Сериал вышел на пик эстетики, но авторам пора избавиться от лишних героев.
Ностальгический сериал от братьев Даффер стартовал в 2016 году. Тогда зрители впервые встретились с обитателями городка Хоукинс, узнали об «обратной стороне» и познакомились с обладающей сверхъестественными силами Одиннадцатой.
С тех пор «Очень странные дела» с каждым сезоном разрастались: продолжения выглядели больше, дороже и масштабней. Сейчас же сериал выходит на финишную прямую. Уже известно, что четвёртый сезон — предпоследний, его рекламировали слоганом: «У каждого конца есть начало». И это чувствуется. Дафферы, похоже, решили собрать воедино все темы, персонажей и линии, которые упоминали раньше и упаковать их в самую красивую историю.
Задумка, конечно, крутая. Тем более, что бюджет в 30 миллионов за эпизод позволяет «разгуляться». Вот только желание сделать что-то слишком масштабное сыграло с авторами злую шутку: новый сезон получился бесконечным набором героев и сюжетных линий, многие из которых просто не нужны.
Хотя эстетика и темы окупают почти все недостатки.
Толпы героев и хаотичные сюжеты
После событий третьего сезона Джойс с детьми и Одиннадцатой уехали из города. Уилл и Оди ходят в школу, хотя так и не смогли там ни с кем подружиться. В Хоукинсе Лукас всё больше времени посвящает баскетболу, чем расстраивает друзей, которые вписались в «Адское пламя» — клуб по Dungeons & Dragons во главе с фриком Эдди (Джозеф Куинн). В общем, все взрослеют и переживают обычные проблемы подростков. Хоппер же застрял в советской тюрьме.
Но традиционно для сериала параллельно происходит несколько событий. При встрече с Эдди местную чирлидершу убивает существо из другого мира (монстра потом назовут Векна, снова как в D’n’D). В то же время Одиннадцатую находит доктор Сэм Оуэнс (Пол Райзер), который говорит, что может вернуть ей потерянные силы и даже увеличить их. Ведь только она может спасти мир от глобальной опасности. А Джойс получает письмо из СССР, в которой ей предлагают выкупить Хоппера.
Перечисленное выше — лишь три основные линии. На самом деле их больше. В рамках сериала такой подход даже неплох. Дафферы с самого начала строили сезоны сходным образом: каждая группа героев решала свою проблему, а в финале сюжеты объединялись в общую историю.
Но на сей раз подход даёт сбой. Во-первых, вводят слишком много новых лиц. Причём делают этого очень поспешно: некоторые второстепенные персонажи погибают чуть ли не как в последних сезонах «Доктора Кто», просто для развития сюжета. Другие весь сезон творят что-то совершенно бесполезное. Худшая из таких линий посвящена баскетболистам, которые решили отомстить Эдди за смерть девушки. Если их убрать, практически ничего не изменится.
Хотя есть среди новичков и действительно яркие образы. Во избежание спойлеров не стоит перечислять их всех, достаточно привести один пример: великий Роберт Инглунд появляется всего в одной сцене, но выдаёт крутейший перфоманс в духе своих лучших ролей.
Во-вторых, Дафферы слишком любят своих героев. Поэтому они стесняются или боятся их убивать или даже просто выводить из сюжета. В итоге Уилл из главного персонажа первых сезонов превратился в безликую тень. Отчасти хорошо, что на него перестали взваливать все страдания. Но теперь Уилл совершенно не нужен сюжету, он просто ходит за старшим братом и Майком с грустным лицом.
А самое удивительное и обидное, что линия Хоппера, которую считали чуть ли не главной до старта сезона, по факту оказалась спин-оффом, не влияющим на основное действие.
Здесь снова интересно работают с «клюквой», откровенно подшучивая над стереотипами о русских: будет даже глупая шутка про медведя. А момент, когда Мюррей объясняет Джойс значение слова «мусор», вызывает реальное уважение — отлично поработали с носителями языка.
Однако в немалом хронометраже, который выделили под эту линию, происходит непозволительно мало событий.
В отдельные моменты возникает мысль, что «Очень странные дела» напоминают второй сезон «Твин Пикса», где к основной (очень крутой) сюжетной линии добавили несколько ненужных историй. И сериалу уже не помешала бы своя «Красная свадьба». Ведь теперь это не разрушит общий тон — он и так сильно помрачнел.
Взросление и травмы
Не секрет, что «Очень странные дела» с самого начала больше рассказывали про детей и подростков, чем про борьбу с чудовищами. Теперь персонажи стали взрослее, изменились и проблемы.
На Одиннадцатую свалились буквально все беды: она потеряла силы, лишилась близкого человека и уехала от своего парня. А ко всему её ещё и травят в школе — типичная проблема странных новичков. С историей Оди обходятся наиболее интересно: возможно, зацикленность спасения мира исключительно на ней покажется притянутой, зато необычным способом зрителю раскрывают её прошлое в лаборатории.
Лукас пытается найти себя и выбрать между новыми увлечениями и старыми друзьями, которые, кажется, застряли в детстве. Вообще, на компанию Уилла иногда забавно смотреть: актёры слишком быстро выросли, и теперь нелепо выглядят в своих привычных образах, будто надели старые вещи, которые уже и не по размеру, и не по возрасту.
Из новых интересных тандемов лишь Робин и Нэнси — было бы удивительно, если бы авторы упустили возможность дать им поработать вместе. Островок стабильности — Дастин и Стив. Они не меняются и всё так же выдают лучшую химию и лучшие шутки
Самое неожиданное, что фокус смещается на Макс, которая после потери брата страдает от ПТСР. И это подводит к очень неожиданному раскрытию монстра. Векну — главное чудовище сезона — сделали не только более реалистичным и страшным, чем Истязателя Разума (практические эффекты всегда интересней, чем графика).
Монстру дали необычные силы: он атакует травмированных людей, которые пережили какую-то трагедию или мучаются от чувства вины. То есть теперь в «Очень странных делах» зло — не просто какое-то чудище из другого мира. Это буквально отражение человеческой жестокости.
Отсылки, эстетика и хронометраж
Уже с первого сезона «Очень странные дела» радовали визуальным рядом и интересными референсами. Сериал постоянно ссылался на классику ужасов и фантастики, но при этом выдавал максимально стильную постановку и образы. Четвёртый сезон — апофеоз этого подхода.
Любую сцену, которую можно снять небанально, превращают в торжество эстетики. Пусть даже это просто Одиннадцатая бежит по коридору лаборатории.
И дальше отсылки валятся буквально одна за другой: от проклятых домов до модной музыки. Причём радует, что в «Очень странных делах» лобовые референсы, когда буквально вслух произносят названия фильмов и актёров, перемежаются с более тонкими намёками. Например, визит к безумному преступнику очень уж напоминает «Молчание ягнят».
Хотя стоит признать, что создатели иногда заигрываются и уже искусственно растягивают хронометраж просто ради красивых сцен. Каждый эпизод длится больше часа. Финальный в этой части — 100 минут. И далеко не всегда такая длительность обоснована. Но зато можно просто бесконечно позалипать на красивую картинку.
Нужно учитывать, что вышел не весь четвёртый сезон. Netflix традиционно делит свои самые популярные проекты на две части, чтобы сохранить подписчиков. Два финальных эпизода, каждый длиной с полнометражный фильм, выпустят 1 июля.
Поэтому пока что сюжет обрывается на очень крутом клиффхэнгере, который заставит ждать продолжения.Но уже сейчас понятно, что «Очень странные дела» к последнему пятому сезону разрастутся во что-то глобальное, максимально дорогое и красивое. И это очень хорошо: эстетика съёмок вместе с ностальгическими отсылками превращает сериал в одно из самых ярких впечатлений последнего времени. Нужно лишь чуть прибраться в персонажах.
Понравилось
- История не топчется на месте, персонажи взрослеют
- Огромный бюджет чувствуется в каждой сцене, сериал стал ещё более стильным
- Появляются новые яркие персонажи
- Отсылок много, но они не мешают сюжету
Не понравилось
- Слишком много сюжетных линий и «пушечного мяса»
- Некоторые старые герои не нужны
- Затянутый хронометраж, семь эпизодов длится больше девяти часов