Короткая рецензия на «Братство» Павла Лунгина: приключенческий триллер в стиле советских 80-х

Завтра, 10 мая, в прокат все-таки выйдет военная драма «Братство». В центре внимания фильма будни Советской Армии во время Афганской войны 1979–1989 гг. Кинокритик Дмитрий Барченков объясняет, зачем смотреть это далеко не совершенное, но крайне любопытное кино.
Короткая рецензия на «Братство» Павла Лунгина: приключенческий триллер в стиле советских 80-х

Удивительно, но в этот уикенд стартуют целых два фильма, основанных на реальных событиях и так или иначе описывающих боевые действия — «Отель Мумбаи: Противостояние» с Арми Хаммером и Девом Пателем в главных ролях и «Братство» Павла Лунгина. Первый рассказывает о крупном теракте 2008 года, в ходе которого радикальные исламисты в числе прочего захватили знаменитый индийский отель «Тадж-Махал Палас», второй — о не самой удачной советской спецоперации в финале Войны в Афганистане. Оба рисуют скорее человеческую драму, порожденную этими трагическими событиями.

Трагической оказалась и судьба самого «Братства». После первых показов целый ряд чиновников выступили против выпуска в кинотеатры, тем более в День Победы фильма, собравшего, по их мнению, «эпизоды и гадости». Но если «Братство» ругать и стоит, то только за вязкое повествование и некоторую скудность идей, а не за попирание военных ценностей и дегероизацию советского солдата, которые картине с ученическим усердием вменяли.

Завершается Афганская война. Готовится к распаду Советский Союз. В этой атмосфере морального и физического разложения 108-я мотострелковая дивизия готовится пересечь перевал Саланг, находящийся под контролем банды моджахедов. У командования есть план, но все ли пойдет так, как надо, если холодный расчет очень редко предполагает тот самый человеческий фактор?

Рецензия на фильм "Братство" Павла Лунгина | - Изображение 2

Именно о судьбе рядового человека, по всей видимости, и стремится рассказать режиссер Лунгин. В фокусе — самые обычные разведсолдаты, исполненные актерами, к слову, не такими уж и обычными (сверхпопулярный сейчас Александр Кузнецов и звезда «Гоголь-Центра» Евгений Сангаджиев). Техническими приемами становятся хаотично используемый оператором зум, частая мокументальная съемка (ее обеспечивает гротескно-милый герой-репортер) и режиссерский выбор в пользу пленки, а не цифры.

А такая условная «ретрушность», в свою очередь, упорно убеждает, что перед нами не военная драма, а скорее приключенческий триллер 1980-х годов, на который, помимо формы, работают и содержательные элементы — ближневосточный сеттинг и лихо закрученная (одновременно и авторская, и направленная на зрителя) драматургия.

Но вместе с тем повествование, в виду запутанности и громоздкости, может не на шутку утомить. Например, понимание всех драматургических связей наступает лишь к середине фильма, а формат рассказа отдает некоторой сериальностью. Это наводит на мысли о возможном перемонтаже картины и, соответственно, будущей ее премьере на каком-нибудь из отечественных телеканалов.

Рецензия на фильм "Братство" Павла Лунгина | - Изображение 3

Ярким (или, наоборот, блеклым) пятном на фоне такого необычного режиссерского языка выглядит скудное идейное содержание. Лунгин в очередной раз заводит беседу о человеческой природе, несовершенстве мира и неизбежном кризисе даже самой стройной и кропотливо выстроенной системы.

Советские солдаты, ровно так же, как и моджахеды, могут предавать, воровать и всеми возможными способами пытаться выжить. Командиры (очень удачные актерские работы Кирилла Пирогова и Федора Лаврова) в ночи рассуждают о необходимости войн.

А несколько резонерский финальный монолог сыгранного Антоном Момотом «грека» и вовсе кажется поколенческой отповедью СССР, окончательно убеждающей, что «Братство», хоть и сложно устроено, все-таки «бьет прямо в лоб», не оставляя и минуты-другой на размышления. Но они, видимо, и не нужны. Ведь лента (все-таки) выходит в праздники, а думать и сопереживать (или почитать память, если угодно) — это не одно и то же.

 
Источник

Читайте также