Костюм Человека-Паука Киновселенной Марвел

К персонажу в КВМ все относятся по-разному: кто-то недолюбливает, кто-то презирает, кто-то относится нейтрально или положительно, а кому-то всё равно. Но костюм этой версии Питера Паркера нравится практически всем. Заслуженно ли? Да.

Я проанализировал его «историю», референсы, маленькие нюансы и задачи, чтобы каждый мог оценить всю прелесть красно-синего трико. Само собой, костюм не безупречен — объективно у него есть четыре жирных минуса, и о них мы тоже поговорим.

Костюм Человека-Паука Киновселенной Марвел

Но перед этим рекомендую ознакомиться с текстом о самодельном костюме КВМ. Он поможет понять, что из себя представляет «Костюм Старка».

Для удобства в материал встроено оглавление.

Гражданская Война

Над первой одобренной версией костюма тесно работали два художника — Джош Херман, главный креативный директор школы Gnomon, и Райан Майнердинг, глава виз-дев департамента Marvel Studios.

Так выглядел их «коллаб», в котором Том Холланд снимался на площадке фильма. Остановимся на нём поподробнее.

Центральная идея

Главный замысел очевиден с первого взгляда — создатели хотели совместить ретро-версию костюма от Джона Ромиты-старшего с высокими технологиями Тони Старка, при этом не повторять визуальные решения трилогии Сэма Рейми и дилогии Марка Уэбба, найти собственную идентичность как в рамках паучьих фильмов Sony, так и в рамках «Киновселенной Марвел».

Не повторяться и осовременить дизайн, но при этом держаться ближе к первоисточнику, если вкратце. Этакий нео-ретро стиль.

Веббинг

Веббинг/веб-паттерн (узор паутины) нарушает вышеописанное правило и копирует объёмную паутину как концепт из трилогии нулевых, но в качестве материала использует скорее «проволоку» TASM 2, а не силикон трилогии.

Узор в КВМ отличается и от костюма Уэбба. Во-первых, здесь паттерн больше похож на дружелюбный комиксный вариант из-за расслабленной ловчей спирали (это горизонтальные нити, если смотреть на туловище), которые в TASM 2 были сильно натянуты; во-вторых, ячейки веббинга заметно просторнее, что ещё сильнее сближает кино-костюм с версией Ромиты-старшего конца 70-ых/начала 80-ых.

Интересный факт: Райан Майнердинг лично помогал дизайнерам настоящего костюма с наклеиванием веббинга.

Тем не менее, такой веб-паттерн очевидно повторяет концепцию Рейми/Уэбба и явно противоречит главному замыслу «без повторений», поэтому отказ от него логичен.

Эмблемы

В природе туловище реальных пауков состоит из головогруди и брюшка, что передняя эмблема супергероя из комиксов как правило копирует, пока туловище заднего символа ограничивается одним-единственным брюшком.

Корни визуального приёма растут прямиком из далёких 60-ых.

В Amazing Fantasy № 15, первом появлении стенолаза, Стив Дитко рисует переднюю эмблему также, как и Джек Кирби на обложке выпуска, то есть с головогрудью и брюшком, а затем добавляет на спину её увеличенную версию.

Логотип находился в таком состоянии на протяжении первой истории The Amazing Spider-Man Vol.1 № 1, но уже во второй истории с Хамелеоном и ФЧ Дитко отказался от одинаковых эмблем, и превратил задний символ в привычного всем «клеща» кругообразной формы с лапками.

Символ кардинально не менялся вплоть до 38 выпуска, после которого художник покинул серию.

Причина «редизайна» неясна до сих пор: может быть, значок казался Стиву слишком скучным, а может быть, ему было лень тратить время на прорисовку очень мелкой паучьей головы, на которую юный читатель скорее всего даже не обратит внимания.

Как бы то ни было, именно в первом выпуске сольной серии Человека-Паука родилось одно из фундаментальных правил красно-синего трико — эмблемы отличаются; передняя состоит из лапок, головогруди и брюшка, а задняя включает в себя только кругообразное брюшко и лапки.

После обложки Peter Parker: The Spectacular Spider-Man № 23 символы стали отличаться ещё больше. Лапы передней эмблемы перестали смотреть вправо и влево, как лапки задней эмблемы, и сместили свои кончики по вертикали, вверх и вниз. Именно этот «визуальный троп» на данный момент считается в комиксах традиционным.

А что с костюмом в кино?

Задняя Эмблема

Задняя эмблема смешивает раннего Дитко с растопыренными толстыми лапками относительно разной длины, периодически мелькавших на панелях, и приплюснутый овал Ромиты с чётко затупленными лапками.

Передняя Эмблема

Она практически досконально копирует вариант Ромиты периода 60-ых с тонкими лапами и ярко выраженным туловищем, но сильно заостряет брюшко с головой и разворачивает нижнюю пару лап вниз.

Костюм не повторяет идеи прошлых фильмов с немного зловещими и органическими символами. Он отдаёт предпочтение гораздо более дружелюбной классике, при этом сохраняя принципиальное отличие между передней и задней эмблемой.

Значки в КВМ чуть крупнее, твёрже, их материал напоминает твёрдый пластик, а не силикон и ткань из предыдущих картин.

Линзы

Пожалуй, самое заметное вдохновение Ромитой.

На концепте нижняя грань чёрной оправы и вся оправа в принципе немного увеличена: в неё помещены «шторки» как в фотоаппарате — они нагляднее передают эмоции Питера под маской. Для удобства назовём эти линзы подвижными/динамичными. И мы ещё вернёмся к ним, но гораздо позже.

Веб-шутер

Это очень важный элемент костюма, так что необходимо уделить ему должное внимание.

Самодельный веб-шутер Питера требовал два отдельных контейнера с разными жидкостями для создания паутины, но технологии Старка позволили уместить их в один-единственный.

В артбуке «Возвращения Домой» разработку картриджей описывают так:

Когда мы только начали, то сделали веб-картридж мутным, — он выглядел чисто и аккуратно — но из-за этого не было видно, как работают веб-шутеры. Команда хотела прозрачные картриджи, чтобы можно было разглядеть их содержимое. Они не хотели ничего закрывать. Так зрители смогли бы увидеть, как шутеры работают: две жидкости смешиваются, запускают химическую реакцию и превращаются в паутину. Кроме того, картриджи требовалось сделать ясными с утилитарной точки зрения, чтобы можно было понять, полные они или нет.

Концепт-художник и дизайнер пропсов

Говоря о количестве паутины в картриджах, следует отметить, что перезарядка стала гораздо удобнее. Теперь опустевший картридж вылетает автоматически — как гильза — при лёгком наклоне руки вниз, а смена на новый патрон занимает две секунды с минимумом телодвижений. Принцип сверх-быстрой перезарядки художники Marvel могли позаимствовать у фильма The Amazing Spider-Man (2012).

В то же время, чтобы перезарядить один старый шутер, Паркер вручную убирал два пустых картриджа и вставлял два полных. Неудобство перезарядки даже сказалось на последнем акте фильма: в финальной битве супергерой не затормозил Стервятника, потому что не успел сменить картридж.

При этом потеря хотя бы одной ёмкости (не учитывая запас) делает шутер бесполезным — паутину вырабатывает смесь именно двух канистр.

У нового шутера таких проблем нет, и помимо развития наработок Питера он включают в себя и новаторские изобретения лично Тони Старка, например паучий сигнал. Да, почему-то в «Киновселенной Марвел» его создал именно Тони, что безусловно огорчает, но не слишком сильно: на протяжении всей своей истории гаджет был элементом чисто косметическим, и Питер использовал его или как продвинутый фонарик, или для очень театральной дезориентации противника.

Легко объяснимая потеря в рамках КВМ — для разработки сигнала у Питера не хватало ресурсов, а создание Паучьего Жучка (в фильме это идея Старка) просто бессмысленно — как он будет отслеживать его без отточенного Паучьего Чутья? Когда Сигнал всё же появляется, его применение внутри КВМ обосновать уже не так легко: протагонист использовал устройство пару секунд и всего три раза в двух фильмах из пяти, в которых участвовал.

Фанаты надеялись на что-то повнушительнее.

Что касается Паучьего Жучка, то он именно такой, каким и должен быть. В старых комиксах Паркер просто кидал его, но в конце 80-ых встроил в шутер и научился стрелять устройством. Собственно, как и в кино.

Жучок отслеживается благодаря GPS, так как Чутьё в КВМ на момент «Гражданской Войны» не до конца сформировалось, Питер его не очень хорошо понимал, а Старк даже не знал о существовании этой суперсилы.

Последняя особенность веб-шутера — это «настройки» паутины. В кино засветились оглушающая, шоковая, раздельная, рикошет-паутина и веб-граната, но это лишь капля в море 576 разновидностей. Костюм с разблокированными функциями включает в себя паутинный щит, паутину-крюк, паутинное копьё, паутину-коготь, паутину с таймером, ядовитую паутину, паутинную стрелу и остальные, неизвестные варианты.

Дизайн веб-шутера довольно прост. Гравированные лапки вкупе со спиннеретом и картриджем создают силуэт паука, а сегментированное строение браслета продолжает радиальные и ловчие нити веббинга с костюма. По итогу гаджет украшен маленьким паучком, сидящим в паутине.

Микро-итоги

Те функции и тонкости, которые Питер закладывал в первую версию гаджета, новый веб-шутер объективно развивает. Он легче, удобнее, он складной, как и триггер, картриджи уменьшились в два раза, их магазин отслеживается с точностью до процента, перезарядка двухкратно ускорилась и пустые патроны вылетают сами, а общий боезапас увеличился втрое.

В комиксах для перезарядки требуется задрать перчатки, убрать пустой картридж, приподнять костюм и достать новый картридж из пояса с инструментами, вставить его в шутер, опустить рукав и заправить костюм; полон картридж или нет — неизвестно; для направления паучьего сигнала в нужную сторону обычно приходилось поворачивать талию, а для его использования вообще также необходимо приподнять костюм.

В кино паучий сигнал — хоть и придуман Старком — расположен в шутере, поэтому можно вертеть им как и куда угодно, настраивая размер проекции сгибом большого пальца.

Стоит признать, что и в более современных комиксах сигнал тоже немного развился: для удобства его уменьшили до размеров печенья.

Веб-шутер 2.0 качественно развивает идеи предшественника в контексте КВМ, фильмов Sony, комиксов и мультипликации (шоковая паутина впервые появилась в мультсериале 2012 года). Функционал расширен донельзя, а комфорт и удобство приятно удивляют. Ещё больше удивляет визуальная простота устройства, его читаемость и фирменные паучьи элементы, которые подчёркивают как детскую наивность этого Человека-Паука, так и его уникальность по сравнению с предыдущими live-action адаптациями.

Фундаментом настолько качественной работы стал дизайн Алого Паука, клона Питера Паркера по имени Бен Рейли, и его экипировка, расположенная не под, а на костюме. Учитывая, что именно Алым Пауком Райан Майнердинг вдохновлялся при разработке самодельного костюма Питера, продолжение этих идей в полноценном паучьем трико от Старка ожидаемо и закономерно.

На ходу

Однако полученный костюм не устраивал Marvel, в связи с чем поиски идеальной версии продолжились прямо во время съёмок «Гражданской Войны». За проект единолично взялся упомянутый Райан Майнердинг.

В артбуке «Возвращения Домой» он описывает процесс своей работы так:

Первый костюм, который я нарисовал [до работы с Джошом Херманом], был красно-чёрным и с другим дизайном груди. Если посмотреть на оригинальный ран Стива Дитко с чёрными секциями костюма и их синим выделением, то можно сказать, что костюм на самом деле красно-чёрный, и это один из концептов, который мы предлагали. Однако [помимо нашего представления о персонаже] существует представление аудитории о том, кто такой Человек-Паук, и он явно не красно-чёрный.

Концепт-художник, глава виз-дев департамента Marvel Studios

Майнердинг создал 115 дизайнов; некоторые из них вдохновлены Совершенным Человеком-Пауком, Беном Рейли в роли Человека-Паука и даже чёрным, симбиотическим костюмом.

Но ни один из костюмов не попал в «Гражданскую Войну» или сольный фильм Паучка, а Райан, как уже было сказано, самостоятельно завершал совместную с Херманом работу.

В итоге зрители увидели финальный костюм ещё в «Гражданской Войне», а прототип, всю статью обсуждаемый выше, канул в небытие.

О том, почему так случилось, мы поговорим позже.

Возвращение Домой

Веббинг

На смену объёмной паутине пришла напечатанная, что дистанцировало костюм от предыдущих фильмов и сблизило его с первоисточником. Расположение нитей если и отличается от костюма-прототипа, то несущественно, потому что ячейки остались такими же просторными.

Любопытным нововведением можно назвать раздвоенные радиальные нити. Они придают костюму собственного шарма и в свою очередь дистанцируют его от комиксов, где раздвоенных нитей никогда не было.

Кстати о нитях: с пятого выпуска TASM Стив Дитко периодически рисовал маску таким образом, что центральная радиальная нить разделялась после удара о ступицу (кольцо в центре маски) и превращалась в перевёрнутую букву Y. К последним номерам Стив закрепил эту деталь в своём рисунке; после ухода Дитко Ромита-старший со временем закрепил его идею не только в собственных работах, но и в каноне Marvel вообще.

В последствии большинство крупных медиа, где персонаж появлялся в главной или эпизодической роли, следовали негласной традиции с буквой Y, благодаря чему зритель легко считывал область рта и носа супергероя, а маска избегала лишнего визуального шума.

Трилогия нулевых игнорировала этот нюанс, что не мешало различать область носа и рта в маске, но делало её немного шумной; с одеянием первой части дилогии Уэбба ситуация та же самая. Костюм КВМ не повторяет опыт предшественников и сразу использует перевёрнутую Y ещё в прототипе, что позволяет маске считываться гораздо быстрее.

Маленький, но очень приятный штрих, наравне с большой и пустой ступицей прямиком с поздних работ Дитко.

Эмблемы

Символы в последней версии костюма настолько же отдалились, насколько и приблизились к первоисточнику.

Задняя эмблема

Символ на спине представляет из себя смесь и адаптацию эмблем Дитко с толстыми, «завёрнутыми» лапками с чёткими краями и затупленным туловищем сверху и снизу. В кино лапки заметно укоротили.

У эмблемы появился парашют — он автоматически открывается на определённой высоте.

Так создатели попытались осовременить классический паутинный парашют из комиксов, который Паркер мог сплести прямо в воздухе.

Передняя эмблема

Отказавшись от логотипа Ромиты-старшего спереди, разница между эмблемами стала ещё заметнее — теперь они отличаются не только строением туловища, но и направлением лап, что полностью соответствует фундаментальному правилу выше.

Сам по себе грудной паучок вполне оригинален, и на это есть шесть причин.

Во-первых, отдельные от туловища лапки в кино до этого не появлялись никогда, а в комиксах встречались только дважды.

Во-вторых, символ значительно уменьшен по сравнению с предыдущими киноадаптациями, а все органические и агрессивные мотивы отсутствуют — их заменили простые и нейтральные геометрические формы.

Мне всегда нравилась идея маленького паучка. В предыдущих фильмах, хотя они все еще были крайне успешными, паук на груди и спине был большим и устрашающим. Несмотря на то, что история персонажа определенно может пойти в этом направлении, больше всего в Человеке-Пауке мне нравится его невинность, его игривый характер.

Райан Майнердинг
Комментарий к артбуку The Road to Marvel’s Avengers: Infinity War — The Art of the MCU

В-третьих, эмблема стала твёрже и объёмнее, потому что, в-четвёртых, это дрон. Он обладает собственным ИИ, умеет летать, способен передавать снятые фотографии в интерфейс маски Питера и смотреть сквозь стены.

В-пятых, логотип скрывает ещё одну практическую функцию — облегание. Нажатие на паучка или сузит костюм до такой степени, что он будет полностью обтягивать носителя, или наоборот, сделает его просторным, как мешок. Зависит от состояния костюма в момент нажатия.

Так Майнердинг обыграл ещё одну условность из комиксов, где костюм идеально облегает персонажа и выделяет каждый мускул его тела.

И, наконец, в-шестых: туловище эмблемы пародирует иконку человечка. Это вновь указывает на незначительную роль персонажа в КВМ, причём с обеих сторон: Человек-Паук — не громкий супергерой, а всего лишь Дружелюбный Сосед; Питер Паркер, в свою очередь, молодой и неопытный школьник.

Training Wheels Protocol

Со временем молодой и неопытный школьник решил что он готов, и хакнул костюм в несколько миллионов долларов, чтобы избавиться от жучка и разблокировать все возможности своего хай-тек трико.

С визуальной точки зрения это интересно тем, что аудитории впервые показали настолько детальную изнанку костюма, которая при всей своей скрупулёзности всё равно выглядит очень просто и правдоподобно.

Глитчи после взлома для паучьих костюмов тоже в новинку.

Мы хотели показать неисправность костюма несколькими способами. Конкретно моя идея заключалась в том, что если у костюма возникают какие-то проблемы, то он начнёт интенсивно мигать, и это даст Питеру понять, что с ним что-то не так. Если костюм светится как безумный — всё очень плохо.

Старший концепт-художник Marvel Studios

Как только взломанный костюм активирует все подсистемы, Питер тут же знакомится с ИИ, Карен. С её помощью создатели в очередной раз обыграли очередную комиксную условность — душевные разговоры с самим собой.

Хотя даже без Карен монологов в фильме хватает.

Крылья

Дебютировав в Amazing Fantasy № 15, паутинные крылья большую часть своей истории носили чисто декоративный характер. В тех трёх случаях, когда Питер всё-таки планировал с их помощью, он или специально плёл новые крылья, или носил костюм Железного Паука от Тони Старка. Классический же костюм всегда обходился без встроенных — и при этом рабочих — крыльев.

Первым, кто активно использовал вшитую в костюм паутину для планирования, стал Мигель О’Хара, Человек-Паук 2099 года. В комиксах 90-ых годов он планировал на драматичном паутинном плаще, но в игре Spider-Man: Shattered Dimensions его заменили на привычные всем крылья — они открывались также, как и в костюме Железного Паука. Позднее идея перетекла во второй, белый костюм О’Хары, ещё позднее — в костюм Человека-Паука «Киновселенной Марвел».

И возвращаясь к Training Wheels Protocol, необходимо ответить на вопрос, что он представляет из себя не с визуальной или практической, а с тематической точки зрения. Кто-то считает, что это унизительная насмешка Старка, но на самом деле всё чуть сложнее.

Первый тематический уровень протокола — это метафора взросления Питера по ходу фильма. Он взломал костюм в попытках искусственно ускорить этот процесс, и с треском провалился. В конце фильма Паркер получил костюм обратно со всеми разблокированными функциями, так как возмужал и понял, что главную роль играют не внешние переменные вроде навороченного костюма, а воля, адекватное осознание собственных возможностей и опыт, который приходит только со временем. Безвольный, высокомерный и некомпетентный дурак останется таковым что в паучьем костюме, что без него, и никогда не реализует своей потенциал на максимум. Если коротко.

Второй и последний тематический уровень протокола — это желание Старка всё контролировать и всех гиперопекать; в «Гражданской Войне» он запер Ванду в штабе Мстителей и приставил к ней Вижна, а также подписал Заковианский Договор, согласно которому все люди со сверхспособностями действуют от имени ООН и подчиняются ему же, раскрыв свои имена и суперсилы. Протокол в костюме Питера — продолжение внутренней арки Тони Старка, но никак не циничная издёвка с его стороны.

Цвета

Если про красный цвет сказать особо нечего, кроме того, что он интенсивный, хорошо выглядит и символизирует жизнь, энергетику и динамичный характер персонажа, как в комиксах, то синий цвет можно разбить на два аспекта: визуальный сторителлинг и функционал. Начнём с последнего.

Тёмно-синие линии вдоль ног и спины — это края обогревающих панелей; в боках они делят место с крыльями. Вот и весь функционал.

Гораздо интереснее то, как цвет отмечает развитие персонажа. Если мы посмотрим на первый, самодельный костюм, то вместо привычного синего/голубого увидим светло-голубой оттенок.

В комиксах есть раны, где синий был светло-голубым, даже светлее, чем красные секции, и мне всегда нравилась эта идея. Самодельный костюм основан на попытке получить такую гамму с похожим на порошок синим и очень глубоким красным цветом, а также использовать эмблему Тодда МакФарлейна на груди. Это было похоже на более невинную версию Человека-Паука. А раз Том Холланд собирался играть настоящего школьника, то вполне логичным был костюм, который ощущался чуть ли не по-детски невинным.

Райан Майнердинг
Дизайнер персонажа, глава виз-дев департамента Marvel Studios

Именно по этой причине в каждом новом костюме цвет и темнел до тех пор, пока не стал полностью чёрным, прямо отражая опытность Питера.

Идея и сама по себе, и в рамках паучьей франшизы совершенно не нова: умудрённость Человека-Паука в исполнении Тоби Магуайра, Эндрю Гарфилда и Джейка Джонсона визуально проявлялась точно также, при помощи синего цвета. Версия Тома Холланда в этом плане отличается лишь тем, что синий меняется в каждом фильме, явно демонстрируя развитие главного героя.

Изначально Marvel Studios даже не собирались делать костюм в классической палитре: братья Руссо, режиссёры «Гражданской Войны», хотели, чтобы Человек-Паук носил красно-чёрный костюм сразу. Но по вышеописанной причине воплотить идею не удалось. И это к лучшему.

К слову, в той же «Гражданской Войне» синий цвет гораздо глубже и темнее, чем в сольном паучьем фильме; супергероя вводили в КВМ со спешкой и не успели точно продумать все детали облачения, в том числе цвета.

Другой особенностью костюма можно назвать его текстуру. В трилогии она «кирпичная»; в TASM2012 трико украшают гексагоны (шестиугольники), растянутые в некоторых синих участках, и очень шумный принт ткани; TASM2 исправил ошибки оригинала, но вернулся к кирпичикам трилогии, полностью утратив свою идентичность. Текстура в КВМ не просто отличается от всех предыдущих костюмов, а делится на два типа — точки красного сегмента и мозаику из тёмно-синего и голубого квадратов синего сегмента (в «Гражданской Войне» у красной секции была та же мозаика). Оба вида сохраняют одинаковый размер на протяжении всего костюма.

Однако добиться такой выверенной точности удалось не с первого раза.

На вопрос «Что было сложнее всего в создании костюма?» дизайнер Луиза Фрогли в 289 номере журнала SFX ответила так:

Чтобы сделать текстуру правильно, нам приходилось безостановочно экспериментировать. Мы печатали её на крашеной ткани, и точки были немного похожи на ракетки для пинг понга. Если точки будут слишком высокими, выпуклыми, то развалятся. Если они будут слишком близко или слишком далеко друг от друга, то начнут мерцать. Эти точки неделями сводили меня с ума! Всё дело в мельчайших деталях. Единственный способ заставить точки выглядеть идеально и просто — это безупречно выполнить свою работу. И люди психуют из-за этого — бедные женщины плакали в мастерской или кидались ножницами!

Луиза Фрогли
Дизайнер костюма

Благодаря настолько кропотливому подходу красная секция издали (а иногда и вблизи) слегка напоминает бархат, что очень мило.

Теперь поговорим о том, что не так уж и мило — о заблуждениях. Даже если они всплывают не так часто.

По какой-то причине самая юная часть фанатов Сэма Рейми считает, что издали Человека-Паука можно распознать только в том случае, если у костюма будет объёмный (ещё лучше — глянцевый) веббинг.

Это не так. У Рейми особо «опознающей» функции веббинга просто нет, ведь Человек-Паук в его вселенной — единственный супергерой во всём мире. Он узнаваем по определению.

Но в КВМ ситуация совершенно обратная: раз в ней находится туча супергероев, то и Паука среди них узнать сложнее, верно?

Человека-Паука на фоне остальных супергероев Marvel выделяют, как не трудно догадаться, паучьи способности: если издали вы увидите ползающего по стене человека, вы не подумаете, что это Капитан Америка. Узнать стенолаза просто и в полёте: если Железный Человек и Воитель летят преимущественно по горизонтали, диагонали и вертикали, то Человек-Паук — по дуге, потому что он не столько летит, сколько раскачивается.

В число отличий входят и мелкие «атрибуты»: в полёте Человек-Паук не оставляет за собой следы космической энергии, как Капитан Марвел, или лёгкую дымку, как Сокол, Железный Человек и Воитель — он оставляет только блестящую паутину; у него нет плаща, как у Доктора Стрэнджа, Тора или Вижна; он меньше Халка, но больше Ракеты с джетпаком. Паучий язык тела, то есть воздушные акробатические трюки и характерные позы на стене и в воздухе, тоже играют на узнаваемость. Но это не главные отличительные признаки супергероя.

Человек-Паук в комиксах узнаваем прежде всего из-за расположения цветовых пятен на своём трико: cапоги, торс, пояс, руки и голова — красные, а спина с боковыми панелями и ноги — синие. При этом синий цвет как бы «зажат» красными участками. В результате тёплый красный и холодный синий пытаются вытеснить друг друга, из-за чего даже неподвижная фигура Человека-Паука в глазах зрителя выглядит динамично. Костюм в КВМ на это и работает — вы узнаете героя с любой дистанции.

Чёрные полосы дополнительно закрепляют внимание на отдельных элементах костюма, подчёркивая спину, плечи, локти, предплечья, пояс и сапоги. Одним словом, поддерживают общую композицию.

Что в заключение можно сказать о цветах костюма? Они работают, вот и всё.

Три метафоры

Под метафорами подразумеваются не глубокие артхаусные материи, а очень простые и понятные идеи, даже набор фактов.

В прошлой статье объяснялось, почему самодельный костюм символизировал близкое окружение Питера. Логично, что если пижама стоит за его вселенную, то новый костюм — это «приветствие» Паучка со стороны Marvel, удостоверение о том, что он стал частью новой-старой семьи. Прямых подтверждений этому достаточно.

Во-первых, именно в этом костюме зритель впервые увидел персонажа 10 марта 2016 года, во втором трейлере «Гражданской Войны».

Во-вторых, зритель впервые увидел персонажа именно в этом костюме в «Гражданской Войне», ключевом фильме вселенной, где собрались 90% супергероев КВМ.

В-третьих, в отличие от первого костюма, который Питер сделал сам, новый костюм создал Тони Старк, самое известное и первое лицо всей «Киновселенной Марвел».

Поэтому суть первой метафоры можно сформулировать, как «подарок от КВМ для жизни в КВМ».

И если зашла речь о Старке, то вторая метафора связана с ним напрямую. Познакомившись с Питером, Тони смог уловить его амбициозную и слегка заносчивую натуру: не каждый пятнадцатилетний школьник решиться дерзить всемирно известному супергерою-миллиардеру старшего возраста.

Поэтому Старк подчеркнул очень лёгкий юношеский максимализм и выпендрёж Паркера с помощью определённых визуальных элементов.

Большинство супергероев носят один-два характерных символа. У Капитана Америка, например, это звезда и буква А; символика Железного Человека состоит из арк-реактора; Халк — это буква H или кулак; Хоукай — мишень или стрелка вниз; Тор — это молот, а Капитан Марвел — звезда.

Символика в костюме Халка и Хоукая в большинстве случаев просто отсутствует, а у остальных персонажей встречается от одного до четырёх раз.

Однако в костюме Человека-Паука паучий мотив встречается деcять раз. Символ на груди помножен на два — с дроном и без; новая задняя эмблема не только отличается от передней, что само по себе бравада, но и содержит внутри «паутинный» парашют; два паутиномёта украшены гравированным паучком, а в гаджет непосредственно встроены паучий сигнал и паучий жучок; в боках спрятаны самые настоящие паутинные крылья. Довершает всё это самолюбование веббинг: если в самодельном костюме он находился только на перчатках, то здесь Тони растянул его на весь костюм. Чтобы все точно поняли: ползающий и летающий на паутине персонаж — это Человек-Паук.

Обидно, что базис этой символики состоит из идей Питера только на 22% и включает в себя одну переднюю эмблему и веббинг на перчатках. Тони привнёс в хай-тек костюм непозволительно много. Ничто не мешало Паркеру нарисовать задний символ в старом костюме (что и планировалось, судя по концепту ниже) или начать стороннюю работу над прототипом паучьего сигнала, чтобы приблизить уровень оригинальных символов к 33-45%. Да, все атрибуты нового костюма идеально подходят Питеру и вписываются в его характер и возраст, но авторство Старка слишком жирное.

Подытоживает всё это влияние тот факт, что Тони создал полностью рабочий костюм Паука примерно за сутки, между двумя сценами ниже.

Можно поверить в то, что он доработал дизайн за столько времени, но выдумывание 575 модов паутины за день — совершенно неправдоподобно, будь Старк хоть трижды гений.

Тем не менее, костюм об этом прямо заявляет, поэтому вторая метафора звучит так — «дизайнерский гений Старка и его проницательность в людях, особенно в Питере». А ещё желание чересчур опекать своих товарищей — Training Wheels Protocоl яркий тому пример.

Последняя метафора самая очевидная — костюм обозначает новую ступень в карьере Человека-Паука и служит мостиком от перехода Spider-Boy’a к Spider-Man’у. До «Гражданской Войны» он играл очень приземлённую роль: Паучок был крайне неприметен и за полгода активности никогда не пересекался с другими персонажами, которыми восхищался, и не ощущал себя частью этой вселенной. В конце сольного фильма, несмотря на новые знакомства и бешеные амбиции, он осознанно и без колебаний принял своё место в иерархии Marvel: Мстители позаботятся о континентальных и международных угрозах, но кто будет разбираться с уличными преступниками и проблемами локального уровня? Человек-Паук, вот кто.

Человек-Паук сумел остановить Стервятника и предотвратить продажу невероятно опасной техники и оружия; он сделал это сам, используя своё снаряжение, волю и выдержку. Паркер на собственной шкуре уяснил, что супергерой — это не костюм, а его носитель. Всё остальное — это инструменты, и они будут работать только в надёжных руках. Поэтому Тони вернул Питеру его костюм в его надёжные руки. А Питер не отказался, хоть и не просил Старка об этом; функции костюма в особых случаях всё же могут пригодится.

Впрочем, в дальнейшем Паркер удалит поддержку вроде ИИ, голосового помощника и дрона в угоду ручного управления и эргономичности.

Что касается метафор, то по итогу они выглядят так:

  1. Удостоверение о членстве во вселенной Marvel.
  2. Гениальный гений Тони Старк уловил вызывающий характер Питера.
  3. Не Spider-Boy, а Spider-Man; принятие своей маленькой роли в большом мире.

Почему отказались от прототипа

Ниже — в основном гипотетические предположения.

Он выглядел с перебором дерзко и немного нелепо, а также повторял идеи предыдущих паучьих фильмов, чего Marvel категорически не хотели.

Дерзость проявляется прежде всего в обилии стрелок/треугольников.

Треугольник дополнительно подчёркивает динамику персонажа, как внешнюю (языка тела), так и внутреннюю (колкости, шутки). Поэтому треугольник как геометрическая фигура вполне естественен для Человека-Паука, а пояс в виде стрелки так и вовсе дебютировал в AF № 15, первом появлении паутиноплёта.

Прототип, однако, получился излишне дерзким для Питера Паркера того периода. Поэтому треугольники заменили на спокойные полосы и трапеции, а корпус шутеров сгладили. Наиболее заметные стрелки добавили в плечи и предплечья; мелкие заострения оставили на икрах и груди.

Проще говоря, герою немного «притупили» импульсивность его характера.

Очень странно в прототипе выглядят синие полосы. Они явно оторваны от синей части костюма для того, чтобы закрепить внимание на отдельных сегментах тела, но находятся слишком близко к синей секции и периодически сливаются с ней, из-за чего не всегда работают как акценты; красная линия между синей полоской и основной синей секцией — наоборот, в статике может привлечь ненужное внимание.

Объёмный веббинг как концепт повторяет предыдущие паучьи фильмы. Marvel не хотели повторяться и убрали объёмный веббинг, без которого костюм, в свою очередь, смотрится неуравновешенно. Ещё один повод кардинально его переработать.

Ромитовские эмблемы удалили в связи с тем, что, вероятно, в таком их виде паучок-дрон и парашют не могли уместиться внутри.

Минусы

Начнём с малого — в анфас голова выглядит уродливо и похожа на перевёрнутое яйцо, к тому же она слишком большая и напоминает не маску, а шлем; до неприличного сильно выпирает пятая точка.

Предположу, что настолько плохая форма головы — это издержка за гармоничный веббинг: при более узком фейсшелле (твёрдой маске под маской, без которой голова будет похожа на мешок) веб-паттерн мог «cбиться» и по итогу выглядел гораздо хуже. В таком случае проблема ясна и понятна, но всё ещё непростительна — уродливая голова сама по себе никуда не денется, что сиквел только подтвердил. С пятой точкой то же самое.

В таком виде костюм напоминает пубертатную куклу с трясущейся головой, что смотрится очень некрасиво и неприятно. Если даже во второй части ошибки не исправили, то на триквел надеяться просто бессмысленно.

Теперь о более заметных проблемах костюма.

CGI

О том, почему CGI в «Возвращении Домой» настолько ужасен, можно написать два вполне любопытных лонгрида, но мы уложимся в три коротких пункта.

  • Самая сильная VFX студия, Sony Pictures Imageworks, несколько месяцев занималась финальными сценами с ночным освещением. Все остальные сцены были отданы Luma Pictures, Method Studios, Digital Domain и прочим.
  • Действие большинства сцен происходит днём, что всегда осложняет работу всех VFX студий, опытных и не очень — графика при чистом дневном свете заметна всегда. В случае «Возвращения Домой» она заметна не только из-за освещения: её долго демонстрируют средним/крупным планом.
  • На отснятые сцены с костюмом вышеперечисленные команды наложили, очевидно, слишком много графики/полностью заменили сцены на CGI.

Картина, грубо говоря, следующая: самая качественная графика находится в главных, ночных сценах, где она не так важна; не такие значимые, но дневные сцены, где качественный CGI просто необходим, довольствуются графикой хуже. В идеале всё должно быть наоборот.

Закономерно встаёт следующий вопрос — зачем живые сцены без трюков и с отличным костюмом либо смешали с CGI, либо полностью заменили на CGI? Зачем графика нужна там? Чтобы что?

Отчасти это, конечно, объясняется удалением складок костюма.

И здесь объяснения заканчиваются. Подавляющая часть всей графики в фильме отвратительна — это факт. От неё пострадали костюм, почти весь перформанс Тома Холланда/его дублёров, и, самое главное, зритель. Сиквел в этом плане исправился, но ужас первой части это не оправдывает.

На этом всё. Спасибо, что прочли статью!

Из-за некоторых ограничений редактора DTF материал делится на две части. Дата релиза новой части, где будут разобраны оставшиеся проблемы костюма и подведены общие итоги, зависит от фидбека на эту статью: если она вам понравилась и вы узнали о персонаже что-то новое, не забудьте поставить плюс и оставить комментарий. Аргументированная критика приветствуется.

Ещё раз спасибо за то, что прочли материал до конца. До скорых встреч!

Оглавление


 

Источник

Читайте также