Крах неизбежен: чему учит сюжет «We. The Revolution»

Крах неизбежен: чему учит сюжет «We. The Revolution»

Продолжаем рассказывать об играх с важным социальным подтекстом. В этот раз разбираем «We. The Revolution», симулятор судьи в революционной Франции, который учит нас тому, что жить по справедливости, когда страна идет к светлому будущему, не получится, и твоя судьба решена заранее.

Вы — Алекси Фидель, только что ставший судьёй Революционного трибунала. Франция расшатана войной всех против всех. Известные деятели революции — среди них Робеспьер, Дантон и Марат — делают все, чтобы привести страну к счастливому будущему: ну, такому, которое они считают счастливым.

Каждый день вы разбираете дела людей, которых заподозрили в контрреволюционных действиях. Это может быть бедная женщина, укравшая сахар с места работы; аристократ, держащий бордель с несовершеннолетними опиумными наркоманами или естествоиспытатель Лавуазье, чьи опыты во славу науки кому-то показались антиобщественными. Каждый вердикт увеличивает или уменьшает поддержку одного из трёх классов: аристократии, революционеров или простого народа. Внимательное изучение дел увеличивает вашу репутацию, которую можно тратить на привлечение на свою сторону присяжных или людей, обладающих властью.

Играть в «We. The Revolution» можно в двух режимах: выживания и сюжетном. Первый — именно симулятор суда, который от этой игры и ожидаешь, — очередное развитие идей Papers, please и Reigns, которых появилось уже довольно много (например, Death and Taxes и Yes, Your Grace). Это любопытный тренажёр перед сюжетным режимом, изящный таймкиллер. Но то, что попало в него, — от силы десятая часть сюжетного режима.

Сюжет разделён на три акта: «Свобода», «Равенство» и «Братство» (по частям революционного лозунга Франции) — и только первый начинается как череда судебных приговоров. С каждым игровым днём механик становится всё больше, а цели игрока становятся всё менее ясными.

Трейлер «We. The Revolution». Игра исторична, и даже тот, кто мало понимал про французскую революцию, узнает много нового и захочет разобраться лучше.

Помимо работы у судьи, конечно, есть дом, где его ждут старый отец, жена и двое сыновей. У всех свои интересы, и лучше постараться уважить каждого, отношения с ними тоже влияют на поддержку каждого из трёх классов. Время от времени в игровой процесс буквально вбрасываются события в духе текстовых квестов — эпизоды парижской уличной жизни, в которых нужно выбрать один из вариантов развития событий. Со временем откроется карта Парижа и вы начнёте расширять свою агентурную сеть, захватывая контроль над разными районами города. Затем добавятся переговоры с самыми видными людьми государства и в новой мини-игре нужно будет назначать для каждого тезиса, который вы захотите донести до собеседника, правильный тон изложения: от смиренного до манипуляторного. К концу второго акта здесь даже появятся пошаговые бои, в которых нужно будет выбирать подходящий для вашего отряда строй.

Чтобы осознать, что сюжет прописан лучше, чем у многих не только инди, то и ААА-игр, нужно очень постараться, потому что перегруженность механиками и мини-истории очень отвлекают от основной арки. Практически все мини-игры выглядят громоздко и не всегда понятно, что может отпугнуть. Самая неловкая ситуация происходит в зале суда: пока вы изучаете материалы дела, открываются вопросы, которые можно задать подсудимому. Для этого нужно рассортировать ключевые слова, связанные с преступлением по категориям. Часто вы оказываетесь в затруднительной ситуации, потому что, скажем, нож, который послужил орудием убийства, в одном случае нужно будет отнести к категории «улика», а в другом — «метод». Найти в этом систему не удалось никому из игроков. Но, как мне показалось, наловчиться всё равно несложно, а возможность без штрафов совершить пару ошибок сводит на нет все трудности.

Становится очевидной сразу и политическая ангажированность трибунала. В конце каждого заседания необходимо составить протокол и на вопрос «Носили ли действия подсудимого контрреволюционный характер» нужно отвечать именно с точки зрения прокурора-фанатика. Если несчастный позволил себе продавать шахматы — а это игра, в которой нужно защищать короля, на секундочку — то это считается контрреволюционным поведением, что бы ни говорил вам голос разума.

Прохождение первой части игры, когда все еще не настолько сложно

Робеспьер говорит: «Террор — это быстрая справедливость», — но вообще всё в «We. The Revolution» призвано показать, что справедливость не может быть ни быстрой, ни ангажированной. Тем не менее вы можете (и скорее всего будете) пытаться быть справедливым. О вашей власти вам напомнит один из ключевых игровых персонажей. Он предпочитает принимать важные решения, в том числе решения об убийстве, с помощью бросков игральных костей. Где-то в другой истории этот персонаж показался бы слишком по-подростковому пафосным, но в этой он показывает: ценность судьи выражается в тех усилиях, которые тот прилагает для того, чтобы судебное разбирательство все меньше было похоже на бросок костей.

Это первый проект польской студии Polyslash, и видно, как много усилий в него вложено. «We. The Revolution» прекрасно озвучена, хорошо выглядит, у неё своеобразное чувство юмора и очень внятный сюжет. Сюжетные вставки оформлены в виде комиксов. Ребята настолько заморочились, что даже отрисовали несколько разных изображений толп, собравшихся поглазеть на казнь, и каждый раз за лезвием гильотины вы будете видеть новые лица парижан, сливающиеся в единую массу. Но различия во внешности — полдела, кое-где второстепенные персонажи прописаны хуже других, что мешает эмпатии. Для меня было забавно и немного пугающе заметить, что во время суда над абсолютным тираном Робеспьером мне больше хотелось спасти его от гильотины, чем какого-то городского парня, убившего человека по неосторожности. Объясняется это просто: сочувствие проще проявлять к живому человеку, а проработанный персонаж для тебя более жив, чем три строчки на бумаге.

Долгое время мне было некомфортно играть, потому что сюжет неуправляемо нёсся вперёд, куда-то в сторону трагедии, и я ничего не могла с этим сделать, хотя игра вроде предлагала мне что-то выбирать. Но если пройти сюжетный режим до конца, внимательно отслеживая своё поведение, то осознание того, как эти «нескладности» тобой манипулировали, может ошеломить. Игра раскидывает приманки, пытаясь убедить игрока, что речь пойдёт о преступлении и наказании. Фидель смотрит на своего наставника и в первую очередь задаётся вопросом, не растерял ли тот понимание уникальности и веса каждого дела, ведь он так давно является частью этой системы.

Но к концу первого акта этот вопрос отпадает полностью: игрок понимает, что доказать вину на основе доказательств зачастую нельзя, возможности повлиять на общественное мнение за короткое судебное заседательство нет, что если он попытается выносить вердикты по справедливости (как он её представляет), то его карьера закончится за два дня и это никак не изменить. Суд, вершимый Революционным трибуналом, не знает полумер, и наказание всегда одно — гильотина. Сопротивляться этому невозможно: игра не даст. К началу третьего акта игрок будет задавать себе вопрос: «Как я здесь оказался? Разве я думал, что в конце концов я буду здесь, на баррикадах?».

«We. The Revolution» — это особенная игра, сознательно манипулирующая игроком с помощью расхождений между презентацией геймплея и самим геймплеем. Утверждать, что это было сделано сознательно, можно по двум причинам. Во-первых, игра позволяет себе разрушить четвёртую стену и обратиться прямо к игроку — и это точно стоит увидеть. Во-вторых, сюжетный режим представляет собой очень ладно скроенную арку: Алекси Фидель, ничем не примечательный и даже малоприятный гражданин Франции, пытался найти баланс между личными интересами и служением родине в очень необычное время — между двух империй, монаршей и империей Наполеона. История героя революции Фиделя строго говорит, что служить идеалам можно только тогда, когда у тебя нет никаких личных целей.

Текст: Алина Кривошлыкова

 

Источник

Читайте также