Появились первые рецензии на фильм Ghost in the Shell. Оценка MetaCritic — 64%, что в наше время обычно означает картину с посредственным сюжетом и вялыми боевыми сценами, в которой хотя бы есть на что посмотреть (см. также «Живое», «Остров черепа»). На RottenTomatoes у фильма 71% положительных отзывов.
Ругают сценарий, драки и перестрелки, хвалят — роскошный визуальный ряд, с маниакальной тщательностью воссоздающий мир оригинального аниме. Судя по рецензиям, главная проблема в фильме та же, что и в оригинальном мультфильме Мамору Осии: это сама Майор, полностью кибернетический организм со стертой памятью.
Очень трудно переживать за не выражающее эмоций и легко заменимое тело-болванку в виде красивой девушки — даже если ее играет Скарлетт Йоханссон. Мнения критиков по поводу роли резко разошлись.
Гай Лодж из Variety пишет, что в версии Руперта Сандерса душу и разум гениального оригинала вынули, сохранили и пересадили в изящный, дорогой и технологически продвинутый новый корпус, дающий новые возможности, но стирающий последние остатки идентичности.
Фильм великолепно воссоздает дух и эстетику мультфильмов Мамору Осии, не превращаясь при этом в рабский косплей. Это умное, полированное развлечение, которое превосходит оригинальные фильмы по темпам развития сюжета и сверкающей визуальной притягательности — даже если их зловещий и меланхоличный дух не был успешно переселен в новое безупречное тело. Кассовые сборы у фильма должны быть хорошими, что запустит интересный новый франчайз в мультипликсах, набитых ремейками-роботами.
Майк Кахилл из IndieWire тоже похвалил визуальный ряд, но раскритиковал героиню Скарлетт Йоханссон — да и вообще всех персонажей фильма.
Поверхность у картины сверкающая, но никаких эмоций она не будит. Все упирается в Йоханссон, которая играет непроницаемую оболочку вместо беспокойного призрака. В очень мрачном фильме «Побудь в моей шкуре» 2013 года режиссер заставил актрису показать постепенное пробуждение самосознания (и совести) у гибрида-пришельца; тут она просто непонимающе смотрит, пока вокруг нее разворачивается переусложненный сюжет. За время, которое Йоханссон провела со Мстителями, она научилась хорошо играть в боевых сценах — но во всех остальных она как будто на автопилоте.
Остальные персонажи отличаются друг от друга в основном прическами:
Дэниэл Хеншэлл носит маллет, по которому в нем сразу можно заподозрить неладное, у помощника Майора Йохан Асбек дыбом стоит короткая белая прича, которая может нормально смотреться в манге, но не на взрослом человеке. Когда его выжженные взрывом роговицы заменяют линзами, чувствуешь, как технические украшения начинают поглощать актеров. Впечатление только усиливается в сцене, где мы видим буддистских монахов, подключенных к огромному роутеру в духе Дерева жизни из «Аватара». Как и все остальное, оно тут внушительное, но подержанное.
Интересно, что Тим Роби из The Telegraph образ Йоханссон как раз нахваливает — причем тоже сравнивая ее работу с экзистенциальным хоррором Джонатана Глэйзера:
Пуристам это наверняка не понравится, но концептуально она идеально подходит на эту роль. Дихотомию между интеллектом Йоханссон и ее холодной бесстрастной красотой уже исследовали раньше, лучше всего — в фильме «Побудь в моей шкуре». Тут она сразу и призрак, и оболочка: пара выразительных глаз, наливающихся памятью и растерянностью, смотрит на тебя из щедро одаренной экшен-фигурки.
Бен Кролл из TheWrap разругал перестрелки и сюжетные повороты фильма:
И то, и другое получилось плохо. Экшена много, но он поверхностный, Сандерс все ставит как рядовые перестрелки и драки в замедленной съемке, ничего не изобретая и не увлекая зрителя. Они тут только потому, что фильм с таким бюджетом и жанром нельзя снять без драк и перестрелок: они занимают экранное время и выполняют обязательства по контракту, но больше ничего не делают.
Сюжету тоже досталось — в основном из-за образа героини Жюльет Бинош, которая появляется, вываливает на зрителя объяснения (если сюжет фильма нужно объяснять — значит, все пропало) и пропадает бесследно.
Вместо этого Сандерса явно интересует просто выстраивание сцен, конструирование деталей и текстур, которые составляют этот фантастический визуальный ландшафт.
Джордан Минцзер из The Hollywood Reporter с ностальгией вспоминает оригинальное аниме, которое было «одновременно жестоким и философским», и рассказывает про его влияние на творчество (тогда еще) братьев Вачовски — вплоть до портов в затылках героев. В версии Руперта Сандерса критик нашел обрывки атмосферы мультфильма — но она никак не влияет на сюжет, где рассказывается про обычное противостояние добра и зла, а в конце все аккуратно решено и увязано.
Если даже вы не смотрели аниме, нетрудно угадать, к чем идет дело, хотя поиски личности Майора и приводят к кое-каким сюрпризам. Но их портят вялый экшен и сюжет. У Сандерса получились две запоминающиеся сцены — одна с адской гейшей-роботом, другая в подвалах Hanka Robotics, — среди обычного бега и стрельбы, который мы уже видели раньше. Это все можно было стерпеть, если бы Ghost in the Shell вел к каким-то откровениям, но фильм плещется на мелководье, и, заменив оригинальную концовку на дешевый хэппи-энд, уничтожает все, что там можно найти интересного.
Лиза Нессельсон из Screen International нашла более удачные аналоги образа Майора в других фильмах:
Встреча Майора с Кудзэ и ее визит к обычной женщине средних лет работают лучше всего, потому что это настоящие сцены с диалогами, выстроенные в разумном ритме. По чистой зрелищности Фуриоза Шарлиз Терон в «Дороге ярости» — более яркий образ женщины-воина, нежели Майор. Прекрасное лицо Алисии Викандер на экзо-скелете «Из машины» остается со зрителем — в отличии от лица Майора. Создается очень странное впечатление: сильный женский персонаж, который после всех перестрелок узнает, кем она является на самом деле и понимает, что хотя ее ситуация интересна, в ней самой ничего интересного нет.
Российская премьера Ghost in the Shell состоится завтра, 30 марта.
Источник