Крах империи: гражданская война в Battlefield 1

Изучаем историческую основу дополнения «Во имя Царя».

Battlefield 1 не очень-то хорошо показывает, в каком состоянии находилось общество в период Великой войны, да и «очерки» в одиночной кампании описывают лишь бойцов западной Антанты. А кризис назревал невероятный.

Немцы стремительно беднели и теряли цвет своей нации, Австро-Венгрия рвалась в клочья из-за противоречий между населявшими её народами, а простой русский люд устал от некомпетентной царской власти, занятой в первую очередь глупыми авантюрами. Все эти страны страдали от вырождения управленцев и бессмысленной бюрократии, а тут ещё долгая, мучительная война, высасывающая все соки из людей.

Неудивительно, что под конец войны четыре империи рухнули под собственным весом. In the Name of the Tsar («Во имя Царя») покажет именно это – как гибнет Российская империя.

Закат монархии

Первая Мировая война – конфликт, в котором симпатизировать было некому. Пусть формально агрессором была Австро-Венгрия, но даже без её трагедии с убитым эрцгерцогом война всё равно началась бы. Европу разделили меж собой шесть колониальных империй, накопивших за сотни лет войн бездну противоречий.

Подобные карты служили важным элементом пропаганды

Когда речь заходит о Гражданской войне в России, ставшей едва ли не «продолжением банкета» после Великой войны, то оценивают в первую очередь симпатии. Кому-то ближе идеалы марксизма, кто-то сочувствует белому движению с его налётом аристократии, но в сущности с обеих сторон воевали палачи.

Российская империя году так в 1916 обладала едва ли не самой могучей армией в Европе. В том числе и поэтому на восточном фронте Первой мировой боевые действия не деградировали в окопные заседания с взаимным круглосуточным артобстрелом. Здесь, на стыке между Германской и Российской империями фронт смещался то в одну, то в другую сторону. Жители Вердена могли бы позавидовать жителям, например, Барановичей. Это не значит, что им было легко: просто они избежали лунного пейзажа с кратерами, уничтоженных снарядами полей и лесов.

«Кровавое воскресенье» — так называют роковой день 9 января 1905 года, когда рабочие нескольких заводов пошли с петицией к Зимнему дворцу

Тем не менее именно Россия дрогнула первой. Ещё в 1905 году случилась Первая русская революция, начавшаяся, как это ни смешно, с подачи челобитной царю толпой народа, которую с перепугу расстреляли. Общество требовало перемен и к октябрю после множества забастовок по всей стране добилось уступок – первой в истории России конституции и создания Государственной Думы. От структурных проблем империя так и не смогла избавиться. Именно они привели к поражению в русско-японской войне, они же позволили ввязаться в Первую мировую.

Призрак бродит по Европе

Затянувшийся конфликт быстро истощал все воюющие страны, но и без того измученной Российской империи поплохело раньше всех. Уже в 1917 году фронт рассыпался на глазах.

Для Петрограда народные волнения стали нормой, что отмечали даже участники конференции Антанты, проходившей в городе на Неве: власть была беспомощной, все ресурсы уходили на фронт (разве что с призывниками было паршиво – они массово уклонялись от службы, а тех, кого поймали, плохо учили бою, что их приходилось тренировать по-новой уже на фронте). А там и голод стал реальностью. Не было, пожалуй, такой сферы жизни, в которой не были очевидны бегущие по государственному строю трещины.

Бастуют работницы Путилковского — крупнейшего артиллерийского завода страны. Вот-вот забастовки сольются и перерастут в революцию

Поэтому в феврале 1917 года Петроград взбунтовался едва ли не целиком: несколько демонстраций фабричных рабочих слились в одну, переманили на свою сторону часть солдат и казаков. Николай II отрёкся от престола, а «за главных» осталось Временное правительство. Достаточно слабое, пусть и демократическое. Оно протянуло до октября того же года, когда было свергнуто большевиками и во главе с Лениным.

Путём экспроприаций, погромов и запретов коммунисты исключили шанс того, что их опрокинут подобным же образом. А разграбления поместий вкупе с раздачей земель крестьянам быстро переманило на их сторону самое крупное и важное сословие в России. Не говоря уж о том, что в марте 1918 года новое Советское правительство заключило невыгодный мир с Германией и её союзниками, однако такой ход пришёлся по вкусу не желавшим идти на войну гарнизонам в российских городах.

После заключения поспешного Брестского мира от страны отторгли всю Польшу, Прибалтику, Украину и Белоруссию. Позднее СССР вернул себе две последних области.

И теми же действиями, а кроме того – развалом армии, откатом демократических перемен и, конечно же, своей идеологией Советы отвратили от себя огромное количество людей. Они-то и сформировали белое движение, зародившееся сразу во многих областях России. В стране почти одновременно формировались две добровольческие армии: Красная армия, вбиравшая в себя рабочих и крестьян, и Белая армия, куда записывались офицеры, кадеты, студенты и интеллигенты (ну и крестьяне тоже, но по другим мотивам).

Конец вы знаете. Красная армия изначально находилась в выгодной позиции, да и её руководство было куда лучше централизовано, а участники разношёрстной Белой армии не находили общего языка, и в результате были отброшены за Урал, а потом безжалостно добиты.

Советская власть быстро установилась в самых густонаселённых, плодородных и промышленных краях — даже беспощадная продразвёрстка не отвернула население от коммунистов

Если вам обидно за этот исторический факт, In the Name of the Tsar позволит совершить локальный реванш.

Восточный фронт

Второе дополнение к Battlefield 1 позволит не только воевать на восточном фронте против немцев и австрияков (или наоборот, против русских), но и принять участие в братоубийственном кровопролитии Гражданской войны. Решение неожиданное и, скорее, удачное, ведь иной возможности поиграть за белогвардейца у нас не будет очень долго.

Собор в центре карты «Царицын» очень похож на Морской Никольский собор в Кронштадте, хотя на его месте явно должен стоять Александро-Невский собор, взорванный в тридцатые годы

Среди пачки новых карт две посвящено Гражданской войне. Одна из них изображает битву за город Царицын, который в будущем переименуют в Волгоград, а затем – в Сталинград и обратно. Фокус в том, что борьба за город не прекращалась в течение 1918-1919 годов. Царицын, побывав и в руках «белых», и «красных», в итоге отошёл последним.

Так отчаянно бились за Царицын из-за его узлового положения, позволявшего контролировать поставки военных припасов: ровно по этой же причине Сталинград был так важен для нацистов во время Второй мировой войны. Войска же Российской Республики рассчитывали объединить фронты с отрезанными от них союзниками – восставшими против советской власти казаками.

Второе место не имеет прочной связи с конкретным полем битвы – карта «Река Волга» живописует битву красных и белых за могучую водную артерию. Большевики удерживали Волгу вплоть до Каспийского моря, чем мешали объединиться белым армиям Деникина и Колчака. Неясно, зачем DICE выбрала два дублирующих друг друга места. Даже для современного россиянина в Гражданской войне нет памятных локаций, не говоря уж о шведах, но разве должны такие мелочи останавливать фантазию геймдизайнера?

Успехи генерала Брусилова уравновешивались тем, что Германия полностью оккупировала Польшу и часть балтийских территорий

Если же рассматривать карты, посвящённые Великой войне, то здесь русской армии оказана большая честь. Две карты из четырёх связаны с Брусиловским прорывом – операцией с самыми большими потерями за всю войну и самую успешную для Российской империи. Настолько успешную, что всю операцию назвали в честь её руководителя генерала Брусилова, хотя по традиции названия опирались на территорию, а не имена полководцев. И карту «Крепость Брусилова» назвали в честь него же, хотя нет здесь ни крепости, ни самого генерала.

По сути это деревушка, разделённая рекой, и лежащая у ног одной из Карпатских гор. Название речки – Берчеза – отсылает к одноимённой реке в Румынии: вероятно, и сам посёлок задуман разработчиками как румынский. Хотя надпись «МАНУФАКТУРА» на одном из зданий, не очень-то похожих на фабрику, заставляет усомниться. Ну хоть не «Заполнитель», и то ладно.

Здесь опасны не только враги, но и высота — неосторожный шаг быстро отправит на респаун

«Галиция» — ещё один из этапов Брусиловского прорыва. Ныне эта область находится в составе Украины, а во время Первой мировой оставалась частью Австро-Венгрии. И была аж дважды захвачена российскими войсками, причём после первого раза из Галиции увезли всех мужчин призывного возраста, чтобы после сдачи области врагу тот не смог бы завербовать местное ополчение.

Перевал Лупков относится к другому историческому периоду. В ноябре 1914 года Россия, едва успевшая перевести экономику на военные рельсы, в ходе Варшавской операции чуть не вывела из игры всю Австро-Венгрию, которую выручала Германская империя. После этого, однако, престиж империи Габсбургов пошатнулся, и страна угодила в зависимость от Германии, что лишь ускорило её падение.

Лупков – это старинная деревня, возле которой находился важнейший перевал, разделявший Польшу и Словакию, а под этими горами ещё и проходил тоннель, которому не поздоровилось как в Первой, так и во Второй мировой войне. Лупков – лишь один из этапов того удачного наступления, под руководством, кстати, Брусилова. Battlefield 1 он интересен как шанс показать жестокую горную войну на склонах Карпат.

Береговые орудия должны дырявить корабли, но могли ударить и по пехоте, которая рискнула высадиться на пляже

А вот «Альбион» (в честь немецкой операции «Альбион») – памятник неудаче Балтийского флота. В октябре 1917 года, когда Россию уже лихорадило третьей, Октябрьской революцией, немецкий флот попытался овладеть островом у берегов Эстонии, от которых рукой подать до Петрограда. Однако ни островной гарнизон, ни корабли не смогли защитить архипелаг. Кайзеровские корабли расчистили фарватер и, регулярно садясь на мель, всё-таки отбросили Балтийский флот и прибыли к островам. Высадке и посвящена карта «Альбион»: здесь надлежит захватить береговую батарею исполинских орудий. В реальности их захват прошёл гладко и почти без сопротивления гарнизона. В игре же батарея так легко не сдастся.

Небесный поезд

Вклад России в развитие военного ремесла казался на фоне, например, британских танков и немецких цепеллинов, не таким уж и значительным. Но это в сравнении.

Отрадно видеть в игре первый настоящий бомбардировщик «Илья Муромец». До него пилоты аэропланов или вели огонь из личного оружия прямо с борта своей машины, или закидывали врага гранатами и проклятиями, а самые остроумные догадались высыпать вниз флэшетты, заточенные металлические стержни.

«Илья Муромец» же такой ерундой не занимался. В сущности, то был тесный летающий купейный вагон на несколько персон, от пяти до восьми человек, занятых пилотированием, сбросом бомб с внешних подвесок (ещё одно изобретение), стрельбой с пулемётов, коих могло быть аж 8 штук, и прогулками по внешней палубе. Не война, а поездка в гости – и сравнительно безопасная, в отличие от немецких горючих цепеллинов.

Четыре мотора — отличная находка для большого аэроплана: в будущем это стало стандартом для стратегических бомбардировщиков

Правда, урон «Ильи Муромцы» наносили небольшой, и зачастую ломались, не долетая до вражеских позиций. В игре на такие мелочи закрыли глаза. На борт помещаются всего лишь три человека – пилот и два стрелка. По габаритам он явно меньше своего реального собрата. И в разы эффективнее его: судя по записям геймплея, бомбы «Муромца» забирают жизни ничуть не хуже снарядов бронепоезда.

А вот с танками у российских войск тогда было скверно. Копии прорывного «Рено» стали появляться ближе к концу войны, когда в стране своих проблем было навалом. Поэтому в арсенале русской армии появился забавный броневичок «Путилов-Гарфорд». Изначально это грузовик, который США поставляли в нашу страну, а на месте его превращали из тягловой силы в бронированное чудище. В Battlefield 1 на его корме так и пишут – «Чудовище»: такие прозвища давали каждой из машин, прямо как кораблям – такова была танковая традиция времён Великой войны.

Из-за массивной брони «гарфорды» ездили медленно (10 км/ч), но уверенно, преодолевая бездорожье и грязь.

Странный агрегат даже по меркам Первой Мировой, когда инженеры не боялись экспериментов над компоновкой. Два пулемёта по бокам машины – это традиционное дополнение, а вот главное башенное орудие в «Путилов-Гарфорде» не могло смотреть вперёд. Башне мешал корпус машины, ведь она – башня – находилась на корме. Поэтому броневик поворачивался к врагу задом и обстреливал его из пушки калибра 76,2 мм.

И хорошо, ведь в передней части располагалась кабина с мехводом, а прямо под его задницей – мотор и бензобак. С таким взрывоопасным «рылом» лучше не показываться из окопа. То ли дело бронированная корма с торчащим из неё орудием! Так и катались «гарфорды» — водители не отрывали глаз от зеркал заднего вида. И отчаянно требовали переноса водительского поста в заднюю часть машины.

«… и пробивает метр кирпича»

Авторы Battlefield 1 пренебрежительно относятся к винтовкам, выдавая их в основном снайперам и навешивая на них прицелы фантастической формы и такой же кратности. Подобной «чести» удостоилась легендарная винтовка Мосина, названная в игре винтовкой Мосина-Нагана. Справедливое название, ведь в 1891 году, когда императорская армия перевооружалась, штаб выбрал две выдающиеся конструкции: бельгийца Леона Нагана и капитана Сергея Мосина.

«Трёхлинейка» была достаточно проста и прочна, чтобы вчерашние крестьяне не смогли её сломать

В итоге знаменитая «трёхлинейка» (винтовкой Мосина её назвали гораздо позже) объединила в себе исключительную простоту конструкции и магазинную подачу патронов, что ускоряло стрельбу. То была одна из самых массовых винтовок в истории России – почти 40 миллионов штук выпустили с заводов Российской империи, а потом и Советского Союза. Даже сейчас «трёхлинейки» можно встретить в армиях стран третьего мира или в охранных структурах, но в Battlefield 1 её роль сведена исключительно к снайперской стрельбе. Обидно.

Кроме того, в игре есть обрезанный вариант «трёхлинейки» — такой и вправду применяли, но уже во время Второй Мировой войны.

Этот огрызок прозвали «кулацким обрезом»

Другое чудо русской инженерной мысли – автомат Фёдорова. И это нормальный прототип автоматической винтовки. Правда, в ходе Первой мировой и ранее было выпущено всего-то две сотни штук, но это куда проще притянуть к реальности, чем Хельригель 1915, не пошедший дальше прототипа. Впрочем, что автомат Фёдорова, что Рибейроля – все они меркнут перед масштабами выпуска и применения винтовок Лебеля (три с половиной миллиона), Gewehr 98 (15 миллионов), Ли-Энфилда (17 миллионов). Ну и Мосина-Нагана, конечно.

Винтовка – не единственное творчество Леона Нагана и его брата Эмиля, появившееся в In the Name of the Tsar. Конечно же, в игру попадёт и револьвер системы Нагана, который сделал фамилию бельгийского оружейника именем нарицательным.

Чем-то особенным этот револьвер не отличался, ведь Наганы поставляли оружие не только в Россию: то был вполне заурядный револьвер, отличный возможностью переключаться между ручным взводом и самовзводом (последний был отключен у солдатских моделей, что в игре, конечно, проигнорируется), а также дверцей, позволяющей перезаряжать барабан не вынимая его из револьвера. Опять же – в игре такой метод мы вряд ли увидим, ведь перезарядка семи патронов по одному займёт слишком много времени.

Внешне солдатский «наган» мало отличался от офицерского, но требовал ручного взвода курка после каждого выстрела

Наконец, самое экзотическое оружие выдали классу кавалеристов в Battlefield 1 – копьё! А если соблюдать терминологию – пику. Такими вооружалась конница многих стран, а отечественные всадники носили их аж до 1941 года. Рассказывать о пике нечего: это архаичное оружие, мало изменившееся со времён первых варварских королей, наносит мощные, как правило – убийственные удары на полном скаку. В игре пика работает на манер штыковой атаки, только верхом, а не на своих двоих.

Жаль, что некоторым эпичным моментам на восточном фронте в DICE так и не уделили внимания. Всё та же крепость Осовец, великое отступление 1915 года, что уж говорить про вторжение армий Центральных держав и Антанты, которое началось после Октябрьской революции – в тех сражениях можно было бы, не греша против истории, столкнуть друг с другом вообще любые армии. Кто знает – может, такая мясорубка и будет в DLC Apocalypse, которое ожидается последним?

Статьи по теме
Игроки раскритиковали EA за переиздание Battlefield 1 с сезонным пропуском
EA установила единую мультиплатформенную цену на Battlefield 1 Revolution в России
В Battlefield 1 появится соревновательный режим
Battlefield 1 стала доступна подписчикам Origin Access
DICE раскрыла тематику всех грядущих дополнений к Battlefield 1
 
Источник: DTF

Читайте также