Вот как описывали русалок в Орловской губернии: «Тело у них белое как снег, лицо светлое, как восходящая луна, волосы красновато- светлые и длинными локонами расстилаются по плечам. Они легки как пух». Такой образ очень хорошо передаёт представление о русалках как о несостоявшихся невестах – ведь раньше если девушка умирала до замужества, её хоронили в свадебном наряде. Белое одеяние и венок являются символом их девичества и вечной невинности. А распущенные волосы – неизменный атрибут русалки – показывают их принадлежность к потустороннему миру. Дело в том, волосы издавна наделялись огромным значением, считалось, что в них заключена магическая сила. Поэтому женщины и девушки всегда заплетали косы и часто носили платки – так они упорядочивали свою силу, сдерживали её и показывали свою принадлежность к миру обычных живых людей. В противовес этому существам, связанным с потусторонним миром, была присуща лохматость. Такие создания как русалки, ведьмы, полудницы и полуночницы всегда оставляли волосы распущенными, тем самым показывая принадлежность к хаосу.
В некоторых русских поверьях русалки имеют способность к оборотничеству, например, считалось, что они могут принимать облик сорок, лебедей и других птиц. А где-то и вовсе верили, что русалку можно превратить обратно в человека, надев на неё крест. Во Владимирской губернии ходили рассказы, о двух юношах, которые, повстречав русалок, сумели надеть на их шеи кресты и затем женились на них. Но скорее всего, это уже поздние представления, на которые повлияло христианство.
Обитали русалки, как правило в злаковых полях, лесах, в озёрах, прудах и других водоёмах, а иногда даже на кладбищах. По мнению исследователей, место обитания русалки находится именно там, где она умерла или обрела могилу. Так, например, если девушка утонула, то и дух её будет жить в воде. Самоубийц обычно хоронили на границе леса или поля, следовательно, их духи поселялись там. В лесу, к сожалению, многие находили свою смерть – от лап животных и холода – или пропадали без вести, и тогда лес тоже населялся духами. От этого же, как считают фольклористы, зависел и цвет волос русалок. У водных они были зеленоватые, у лесных и полевых – русые или красноватые.
Согласно верованиям, русалки были вполне весёлыми созданиями, любили петь и танцевать, часто водили хороводы. Кроме этого они обожали сидеть на прибрежных камнях и расчёсывать свои длинные волосы. Есть поверье, что если кто-то похитит гребень русалки, она будет преследовать его и приходить по ночам до тех пор, пока гребень не будет возвращён.
Интересно, что никаких хвостов в описании славянских русалок не встречается. Подобный образ стал распространяться уже в 19 веке под влиянием романтической литературы и западноевропейской мифологии. Впрочем, как и мотив любовной связи русалки и человека. В более древних представлениях несмотря на привлекательную внешность и весёлый нрав, с русалками старались лишний раз не встречаться, и вообще очень их боялись, ведь считалось, что они легко могут погубить. Своим чарующим голосом, песнями и шутками они заманивали людей в чащу леса или в пруд, где щекотали их до смерти или топили. Если русалке удавалось убить какого-нибудь юношу, она могла взять себе его в мужья. В славянских быличках говорится, что у них даже могут быть дети.
Однако существовали способы защититься от русалок. В этом случае на помощь приходили оберег, благо их было много. Самый распространённый и сильный – полынь. Эту траву старались всегда носить с собой – клали за пазуху, привязывали к одежде или просто держали в руке. Другим мощным оберегом служил круг, очерченный вокруг человека, но помогали также железные предметы, иголки, базилик, крапива, чеснок, ветки берёзы. Их втыкали в крыши домов и в хлев, чтобы защитить животных. После христианизации к оберегам добавились крест и молитва.
Особенно активными русалки становились на Троицокй неделе. Это время в начале и середине июня, когда весенний цикл завершается, солнце светит в полную силу, а цветы и травы находятся на пике своего роста и обретают особую силу и магическое значение. Троицкая неделя раньше называлась Русальной, так как совпадала с древнерусским языческим праздником «Русалии», который был посвящён поминовению всех, кто умер молодым. Именно отсюда появилось название духов – русалки. В свою очередь славянский праздник, по одной из версий, получил своё название от латинского слова «Розалии». В Древнем Риме примерно в то же время, что и у славян – конец весны и начало лета – было принято поминать усопших и класть на их могилы розы, чтобы отдать им дань уважения и защититься от нежелательных гостей в виде нежити.
Однако до того, как к славянам пришло слово русалка, существовали другие, более древние названия этих духов. Восточные славяне именовали их лоскотухами, мавками (или навками), шутовками, купалками, водяницами и лешачихами. У южных и западных славян фигурируют названия самодивы и вилы.
Во время Русальной недели русалки шалили и проказничали неудержимо. В этот период они могли покидать свои привычные места обитания и даже заходить в деревни. Обычно они похищали у крестьянок пряжу и холсты, пугали людей по ночам и не давали спать.
Особенно любили они, судя по рассказам, раскачиваться на берёзовых ветвях, именно там чаще всего можно было встретить русалок. Берёзу они выбирали не случайно. Это дерево издавна считалось женским и символизировало одновременно женскую силу, счастье, любовь и смерть. Белая кора воспринималась как саван. А если где-нибудь в поле росла одинокая, кривая или сросшаяся берёза, то считалось, что там похоронена невинно загубленная девушка. Женская сила, счастье и смерть… очень странное сочетание образов. Но такая двойственность была частым явлением у язычников, когда один и тот же предмет мог помочь или навредить.
Так было и с русалками. Они, конечно, любили заманить кого-нибудь своими песнями и защекотать, но при этом могли быть полезны. Например, считалось, что в сезон цветения ржи русалки оберегают посевы, окропляют их живительной влагой и помогают лучше всходить. А иногда они даже помогали людям. По одной легенде из Беларуси, женщина, собирая в лесу грибы, наткнулась на спящего младенца. Он был совсем голый, и тогда добрая крестьянка сжалилась и укрыла его своим передником. Тогда к ней подошла нагая женщина с длинными волосами и проговорила что-то вроде: «силы твоим рукам», и с тех пор любая работа у крестьянки выполнялась быстро и легко.
Из-за чрезмерной активности духов период Русальной недели считался весьма неблагоприятным и был окружен множеством запретов. Например, нельзя было сеять и сажать семена, сводить скот, ткать, прясть, плести корзины, вить верёвки, рубить дрова, стричься и ещё многое другое. Люди верили, что нарушение запретов приведёт к несчастьям, например, плохому урожаю, болезням скота и т.д.
Когда же Русальная неделя подходила к концу, русалок нужно было проводить из этого мира. Для этого существовал особый обряд. Самую красивую, высокую и длинноволосую девушку деревни наряжали в свадебную одежду – белое платье или неподпоясанную рубаху, венок, в более поздние времена добавилась ещё и фата. Её украшали цветами и травами, давали в руки берёзовые ветки и водили по всей деревне. Главной целью этого обряда было вывести символическую русалку за пределы селения, чтобы настоящие русалки ушли за ней и больше не тревожили жителей. Выводили девушку обычно в поле, в лес, к пруду или на кладбище. Затем с неё снимали все атрибуты русалки – цветы, травы и венки, отнимали берёзовые ветки и разрывали их, сжигали или бросали в реку. После этого нужно было не оглядываясь и как можно быстрее бежать обратно в деревню, а если кто-то запнётся или того хуже – упадёт, значит, в этом году, несчастного ожидали различные беды или даже смерть.
Никто не знает наверняка, куда после этого исчезают русалки, для человека они перестают быть видимыми. Некоторые считают, что они уходят на облака, другие – что под землю или вглубь озёр, и спят там до следующего года, чтобы на русальной неделе снова прийти к людям.
Русалок относили к самой страшной и опасной категории нежити – заложным покойникам. Кто это такие, и почему их так боялись, я расскажу в следующей статье.
Источники:
- Д.К.Зеленин: Умершие неестественной смертью и русалки. Петроград, 1916.
- Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти тт. / Под общей ред. Н. И. Толстого. М.: «Международные отношения», 1995.