лично мне кажется, что те актёры, которые отказались в силу каких-либо обстоятельств от внушающих ролей в фильмах Тарантино, могли добавить неплохой плюс в свою карьеру, если бы снялись. Но, тут точно сказать что-либо конечно нельзя, так как в этом мире что не делается — делается к лучшему. Кто знает, может это напротив навредило карьере как самих актёров, так и Квентину.

САУНДТРЕК

Музыка и кино для меня тесно связаны. Когда я пишу очередной сценарий, одной из первых моих задач всегда оказывается поиск музыки, которая будет играть во время открывающей сцены.

Квентин Тарантино

Кинорежиссёр, сценарист, актёр, кинопродюсер и кинооператор

Музыкальное составляющее в фильмах для Квентина является одним из наиболее важных аспектов. Музыка в его фильмах всегда звучит к месту и передаёт атмосферу того времени, места, ситуации, которые продемонстрированы в фильме. Почему у него так получается? Потому что Квентин способен видеть музыку там, где она должна быть.

Достаточно вспомнить знаменитый танец персонажей Умы Турман и Джона Траволты под песню Чака Берри — «You Never Can Tell». Ума скептически относилась к подобранной Квентином песне, но он уверял её, что это определённо то, что нужно — как мы знаем, он не прогадал от слова совсем.

Что мне ещё нравится в музыкальной составляющей фильмов Квентина — музыка передаёт атмосферу происходящего на экранах. Саундтреки фильма «Омерзительная восьмёрка» прекрасно передали дух жанра детективного вестерна. Тут опять произошло достойное сочетание талантливого режиссёра и великолепного ныне покойного композитора — Эннио Морриконе, который за саундтрек к фильму «Омерзительная восьмёрка» даже получил «Оскар». Хоть и, композитор не очень лестно высказывался о Квентине, тот факт, что их совместная работа дала неплохие результаты для карьеры обоих, является неоспоримым.

ОПЕРАТОРСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Начиная от футфетишизма и заканчивая резким скачком камеры — стиль талантливого режиссёра можно узнать за версту. Думаю, здесь комментарии излишни, просто достаточно взглянуть и вспомнить те приёмы, из-за которых, увидев краем глаза какое-либо творение маэстро, человек сказал бы: «Голые женские ножки… чёрт, только один крутой парень может сделать акцент на голые женские ножки в своих фильмах, и имя ему, — Квентин Тарантино!»

ВЫВОД

Большие идеи портят кино. В кино самое главное — сделать хорошее кино. И если в процессе работы тебе в голову придет идея, это отлично. Но это не должна быть Большая Идея, это должна быть маленькая идея, из которой каждый вынесет что-то свое. Я имею в виду, что если ты снимаешь кино о том, что война — это плохо, то зачем тогда вообще делать кино? Если это все, что ты хочешь сказать, — скажи это. Всего два слова: война — это плохо. То есть всего три слова. Хотя два слова будет еще лучше: война — плохо.

Квентин Тарантино

Кинорежиссёр, сценарист, актёр, кинопродюсер и кинооператор

Квентин Тарантино — это, в первую очередь, человек, а так же знаток своего дела с большой буквы. Он является примером для каждого из нас. Примером того, что человек способен добиться успеха в той сфере, в которой он видит себя и которую он, ключевое слово, ЛЮБИТ. Его любовь выражается в тех самых особенностях, которыми он наделил свои детища. К каждому своему творению он относится как к ребёнку, в которого вкладывает всё своё сердце и душу. Нам посчастливилось проживать в период карьеры такого прекрасного режиссёра, который радует нас своими творениями и по сей день.

Поэтому, особенных режиссёров, таких как: Квентин Тарантино, Гай Ричи, Мартин Скорсезе, Дэвид Финчер и многих других — необходимо ценить в мире кинематографа. Они не дают увязнуть киноискусству в пучине бесконечных второсортных франшиз, которые не носят в себе ничего индивидуального, а главное — в них нет ДУШИ. Их целью является лишь коммерческая прибыль, что, таким образом, обесценивает киноискусство. Весьма прискорбно осознавать это.

Спасибо за внимание, уважаемый читатель! С нетерпением ждём его последний, десятый юбилейный фильм, который он нам уже наобещал.

 

Источник

Читайте также