В 1978 году 22 летний режиссёр Дон Коскарелли выпустил на экраны пожалуй один из самых необычных фильмов ужасов в истории жанра. В отличие от известных нам картин про бессмертных маньяков или демонических существ, “Фантазм” в первую очередь обращался к детским страхам и умело играл с происходящим на экране, постоянно перетасовывая перед зрителем сон и явь, фантазию и реальность. Хотя в коммерческом плане “Фантазм” и не стал крупным хитом (зато хорошо окупал себя на видео), а его продолжения отличались бюджетностью и постоянными скачками от одного жанрового элемента к другому (90-е на дворе, как никак!), серия всё же обрела сравнительно плотную армию фанатов, которые без конца погружались в жестокую реальность, созданную таинственным Верзилой. Тем более, что в отличие от более успешных коллег аля “Зловещие мертвецы” “Фантазм” выгодно отличался своей нестандартностью и разноплановостью происходящего. То, что на первый взгляд выглядело, как рядовая страшилка, в итоге превращалось в нечто иное, что обращалось к самым глубоким страхам человеческой души.
Фантазм, 1979 г (Phantasm)
Главные герои — братья Майкл и Джоди Пирсоны — сталкиваются с необъяснимыми явлениями в маленьком городе Морнингсайд. Сначала таинственным образом погибает их друг, затем Майкл видит, как местный могильщик вытаскивает гроб из под земли и увозит в неизвестном направлении; по кладбищу бродят странные существа, похожие на гномов, а внутри жуткого дома — он же склеп и, одновременно, похоронный дом — бесследно исчезают люди. Как выяснилось, гробовщик — высокий старик в строгом костюме — оказывается существом из иной реальности, который похищает трупы и отправляет их на некую “Красную планету”, где те превращаются в его рабов. Теперь же “Верзилла” — как прозвали его герои — начинает охоту за братьями…
Если говорить коротко, “Фантазм” — очень странный фильм. Сперва он может отпугнуть своей хаотичной структурой, где сцены не следуют друг за другом, а то и вовсе лишены какой-то прямой канвы. То же самое касается и персонажей, которые появляются и исчезают без объяснения каких-либо причин — мы даже не запомним их имён. Под конец, когда начинает нарастать саспенс, а история преподносит зрителю пару-тройку эффектных сцен сюжет становится более понятным… но до поры до времени. Концовка и вовсе переворачивает всё с ног на голову, оставляя зрителя теряться в догадках по поводу реальности происходящего.
Но на самом деле “Фантазм” не так прост, как кажется на первый взгляд. В первую очередь эта история юноши, который переживает скорый уезд брата и поэтому нарочно втягивает себя в приключения; и все его чувства и эмоции в той или иной степени нанизаны на страх перед смертью (так как он всё ещё переживает гибель родителей), который сквозит отовсюду. Неспроста, Коскарелли показывает город таким маленьким и неказистым, где кажется, что кроме кладбища и пару магазинов ничего и нет. Неспроста гробовщик Верзилла воплощает в себе самого Всадника Апокалипсиса: высокий, худой, бледный старик, который занимается тем, что забирает жизни людей и уносит их тела (а может и души) в иное измерение, где им суждено преобразиться во что-то иное. И он, как смерть, будет неотступно следовать за героем, и кажется ничто в мире не сможет его остановить.
Поэтому и кажется, что фильм — это не жуткая страшилка, а беспокойный сон (обратите внимание на последние минуты фильма), вызванный подсознательным страхом, который в свою очередь был вызван недавно минувшим горем. Это же и объясняет сумбурность сюжета и последовательность сцен, где нет ничего, кроме Майка и его брата — все персонажи, что мелькают на экране нужны, чтобы выражать те или иные чувства героя, будь то страх или волнение; оттого их судьбы остаются за кадром, потому что свою функцию они выполнили. Исключение — лысеющий мороженщик по имени Рэджи, но о нём позднее.
Если отбросить лирическую сторону сюжета, то обрезки сцен и мало связанные события объясняются просто — Коскарелли наснимал аж на 3 часа хронометража, и поэтому дистрибьюторы, почесав головы, заставили режиссёра убрать оттуда всё лишнее — а иначе кто будет смотреть малобюджетный ужастик длинною с эпический фильм? Как итог, “Фантазм” порезали аж в два раза, и на мой взгляд, он от этого только выиграл.
Впрочем, Дон не расстроился и бережно спрятал вырезанные плёнки в гараже. Так, на всякий случай.
Бюджет фильма составил 300 тысяч долларов, и для самостоятельного проекта эта была очень приличная сумма. Дон собирал деньги буквально по сусекам, а если точнее просил у родственников, друзей и знакомых; и поэтому фильм “отрабатывает” буквально каждый вложенный в него цент. Особенно это касается спецэффектов; их немного, но сделаны они так, что запоминались надолго.
Например, сцены с летающими серебряными сферами — личное оружие “Верзилы” — которые буравили головы незнакомцам, заливая пространство вокруг них литрами крови. Их эффектное появление в подвале дома и последующее убийство незадачливого охранника — пожалуй, самая пугающая сцена в фильме. То же самое касается и “Алого мира”, куда на несколько секунд попадает Майкл — да, нарисовано просто и в современных реалях, наверное, вызовет смущение — но как же она переворачивала всю атмосферу с ног до головы. Зритель то думает, что фильм о кладбище и мертвецах, а оно вон как закрутилось. Плюс удивляет наличие недурной погони, множества выбитых стёкол и интересных операторских находок (те же сцены со сферами).
Вообще в фильме хватает эффектных и пугающих сцен, даже тех, где спецэффекты и не требовались. Например одна из первых, где Майкл наблюдает за Верзилой на кладбище. До сих пор Коскарелли медленно, но верно нагнетал обстановку незначительными, но явно не нормальными (в плане мира) деталями, как вдруг нам окончательно рвут шаблон и прямо говорят: “Всё, теперь твоя жизнь прежней не будет! ”. Также впечатляет и та, где Верзила молча наблюдает за Майклом, попутно выполняя какие-то странные пасы (и всё это под медленную гнетущую мелодию).
Этой суммы даже хватило на то, чтобы записать по настоящему жуткий, и в то же время, атмосферный саундтрек, больше похожий на инфернальную колыбельную. В продолжениях главную тему фильма ещё переделают несколько раз, но именно оригинал погружал зрителя в мир необъяснимого ужаса, блуждающего среди могил.
Стоит заметить, что скромная сумма не позволила режиссёру приглашать к себе именитых актёров, и поэтому в главных ролях задействованы всё те же друзья и знакомые. Впоследствии Рэджи Бэннистер и А. Майкл Болдуин станут главными лицами серии, но ни тот ни другой дальше франшизы никуда не пройдут (если не считать мелких ролей Рэджи в малобюджетных ужастиках); с одной стороны логично — ни тот ни другой актёрский мастер класс не показали; но с другой в контексте серии этого и не требовалось. Дон Коскарелли постарался сделать свою историю максимально приближенной к реальности, и поэтому его персонажи ведут себя также, как в жизни. Они будто забыли, что за ними следует камера, и поэтому отыгрывают свои роли так, словно их проживают по-настоящему. Особенно удивляет 14-ти летний Майкл Болдуин, чей юношеский максимализм зачастую перемешивается с детским страхом или обречённостью, что делает его максимально приближенным к зрителю. Проще говоря, такому персонажу легко переживать.
А вот с исполнителем роли главного злодея всё гораздо интереснее. До “Фантазма” Ангус Скримм был практически никому не известен, да и актёром его сложно было назвать. Перебиваясь мелкими ролями в сериалах, Ангус работал журналистом и сочинял аннотации к музыкальным альбомам. Кто же знал, что встреча с Коскарелли сделает его иконой хорроров, а потом и одним из самых узнаваемых киношных злодеев в жанре? И на то его причины.
Без использования грима и масок (хватило лишь туфель на высокой подошве), Коскарелли сделал Верзилу по-настоящему пугающим существом. Ему не нужно кривляться или с каменным лицом резать фигуристых болельщиц — достаточно прищуренного взгляда и громогласного “Boooooooy!”, чтобы надолго впечатлить неискушенного зрителя. Замечу, что в первой части Верзила немногословен (всего пять предложений за весь фильм), да и на экране его примерно на пять-десять минут, но каждая его фраза звучала, как гром в маленькой комнате. Ему не нужно расчленять своих жертв дабы шокировать зрителя — достаточно его долговязой фигуры в другом конце помещения, чтобы понять — тебе не выжить.
Дополнительного ужаса навевает отсутствие его мотивов — Коскарелли нам так и не расскажет откуда он, зачем всё это делает, для чего ему нужен главный герой, а главное как он связан с “Красной планетой”. Впрочем, это и не нужно — глубина таинственности и необъяснимых событий и есть та главная формула, что сделала фильм узнаваемым.