Небольшая рецензия на научно-фантастический фильм.
В 2014 году режиссёры Зик Эрл и Кристофер Колдуэлл представили миру свою научно-фантастическую короткометражку под названием «Prospect». Наиболее подходящий перевод названия для фильма — «разведка», или, если хотите, «геологоразведка».
Фильм рассказывал историю девушки-подростка, оказавшейся со своим отцом на далёкой планете покрытой густыми джунглями. Планета была примечательна своими редкими природными сокровищами и токсичной пылью в атмосфере, вынуждающей человека не расставаться с защитным скафандром. Герои картины – простые старатели, что отправились на поиски и добычу драгоценных материалов в надежде разбогатеть. Как водится, конкуренты застают их врасплох и выживание становится для героев важнее риска сорвать куш.
Короткометражке не хватало бюджета, но даже при скромной картинке фильм вышел на удивление атмосферный и красивый. Ядовитые джунгли чужого мира, недорогой (но хорошо смотревшийся) реквизит и костюмы, неплохой звук – всё это оставляло хорошее впечатление. Сюжету не хватало глубины, концовка осталась скомканной, но при просмотре казалось, что это проблема хронометража.
Именно поэтому узнав, что режиссёры снимают полнометражную версию фильма, я был воодушевлен. Увеличившийся бюджет и экранное время – то что нужно было истории чтобы расцвести.
Дебютный для режиссеров полный метр «Prospect» (в отечественной локализации – «Перспектива») вышел в свет в 2018 году в рамках фестиваля South by Southwest и собрал ряд наград, в том числе и на других кинофестивалях.
Однако широкой публикой фильм остался не замечен, несмотря на участие в картине Педро Паскаля (вы можете вспомнить его по роли Оберина Мартелла из Игры престолов, он же играл Мандалорца в одноименном сериале от Disney).
В России цифровой релиз «Перспективы» состоялся 30 декабря 2019 года. Посмотрев наконец фильм, хочу поделиться с вами мнением о нём, так что сворачиваю долгую предысторию и перехожу к сути.
«Перспектива» — это в первую очередь космический вестерн. Если быть точнее – история про фронтир и его старателей. Вместо пустошей Дикого Запада – ядовитые джунгли чужой планеты. Золотодобытчиков здесь заменили на отправляющихся прямо с орбитальной станции искателей приключений. Местное сокровище – драгоценные камни «орелак», добыча которых требует навыков и хитрости. Само собой, есть в фильме плохие парни с пушками и жаждой наживы. Здесь даже есть свои индейцы.
Главных героев у нас два. Первый – девушка по имени Си (Софи Тетчер). Она не горит желанием отправляться на поиски сокровищ, в отличие от её отца Деймона (Джей Дюпласс). Деймон с первых минут фильма не представляется образцовым папашей, впрочем, в сюжете играет не самую важную роль.
Кто играет важную роль, так это второй основной герой – прохвост по имени Эзра (Педро Паскаль). Классический авантюрист, не злой и не добрый, действующий по ситуации, которому начинаешь сопереживать с первых минут (уж не знаю, магия ли это улыбки Паскаля, или дело в архетипе персонажа).
В целом фильм не богат на действительно неожиданные сюжетные трюки, но разворачивающаяся на экране история будет интересна любителям как вестернов, так и фантастики. Если не вдаваться в подробности, то в определённый момент смекалистая девушка Си и её конкурент-авантюрист Эзра оказываются по одну сторону баррикад: они вынужденны сотрудничать, чтобы выжить на враждебной планете.
К сожалению, я не смог найти в сети информацию о бюджете картины, но с уверенностью можно сказать, что он небольшой. Дела с реквизитом и костюмами идут лучше чем у короткометражки-предшественницы, но от одной мысли насколько фильм мог быть зрелищнее, будь у создателей больше денег, немного грустно.
Радует минимальное и в большинстве своём удачное присутствие компьютерной графики и красивые, атмосферные джунгли ядовитой планеты (все сцены на натуре снимали в дождевом лесу национального парка Олимпик в США). Частицы ядовитой пыли в атмосфере – не продукт компьютерной графики (пыль действительно собирали и подбрасывали в воздух, накладывая на изображение в нужных сценах), что лишний раз отводит к скромному бюджету, но в данном случае это даже идёт картине на пользу. Понравился дизайн и звук местного оружия, защитные костюмы героев и некоторые декорации. Пусть фильм и бюджетный, но не уродливый.
Саундтрек из песен прибалтийских композиторов (ещё и в своеобразных обработках) удивительно хорошо ложится на картинку, вписываясь в тональность фильма.
Стоит также похвалить игру Педро Паскаля – выше головы актер не прыгнул, но его персонаж вызывает симпатию. Ничего плохого об игре Софи Тетчер, которой досталась роль девушки-подростка, тоже сказать не хочется. Дуэт выдаёт драму в умеренных количествах (персонажи в целом малоэмоциональны) и смотрится неплохо.
Что хочется поругать, так это некоторую топорность отдельных сцен и сюжетных поворотов. Затянутые эпизоды с добычей «орелака» не держат в напряжении (как видимо задумывалось), а как минимум выглядят странно и не впечатляюще. При просмотре ключевой для фильма сцены, в самой кульминации повествования, складывается ощущение: могли сделать лучше. Впрочем, этими проблемами страдала и короткометражка, ставшая основой для фильма. От сюжета картины не стоит ожидать чего-то невероятного, тут и там к нему возникают вопросы. Но стоит отдать должное сценаристам – лор мира довольно интересен и главное подаётся зрителю ненавязчиво.
Что в итоге: смотреть или нет? В итоге фильму не хватает звёзд с неба, но любителям приключенческой фантастики и космических вестернов посмотреть кино определённо стоит. «Перспектива» – крепкий середнячок, которому можно накинуть лишний бал как минимум за визуальный стиль и атмосферу. Это не событие в жанре, но и не абсолютный проходняк.