Жизнь прекрасна в новой комедии Тайки Вайтити.
В «Кролике Джоджо» Адольф Гитлер, подобно великому диктатору Чарли Чаплина, предстает не главным чудовищем в истории человечества, а забавным и карикатурным шутом. Тиран в исполнении Тайки Вайтити — новозеландского еврея, сценариста, актера и режиссера — существует лишь в голове десятилетнего паренька Йоханнеса по прозвищу Джоджо и ребячески дурачится на манер мультяшных героев.
Одинокий и неуверенный в себе мальчик предпочитает общению с жестокими сверстниками компанию вымышленного диктатора, всегда готового приободрить или направить в нужную сторону. Хотя на дворе уже 1945-й, и русские войска вовсю стучатся в двери фюрера, Джоджо поглощает тонны нацистской пропаганды и охотно украшает комнату постерами великой и непобедимой страны.
Йоханнес день за днем оттачивает мастерство владения армейским клинком для борьбы со страшными евреями, о которых неустанно вещает радио, и марширует по скромной берлинской квартире в униформе Гитлерюгенда. Для ребенка со светлой, но захламленной пропагандой головой, ненависть к представителям не арийской расы и прочим врагам не столько источник вдохновения, сколько лекарство от одиночества.
Джоджо мечтает о зачислении в детский армейский лагерь, где он сможет завести новых друзей, метая гранаты и оттачивая навыки рукопашного боя. Однако оказывается, что Гитлерюгенд — это сборище задир и хулиганов, которые быстро исключают скромного и добродушного героя из общей группы. Но насмешки и обидные прозвища не отбивают у Джоджо желания стать славным солдатом Рейха, ведь воображаемый Гитлер подставит плечо при любых невзгодах.
В свою очередь мама Йоханнеса — единственный источник здравого смысла в его голове, но и она не в силах достучаться до восторженно глядящего на Гитлера ребенка и открыть ему глаза на изуверский режим. Отец мальчишки пропал на фронте, сестра погибла, а его мать никак не сорвет со стен свастику и не запретит дружбу с воображаемым фюрером, ведь это лишь настроит Джоджо против нее. Потому паренек даже не догадывается о страшной тайне, которую хранит его мама. В застенках их родного дома, скрывается самый страшный враг на свете — юная еврейская девочка.
«Кролик Джоджо» — фильм о воспитании детей и о том, сколь легко идеи взрослых подхватывают неоперившиеся ребята, которые через пару десятилетий унаследуют весь мир. В любую эпоху, когда люди безрассудно творят историю, именно светлые неокрепшие умы готовятся расхлебывать заваренную кашу. А перед этим «кролики» с восхищением смотрят на взрослых, которых они обязаны беспрекословно слушаться и не понимают тяжести глупостей, что те опрометчиво совершают.
Пока воображаемый Гитлер вторит реальному, призывая нацию к великим свершениям, юный Джоджо, что искренне верит каждому слову взрослых, пытается отделить правду от бессовестной пропаганды. То, что в голову главного героя вобьют старшие, он пронесет через всю жизнь, а потому именно на них лежит ответственность за то, какими вырастут сотни маленьких Джоджо. В сердце добродушного ребенка борются непоколебимые истины старшего поколения и противоречащее им сострадание к окружающим.
Зачастую герои картин Тайки Вайтити — это либо столкнувшиеся с реальным миром дети, как в случае с «Мальчиком» и «Охотой на дикарей», либо карикатурные и инфантильные взрослые. «Кролик Джоджо» смотрит на внешний мир глазами ребенка, благодаря чему тот предстает пестрым и утрированным. Картина во многом наивна, проста и порой чересчур мелодраматична, но это лишь способ поведать историю устами мальчишки, который видит жизнь в ярких красках.
Тайка Вайтити показывает холокост, поджидающую за углом смерть и военную пропаганду играючи, а иногда и вовсе по-детски. Именно такими, какими их видит ребенок, чей разум вовремя абстрагируется от страшной реальности. Джоджо реагирует на казнь соседей гораздо спокойнее, чем на мелочи вроде боевых шрамов на своем лице, и заявляет, что такой уродливый монстр никогда не станет персональным телохранителем Гитлера. А главные враги арийской расы представляются ему рогатыми демонами, с чешуей вместо кожи и пахнущие ненавистной брюссельской капустой.
Тайка Вайтити дурачится и за камерой, и на экране — в образе инфантильного Гитлера, эдакого ребенка в голове ребенка. При этом он очень резко переходит от звонкой комедии к напряженным ужасам и пронзительной сентиментальности. Уникальный и озорной юмор, который делает стиль режиссера столь узнаваемым, в данном случае звонок как никогда. Но и драматизм, что внезапно сменяет безумный фарс, будоражит от этого еще сильнее.
«Кролик Джоджо» — не историческая драма, порицающая чудовищный режим, и не острая политическая сатира, где с виду легкомысленные ситуации рисуют параллели с сегодняшним миром. Картину Тайки Вайтити не стоит рассматривать, как очередное высмеивание нацизма — она гораздо ближе к ребячеству «Королевства полной луны» и душевности комедийной драмы «Жизнь прекрасна», чем к остроте «Великого диктатора».
***
Однако современный мир корит фильм, отказывающийся идти на передовую социального порицания и политических скандалов, за подобную непринужденность. Потому истинная смелость «Кролика Джоджо» кроется не в риске наступить на саднящую мозоль мировой истории, а в осознанном желании не быть спорным и острым в привычных для этого декорациях. Тайка Вайтити с присущим ему юношеским задором показал взрослый и жуткий мир глазами детей, которые еще не научились осуждать и ненавидеть.